Рабочая программа факультатива "Мир человека" 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Плюснина Надежда Борисовна

«Ребенок – тоже человек», - любят повторять взрослые. Именно в этом «тоже» и кроется снисходительно-умилительное, всерьез не принимающее отношение взрослого к ребенку.

Когда ребенок поступает плохо, у взрослого автоматически включается привычный способ воздействия – воспитательная беседа на тему: «Так делать нельзя!». Конечно, бывает и так, что дети нарушают правила просто потому, что не знают о них.  Но каждый из нас убеждался в том, что на словах дети прекрасно знают, что можно и чего нельзя, но почему-то ведут себя иначе. Почему так происходит? Как знание переходит в действие и почему это происходит не всегда? Как задумываться о себе и других, как видеть последствия своих поступков, самостоятельно принимать решения и делать выводы?

Вопросов очень много. Как хочется дать готовые ответы на них, «подстелить соломку» на все случаи жизни,  уберечь и предостеречь… Не получается – ведь конкретный совет можно дать только в конкретной ситуации, а она у каждого своя. Воспитание – это не только, когда ребенка водишь за руку, а без тебя он пропадет. Совсем наоборот, воспитание – когда человека научили самого отвечать за себя.

Курс созвучен учителю, который ведет учеников к поиску собственных ответов на вопросы, поставленные меняющейся жизнью.

Курс «Мир человека» органично вливается в образовательную область «Окружающий мир».

В данном курсе с учетом возрастных особенностей рассматривается мир человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной. Курс ведёт учеников к поиску собственных ответов на вопросы, поставленные меняющейся жизнью. Занятия построены в форме проблемного диалога учителя и учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Добрянская средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрено НМС                          Согласовано                     Утверждаю                                                                                    

Руководитель                      Зам.директора по УВР        Директор СОШ №3                                                                          

Деревянко И.И.                     Желнина С.Р.        Лузина М.М.                                                                                      

«___»____________20  г.                  «____»____________20  г.        «____»_________20  г                                                                

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

 на 2011 – 2012 учебный год

 «Мир человека»

 

Составитель: Плюснина Надежда Борисовна

учитель I категории

Добрянка  2011

 

  1. Пояснительная записка.

«Ребенок – тоже человек», - любят повторять взрослые. Именно в этом «тоже» и кроется снисходительно-умилительное, всерьез не принимающее отношение взрослого к ребенку.

Когда ребенок поступает плохо, у взрослого автоматически включается привычный способ воздействия – воспитательная беседа на тему: «Так делать нельзя!». Конечно, бывает и так, что дети нарушают правила просто потому, что не знают о них.  Но каждый из нас убеждался в том, что на словах дети прекрасно знают, что можно и чего нельзя, но почему-то ведут себя иначе. Почему так происходит? Как знание переходит в действие и почему это происходит не всегда? Как задумываться о себе и других, как видеть последствия своих поступков, самостоятельно принимать решения и делать выводы?

Вопросов очень много. Как хочется дать готовые ответы на них, «подстелить соломку» на все случаи жизни,  уберечь и предостеречь… Не получается – ведь конкретный совет можно дать только в конкретной ситуации, а она у каждого своя. Воспитание – это не только, когда ребенка водишь за руку, а без тебя он пропадет. Совсем наоборот, воспитание – когда человека научили самого отвечать за себя.

Курс созвучен учителю, который ведет учеников к поиску собственных ответов на вопросы, поставленные меняющейся жизнью.

Курс «Мир человека» органично вливается в образовательную область «Окружающий мир».

В данном курсе с учетом возрастных особенностей рассматривается мир человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной. Курс ведёт учеников к поиску собственных ответов на вопросы, поставленные меняющейся жизнью. Занятия построены в форме проблемного диалога учителя и учащихся. Положения курса иллюстрируются литературными произведениями.

В центре курса «Мир человека» - учащиеся 8-9 летнего возраста, с его проблемами и интересами, потребностями и ценностями. Ребенок, проходящий свой путь: от биологического существа к социальному. Не секрет, что этот путь наполнен острыми противоречиями.

Все основные положения курса проиллюстрированы выдержками из литературных источников. Большое место отводится стихам, специально подобранным таким образом, чтобы «мораль» не выпячивалась, а пряталась внутри ситуации, нередко смешной. Учитель читает стихотворение, а выводы ученики делают сами.

Задачи:

  1. Сформировать начальные основы психической культуры: самоорганизованность, уверенность в себе, навыки межличностных отношений.
  2. Расширять кругозор, укреплять интерес к познанию окружающего мира.

Цели:

  • Учить управлять своим вниманием;
  • Учить тренировать память;
  • Учить развивать ум, задавать вопросы;
  • Развивать воображение;
  • Воспитывать стремление управлять своими эмоциями;
  • Воспитывать потребность в общении, познакомить с правилами общения;
  • Учить воспринимать мир с позиций «другого»;
  • Учить ориентироваться в окружающем мире.

Методы и формы проведения факультативных занятий:

  • проблемный диалог учителя с детьми,
  • анкетирование,
  • тестирование,
  • работа в группах,
  • игры,
  • наблюдения,
  • аналитическая деятельность,
  • построение прогнозов,
  • практические работы.

Факультативный курс планируется проводить с детьми 2 класса  (7-8 лет).

Накопляемость – 15 -20 человек.

  1. Содержание курса.

Календарно-тематическое планирование

№/№

Дата  

Тема

Примечание

 по плану

по факту

I четверть

Школа: разнообразие целей

Игра «Главное». Решение проблемы «Зачем учиться в школе?» Беседа о школьных правилах

Первоначальные сведения из географии и астрономии. Адрес

Рассказ о сердце

Игра «Кто вы? Где вы?»

Беседа «Путешественники».

Игра «Назови адрес».

Беседа «Если ты потерялся?».

Организм

Игра «Сколько».

Игра «Путаница».

Беседа «Одна голова хорошо…».

Как устроен человек?

Отгадывание загадки.

Рисование «Что внутри?».

Беседа «Что внутри?»

Болезни

Игра «Назови болезни».

Беседа о причинах болезней.

Анкета «Если заболел…».

Прошлое: развитие ребенка до школы

Игра «Кто кем был?»

Решение проблемы «Доказательство».

Беседа «Путешествие в прошлое».

Будущее

Игра «Назови профессии».

Беседа «Путешествие в будущее».

Решение проблемы «Как отыскать?».

«Линия  жизни»

Игра «Сколько лет?...»

Беседа о долголетии.

Игра «Как тебя зовут?».

Обобщение

Игра «Что? Где? Когда?»

II четверть

 Что такое психология?

Игра «Покажи, где?»

Беседа «Что такое «Я»?»

Анкета «Какой я».

Внимание

Игра «Запрещённое движение».

Беседа «Что такое внимание?»

Тест «Внимательны ли вы?»

Память

Игра «Что изменилось?»

Беседа о памяти.

Упражнение «Проверка памяти».

Мышление

Игра «Назови одним словом».

Беседа «Что такое ум?»

Практическая работа «Это что?»

Воображение

Игра «Оркестр».

Беседа о воображении.

Практическая работа «Закорючки».

Эмоции

Игра «Невпопад».

Беседа об эмоциях.

Практическая работа по распознаванию эмоций.

Настроение

Отгадывание «Что это?»

Беседа о настроении.

Решение проблемы «Как поднять настроение?»

III четверть

Общение

Игра «Кряк – квак».

Беседа об общении.

Тест «Общительны ли вы?»

Несловесное общение

Игра «Что делают из молока?»

Беседа об иностранцах.

Практическая работа «Жесты».

Игра в группах «Пойми меня».

Проблемы общения

Упражнение «Комплименты».

Беседа «Слова и интонация».

Работа в группах.

Беседа о конформизме.

Обсуждение пословиц.

Конфликты

Игра «Дразнилки»

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

Обсуждение ситуаций.

Урегулирование конфликтов

Игра «Мы похожи друг на друга».

Беседа «Способы решения конфликтов».

Инсценирование сказки.

Обсуждение сказки.

Понятие о противоречии

Игра «Наоборот».

Обсуждение «Зима – какая?»

Работа в группах «Что – хорошего и что – плохого?»

Обсуждение «Какой? Для кого?»

Противоречия в свойствах характера

Игра «Каким быть?»

Обсуждение «Честность и лживость».

Слушание и обсуждение сказки.

IV четверть

Противоречия в ситуациях

Игра «Поле чудес»

Обсуждение «Жадность – это …»

Обсуждение «Доброта – это …»

Слушание и анализ сказки.

Противоречия: цель-средства

Игра «Прекрасная – ужасная»

Обсуждение «День рождения».

Обсуждение «Другая точка зрения».

Работа в группах «Анализ ситуаций».

Экскурсия

Игра «Сказочный герой»

Обсуждение «Репутация».

Упражнение «Внутренний дирижёр».

Беседа «Законы общества».

Анализ экскурсии

Игра «Ку – ку».

Слушание и обсуждение сказки.

Обсуждение ситуаций.

Ориентирование в окружающем мире

Игра «Сказочные злодеи».

Обсуждение «Маскировка».

Письменная работа «Что нельзя?»

Тренинг «Что делать?»

Викторина «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все – все – все».

Слушание и обсуждение сказки и стихотворений.

Подведение итогов

  1. Оценивание учащихся.

Самооценка в форме тестов.

  1. Учебно – методическое обеспечение.
  1. Сборник программ. М.: «Просвещение», 2013г.
  2. С.И. Гин «Мир человека» М.: «Вита – Пресс», 2003г.
  3. Гин С.И. Мир человека: Методическое пособие для учителя для начальной школы/Внеурочная деятельность в начальной школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011
  4. Г.В. Трофимов «Азбука жизни человека», Мн.: «Бервита», 1997г.
  5. Э.Р. Ахмеджанов «Психологические тесты», М.: «Светотон», 1995г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...