Мини-проект с младшими школьниками
проект по окружающему миру (3, 4 класс) на тему
В данном материале описывается подробное проведение тренировочного мини-проекта. Проводится исследование на тему животных, конкретно - медведя. Мини-проект проводится со всем классом на одном занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_proekt_s_mladshimi_shkolnikami.docx | 494.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини проект с младшими школьниками
Подготовка
Для проведения тренировочного занятия понадобятся карточки с символическим изображением методов исследования. Так же подготовить карточки с изображением животных – тема будущего исследования.
Весь класс располагается вокруг нескольких вместе составленных столов, на которых впоследствии располагаются карточки.
Проведение тренировочного занятия
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня у нас с вами будет необычный урок, который вам должен запомниться. Сегодня мы с вами будем проводить исследования, почти как настоящие ученые!
- Хотите ли Вы узнать, как чувствуют себя ученые?
- Для этого нам нужны двое самых умных и смелых ученых.
- Перед вами расположены карточки с темами исследований, из них вам нужно выбрать одну тему.
- Наши ученые выбрали тему «Медведи». Хороший выбор, ребята!
- Теперь вам нужно будет составить небольшое сообщение о медведе. Чтобы его составить, нам нужно продумать план, по которому вы будете исследовать. Как вы думаете, с чего мы можем начать? Правильно, сначала нам нужно очень хорошо подумать (кладем на карточку !).
- Значит, первым этапом в исследовании будет «Подумать». Нам нужно вспомнить все, что мы знаем о медведях. А чтобы не забывать то, что мы вспомнили, зафиксируем сведения о медведях на бумаге (запись или зарисовка)
- Эти животные знакомы людям с давних времен, у народов всех континентов они почитались как олицетворение силы. Люди, с одной стороны, преклонялись перед неодолимой мощью медведя, а с другой стороны считали его желанным и почетным охотничьим трофеем.
- Как вы думаете, какой у нас будет следующий этап? Следующий этап «Спросить у другого человека» (на стол учитель кладет рисунок человека). Это значит, что вы можете просить подсказки у класса.
- Следующий этап «Узнать из книги». Я вам даю энциклопедии, где вы можете найти нужную информацию.
- Далее идет этап «Наблюдение и эксперимент», но мы с вами не можем понаблюдать за медведем, так как рядом нет леса и это будет опасно.
- Следующий этап «Посмотреть в компьютере». У нас есть интерактивная доска и компьютер. Вы можете найти дополнительную информацию через интернет.
- Последний этап «Обобщение материалов». Сейчас вам нужно обобщить собранный вами материал и выделить из него самое главное. Когда вы это сделаете, нужно будет дать определение основному понятию «Медведь»
Итог. Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали. Сегодня вы провели исследование почти как настоящие ученые. Мне очень приятно было с вами работать. Всем спасибо! Урок окончен.
Данные о медведях
Медве́дь — семейство млекопитающих отряда хищных. Отличаются от других представителей псообразных более коренастым телосложением. Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям, особенно белый медведь и медведь гризли. Невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют.
Общее описание
Сравнительно с остальными семействами отряда хищных, медведи отличаются наибольшим однообразием внешнего вида, размеров, многих особенностей внутреннего строения. Это самые крупные из современных наземных хищных зверей. Белые медведи достигают длины тела 3 м при массе до 725 и даже 890 кг; малайский медведь — самый мелкий представитель медвежьих: в длину он не превышает 1,5 м, высота в холке составляет всего 50—70 см; масса — 27—65 кг.
Самцы на 10—20 % крупнее самок. У белых медведей разница самцов и самок в размерах и весе достигает 1,5—2 раза.
Мех с развитым подшёрстком, довольно грубый. Волосяной покров высокий, иногда косматый; у большинства видов густой, у малайского медведя — низкий и редкий. Окраска однотонная, от угольно-чёрной до беловатой. У большой панды контрастная, чёрно-белая. На груди или вокруг глаз бывают светлые отметины. У некоторых видов имеет место индивидуальная и географическая изменчивость окраски. Окраска по сезонам не меняется.
Образ жизни
Обитают в самых разнообразных условиях — от степей до высокогорий, от лесов до арктических льдов, в связи с чем различаются образом жизни и способами питания. Большинство медведей обитает в равнинных или горных, реже — на безлесных высокогорьях. Для некоторых видов характерна привязанность к воде — как к ручьям и рекам, так и к морским побережьям. Белый медведь населяет Арктику, вплоть до ледяных полей Ледовитого океана. Обычный бурый медведь встречается в степях и даже в пустыне, в субтропических лесах, тайге, тундре и на морских побережьях. Все виды — наземные животные. Белый медведь — полуводное. Малайский медведь отлично лазит, ведя полудревесный образ жизни. Активны медведи главным образом ночью, реже днём или круглосуточно. Белый медведь — преимущественно дневное животное. Период отдыха проводят в пещерах, ямах у корней деревьев. Малайский медведь сооружает на деревьях подобие гнезда. Держатся поодиночке, за исключением пар в период ухаживания и самок с молодняком. Также собираются временными группами на кормных местах, — например, на реках во время хода лосося.
По характеру питания всеядные, однако некоторые виды предпочитают растительную пищу, другие — животную. Белый медведь питается почти исключительно жиром и мясом морских млекопитающих. В рационе почти всех видов растительная пища играет важную роль. Обычно также поедание насекомых и их личинок, рыбы и, реже, падали. Рацион часто меняется в зависимости от сезона и доступности кормов.
Медведи поедают различные растения, их корни, стебли и плоды - ягоды, орехи, желуди; ловят насекомых и грызунов, иногда "балуются" мелкими копытными; медведи прибрежных районов - прекрасные рыбаки. Чтобы обеспечить энергией столь массивное тело, да еще и накопить жирку на сезон спячки, им приходится летом и осенью съедать по 30-40 килограммов в день.
Если медведю удалось накопить жировой запас, с наступлением холодов и сокращением источников питания в его организме замедляются все обменные процессы. Зверь готовится к так называемой зимней спячке. Он становится вялым и апатичным и, согласно инстинкту, начинает искать и обустраивать себе берлогу. Где вскорости и засыпает.
Просыпаются медведи обычно в апреле, мае. Длительность спячки зависит от погодных условий, здоровья и возраста животного. За время сна он теряет иногда до 40 процентов своего веса, но при достаточном питании вскоре восстанавливает его.
Большинство медведей практикуют оседлый образ жизни, но самцы белых медведей широко кочуют в течение круглого года, а самки с молодняком — часть года. Бурый медведь, гималайский и барибал проводят большую часть зимы в берлоге, в состоянии гибернации (спячки). В этот период они живут за счёт накопленных жировых запасов. У белого медведя в зимний сон впадают только беременные самки. Остальные виды зимой не спят.
Интересно, что детеныши (от одного до четырех) рождаются в январе-феврале, то есть пока медведица пребывает в спячке. Малыши появляются на свет слепыми, без шерсти и зубов, весом чуть больше половины килограмма, но быстро растут на питательном молоке 20-процентной жирности все еще спящей мамы.
За несколько месяцев такого питания медвежата совершенно преображаются, из берлоги они выходят уже мохнатыми и шустрыми. Правда, еще очень несамостоятельными. Смертность среди детенышей первого года жизни очень высока. Виной тому голод и нападения других хищников. Если медвежонок отстал от медведицы, он становится легкой добычей для волков, рысей и орлов.
Медвежата обычно остаются с матерью два с половиной года, иногда три. Их выживание полностью зависит от медведицы: от ее умения охотиться и рыбачить, а также от ее способности передать свои знания медвежатам. И если мать хорошо воспитала своих детей, они вырастут крепкими, здоровыми и умными.
На первый взгляд медведи довольно медлительны и неуклюжи, однако иногда они способны довольно быстро бегать (до 50 км/ч), лазать, подниматься на задние лапы. Некоторые виды прекрасно плавают. (Особенно хорошо плавает белый медведь.) Острота зрения отдельных видов сравнима с человеческой. Растительноядный барибал обладает цветовым зрением, позволяющим ему различать по цвету съедобные плоды и орехи. Однако наиболее развито у медведей обоняние.
Продолжительность жизни большая, — 25—40 лет. Бурый медведь может прожить в неволе дольше 45 лет. У некоторых видов, однако, высокая детская и подростковая смертность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация мини-проекта по окружающему миру через урок-путешествие "Лесная мастерская"
В представленном материале показана структура урока-путешествия "Леская мастерская", направленного на личностно-развивающее обучение.Урок состоит из 7 этапов:1. Ситуация успеха.2. Ситуация интеллектуа...
Является ли мини - проект одной из форм планирования урока?
Данное выступление подготовлено к семинару по УМК " Перспективная начальная школа"....
Учебный мини-проект на уроке технологии "Магнит в подарок бабушке и дедушке"
Презентация учебного мини- проекта на уроке технологии. Итоговый урок по теме "Керамика в культуре народов мира"....
Методическая разработка "Создание мини-проекта "Широкая масленица"(паспорт мини-проекта)
Возраст детей начальной школы является благоприятным для формирования культурно-нравственных основ через изучение устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства посредством проектной...
Мини -проект для младших школьников в школе-интернате "Голубое небо, серебром усыпано"
КРА ТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТАСовременные маленькие школьники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будо...
Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»
Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...
Мини проект и творчество в обучении и воспитании школьника
Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их пр...