Конспект урока по окружающему миру: " Великий круговорот жизни".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок
Речь и культура общения в 2 классе.
Тема: « Вежливое обращение».
Цели: познакомить с понятиями «вежливость», «вежливое общение», «вежливая речь», «вежливое поведение»; научить детей различать такие понятия, как «вежливая речь» и «вежливое поведение»; вежливо приветствовать, прощаться, благодарить, выражать просьбу; умственное употребление вежливых слов; быть внимательным к старшим.
Оборудование: Для учителя – учебник Т.А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 2 класса; толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой; этимологический словарь; фразеологический словарь; таблички с ключевыми словами, рисунки солнышка и облачка для речевой разминки; элементы костюмов для сценок.
Для ученика - учебник Т.А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 2 класса; тетради для работ по риторике.
Ход занятия.
1Организационный момент.
Долгожданный звонок –
Начинается урок.
Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Урок начинается с приветствия гостей. Дети читают стихотворение В.Кривошеевой
«Доброе утро».
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро! (к учителю)
Доброе утро
Солнцу и птицам
Доброе утро
Улыбчивым лицам (поворачивается к гостям)
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро
Длится до вечера.
Учитель: Добрый день , доброе утро! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых
людей. Дорогие ребята! Постарайтесь сегодня постичь истину – «добру откроется сердце». Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения В. Суслова.
Чтец: Где красота – там доброта.( голос по магнитофону)
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
(Веселым, интересным, познавательным).
- От чего это зависит? (От того, как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя и друг друга).
- Правильно. Я желаю, чтобы этот урок прошел с пользой, и чтобы вы узнали что-то новое. Может быть, вам даже удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.
Проверка домашнего задания. Звуковая гимнастика. Речевая разминка.
(Тренировка свободного дыхания)
Открыть и закрыть глаза. Открыть и закрыть рот. Пошевелить ноздрями, как бы раздувая их. Массировать полость рта круговыми движениями языка. Задуть свечу (свечи).
Массировать уши по ходу их изгибов.
3. Прикусывание верхней и нижней губ.
4. Языком прокалывание щеки.
5. Цокаем языком.
6. Наклон вперед – вдох (спина прямая).
И.п. – выдох (с широко открытым ртом). Упражнение выполняются 5-6 раз.
Сегодня к нам на урок заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской.
На доске рисунок. Учитель читает стихотворение.
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло.
В кислом небе кислое
Облако повисло…
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
- А кто хочет прочитать стихотворение?
(Дети читают).
- Почему прохожие в стихотворении «несчастные»? что значит «кислое» настроение? А как мы узнаем, что у человека «кислое» настроение?
(По выражению лица, по его словам и поступкам).
- Дети, а как можно «поднять» настроение? Можно ли это сделать с помощью комплимента? Поднимите настроение «солнышку»!
(Учащиеся говорят комплименты «солнышку», а учитель незаметно переворачивает рисунок).
- Весело ли стало нам? Поднялось ли у нас настроение? Попробуйте сделать вывод.
(Нужно говорить людям добрые слова, и им, и нам становится от этого лучше, радостнее).
Загадка.
- Ребята, а сейчас отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть – тоска ее боится!
(улыбка)
- Улыбка нужна нам самим и предназначена другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Поэт Владимир Солоухин говорит: «Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Давайте улыбнемся друг другу!
А теперь ответьте на вопрос: « В каких ситуациях особенно важно улыбнуться собеседнику?» (Ответы учащихся).
3Работа с терминами. Сообщение темя занятия.
Учитель: Тему нашего занятия вы узнаете, если правильно пройдете по лабиринту и соберете по пути все буквы.
Вариант 1: Работа в группах.
Вариант 2: Работа на доске.
Дети: Получилось слово ВЕЖЛИВОСТЬ.
Учитель: Правильно. Тема занятия – вежливость.
-Очем же мы будем говорить на уроке?
О вежливости, вежливом общении, вежливом поведении .
Дети записывают в тетради тему урока.
- Что это такое? Какого человека можно назвать вежливым?
Дети: Вежливый ребенок хорошо себя ведет, не балуется, говорит вежливые слова и не грубит, помогает другим.
Учитель: Вежливость – это доброе поведение, почтительность. Слово это произошло от старинного слова ВЕЖЕСТВО, которое означало учтивость, ученость.
Анализ речевых ситуаций.
- Какие вы знаете слова благодарности? (спасибо, большое спасибо, благодарю вас).
1) Как вы благодарите маму за очень вкусный обед? (спасибо, мамочка, обед был очень вкусный).
2) А вот что произошло на одном дне рождения: имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. Что вы посоветуете мальчику? Вежливо поблагодарить гостей за подарок – ведь они оба хотели сделать тебе приятное (Большое спасибо, у меня теперь будут две отличные машинки. Теперь мы вместе
сможем в них играть); вежливо поблагодарить гостей за подарки. Но заметить, что две одинаковые машинки не нужны (спасибо, но у меня уже есть такая машинка. Что мне делать с двумя?).
Беседа.
- Как вы считаете, можно ли людей, показанных в этих сценках, считать вежливыми? А что такое вежливость?
( Воспитанность, хорошее поведение, соблюдение правил поведения).
В словаре С.И. Ожигова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый».
Учитель обобщает материал и ставит ключевые слова на доску.
- Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко устанавливать и поддерживать контакт.
4 Работа с учебником.
- Ребята, прочитайте отрывок их стихотворения Л. Щипахиной на с.96.
… Счастливей, чем счастье подкова,
Дороже, чем горсть серебра…
Спасибо за доброе слово.
Спасибо за слово добра.
… Скажите мне доброе слово,
А я приумножу его.
- Что хочет сказать автор? Что значит «приумножу его»? приведите пример. (ответы учащихся).
- Сделайте вывод, почему так важны добрые слова?
Затем учитель делает вывод.
- Итак, добрые слова – а к ним относятся и вежливые слова – поднимают настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его чуткости, такие, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Именно поэтому они «дороже» чем горсть серебра. Поэтому не надо скупиться на добрые слова!
А кто вспомнит слова Г. Рыленкова, которые мы брали эпиграфом к прошлому уроку?
(На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться).
5Вежливые слова на других языках.
- Поэт Владимир Солоухин о словах говорит так:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
- Какие же вежливые слова рождаются теплом души?
- А кто знает вежливые слова на иностранных языках? (ответы детей).
Английский: Please – пожалуйста.
Thank you – спасибо.
Good morning (day, evening, night) – доброе утро (день, вечер, ночь).
Excuse me – извините.
I am sorry – простите.
Немецкий: Danke schon – спасибо.
Guten Tag – добрый день.
AuI Wiedersehen – до свидания.
Мордовский (эрзя): Васта мазонок – до свидания
Шумбрат – здравствуйте.
- Молодцы, ребята!
Из истории вежливых слов.
Учитель: А что вы знаете о происхождении вежливых слов?
1 уч.: Здравствуйте, ребята! Так каждый день говорим мы. А жители Древнего Китая, Монголии, Египта обменивались фразами: «Ели вы сегодня?» или «Здоров ли ваш скот?». А жители Африки – зулусы говорят при встрече: «Я тебя вижу!»
2 уч.: Самое простое слово здравствуйте означает: «Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья».
уч.: Движения и жесты, которыми издавна обменивались люди во время приветствия, были очень разнообразными: одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись лбом о землю, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык и так далее.
4 уч.: Слово спасибо известно в русском языке с 16 века. Оно произошло от слов спаси бог. Теперь слово спасибо – отдельное слово. В конце второго слова изсчезла
буква г, и образовалось слово, которое передает следующий смысл «Я вас благодарю и желают вам всех благ».
5 уч.: А слово благословлять произошло от слов говорить благое, т.е. доброе слово. Благословлять – значит желать добра.
Учитель: Спасибо ребята, что приготовили для нас этот материал. Очень интересные сведения об этих и других вежливых словах вы можете найти в этимологическом и фразеологическом словарях. (Учитель показывает книги и ставит на выставку).
Учитель: Богат и прекрасен наш родной русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Но есть особые, волшебные слова. Давайте вспомним все волшебные слова и соберем их в эту шкатулку.
Формы приветствия:
Здравствуйте
Доброе утро
Добрый день
Добрый вечер
Формы прощания:
До свидания
До скорой встречи
Формы благодарности:
Спасибо
Большое спасибо
Благодарю вас
Формы пожеланий:
Всего хорошего
Всего доброго
Будьте здоровы
Спокойной ночи
Приятного аппетита
5.Формы извинения:
Простите, пожалуйста
Извините, пожалуйста
Формы просьбы:
Пожалуйста
Будьте добры
Будьте любезна
Прошу вас
Укажут от ворот,
Извини,
Пожалуйста,
Прости
И разреши.
Это не слова, а ключи от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста»-
Волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется,
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста»-
Волшебные слова.
Дети по очереди читают стихи.
Здравствуйте.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Добрый день.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Добрые слова.
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Доброго пути.
Нам желают «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я все же забуду, -
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста.
Отменить что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Извини,
Пожалуйста,
Прости
И разреши.
Это не слова, а ключи от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста»-
Волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут у ворот
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется,
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста»-
Волшебные слова.
8 Попробуем сочинить стихотворение о вежливости на уроке.
Учитель (не дочитывает фразу до конца).
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Все пиши не отставая,
Слушай… (не перебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все … (понятно).
Если хочешь отвечать –
Надо …. (руку поднимать)
На математике считают,
На перемене …. (отдыхают).
Будь прилежным на уроке.
Не болтай: ты … (не сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши …. (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними … (спокойно руку).
Знай: закончится урок,
Коль услышал ты …. (звонок).
Когда звонок раздался снова…
(К уроку будь всегда готовым).
11Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйтесь, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй)
12. Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет)
13. Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)
14 Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас – будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте… (любезны),
Будьте… (добры).
15 Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
- Ну… (извините)!
16. Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите… (до свидания)
17 Когда я что-то подарю,
Мне говорят:… (благодарю)
Тебе подарят что-нибудь –
Благодарить не позабудь!
18 Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить….(спасибо)
19 Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице-маме понурый пришел:
…(прости) меня, мама, я больше не буду!
Ребята: Если хочешь, чтобы у тебя всегда было много друзей:
Памятка.
Не груби свои товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.
Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять
удобное для тебя место.
Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с мальчиками, и с девочками.
Если ты обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись.
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть –почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить из вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
Если ты всегда будешь выполнять эти правила, у тебя будет много хороших и добрых друзей, которые будут любить тебя и всегда придут на помощь в трудную минуту.
Правила вежливости.
Пользуйся словами вежливого обращения: ____________
Будь приветлив и вежлив со всеми (окружающими)___________________
Не (перебивай)______ взрослых, не вмешивайся в их разговор.
Слушай старших (МОЛЧА)________, стой при этом спокойно, смотри в (в глаза)______ собеседнику.
С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай (им)_________, не шуми, не капризничай.
Вед.: Следующее испытание называется «Эрудицион». Вам предстоит ответить на вопросы.
Вопросы:
Может ли юноша, здороваясь с девушкой, держать руки в кармане?
- может
- может, если у него в кармане кошелек с крупной суммой денег
Не может, он обязан вынуть руки из кармана.
Можно ли не принять руку, протянутую для рукопожатия?
- можно
- нельзя
- это может себе позволить в отдельных случаях только женщина.
Если незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами, как нужно поступить?
- сделать вид, что не заметили приветствия
- ответить приветствием
- объяснить незнакомому человеку его ошибк
4. Вы обгоняете идущую впереди вас знакомую. Кто из вас должен поздороваться первым?
- тот, кто обгоняет
- тот, кого обгоняют
- одновременно
5. В помещение, где двое юношей входит девушка. Кто в этом случае здоровается первым?
- девушка
- юноши хором
- тот, кто вежливый
Ключ:3,3,1,1,1.
9 Релаксация
Учитель: Отправимся в путешествие на волшебном облачке. Это путешествие необычное – под музыку вы мысленно перенесетесь совсем в другое место.
Сядьте поудобнее, голову положите на руки, глаза закройте. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно становится спокойным, ровным, размеренным. Спокойный вдох – спокойный выдох. Спокойный вдох – спокойный выдох. Представьте себе, что мягкие, теплые, пушистые облачка подплыли к порогу у школы. Каждый из нас по очереди садится, как в кресло, на сове облачко. Мы немедленно поднимаемся вверх и начинаем наше путешествие. Яркое ласковое солнце нежно согревает нас. Мы проплываем над лесом. Давайте опустимся ниже и поплывем мимо хрупких березок, стройных сосен и пушистых елочек. Дотронемся до иголочек елки. Чувствуется нежное покалывание в пальцах рук. Поют птицы. Вдохните глубоко. Как хорошо в лесу дышится! Как свободно!
Легкий ветерок несет нас все дальше. Сделаем глубокий вдох, затем глубокий выдох, снова вдох и выдох. Взгляните еще раз на лес, прощаясь с ним. Плывем на облачках назад, в школу.
Теперь откройте глаза , подвигайте головой, плечами, потянитесь, улыбнитесь. Путешествие наше закончилось. Давайте подумаем, кого бы вы хотели из героев сказок видеть рядом на облачке во время своего путешествия? С кем бы вы хотели поделиться впечатлениями? С кем бы из героев хотели подружиться?
.(оценим вашу работу на уроке)
«5»-7,6 баллов
«4»-5,4 балла
«3»-3 балла
«2»-2,1 балла
10 Домашнее задание.
Дети должны сосчитать, сколько вежливых слов сказал каждый и сколько услышал в ответ. (За один день). Затем найти и записать пословицы о добрых словах, добрых делах.
Прощаться нам пришла пора…
И речь закрыть пора.
О ней узнали много слов
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их
Не зря урок потрачен.
Ученики:
Настанет, друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
Пусть грубость исчезает навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле.
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли –
Он принял и вежливым стал.
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут?
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
УЧИТЕЛЬ: В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Понять и исполнить
Желание другого –
Одно удовольствие,
Честное слово.
А добро, сделанное втайне,
Отплатится явно.
Вед.: Эти добрые слова всем известны давно. Они просты и не новы, но я еще повторяю все равно: добрые люди, будьте здоровы.
Итак, давайте будем добрее друг к другу и чаще друг другу улыбаться. И все будет хорошо.
Вед: Молодцы, ребята! А теперь ответьте, пожалуйста на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?
Ученик: В сердце
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Великий круговорот жизни"
Конспект урока окружающего мира " Великий круговорот жизни " для 3 класса. Программа " Школа России"....
Конспект урока-лаборатории по окружающему миру «Великий круговорот жизни на Земле» 3 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А.Плешакова Формирование мыслительной операции обобщение
Данный конспект соответсует УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру "Великий круговорот жизни" 3 класс
Сценарий урока "Великий круговорот жизни" составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Урок разработан с применгением различных современных технологий: технология ИКТ, техноло...
Конспект урока по окружающему миру "Великий круговорот жизни" 3 класс
Сценарий урока "Великий круговорот жизни" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. В разработке урока применялись современные педагогические технологии: технология ИКТ, и...
Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...
Конспект урока по окружающему миру "Великий круговорот жизни на земле" 3 класс
Знакомство учащихся с новыми понятиями "организмы производители", "организмы потребители", "организмы разрушители", устанавливают взаимосвязь природы неживой и живой прир...
Презентация к уроку по окружающему миру "Великий круговорот жизни" 3 класс
Урок № 26Тема. Великий круговорот жизни А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс. УМК «Школа России»Тип: урок открытия новых знаний (для детей, обучающихся в православной гимназии).Цель урока...