"Зона арктических пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме: "Зона арктических пустынь" в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_13._zona_arkticheskih_pustyn.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ п.Мичуринский»,
филиал «ООШ п.Водораздельный»
учитель нач.классов
Аппоева Халимат Адрахмановна
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему:
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ
Цели | Создать условия для ознакомления учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием, определения существенных признаков природных зон и сравнения их, определения границ знания и «незнания»; обучения нахождению на карте полушарий зоны Арктики; способствовать формированию у учащихся понятия «Арктика», развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные | http://festival.1september.ru/articles/594902/ http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России» |
Основные | Зона арктических пустынь |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | – Послушайте описание чертогов одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения? «Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями – буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро». Чертог (устаревшее слово) – великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке. – Вернемся к вопросу о том, где жила Снежная королева. (Снежная королева жила в ледяной зоне.) – Попробуйте сами сформулировать тему урока | Слушают учителя, принимают участие Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место Прогнозируют содержание урока | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; умеют слушать собеседника. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка | – Почему природа нашей страны изменяется с севера 1) Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее. 2) Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля | Устные ответы, карточки |
III. Изучение нового материала | Работа | – В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг. – Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь. – Каким цветом она обозначена? – В каком поясе Земли находится? (Полярный пояс.) – Что вы можете рассказать по географической карте Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины.) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Показывают | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Практическая деятельность | Работа Загадка. Работа с карточками. | 1. Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли? (Под номером 1.) 2. Назовите номер положения солнышка, которое лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно. (Под номером 5.) Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажег огонь чудесный, Золотой костер небесный? Никого за тучей нет. Это с неба льется свет. (Северное сияние.) Полярное сияние – свечение воздуха в высоких слоях атмосферы. – Выберите правильный ответ: как изменится температура воздуха в ледяной зоне за те полгода, пока длится полярная ночь? 1) Температура повысится. 2) Температура не изменится. | Отвечают на вопросы. Выполняют | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Кроссворд. Задания | 3) Температура понизится. – Выберите и прикрепите картинки с изображениями растений этой зоны. Предлагает вставить пропущенные слова в карточке: Арктика – это огромное пространство… (Северного Ледовитого океана), с… (морями) и… (островами). Солнце направляет на это пространство…(косые) лучи. Оно… (светит), но не греет. Зимой в Арктике… (полярная ночь). Дуют… (ветры), бушует… (пурга). Температура опускается до… (–60) градусов. Летом – Разгадайте кроссворд и восстановите предложение: « … – царство льда и снега». («Арктика – царство льда и снега».) Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Зачитывают текст вслух. Отгадывают кроссворд. Выполняют | Коллективная. Индивидуальная | действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Личностные: осуществляют действия смыслообразования; оценивают усваиваемое содержание | ||
V. Итоги урока. | Обобщение полученных на уроке сведений. | Звучит в записи «Песня про медведей» (слова Л. Дербенева, музыка А. Зацепина): | Читают вывод в учебнике (с. 41). | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют рефлексию способов | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Рефлексия | Заключительная беседа. Выставление оценок |
– С какой природной зоной познакомились на уроке? – Что нового узнали? – Как оценивает свою деятельность на уроке? | Отвечают | контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивают собственную деятельность | ||||
VI. Домашнее задание | Инструкция по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 78–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться рыбкой. (Чайка.)
2. Близкий родственник тюленя. (Морж.)
3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал. (Кайры.)
4. На них очень любит поохотиться белый медведь. (Тюлень.)
5. Самое распространенное растение полярных районов. (Лишайники.)
6. Самый крупный обитатель морей и океанов. (Кит.)
7. Маленькие жители морей и океанов, которыми питаются рыбы. (Рачки.)
Ключевое слово: АРКТИКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.
Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....
Природные зоны России. Зона Арктических пустынь
Разработка урока с презентацией к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....
Природные зоны: зона арктических пустынь
Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК "Гармония" (Пошлазова) по теме "Природные зоны: зона арктических пустынь"....
презентация "Зона Арктических пустынь Ледяная зона"
Цель Узнать о природных условиях Арктики,растительном и животном мире ледяной зоны....
Природные зоны России. Зона арктических пустынь
Сборник презентаций 4 класс...
Тест по окружающему миру по теме "Природные зоны. Зона арктических пустынь. Тундра"
Тест по природным зонам. Составлен по материалам учебника УМК "Начальная школа 21 века", 4 класс....
"Природные зоны России. Зоны Арктических пустынь."
Урок-путешествие в зону арктических пустынь...