Классный час «Лесной марафон» или «Что мы знаем о лесе и его обитателях?»
классный час по окружающему миру (3 класс) на тему

Классный час в 3 классе "Лесной марафон" или "Что мы знаем о лесе и его обитаталях?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sitdikova_g.r._lesnoy_marafon_.rar15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Ситдикова Гульшат Ришатовна,

учитель начальных классов

МБОУ НШ № 30 г. Сургута ХМАО-Югры


Классный час в 3 классе.

«Лесной марафон» или  «Что мы знаем о лесе и его обитателях?»

Цели: Формирование знаний о лесе, о деревьях, растениях, животных и птицах, обитающих в лесу. Воспитание активности школьников, культуры поведения в природе. Развитие познавательного интереса учащихся к познанию природы родного края.

Материалы и оборудование

Детские рисунки, поделки из природного материала                                                                                   Загадки  о  лесе, деревьях и растениях.                                                                                                                    Загадки о животных и птицах.                                                                                                                      Жетоны за правильный ответ.                                                                                                                      
Призы.

Содержание классного часа:

Презентация: Слайд 1. Загадка

Весной веселит,
Летом холодит.
Осенью питает,
Зимой согревает.

 В шубе летом,
А зимой раздетый.


Учитель: Ребята, если вы угадаете эту загадку, сможете сами назвать тему нашего классного часа.

Отгадка (лес)

Слайд № 2 Изображение леса. Призывы:

“Берегите лес от пожара”,
“Лес — наряд нашей планеты”,
“Лес — дом для зверей и птиц”.

Учитель:  Послушайте стихотворение Владимира Орлова — “В лесу”.

Словно сказочной книги
Страница,
Лес открылся,
Листвою звеня.
Понимаю и зверя,
И птицу,
И они понимают
Меня.

Может быть,
На тропинках звериных,
В непроглядной
Лесной глубине,
Вдруг избушка
На ножках куриных
Неожиданно встретится мне.

Может, в этом краю,
Ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит
Подрумяненным боком
Средь высокой травы
Колобок.

И нельзя мне в лесу
Заблудиться,
Хоть брожу от людей
Вдалеке.
Потому что и звери,
И птицы
На родном говорят
языке.

Учитель: Ребята, мы сегодня поговорим о природе, которая нас окружает. Лес, поле, горы, море — все это природа. Но больше всего, если мы говорим о природе, мы имеем в виду лес, журчащий ручеек, протекающий в лесу. В нашей стране много ученых-лесоводов, лесничих, егерей. Они охраняют старые леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы. Лес — хранитель влаги. Много книг стихотворений, песен посвящено лесу.

Вы знакомы с произведениями Скребицкого, Паустовского, Толстого, Мамина-Сибиряка, Соколова-Микитова.. Нет такого рассказа, произведения, где бы не описывалась природа. Мы должны беречь наши леса!

                                 Что мы сажаем, сажая лес?

Мачты и реи — держать паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль.
Странствовать по морю
В бурю и штиль

Что мы сажаем, сажая лес?

Радиомачты — ловить голоса,
Стол, за которым мы будем писать,
Ручку, линейку,
Пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая лес?

Легкие крылья
Летать в небеса.
Дом и качели, челнок и скамью
И деревянную лошадь мою.

Что мы сажаем, сажая лес?                                                                                                                         Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром птицы кричат.

Что мы сажаем, сажая лес?

Лист, на который ложится роса,
Воздух для легких, и влагу, и тень.

Вот что сажаем в сегодняшний день.

Учитель: Лес — это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. Это грибные поляны и душистая вкусная земляника.

Итак, начинаем наш лесной  марафон.  Сегодня каждый из вас может стать победителем нашего  марафона. Нужно правильно отгадать загадку и получить жетон. В конце классного часа мы выявим победителя.

Слайды с  изображением деревьев, о которых говорится в загадке

I.   Загадки о деревьях.

1. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.  (
Сосна)

2. Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (
Рябина)

3. Белые овечки
Бегают по свечке. (
Верба)

4. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (
Осина)

5. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (
Ива)

6. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (
Ёлка)

7. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (
Дуб)

8. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.
 (Липа)

9. Высоконько стоит,
Далеконько глядит,
Станет старушкой —
Будет избушкой. (
Сосна)

10. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (
Береза)

11.  Её всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (
Ёлка)

12. Стоит красавица на поляне:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке. (
Береза).

13. Цветы ангельские,
А когти дьявольские. (
Шиповник)

14.  В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт —
На зубок он попадёт.
(Орех) 

15. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Жёлудь) 

16. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черёмуха) 

17. В нём почти сто метров роста:
На него залезть не просто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезён.
У него одна работа —
Осушение болота.
(Эвкалипт) 

18. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб) 

19. Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница) 

20. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина) 

21. Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёза) 

22. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
(Сосна) 

23. Зимой и летом
Одним цветом.
(Ель) 

24. Каждый год молодцу
Прибавляет по кольцу.
(Дерево)

II.Загадки о растениях.

1. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом,
Дунул легкий ветерок,
И остался стебелек. (
Одуванчик)

2. Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (
Земляника)

3. Что за трава, которую
слепой сразу узнает? (
Крапива)

4. На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки
Белоснежные... (
Ромашки)

5. Что в хлебе родится,
А есть не годится? (
Василек)

6. Красна, сладка, душиста
Растет низко, к земле близко.
(Земляника)

7. Рос шар бел,
Ветер дунул, и шар улетел. (
Одуванчик)

 8. Сама холодна, а людей жжет. (Крапива)

III. Загадки о животных
 

1. Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает?
(Лиса) 

2. Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк) 

3. В клубок свернётся,
Взять не даётся.
(Ёж) 

4. По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица.
(Белка) 

5. Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок.
(Заяц) 

6. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь) 

 

IV. Загадки о птицах.

1. Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (
Птица)

2. Живет в лесу,
Ухает, как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится. (
Филин)

3. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.                                                                                                                                    Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет! (
Цапля)

4. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (
Яйцо и цыплёнок)

5. Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает. (
Ястреб)

6.Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)

7. Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик. (
Сорока)

8. Эта птица хоть куда!
Не летает никогда,
Только бегает, как ветер.
Знают птицу все на свете. (
Страус)

9. Посмотрите – выше крыш
Небо режет быстрый …. (
Стриж)

10. Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
Вёсел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу поведет. (
Утка с утятами)


11.Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких –
Красные ботики. (
Утенок)

12. Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор. (
Петух)

13.Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (
Ласточка)

14. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина …
 (Орла) 

15. Проживает в странах жарких,
А в нежарких –
В зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (
Павлин)

16. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков.  (
Пеликан)

17. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (
Дятел)


18. В синем небе голосок
Будто крохотный звонок. (
Жаворонок)

19. Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (
Журавли)

20. Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.  (
Клест)  

21. Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (
Кукушка)


22. Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (
Кормушка)

Учитель: перед тем, как назвать имена победителей нашего марафона, послушайте стихотворение Анатолия Орлова «Роща». Пусть оно заставит вас задуматься.

Роща

Дети рощу посадили
На окраине села.
Видно, Богу угодили,
Роща сразу в рост пошла.

Зеленеет над рекою,
К небу тянутся ростки.
Не достать уже рукою
Даже нижние листки.

И в любое время года
В эту чудо – благодать
Много разного народа
Приезжает отдыхать.

В зной встречает всех прохлада,
В дождь – развесистый шатер.
А кому погреться надо –
Есть и хворост на костер.

Не стесняйся – отдыхай,
Аромат лесной вдыхай!

А помимо аромата
Роща – щедрый хлебосол –
Выставляет, чем богата,
Все гостям своим на стол.

Есть опята, сыроежки,
Есть студеная вода.
Куст черники сладкоежкам
Гарантирован всегда.

Ароматней, слаще меда
Ягод солнечная медь.
Для хорошего народа
Разве можно что жалеть?

Есть из разных трав отвары,
Сок берез для детворы,-
Отдает природа даром
Щедро всем свои дары!

В эту летнюю отраду
Гостю в роще просто рады!

Дети рощу посадили,
Привели в порядок пруд.
Те, кто рядом с рощей жили,
Оценили детский труд

Хоровод березок тонких
Дворник срезал поутру:
Нужно было сделать только
Про запас еще метлу.

Мужичок в ветровке алой
Починить решил навес,
И пришел за материалом,
Как и дворник, в детский лес.

Споро вяжет – снова горе –
С веток дуба веник дед:
От простуды и от хвори
Лучше средства в бане нет.

Дед избавился от хвори –
Дуб же корчится от боли.

Ежедневно в рощу козы
Отправляются с утра, -
У осинок и березок
Очень вкусная кора

Козы кормятся до зорьки,
У костра сидит пастух.
Парень рубит чурки бойко,
Чтоб огонь в нем не потух.

Рядом брат плетет корзину,
Тут же с ивы срезав прут,
И теперь по всей низине
Ивы больше не растут.

А мальчишка шустрый вдруг
Из рябинки сделал лук.
У него уже копье
Есть из елочки свое.

Причинил немало мук
Роще этот Чингачкук!

Год прошел – нет юной рощи,
Будто было все во сне,
Бересту на пнях полощет
Ветер в стылой тишине

Заросли крапивой тропки,
У пруда иссяк родник.
На его лужайке топкой
Только клен к земле приник.

Вряд ли этого хотели
Люди, в роще все круша.
Просто думали о теле,
Позабыв, что есть душа.

Дети рощу посадили,
Не повесили замок.
Чтобы труд их вдруг сгубили,
Вряд ли кто представить мог.

И теперь за все в ответе
Будут, видно, только дети.

Подведение итогов. Награждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Лесные пожары"

Цели классного часа: Дать детям представление о роли леса в жизни человека. Объяснить причины и последствия лесных пожаров. Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопаснос...

Классный час Лесные пожары 2 класс

Конспект классного часа Лесные пожары 2 класс....

Конспект классного часа в 3 классе на тему:"Знай правила движения, как таблицу умножения"

Конспект классного часа в 3 классе на тему:"Знай правила движения, как таблицу умножения" со следующими целями:        1) формирование представления младших шко...

Классный час "Лесная красавица"

Данный классный час несет в себе познавательный материал о появлении елочки в качестве новогоднего украшения....

Классный час "Интелектуальный марафон" для 3-4 класса.

Позволит проверить эрудицию ребят, способствовать развитию чувства любознательности....

Классный час "Лесные опасности"

Презентация, рассказывающая об опасностях в лесу...

Методическая разработка "Что мы знаем о лесе?"

Методическая разработка "Что мы знаем о лесе?"...