Учебная программа "Солнышко"
рабочая программа по окружающему миру на тему
Программа дополнительного образования (окружающий мир, краеведение и экологический туризм) для детей 7-10 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_solnyshko_2016-2017.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
«Остановись в изумлении перед красотой, и в твоём сердце тоже расцветёт красота», - замечательные слова педагога В.А.Сухомлинского, могут быть эпиграфом в работе с детьми по ознакомлению с окружающей природой по дополнительной общеобразовательной программе «Солнышко».
НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ «СОЛНЫШКО»
Программа «Солнышко» имеет туристско-краеведческую направленность, способствующую формированию и развитию познавательных интересов, воспитанию устойчивого внимания и наблюдательности, формированию культуры общения человека с природой, в том числе экологической :
-умению правильно относиться к окружающей природе, к себе и людям,к историческому прошлому и настоящему родного края;
-способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-развитию внимания, способности самостоятельно замечать свойства предметов, явлений, делать простейшие выводы на основе самостоятельной деятельности;
-воспитанию любви и бережного отношения к окружающему миру, всему живому.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность данной программы основана на комплексном подходе в подготовке молодого человека "новой формации", умеющего жить в гармонии с окружающей природой, уважающего исторически сложившиеся традиции родного города(станицы) и края;
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительной особенностью программы является обеспечение неразрывной связи теории с практикой. На каждом занятии после получения воспитанниками блока теоретических знаний второй частью является выполнение практического задания: творческой или исследовательской работы, что в большей мере удовлетворяют любознательность. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время выполнения творческой (исследовательской) работы, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания работы, очень важны для общего развития. Эти эмоции – важный стимул воспитания доброты и трудолюбия.
В процессе работы образуется система навыков и умений. Большое внимание оказывает разработка творческого проекта на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться совершенных результатов, что ведёт к благоприятному эмоциональному настрою, способствует развитию личности. Выполнение творческих работ способствует не только развитию полёта фантазии, но и целеустремлённости, настойчивости, умению доводить начатое до конца. В этом труде есть реальные возможности формировать самоконтроль и оценку собственного труда. Все познания этой программы направлены на соавторство с великой и доброй матушкой- Природой.
в программе расширены и дополнены нововведения в формах диагностики и подведения итогов - это папки - портфолио каждого воспитанника с разработанными проектами -исследованиями объектов живой природы и «экологических оазисов» своей «малой родины» , публикациями на порталах "Алые паруса", "Арт -талант","Продлёнка"и т.д., и достижениями (участие во всероссийских конкурсах и викторинах по окружающему миру)Актуальность данной программы определена и запросом со стороны детей и родителей на более углубленное изучение окружающего мира, и в том, что встречи с природой и знакомство с историческим прошлым и настоящим родного города(станицы) расширяют представление детей об окружающем мире, совершенствуют их умение внимательно вглядываться в различные природные явления и явления общественной жизни. Программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации у воспитанников формируются навыки исследовательской деятельности.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: школьники от 7 до 11 лет.
Объём программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы организации образовательного процесса
Форма занятий – групповая, численность по 10 человек в группе.
Учебные занятия состоят из теоретической и практической частей.
Наряду с традиционными формами обучения применяются современные педагогические технологии: занятие - игра, занятие-путешествие, лекция, семинар, экскурсия, поход
Уровень освоения
Стартовый, 1 год
Срок освоения
4 часа в неделю,144 часа в год
Режим занятий
2 раза в неделю по 2 часа
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств.
Задачи:
В обучении: развивать первоначальные представления об окружающем мире, о многообразии живой и неживой природы родного края, умение использовать полученные знания в повседневной жизни и в различных видах творческой деятельности, познакомить учащихся с целебными свойствами растений. Научить создавать творческие работы, выполнять исследовательские проекты.
В развитии: развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности ребёнка через освоение приёмов и навыков выполнения творческих работ и исследовательских проектов.
В воспитании: формировать интерес и любовь к природе, к родному краю. Воспитывать доброту, трудолюбие, взаимовыручку.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практ. | |||
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 | Кубановедение Особенности ландшафта родного края Флора и фауна родного края Экологические сказы Кубани Экологические оазисы родного города(станицы) «Тропа следопыта» «Природа –волшебница» | 62 12 10 8 10 20 2 | 20 6 5 4 5 | 42 6 5 4 5 20 2 | Творческие работы детей -----//----- ----//----- ---//---- ----//----- ---//----- |
2. 2.1 2.2 2.3 | «Юный краевед» История моего города (станицы) Экскурссии по историческим местам Культурно-массовые воспитательные мероприятия «Я из казачьего рода» «Слово о Матери» | 60 36 20 4 | 18 18 | 42 18 20 4 | Творческие работы детей ---//---- ---//--- ---//--- ---//--- ---//--- |
3. 3.1 3.2 | «Природа-целительница» «Зелёная аптека» Экологическая сказка «В гостях у Айболита» | 22 20 | 10 10 | 12 10 2 | Творческие работы детей ---//---- ---//--- ---//--- |
Итого часов | 144 | 48 | 96 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.КУБАНОВЕДЕНИЕ.
1.1. Особенности ландшафта.
Теория. Беседа о об особенностях ландшафта,флоре и фауне Краснодарского края. Знакомство с понятием «экологическое воспитание».(2 часа)
Знакомство с особенностями ландшафта Краснодарского края.Темы:»Водоёмы края»,»Горы»,»Степная зона»,»Леса и ботанические объекты»,»Охраняемые природные территории».
Практика. Изготовление творческих работ на темы:»Горы», «Цветочная поляна», «Осенний лес»,»Заповедник».
1.2. Флора и фауна.
Теория. Знакомство с флорой и фауной Кубани.Темы:»Растительный мир степной зоны»,»Хвойные деревья и кустарники»,»Грибы и лишайники», «От улитки до червя», «Обитатели водоёмов», «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Звери».
Практика. Изготовление творческих работ на темы: «Туя»,»Карась»,»Ласточка» и т.д..
1.3 Экологические сказы
Теория: изучение легенд об уникальных растениях Краснодарского края.Темы:»Легенда о Вербе»,»Легенда о Липе»,»Легенда об Акации» и т.д.
Практика: творческие работы учащихся об уникальных растениях : Вербе,Липе,Акации и т.д
1.4. Экологические оазисы.
Теория. изучение экологических оазисов родного города.Темы: «Парк Победы», «Сад грёз», «Роща», «Зелёная сказка».
Практика. Изготовление презентаций и фотоальбомов «Парк Победы»,»Сад грёз», «Роща», «Зелёная сказка»,проектов научно-исследовательских работ «Экологические оазисы моего города».
1.5. Зелёная тропа.
Практика. Экскурсии в природу «Зелёная тропа»: в Треугольную рощу (в Деркачёвскую рощу ст.Раздольной),Парк Победы, «Сад грёз» ,Сквер Памяти.
1.6. Экологический праздник»Природа –Волшебница»
Практика: закрепление и популяризация знаний о природе Кубани,правил поведения в природе.
2.ЮНЫЙ КРАЕВЕД
2.1. История моего города(станицы).
Теория. Изучение истории родного города(станицы). Темы: «Образование Кореновского(Раздольненского) куреня», «Никто не забыт,ничто не забыто», «Исторические здания Кореновска(ст.Раздольной)», «Знаменитые земляки».
Практика. Составление презентаций , статей для СМИ ,творческие работы и исследовательские проекты на темы:«Никто не забыт,ничто не забыто», «Исторические здания Кореновска(ст.Раздольной)», «Знаменитые земляки».
2.2. Экскурсии по историческим местам.
Практика. Экскурсии в Кореновский краеведческий музей (экспозиции «Кубанская хата», «Бабушкин сундучок», «Никто не забыт,ничто не забыто», по историческим местам города (Памятник –Самолёт,Сквер Памяти).
2.3. Культурно-массовые мероприятия.
Практика : организация и проведение культурно-массовых мероприятий по популяризации историко-краеведческих знаний воспитанников на темы:
«Я из казачьего рода», « Слово о Матери»
3.ПРИРОДА –ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА.
3.1. «Зелёная аптека».
Теория. Знакомство с миром лекарственных растений-уникальным подарком природы человечеству. Общие правила сбора и обработки лекарственных растений. Полезные растения: их свойства и применение:берёза,ирис германский, календула, калина,кизил , крапива двудомная , малина обыкновенная , пастушья сумка, подорожник, ромашка аптечная .
Практика. Разработка и оформление проектов, подготовка презентаций, изготовление творческих работ и исследовательских проектов на тему:»Берёза»,»Касатик»,»Зелёный доктор».
3.2. Экологическая сказка для взрослых и детей «В гостях у Айболита».
Практика: закрепление и популяризация знаний о свойствах лекарственных растений и их применении в народной медицине.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
метапредметные
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с явлениями окружающей природы, флорой и фауной родного края, элементарными приемами ухода за животными и растениями, у них уточняются знания о правилах поведения в природе, на улице и в быту. Дети знают историю заселения Кореновского и Раздольненского куреней казаками, истоки возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывают их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.
Практические занятия направлены на формирование у учащихся навыков и умений по уходу за растениями и животными, изготовление творческих работ на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Основное содержание работы заключается в комплексном подходе к решению поставленных целей и задач.
Личностные
У детей развивается наблюдательность, эстетический вкус, воспитывается чувство патриотизма, любви и бережного отношения к природе
ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ:
- педагогическое наблюдение;
-педагогогический анализ;
-мониторинг(начальный,промежуточный,итоговый)
- Открытое занятие;
-викторина;
- контрольный срез;
-опрос-диагностика;
- конкурс портфолио;
-выставка творческих работ .
Методические рекомендации изучаемого курса.
Проводя с учащимися ознакомительные беседы и наблюдения , прежде всего, чтобы интерес был устойчивым и возрастающим, использовать в работе с детьми как можно больше приемов художественного слова: загадки, стихи и сказки, легенды и предания, а так же разнообразные видео и аудиоматериалы, игровые моменты.
В основу творческо-исследовательского процесса положен принцип от распределения учебного материала и каждой учебной задачи: от простого к сложному. Чтобы дети глубже почувствовали и усвоили образность и приёмы выполнения творческой работы на уроке, их собственная практическая деятельность должна от урока к уроку углубляться и обогащаться. Следует варьировать соотношение процесса восприятия и созидания на уроках. Уроки могут начинаться практической работой или теорией и показом наглядности.Более глубокому и активному отношению к занятиям помогает наглядный материал, реальная творческая работа, а так же показ слайдов, фотографий и другие методические пособия. Перед изготовлением любой творческой работы рассматриваются образцы и рисунки, фотографии. Обязательно на практике дети должны уметь методически правильно подобрать материал и использовать его в своей работе.
Воспитанникам предлагается больше мыслить и анализировать Таким образом, от обобщённой формы выполнения работы дети переходят к более сложной задаче выполнения работы и её предназначимости.
Значительное место на занятиях с детьми младшего школьного возраста занимает совместная деятельность и индивидуальная помощь. Именно совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает решить поставленные цели и задачи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ
1.ЕфремоваЮ.В.,ОстапенкоА.А.,ПлотниковаГ.К.,ШереметьеваВ.М. «Занимательное краеведение» Краснодар Кубанское книжное издательство (издатель И.А.Багров)2006 г.-160с.
2.Крутецкая В.А. «Окружающий мир 2-4 классы»,Санкт-Петербург,
2010 г,96 с,ил.
3.ПлешаковА.А.«Зелёный дом»: «От земли до неба» (атлас-определитель) М: Просвещение,2011 г-222с, ил.
4.- Режим доступа: http://www.wikipedia.org—Сайт Википедия: свободная энциклопедия ,материалы о животных и растениях окружающего мира
- Режим доступа:http://www.prodlenka.org/raspisanie-konkursov/blog.html)
– дистанционный образовательный портал «Продлёнка»:методическая копилка, Всероссийские конкурсы для школьников по окружающему миру
- Режим доступа: http://www.nsportal.ru -образовательный портал «Социальная сеть работников образования»(мини-сайт педагога дополнительного образования -Сергиенко Татьяны Александровны), методические материалы.
- Режим доступа: konkurs@talantikus.ru - Всероссийское электронное СМИ «Талантоха»:конкурсы для детей и взрослых «Рассударики»,»Медалинград», «Вопросита».
- Режим доступа: www.art-talant.org) - Сайт «Академия Развития Творчества»-«Арт-талант», Всероссийские конкурсы и фестивали для дошкольников ,школьников, учителей и воспитателей.
5.Сафонов Н.Н. «Полный атлас лекарственных растений» 312 с,ил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Скребицкий Г. «Сказки следопыта», М: «Стрекоза»,2010 г.
2.Юдаева М.В. «Сказки из леса», М: издательство «Самовар»,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамота с окончанием учебного учебного года
Грамота с окончанием учебного года...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Учебный (образовательный) план на 2011 – 2012 учебный год.
Предлагаю учебный( образовательный) план для 1-х классов, которые в 2011-2012 учебном году переходят на ФГОС НОО , для 2-4-х классов по стандарту 2004 г....
«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников»
Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и б...
Развитие познавательных универсальных учебных действий через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Работа по самообразованию....
Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий
Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год
МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...