Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по программе "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx | 42.75 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии:
- С требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» (2009 год);
- С авторской программой (Окружающий мир: программа: 1-4 классы /Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана - Граф, 2012. – 192 с.- (Начальная школа XXI века).
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273.
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
- Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, г. Москва.
- Примерная основная образовательная программа НОО: одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол № 1 /15 от 08 апреля 2015г)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009г. № 373
- Приказ № 1576 от 31 декабря 2015 г. (зарегистрирован 02.02.2016г) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. №373
- Основная образовательная программа начального общего образования БОУ «СОШ №4» г. Калачинска Омской области
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Задачами курса являются:
- Создание условий для самопознания и саморазвития учащихся;
- Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- Развитие умения работать с учебными и научно-популярными текстами;
- Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение окружающего мира в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план
(2 часа в неделю, всего - 68 ч.)
Количество часов по неделям и годам обучения
Класс | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
1 класс | 2 | 33 | 66 |
2 класс | 2 | 34 | 68 |
3 класс | 2 | 34 | 68 |
4 класс | 2 | 34 | 68 |
270 часов |
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
ученик научится
Выявлять признаки живого организма, характерные для человека
Моделировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания
Устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека, характеризовать условия роста и развития ребенка
Оценивать положительные и отрицательные качества человека, приводить примеры проявления доброты, честности, смелости
Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту), в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карте объекты, оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане
Описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности
Составлять рассказ-описание о странах – соседях России
Различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время, эпоха, столетие»
Соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе
Называть имена наиболее известных правителей разных исторический эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры
Различать символы царской власти, символы современной России, называть имя президента современной России
Описывать основные события культурной жизни России, называть их даты
Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох
ученик получит возможность научиться
Применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры, различать полезные и вредные привычки
Различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение
Раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса как ученика и школьника.
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности;
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
- Формирование основ российской гражданской идентичности;
- Воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- Воспитание уважительного отношения к своей стране;
- Воспитание уважительного отношения к истории страны;
- Воспитание любви к родному краю;
- Понимание роли человека в обществе;
- Принятие норм нравственного поведения в природе;
- Формирование основ экологической культуры;
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
- Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»
- Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
- Познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства).
-строить речевое высказывание в устной форме;
- строить рассуждение в форме простых суждений об объекте
- устанавливать причинно-следственные связи
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
- использовать знаково- символические средства
- основам смыслового чтения познавательных текстов , выделять существенную информацию из текстов
- проводить классификацию по заданным критериям
- строить рассуждение в форме простых суждений об объекте
- Регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.
- принимать и сохранять учебную задачу
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
-адекватно воспринимать оценку учителя;
- Коммуникативные как способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
-задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
- строить монологическое высказывание
- контролировать действия партнёра
3.Содержание учебного предмета
Человека – живое существо (организм) (16 ч)
Человек – живой организм. Нервная система. Головной и спинной мозг. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы. Пищеварительная система. Ее органы.
Зубы, правила ухода за ними. Дыхательная система. Ее органы. Кровеносная система. Ее органы. Органы выделения. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Закаливание. Органы чувств, их значение в жизни человека. Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Эмоции. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Твое здоровье (12 ч)
Человек и его здоровье. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Вредные привычки.
ОБЖ. Когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение при встрече с опасными животными. Поведение во время грозы.
Человек – часть природы (2 ч)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка.Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Человек среди людей (5 ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – необходимые для человека качества, которые помогают правильно общаться с окружающими людьми. ОБЖ. Почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Родная страна: от края до края (11 ч)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики. Почвы России. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина. Как развивались и строились города. Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек – творец культурных ценностей (12 ч)
Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Искусство России в разные времена. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров. Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии». Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников. Искусство России XX века. Известные сооружения советского периода.
Человек – защитник своего Отечества (5 ч)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Гражданин и государство (5 ч)
Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Экскурсии в краеведческий музей, виртуальные экскурсии в художественный музей, музей художника, писателя, композитора.
Практические работы
Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. Работа с исторической картой.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Сроки проведения | Темы уроков | Количество часов | Контроль | |
План | Факт | ||||
Человек – живое существо (организм) (16 ч) | |||||
1 | 02.09 | Человек – живой организм. Признаки живого организма. | 1 | ||
2 | 06.09 | Нервная система. Головной и спинной мозг | 1 | ||
3 | 09.09 | Опорно-двигательная система: скелет и мышцы | 1 | ||
4 | 13.09 | Пищеварительная система. Ее органы | 1 | ||
5 | 16.09 | Зубы, правила ухода за ними | 1 | ||
6 | 20.09 | Дыхательная система. Ее органы | 1 | ||
7 | 23.09 | Кровеносная система. Ее органы. Пр.р. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок | 1 | ||
8. | 27.09 | Органы выделения. Главный орган выделения – почки | 1 | ||
9. | 30.09 | Кожа, ее роль в организме. Закаливание. | 1 | ||
10 | 04.10 | Органы чувств, их значение в жизни человека. Зрение. | 1 | ||
11. | 07.10 | Органы чувств, их значение в жизни человека. Слух.Тест. | 1 | Тест | |
12 | 11.10 | Органы чувств, их значение в жизни человека. Обоняние. Вкус. | 1 | ||
13 | 14.10 | Органы чувств, их значение в жизни человека. Осязание. | 1 | ||
14 | 18.10 | Эмоции. Охрана органов чувств. | 1 | ||
15 | 21.10 | Внимание, память Условия их развития | 1 | ||
16 | 25.10 | Речь, мышление. Условия их развития. Проверочная работа по разделу «Человек- живое существо» | 1 | Проверочная работа | |
Твое здоровье (12 ч) | |||||
17 | 28.10 | Человек и его здоровье | 1 | ||
18 | Режим дня школьника. Пр.р. Составление режима дня школьника для будней и выходных | 1 | |||
19 | Здоровый сон | 1 | |||
20 | Правильное питание | 1 | |||
21 | Закаливание | 1 | |||
22 | Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия.Тест. | 1 | Тест | ||
23 | Вредные привычки | 1 | |||
24 | Когда дом становится опасным. ОБЖ | 1 | |||
25 | Улица и дорога. Опасности на дороге. ОБЖ | 1 | |||
26 | Пр.р. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях | 1 | |||
27 | Поведение при встрече с опасными животными. ОБЖ | 1 | |||
28 | Поведение во время грозы. ОБЖ. Проверочная работа по разделу «Твоё здоровье» | 1 | Проверочная работа | ||
Человек – часть природы (2 ч) | |||||
29 | Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. | 1 | |||
30 | Развитие человека от рождения до старости. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных. | 1 | |||
Человек среди людей (5 ч) | |||||
31 | Доброта – необходимое для человека качество, которое помогает правильно общаться с окружающими людьми | 1 | |||
32 | Справедливость – важное качество настоящего человека | 1 | |||
33 | Забота о больных и стариках – важное качество человека | 1 | |||
34 | Правила культурного общения | 1 | |||
35 | Почему надо избегать общения с незнакомыми людьми. ОБЖ. Проверочная работа по разделам «Человек- часть природы», «Человек среди людей» | 1 | Проверочная работа | ||
Родная страна: от края до края (11 ч) | |||||
36 | Природные зоны России: арктические пустыни, тундра | 1 | |||
37 | Природные зоны России: тайга, смешанные леса | 1 | |||
38 | Природные зоны России: степь, пустыни и влажные субтропики | 1 | |||
39 | Почвы России. Охрана почв | 1 | |||
40 | Рельеф России. Восточно-Европейская равнина | 1 | |||
41 | Рельеф России. Западно - Сибирская равнина | 1 | |||
42 | Горы России. Урал. Кавказские горы. Тест. | 1 | Тест | ||
43 | Как развивались и строились города | 1 | |||
44 | Россия и ее соседи. Япония. | 1 | |||
45 | Россия и ее соседи. Китай. | 1 | |||
46 | Россия и ее соседи. Финляндия. Дания. Проверочная работа по разделу «Родная страна: от края до края» | 1 | Проверочная работа | ||
Человек – творец культурных ценностей (12 ч) | |||||
47 | Что такое культура. Ценности культуры | 1 | |||
48 | О чем рассказывают летописи. | 1 | |||
49 | Первые школы на Руси | 1 | |||
50 | Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века | 1 | |||
51 | Первые университеты в России. М.В. Ломоносов | 1 | |||
52 | Искусство России в разные времена. Древнерусская икона. Андрей Рублев | 1 | |||
53 | Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Виртуальная экскурсия в музей композитора. | 1 | |||
54 | Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры | 1 | |||
55 | Изобразительное искусство XVIII века. Виртуальная экскурсия в музей художника. Возникновение публичных театров | 1 | |||
56 | Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии». Виртуальная экскурсия в музей писателя. | 1 | |||
57 | Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников. Виртуальная экскурсия в художественный музей. | 1 | |||
58 | Искусство России XX века. Известные сооружения советского периода. Проверочная работа по разделу «Человек- творец культурных ценностей» | 1 | Проверочная работа | ||
Человек – защитник своего Отечества (5 ч) | |||||
59 | Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями Практическая работа. Работа с исторической картой. Выделение на карте мест Невской битвы и Ледового побоища. | 1 | |||
60 | Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской | 1 | |||
61 | Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Итоговая контрольная работа. | 1 | Контрольная работа | ||
62 | Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Пр.р. Работа с исторической картой. Выделение на карте городов, где происходили основные сражения. | 1 | |||
63 | Великая Отечественная война. Помощь тыла фронту. Экскурсия в краеведческий музей | 1 | |||
Гражданин и государство (5 ч) | |||||
64 | Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России | 1 | |||
65 | Всероссийская проверочная работа | 1 | Проверочная работа | ||
66 | Права и обязанности граждан России | 1 | |||
67 | Символы государства | 1 | |||
68 | Повторение по разделу: «Гражданин и государство» | 1 |
Тест | 3 |
Проверочная работа | 5 |
Контрольная работа | 1 |
ВПР | 1 |
Тема | Количество часов | Количество практических работ | Количество экскурсий |
Человек – живое существо (организм) | 16 | 1 | - |
Твое здоровье | 12 | 2 | - |
Человек – часть природы | 2 | - | - |
Человек среди людей | 5 | - | - |
Родная страна: от края до края | 11 | - | - |
Человек – творец культурных ценностей | 12 | - | 4 |
Человек – защитник своего Отечества | 5 | 2 | 1 |
Гражданин и государство | 5 | - | - |
Всего | 68 | 5 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
урок окружающий мир 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Урок по предмету окружающий мир 2 класс. Тема урока :"Звери леса"...
урок окружающего мира по теме "Как люди мечтали летать" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
К 50-летию со полета в космос Ю.А. Гагарина. Окружающий мир (3 кл.) Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой) Тема урока: «Как люди мечтали летать» Задачи уро...
Тест по окружающему миру в 3 классе по УМК "Школа 21 века"
Комментарии к тесту.Итоговый тест по окружающему миру в 3 классе по системе Н.Ф. Виноградовой предназначен для проверки знаний и умений учеников к концу третьего года обучения. Ответы пред...
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Окружающий мир" во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"
Календарно-тематическое планиероваине учебного курса "Окружающий мир" во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"
В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...