Рабочая программа факультатива "Мир человека" 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
«Ребенок – тоже человек», - любят повторять взрослые. Именно в этом «тоже» и кроется снисходительно-умилительное, всерьез не принимающее отношение взрослого к ребенку.
Когда ребенок поступает плохо, у взрослого автоматически включается привычный способ воздействия – воспитательная беседа на тему: «Так делать нельзя!». Конечно, бывает и так, что дети нарушают правила просто потому, что не знают о них. Но каждый из нас убеждался в том, что на словах дети прекрасно знают, что можно и чего нельзя, но почему-то ведут себя иначе. Почему так происходит? Как знание переходит в действие и почему это происходит не всегда? Как задумываться о себе и других, как видеть последствия своих поступков, самостоятельно принимать решения и делать выводы?
Вопросов очень много. Как хочется дать готовые ответы на них, «подстелить соломку» на все случаи жизни, уберечь и предостеречь… Не получается – ведь конкретный совет можно дать только в конкретной ситуации, а она у каждого своя. Воспитание – это не только, когда ребенка водишь за руку, а без тебя он пропадет. Совсем наоборот, воспитание – когда человека научили самого отвечать за себя.
Курс созвучен учителю, который ведет учеников к поиску собственных ответов на вопросы, поставленные меняющейся жизнью.
Курс «Мир человека» органично вливается в образовательную область «Окружающий мир».
В данном курсе с учетом возрастных особенностей рассматривается мир человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной. Курс ведёт учеников к поиску собственных ответов на вопросы, поставленные меняющейся жизнью. Занятия построены в форме проблемного диалога учителя и учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Добрянская средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрено НМС Согласовано Утверждаю
Руководитель Зам.директора по УВР Директор СОШ №3
Деревянко И.И. Желнина С.Р. Лузина М.М.
«___»____________20 г. «____»____________20 г. «____»_________20 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
на 2011 – 2012 учебный год
«Мир человека»
Составитель: Плюснина Надежда Борисовна
учитель I категории
Добрянка 2011
- Пояснительная записка.
«Ребенок – тоже человек», - любят повторять взрослые. Именно в этом «тоже» и кроется снисходительно-умилительное, всерьез не принимающее отношение взрослого к ребенку.
Когда ребенок поступает плохо, у взрослого автоматически включается привычный способ воздействия – воспитательная беседа на тему: «Так делать нельзя!». Конечно, бывает и так, что дети нарушают правила просто потому, что не знают о них. Но каждый из нас убеждался в том, что на словах дети прекрасно знают, что можно и чего нельзя, но почему-то ведут себя иначе. Почему так происходит? Как знание переходит в действие и почему это происходит не всегда? Как задумываться о себе и других, как видеть последствия своих поступков, самостоятельно принимать решения и делать выводы?
Вопросов очень много. Как хочется дать готовые ответы на них, «подстелить соломку» на все случаи жизни, уберечь и предостеречь… Не получается – ведь конкретный совет можно дать только в конкретной ситуации, а она у каждого своя. Воспитание – это не только, когда ребенка водишь за руку, а без тебя он пропадет. Совсем наоборот, воспитание – когда человека научили самого отвечать за себя.
Курс созвучен учителю, который ведет учеников к поиску собственных ответов на вопросы, поставленные меняющейся жизнью.
Курс «Мир человека» органично вливается в образовательную область «Окружающий мир».
В данном курсе с учетом возрастных особенностей рассматривается мир человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной. Курс ведёт учеников к поиску собственных ответов на вопросы, поставленные меняющейся жизнью. Занятия построены в форме проблемного диалога учителя и учащихся. Положения курса иллюстрируются литературными произведениями.
В центре курса «Мир человека» - учащиеся 8-9 летнего возраста, с его проблемами и интересами, потребностями и ценностями. Ребенок, проходящий свой путь: от биологического существа к социальному. Не секрет, что этот путь наполнен острыми противоречиями.
Все основные положения курса проиллюстрированы выдержками из литературных источников. Большое место отводится стихам, специально подобранным таким образом, чтобы «мораль» не выпячивалась, а пряталась внутри ситуации, нередко смешной. Учитель читает стихотворение, а выводы ученики делают сами.
Задачи:
- Сформировать начальные основы психической культуры: самоорганизованность, уверенность в себе, навыки межличностных отношений.
- Расширять кругозор, укреплять интерес к познанию окружающего мира.
Цели:
- Учить управлять своим вниманием;
- Учить тренировать память;
- Учить развивать ум, задавать вопросы;
- Развивать воображение;
- Воспитывать стремление управлять своими эмоциями;
- Воспитывать потребность в общении, познакомить с правилами общения;
- Учить воспринимать мир с позиций «другого»;
- Учить ориентироваться в окружающем мире.
Методы и формы проведения факультативных занятий:
- проблемный диалог учителя с детьми,
- анкетирование,
- тестирование,
- работа в группах,
- игры,
- наблюдения,
- аналитическая деятельность,
- построение прогнозов,
- практические работы.
Факультативный курс планируется проводить с детьми 2 класса (7-8 лет).
Накопляемость – 15 -20 человек.
- Содержание курса.
Календарно-тематическое планирование
№/№ | Дата | Тема | Примечание | |
по плану | по факту | |||
I четверть | ||||
Школа: разнообразие целей | Игра «Главное». Решение проблемы «Зачем учиться в школе?» Беседа о школьных правилах | |||
Первоначальные сведения из географии и астрономии. Адрес | Рассказ о сердце Игра «Кто вы? Где вы?» Беседа «Путешественники». Игра «Назови адрес». Беседа «Если ты потерялся?». | |||
Организм | Игра «Сколько». Игра «Путаница». Беседа «Одна голова хорошо…». | |||
Как устроен человек? | Отгадывание загадки. Рисование «Что внутри?». Беседа «Что внутри?» | |||
Болезни | Игра «Назови болезни». Беседа о причинах болезней. Анкета «Если заболел…». | |||
Прошлое: развитие ребенка до школы | Игра «Кто кем был?» Решение проблемы «Доказательство». Беседа «Путешествие в прошлое». | |||
Будущее | Игра «Назови профессии». Беседа «Путешествие в будущее». Решение проблемы «Как отыскать?». | |||
«Линия жизни» | Игра «Сколько лет?...» Беседа о долголетии. Игра «Как тебя зовут?». | |||
Обобщение | Игра «Что? Где? Когда?» | |||
II четверть | ||||
Что такое психология? | Игра «Покажи, где?» Беседа «Что такое «Я»?» Анкета «Какой я». | |||
Внимание | Игра «Запрещённое движение». Беседа «Что такое внимание?» Тест «Внимательны ли вы?» | |||
Память | Игра «Что изменилось?» Беседа о памяти. Упражнение «Проверка памяти». | |||
Мышление | Игра «Назови одним словом». Беседа «Что такое ум?» Практическая работа «Это что?» | |||
Воображение | Игра «Оркестр». Беседа о воображении. Практическая работа «Закорючки». | |||
Эмоции | Игра «Невпопад». Беседа об эмоциях. Практическая работа по распознаванию эмоций. | |||
Настроение | Отгадывание «Что это?» Беседа о настроении. Решение проблемы «Как поднять настроение?» | |||
III четверть | ||||
Общение | Игра «Кряк – квак». Беседа об общении. Тест «Общительны ли вы?» | |||
Несловесное общение | Игра «Что делают из молока?» Беседа об иностранцах. Практическая работа «Жесты». Игра в группах «Пойми меня». | |||
Проблемы общения | Упражнение «Комплименты». Беседа «Слова и интонация». Работа в группах. Беседа о конформизме. Обсуждение пословиц. | |||
Конфликты | Игра «Дразнилки» Тест «Конфликтный ли вы человек?» Обсуждение ситуаций. | |||
Урегулирование конфликтов | Игра «Мы похожи друг на друга». Беседа «Способы решения конфликтов». Инсценирование сказки. Обсуждение сказки. | |||
Понятие о противоречии | Игра «Наоборот». Обсуждение «Зима – какая?» Работа в группах «Что – хорошего и что – плохого?» Обсуждение «Какой? Для кого?» | |||
Противоречия в свойствах характера | Игра «Каким быть?» Обсуждение «Честность и лживость». Слушание и обсуждение сказки. | |||
IV четверть | ||||
Противоречия в ситуациях | Игра «Поле чудес» Обсуждение «Жадность – это …» Обсуждение «Доброта – это …» Слушание и анализ сказки. | |||
Противоречия: цель-средства | Игра «Прекрасная – ужасная» Обсуждение «День рождения». Обсуждение «Другая точка зрения». Работа в группах «Анализ ситуаций». | |||
Экскурсия | Игра «Сказочный герой» Обсуждение «Репутация». Упражнение «Внутренний дирижёр». Беседа «Законы общества». | |||
Анализ экскурсии | Игра «Ку – ку». Слушание и обсуждение сказки. Обсуждение ситуаций. | |||
Ориентирование в окружающем мире | Игра «Сказочные злодеи». Обсуждение «Маскировка». Письменная работа «Что нельзя?» Тренинг «Что делать?» | |||
Викторина «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все – все – все». | Слушание и обсуждение сказки и стихотворений. | |||
Подведение итогов |
- Оценивание учащихся.
Самооценка в форме тестов.
- Учебно – методическое обеспечение.
- Сборник программ. М.: «Просвещение», 2013г.
- С.И. Гин «Мир человека» М.: «Вита – Пресс», 2003г.
- Гин С.И. Мир человека: Методическое пособие для учителя для начальной школы/Внеурочная деятельность в начальной школе. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011
- Г.В. Трофимов «Азбука жизни человека», Мн.: «Бервита», 1997г.
- Э.Р. Ахмеджанов «Психологические тесты», М.: «Светотон», 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...