Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе авторской программы: Плешаков А.А. "Окружающий мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.docx | 129.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
- Пояснительная записка………………………………………………………………2
- Общая характеристика курса………………………………………………………..3
- Планируемые результаты……………………………………………………………6
- Учебно-тематический план………………………………………………………… 12
- Содержание программы……………………………………………………………..13
- Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………….16
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета……18
- Контрольно-измерительные материалы……………………………………………23
- Календарно-тематическое планирование по окружающему миру ………………………………………………………………………………………....33
- Лист корректировки календарно-тематического планирования…………………60
- Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- авторской программы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение,
- планируемых результатов начального общего образования,
- учебного плана МОУ «Рыбачьевская школа» на 2016-2017уч.год.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Цель изучения курса «Окружающий мир»:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества
- воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
- овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно — следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
- систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
- освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
- знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
- существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
- Общая характеристика курса
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы культуры родного края.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
В основе методики преподавания курса "Окружающий мир" лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий "открытие" детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Курс «Окружающий мир» для четвёртого класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени». Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими
событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в учении и расширении исторических знаний Отбор материала определяется его доступностью учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
Основными формами организации образовательного процесса по окружающему миру являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок -проект, урок-практика, урок-конференция, урок-путешествие и др.);
- защита проектов
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Виды и формы контроля
- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, проект, практические работы);
- промежуточный аттестация (интегрированный зачёт)
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность целостности и многообразия окружающего мира - использование приобретенных знаний и умений для обогащения жизненного опыта и пропаганды знаний об охране природы.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Планируемые результаты изучения курса
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета-предметных результатов начального образования.
У учеников четвёртых классов продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
- оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных . и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Планируемые результаты изучения всего курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Выпускник научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Выпускник научится:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
- моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Выпускник научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- проводить несложные астрономические наблюдения;
- изготавливать модели планет и созвездий;
- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- давать краткую характеристику своего края;
- различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
- давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
- приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
- читать историческую карту;
- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- раскрывать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
- Учебно-тематический план
Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по 2 часа в неделю. Объём учебного времени составляет 68 часов.
Учебно-тематический план
Тема раздела | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по к/тем.плани рованию | К-во практич.работ | Экскурсии | Проекты | Контр.работы |
Земля и человечество | 13 | 9 | 3 | - | 1 | - |
Природа России | 11 | 10 | 5 | 1 | - | 1 |
Родной край – часть большой страны | 12 | 15 | 4 | 3 | 1 | 1 |
Страницы всемирной истории | 6 | 5 | 2 | - | - | 1 |
Страницы истории России | 20 | 22 | 4 | 1 | 1 | |
Современная Россия | 8 | 6 | 1 | - | 1 | - |
Итоговое повторение | 1 | - | - | 1 | ||
Итого | 70 | 68 | 19 | 5 | 4 | 5 |
Количество часов в неделю:2 часа
Экскурсий – 5
Практических работ - 19
Проектов - 4
Контрольных работ – 5
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы:
знакомство с картой звездного неба;
поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте;
знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы:
поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов;
поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России;
рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Экскурсии:
Чёрное море
Родной край — часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии:
Формы поверхности нашей местности;
Экскурсия на озеро и в лес.
Практические работы:
знакомство с картой края;
рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;
рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;
знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.
Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.
Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.
Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Практические работы:
Определение по «ленте времени» длительность Средневековья.
Нахождение на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье. Прослеживание по карте маршрутов Великих географических открытий
Страницы истории России (22 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа:
найти и показать изучаемые объекты на исторических картах;
анализирование карт Древнего Киева и Древнего Новгорода;
Прослеживание по карте объединение русских земель вокруг Москвы и передвижения русских и ордынских войск.
Современная Россия (6 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Практическая работа:
найти и показать изучаемые объекты на карте России
Итоговое повторение (1ч.)
6. Требования к уровню подготовки учащихся:
Земля и человечество
Обучающиеся должны знать:
Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Что изучает география. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории..
Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества.
Обучающиеся должны уметь:
- показывать изучаемые объекты на глобусе и географической карте;
Природа России
Обучающиеся должны знать:
Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны .
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Обучающиеся должны уметь:
- определять и показывать на физической карте изучаемые географические объекты;
- определять и показывать изучаемые объекты на карте природных зон России;
Родной край — часть большой страны
Обучающиеся должны знать:
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человекаПолезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи.
Важнейшими виды почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Обучающиеся должны уметь:
Определять образцы полезных ископаемых своего края, определять их свойства;
Определять гербарные экземпляры растений различных сообществ, распознавать их с помощью атласа-определителя;
Распознавать культурные растения края.
Страницы всемирной истории
Обучающиеся должны знать:
. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.
Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.
Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.
Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники.
Обучающиеся должны уметь:
- определять христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина;
- определять достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф.
Страницы истории России
Обучающиеся должны знать:
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края.
Обучающиеся должны уметь:
- находить и показывать изучаемые объекты на исторических картах
Современная Россия
Обучающиеся должны знать:
Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственную символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Обучающиеся должны уметь:
- показывать на карте регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России.
7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Текущий опрос. Основная цель текущего опроса- проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Третьекласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся два раза в год: в конце первого полугодия и в конце учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Критерии оценивания
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
8. Материально-техническое учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир.4 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.
4. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2011.
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Научно-популярные, художественные книги для чтения;
- Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
- Наглядные пособия: таблицы, плакаты, муляжи, коллекция полезных ископаемых, гербарий.
- Карты: физическая карта мира (России, Крыма), политическая карта мира (России, Крыма).
Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Проектор.
- Ноутбук
- Сканер.
- Принтер лазерный.
- http://school-collection.edu.ru – коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс, автор А.А.Плешаков
- Контрольно-измерительные материалы:
Итоговый тест за I четверть
Вариант 1
А1. Какая планета самая большая?
- 1) Юпитер
- 2) Плутон
- 3) Марс
- 4) Сатурн
А2. В чём причина смены времён года?
- 1) во вращении Солнца вокруг Вселенной
- 2) во вращении Земли вокруг Солнца
- 3) во вращении Земли вокруг своей оси
- 4)в охлаждении и нагреве Земли
АЗ. Какая звезда показывает точное направление на север?
- 1) Сириус
- 2) Солнце
- 3) Полярная
- 4) Альдебаран
А4. Какая наука изучает природу земной поверхности?
- 1) экология
- 2) география
- 3) биология
- 4) астрономия
А5. Какие учёные занимаются изучением прошлого людей?
- 1) астрономы
- 2) химики
- 3) историки
- 4) географы
А6. В каком веке Москва была впервые упомянута в летописи (1147 год)?
- 1) в X веке
- 2) в XI веке
- 3)в XII веке
- 4) в XIII веке
А7. Что не относится к экологическим проблемам?
- 1) загрязнение воздуха
- 2) добыча полезных ископаемых
- 3)загрязнение воды
- 4) исчезновение растений и животных
А8. Где находится самая высокая в России гора — Эльбрус?
- 1) на Урале
- 2) на Камчатке
- 3) на Кавказе
- 4) на Алтае
В1. В какой природной зоне живут тюлени и гагарки?
- 1) смешанных лесов
- 2) арктических пустынь
- 3) тундры
- 4) степей
В2. Какая эмблема у Всемирного фонда дикой природы?
- 1) изображение оленя
- 2) изображение панды
- 3) изображение леопарда
- 4) изображение белого медведя
ВЗ. Какая экологическая проблема существует в тундре?
- 1) разрушение почвы
- 2) загрязнение воды
- 3) вырубка лесов
- 4) исчезновение моржей
С1Какие животные обитают в тундре?
- 1) морж
- 2) северный олень
- 3) лемминг
- 4) песец
С2. Какие объекты относятся к космическим телам?
- 1) Земля
- 2) комета
- 3) туча
- 4) Венера
Итоговый тест за I четверть
Вариант 2
А1. Какая планета самая маленькая?
- 1) Земля
- 2) Марс
- 3) Юпитер
- 4) Плутон
А2. Почему сменяются день и ночь?
- 1) Земля вращается вокруг Солнца
- 2) Солнце вращается вокруг Земли
- 3)Земля вращается вокруг оси
- 4) Солнце и Луна сменяют друг друга
АЗ. Какая звезда на небе считается самой яркой?
- 1) Полярная
- 2) Альдебаран
- 3) Сириус
- 4) Альтаир
А4. Какие учёные занимаются изучением земной поверхности?
- 1) историки
- 2) астрономы
- 3) географы
- 4) биологи
А5. Как называется наука о прошлом людей?
- 1) история
- 2) география
- 3) экология
- 4) астрономия
А6. В каком веке произошла Куликовская битва (1380 год)?
- 1) в XIII веке
- 2) в XIV веке
- 3) в XV веке
- 4) в XVI веке
А7. Какая проблема является экологической?
- 1) безработица
- 2) разрушение почвы
- 3) суровый климат
- 4) плохие дороги
А8. Какое озеро находится не в России?
- 1) Онтарио
- 2) Байкал
- 3) Ладожское
- 4) Онежское
В1 Где живут северные олени и песцы?
- 1) в арктических пустынях
- 2) в тундре
- 3) в широколиственных лесах
- 4) в степях
В2. К какому океану относятся Балтийское и Чёрное моря?
- 1) к Тихому
- 2) к Северному Ледовитому
- 3) к Атлантическому
- 4) к Индийскому
ВЗ. Какой заповедник создан для охраны природ тундры?
- 1) «Остров Врангеля»
- 2) Таймырский
- 3) Ильменский
- 4) Дальневосточный
С1 Укажи обитателей арктической пустыни.
- 1) северный олень
- 2) морж
- 3) белый медведь
- 4) тюлень
С2. Укажи названия планет Солнечной системы.
- 1) Плеяда
- 2) Сатурн
- 3) Уран
- 4) Нептун
Итоговый тест за II четверть
Вариант 1
А1. Какие деревья растут в тайге?
- 1) берёза, осина
- 2) дуб, клён
- 3) сосна, пихта
- 4) ясень, вяз
А2. Где бывают пыльные бури?
- 1) в лесной зоне
- 2) в пустыне
- 3) в степи
- 4) в тундре
АЗ. Какое животное не является жителем пустыни?
- 1) сайгак
- 2) суслик
- 3) верблюд
- 4) тушканчик
А4. Как называются углубления с поросшими растениями склонами?
- 1) холмы
- 2) балки
- 3) овраги
- 4) терриконы
А5. Каким свойством обладает глина?
- 1) пластичностью
- 2) твёрдостью
- 3) горючестью
- 4) текучестью
А6. В каком ярусе растёт орешник?
- 1) деревьев
- 2) кустарников
- 3) трав
- 4) мхов
А7. Какая птица живёт не на лугу?
- 1) дрозд
- 2) перепел
- 3) трясогузка
- 4) коростель
А8. Какое слово лишнее?
- 1) коневодство
- 2) свиноводство
- 3) птицеводство
- 4) плодоводство
В1 Как правильно скашивать траву на лугу?
- 1) сначала скашивать там, где трава выше
- 2) сначала скашивать там, где трава ниже
- 3) начинать от центра и двигаться по кругу к краям
- 4) начинать от края и по кругу двигаться к центру
В2. Из какой полевой культуры получают крахмал?
- 1) из кукурузы
- 2) из ячменя
- 3) из картофеля
- 4) из гороха
ВЗ. Какое насекомое здесь лишнее?
- 1) колорадский жук
- 2) божья коровка
- 3) жужелица
- 4) златоглазка
С1. Какие животные находятся под охраной в Приокско-Террасном заповеднике?
- 1) ушастый ёж
- 2) амурский тигр
- 3) зубр
- 4) утка-мандаринка
С2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?
- 1) нефть
- 2) известняк
- 3) каменный уголь
- 4) природный газ
Итоговый тест за II четверть
Вариант 2
А1. Какие деревья растут в зоне широколиственных лесов?
- 1) ель, лиственница
- 2) пихта, сосна
- 3) дуб, клён
- 4) берёза, осина
А2. В какой природной зоне наблюдается явление подвижных песков?
- 1) в тайге
- 2) в тундре
- 3) в пустыне
- 4) в степи
АЗ. Как называются углубления с крутыми осыпающимися склонами, на которых почти нет растений?
- 1) овраги
- 2) балки
- 3) холмы
- 4) терриконы
А4. Как называется место, где река берёт своё начало?
- 1) исток
- 2) устье
- 3) берег
- 4) приток
А5. Каким свойством обладает железная руда?
- 1) пластичностью
- 2) текучестью
- 3) горючестью
- 4) плавкостью
А6. Укажи, какие почвы распространены в степях.
- 1) серые лесные
- 2) луговые
- 3) подзолистые
- 4) чернозёмы
А7. Какое растение относится к ярусу трав и маленьких кустарничков?
- 1) орешник
- 2) брусника
- 3) берёза
- 4) мох
А8. Какое животное обитает не у водоёма?
- 1) бобр
- 2) ондатра
- 3) полёвка
- 4) выдра
В1. Какого жука древние египтяне считали священным?
- 1) жука-красотела
- 2) скарабея
- 3) жука-чернотелку
- 4) жука-оленя
В2 Выбери верное утверждение.
- 1) Ящерицы приносят вред сообществу луга, поедая насекомых.
- 2) Прошлогоднюю траву на лугу нужно сжигать.
- 3) Неумеренный выпас скота опасен для луга.
- 4) Гусеницы приносят вред человеку, и их надо уничтожать.
В3 Какое насекомое здесь лишнее?
- 1) колорадский жук
- 2) жужелица
- 3) тля
- 4) яблонная плодожорка
С1. Какие животные степи занесены в Красную книгу?
- 1) степной орёл
- 2) дрофа
- 3) хомяк
- 4) степная дыбка
С2 Какие культуры выращивают овощеводы?
- 1) томат
- 2) капусту
- 3) клубнику
- 4) кукурузу
Итоговый тест за III четверть
Вариант 1
А1. Укажи неверное утверждение.
- 1) Самой длительной эпохой в истории развития человечества является первобытная история.
- 2) К концу первобытной истории люди научились строить дома, изготавливать посуду и одежду.
- 3) Первобытные люди умели разговаривать и писали иероглифами.
- 4) В первобытную эпоху уже существовало искусство.
А2. Какую эпоху называют временем рыцарей?
- 1) первобытную эпоху
- 2) эпоху Древнего мира
- 3) Средние века
- 4) Новое время
АЗ. Какой мореплаватель открыл Америку?
- 1) Ф. Магеллан
- 2) М.П. Лазарев
- 3) X. Колумб
- 4) Ф.Ф. Беллинсгаузен
А4. Какое событие не относится к Новейшему времени?
- 1) покорение Южного полюса
- 2) изобретение телеграфа
- 3) начало освоения космоса
- 4) Вторая мировая война
А5. Назови столицу Древней Руси.
- 1) Киев
- 2) Новгород
- 3) Москва
- 4) Константинополь
А6. Кто вошёл в историю как креститель Руси?
- 1) князь Владимир
- 2) Ярослав Мудрый
- 3) Александр Невский
- 4) Пётр Великий
А7. Какой князь в 1242 году разбил немецких рыцарей-крестоносцев?
- 1) Олег
- 2) Владимир
- 3) Ярослав
- 4) Александр
А8. Кто в начале XVII века встал во главе народного ополчения, созданного для борьбы с польскими захватчиками?
- 1) Кузьма Минин
- 2) Иван Фёдоров
- 3) Александр Невский
- 4) Дмитрий Пожарский
В1. Какой город возник в эпоху Средневековья?
- 1) Москва
- 2) Афины
- 3) Санкт-Петербург
- 4) Рим
В2. Что такое Золотая Орда?
- 1) город в Древней Руси
- 2) государство монголо-татар
- 3) войско в Древней Руси
- 4) одно из племён древних славян
ВЗ. При каком правителе Русь окончательно избавилась от ордынской зависимости?
- 1) при Дмитрии Донском
- 2) при Иване Третьем
- 3) при Иване Калите
- 4) при Ярославе Мудром
С1. Какие сооружения появились в эпоху Древнего мира?
- 1) Луксор
- 2) Парфенон
- 3) египетские пирами
- 4) Софийский собор
С2. Что было изобретено в эпоху Нового времени?
- 1) книгопечатание
- 2) паровоз
- 3) пароход
- 4) телеграф
Итоговый тест за III четверть
Вариант 2
А1. Какой город появился в эпоху Древнего мира?
- 1) Париж
- 2) Афины
- 3) Москва
- 4) Берлин
А2. Как называется эпоха, которая длилась с конца V до конца XV века?
- 1) Древний мир
- 2) Средневековье
- 3) Новое время
- 4) Новейшее время
АЗ. Какое достижение принадлежит Руалу Амундсену?
- 1) открыл Америку
- 2) открыл Антарктиду
- 3) совершил первую кругосветную экспедицию
- 4) покорил Южный полюс
А4. Что было изобретено в эпоху Средневековья?
- 1) книгопечатание
- 2) радио
- 3) паровоз
- 4) аспирин
А5. Почему в Москве поставили памятник византийским монахам Кирилу и Мефодию?
- 1) они создали славянскую азбуку
- 2) они первыми на Руси приняли крещение
- 3) они написали «Повесть временных лет»
- 4) они построили первый храм на Руси
А6. Каким русским городом управляли посадники?
- 1) Москвой
- 2) Киевом
- 3) Рязанью
- 4) Великим Новгородом
А7. Кому принадлежит заслуга создания русского флота?
- 1) Петру Первому
- 2) Екатерине Второй
- 3) Александру Второму
- 4) Николаю Второму
А8. Московское княжество стало самым сильным на Руси при:
- 1) Иване Третьем
- 2) Иване Калите
- 3) Ярославе Мудром
- 4) Дмитрии Донском
В1. К какой эпохе относится возникновение Москвы?
- 1) к Древнему миру
- 2) к Средневековью
- 3) к Новому времени
- 4) к Новейшему времени
В2. Как называлось государство, которому Русь до 1480 года выплачивала дань?
- 1) Рыцарский Орде
- 2) Монголия
- 3) Золотая Орда
- 4) Византия
В3. На печати какого русского правителя впервые появился двуглавый орёл?
- 1) Ярослава Мудрого
- 2) Ивана Калиты
- 3) Ивана Третьего
- 4) Ивана Грозного
С1. Какие сооружения возникли в эпоху Средневековья?
- 1) рыцарские замки
- 2) мусульманские мечети
- 3) египетские пирамиды
- 4) христианские соборы
С2. Назови главные задачи, стоящие перед современным обществом.
- 1) изобретение оружия
- 2) охрана природы
- 3) преодоление бедности
- 4) борьба с терроризмом
Итоговый тест за учебный год
Вариант 1
А1. Выбери верное утверждение.
- 1) Вокруг Земли вращаются восемь планет.
- 2) Вокруг Солнца вращаются девять планет.
- 3) Вокруг Солнца вращаются восемь планет.
- 4) Солнце вращается вокруг Земли.
А2. Где самый богатый растительный и животный мир?
- 1) в полярных поясах
- 2) на Северном полюсе
- 3) в умеренных поясах
- 4) в тропиках
АЗ. Что мы называем историческим источником?
- 1) учебник по истории
- 2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям
- 3) всё то, что может рассказать нам о прошлом
- 4) исторические книги
А4. Какая природная зона описана в тексте?
Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.
- 1)тундра
- 2) тайга
- 3) пустыня
- 4)арктическая пустыня
А5. Укажи самую низкую равнину России.
- 1) Западно-Сибирская
- 2) Приволжская
- 3) Среднесибирское плоскогорье
- 4) Восточно-Европейская
А6. Какое озеро России включено в Список объектов Всемирного природного наследия?
- 1) Ладожское
- 2) Байкал
- 3) Каспийское
- 4) Онежское
А7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?
- 1) не купаться в реках
- 2) поливать огороды водой из рек и озёр
- 3) уничтожать обитателей водоёмов
- 4) расчищать берега водоёмов от мусора
А8. Укажи основное свойство торфа.
- 1) прочность
- 2) твёрдость
- 3) пластичность
- 4) горючесть
А9. Что является названием отрасли животноводства?
- 1) цветоводство
- 2) металлургия
- 3) свиноводство
- 4) полеводство
А10. Какая эпоха длилась с 1500 по 1900 год?
- 1) эпоха Древнего мира
- 2) эпоха Средних веков
- 3) эпоха Нового времени
- 4) эпоха Новейшего времени
В1. Какое растение не является луговым?
- 1) тысячелистник
- 2) мятлик
- 3) тимофеевка
- 4) тростник
В2. Какое насекомое поедает листья картофеля?
- 1) колорадский жук
- 2) жужелица
- 3) божья коровка
- 4) тля
ВЗ. Кто организовал первую в России химическую лабораторию?
- 1) Пётр Первый
- 2) М.В. Ломоносов
- 3) Екатерина Вторая
- 4) Иван Третий
В4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?
- 1) Куликовская битва
- 2) Бородинская битва
- 3) Ледовое побоище
- 4) Ордынское сражение
С1. Укажи объекты Всемирного природного наследия России.
- 1) водопад Виктория
- 2) Большой барьерный риф
- 3) Алтай
- 4) озеро Байкал
С2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?
- 1) нефть
- 2) известняк
- 3) каменный уголь
- 4) природный газ
СЗ. Назови государственные праздники России.
- 1) День России
- 2) День Государственного флага Российской Федерации
- 3) День Конституции
- 4) День милиции
Итоговый тест за учебный год
Вариант 2
А1. Какое утверждение верно?
- 1) В Солнечную систему входят Земля и Солнце.
- 2) В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна.
- 3) В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела.
- 4) В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты.
А2. Где самый бедный растительный и животный мир?
- 1) в южном тропическом поясе
- 2) в северном тропическом поясе
- 3) в полярных поясах
- 4) в умеренных поясах
АЗ. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?
- 1) археология
- 2) история
- 3) астрономия
- 4) география
А4. Какая природная зона описана в тексте?
Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой.
- 1) арктическая пустыня
- 2) тундра
- 3) степь
- 4) тайга
А5. Что называют Каменным поясом земли Русской?
- 1) Уральские горы
- 2) Кавказские горы
- 3) Алтай
- 4) Русскую равнину
А6. Какое озеро России из-за огромных размеров часто называют морем?
- 1) Ладожское
- 2) Онежское
- 3) Каспийское
- 4) Байкал
А7. Какое утверждение неверно?
- 1) Лес — защитник почвы.
- 2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно.
- 3) Лес очищает воздух.
- 4) Лес защищает почву от разрушения.
А8. Какие почвы распространены в нашей стране?
- 1) чернозёмы
- 2) луговые
- 3) болотные
- 4) подзолистые
А9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?
- 1) глину
- 2) торф
- 3) известняк
- 4) гранит
А10. В какую эпоху возникли первые цивилизации?
- 1) в первобытную эпоху
- 2) в эпоху Древнего мира
- 3) в эпоху Средних веков
- 4) в эпоху Нового времени
В1. Какая птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной плодожорки?
- 1) сова
- 2) скворец
- 3) канюк
- 4) пустельга
В2. Из чего получают перловую крупу?
- 1) из ячменя
- 2) из кукурузы
- 3) из ржи
- 4) из гречихи
ВЗ. Кого называют продолжателем дел Петра Первого?
- 1) Ивана Грозного
- 2) Екатерину Вторую
- 3) Александра Второго
- 4) Николая Второго
В4. Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации.
- 1) красная, белая, синяя
- 2) синяя, красная, белая
- 3) белая, синяя, красная
- 4) белая, красная, синяя
С1. Назови объекты Всемирного культурного наследия России.
- 1) Акрополь
- 2) Московский Кремль
- 3) исторический центр Санкт-Петербурга
- 4) Кижи
С2. Какие права есть у гражданина Российской Федерации?
- 1) на образование
- 2) на труд
- 3) на отдых
- 4) на разрушение памятников культуры
СЗ. Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени?
- 1) фотография
- 2) телевидение
- 3) электричество
- 4) холодильник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А. Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России
Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"
Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года, - авторской...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (школа России)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе школа России....