Я и моя семья
материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Ратникова Ольга Николаевна

Данное занятие преднозначено для адаптации учащихся к окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной работе (тема есть и в окружающем мире).

Тема урока: Ты и твоя семья.

Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
  • помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;
  • совершенствовать мыслительные операции: классификацию, обобщение во время работы с рисунками.

Воспитательные:

  • содействовать формированию положительного восприятия ребёнком своей семьи и его места в ней;
  • формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким родственникам.

Оборудование:

  • карточки для групповой работы;
  • презентационное сопровождение урока;
  • компьютер, проектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Эмоциональный настрой.

II Определение темы урока.

III Целеполагание.

IV Актуализация опорных знаний с опорой на жизненный опыт.

V Совместное открытие знаний.

VI Работа с толковым словарём.

VII Применение нового знания

VIII Работа в парах.

IX Групповая работа

 

X

Подведение итога урока.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

-Прислонитесь друг к другу ладошками.

-Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

-Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок с хорошим настроением.

-Ребята сегодня на уроке поговорим о чём-то приятном и согревающем душу каждого человека.

-А вот о чём, вы узнаёте, если разгадаете ребус.

Слайд №1                                                                                                                

- Попробуем спланировать цели урока. Чему будем учиться? Что узнаем?

- Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа.

 - Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми,

- Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

- К концу урока мы постараемся достигнуть этих целей.

-Что для вас означает слово «Семья»?

а) Семья – это гнездышко, в котором уютно и хорошо.

б) Семья для человека – самое  главное и дорогое.

в) В семье  каждый заботится  друг о друге.

г)  Семья – это мама, папа, сестра и я.  

- Послушайте четверостишие о семье.

Очень люблю, когда все собираются. 
Белою скатертью стол накрывается. 
Бабушка с мамой, папа и я, 
Мы называемся вместе - семья.

- Каких членов семьи назвали?

-Кого вы хотели бы добавить?

- Как думаете у каждого из нас одинаковые семьи?

- Чем различаются семьи?

- Кто же является членами семьи?

-У меня в руках книга, догадались, как она называется?

- Давайте уточним лексическое значение слова «семья».

СЛАЙД №2                                                                                                                

 1. Группа живущих вместе близких родственников.

- Итак, члены семьи - это не просто близкие люди, а родственники.

2. - А теперь, чтобы еще больше  узнать  о семье, посмотрим, все ли знают,  кто в семье кем доводится.

Викторина (два столбика слов, надо соединить стрелочкой).

Читаем хором:

Кем тебе являются мама и папа

Мама твоей мамы или твоего папы

Папа твоей мамы или твоего папы

Сестра мамы или папы

Брат мамы или папы

Дочь тёти или дяди

Сын тёти или дяди

Итог: - Молодцы! Справились, знаете, кто кому кем доводится. 

 ФИЗМИНУТКА

-А сейчас, я предлагаю поиграть.

Встаньте.

Игра

Поднимите руки, кто похож на маму.

Присядьте те, кто похож на папу.

Попрыгайте, у кого есть сестрёнки.

Потопайте, у кого есть братишки.

Сделайте шаг вперёд, у кого есть и сестрёнки и братишки.

Подойдите ко мне, кто в семье один ребёнок.

Похлопайте те, кто любит свою семью.

- Вы счастливые дети. Я рада, что у вас счастливые семьи.

1, 2, 3, 4,

Кто живёт в моей квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, щегол и я-

Вот и вся моя семья!

-Ребята, подумайте, все ли, кого мы назвали, являются членами семьи?

-Они живут с нами, мы их любим,  приручили и несём за них ответственность.

-Вы знаете, у животных тоже есть свои семьи.

-В словаре есть другие значения слова «семья». Давайте посмотрим, о чём «говорит» нам словарь.

Слайд №3

Семья – это группа животных, птиц или

 растений одного вида.

Игра «Кто лишний?»

-Читаем хором слова на экране.

          Слайд №4

-Молодцы, справились с заданием.

          Слайд №5

-Кого мы видим на экране?

-Можно сказать, что наш класс- это тоже семья? Как мы должны вести себя в нашем коллективе?

О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы.

-На карточках написаны слова, попробуйте с соседом собрать пословицу.

Пословица    на карточках

Вся семья вместе - душа на месте.

Слайд №6

-Как понимаете смысл пословицы?

-Что нужно делать, чтобы семья жила дружно и счастливо?

 Вам помогут слова на экране.

Слайд №7

-Продолжите высказывание.

Помогать

Вместе

Заботиться

Поздравлять

Рассказывать

-Сейчас мы проведём практическую работу.

-Я предлагаю Вам выбрать семейные ценности, которые помогут вашей семье стать счастливой. На лепестках написаны слова, я прочитаю, а вы скажите какие из них мы выберем.

Слова на лепестках: каприз, лень, любовь, нежность, согласие, дружба, ненависть, ласка, доброта, измена, понимание.

-Посмотрите, какой замечательный цветок у нас получился. Говорят, что когда в семье живёт любовь и дружба, у всех, кто в ней живёт, в сердце расцветают цветы Какой это цветок? (ромашка) 

-Как вы думаете, почему именно ромашка?

         -Именно ромашка является символом благородства, любви и верности семьи.

Слайд № 8

   Маму очень я люблю

Папу тоже я люблю

Мама мне печет коврижки,

Папа мне читает книжки.

Папа, мамочка и я –

Наша дружная семья.

Я и бабушку люблю

Я и дедушку люблю.

Я всегда им помогаю,

Пол мету и пыль стираю.

Мама, папа,  дед и я –

Наша дружная семья.

И сестренку я люблю

И братишку я люблю.

С братом плаваем, ныряем,

А с сестрой в снежки играем.

Мама, папа,  дед и я

Баба,  брат, сестра моя –

Наша дружная семья.

                                                                                         - Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог урока. Какую цель мы ставили на урок?

- Чтобы проверить, все ли поняли, какую семью можно назвать счастливой, проведём тест – проверку.  Надо ответить на вопрос, выбрать 1 правильный ответ, показать на веере цифру.                                                                                                                 

-Какую семью можно назвать счастливой?

На доске напечатаны варианты ответов.

1.  Вместе смотрят телевизор.

2.  Много членов семьи.

3.  Все помогают друг другу.

- Кто может объяснить, почему выбрал именно этот вариант ответа?

- Вам понравился наш урок? Проголосуйте, какой смайлик соответствует вашему настроению? 

Слайд № 9

1

2

          3

- Очень рада, что вы закончили урок с хорошим настроением. 

А я хочу закончить урок таким стихотворением:

Слайд № 10

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Слайд № 10

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

- Спасибо за урок!

Говорим хором.

Тепло.

Семья.

О семье. О членах семьи.

Узнаем, что такое «семья» и как в семье жить дружно.

Это мама, папа, бабушки, дедушки, сёстры и братья.

Дедушку.

Нет.

Количеством членов семьи.

Близкие родственники.

«Толковый словарь»

Коллективная работа на доске

Читаем хором:

родители

бабушка

дедушка

тётя

дядя

двоюродная сестра

двоюродный брат

Делают вывод, читая выбранные предложения

Совещаются.

Выполняют действия.

Нет.

Да.

Уважительно.

Работа в паре.

Родители спокойны и все счастливы.

маме

отдыхать

о родных

с праздником

о школе, о друзьях

Коллективная работа

Собираем ромашку (выбор лепестков с вариантами на доске)

Предположения детей

Читают наизусть стихи

Узнать что такое семья.

Что нужно делать, чтобы семья была счастливой.

Выбирают вариант и объясняют свой выбор.

Выбирают и показывают соответствующую цифру.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные  УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Формировать умение работать в группах и парах.

Регулятивные УУД. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

Регулятивные УУД. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Регулятивные УУД. Учиться совместно с учителем и другими учениками, а также самостоятельно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Литература:

Ю.А. Барышева, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан “Методические рекомендации для учителя.” Москва. “Баласс”. 2001 г.

“Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы ( 1 – 4 )”. Москва. “Просвещение”. 1994 г.

Ю.Г. Илларионова “Учите детей отгадывать загадки”. Москва. “Просвещение”. 1985 г.

Т.А. Ладыженская “Речь. Речь. Речь.” Москва. “Педагогика”. 1990 г.

Русские пословицы и поговорки по изданию: “При солнышке тепло, при матери добро”. Москва. “Детская литература”. 1974 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...