В царстве грибов
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Яковлева Ирина Викторовна

Урок  окружающего мира «В царстве грибов»проводится с целью формирования новых знаний о царстве грибов и ценностного отношения к ним. Конспект предполагает использование электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Предлагаемая разработка урока предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир», 3 класс, УМК «Школа России», может быть также использована во внеклассной работе.

Электронные ресурсы  уроку содержат следующие виды ЦОР:

·     иллюстрации (фотографии и цветные рисунки),

·     видеосюжет,

·     интерактивную схему и задание, анимацию,

·     слайды презентации.

На уроке применяются технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно - ориентированного обучения, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве. 

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta.docx39.85 КБ
Office presentation icon tsarstvo_gribov.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по окружающему миру в 3 классе (в соответствии с ФГОС)
Тема: «В царстве грибов»

УМК «Школа России»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Вид урока: устный журнал

Методы работы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские

Формы работы: фронтальная, групповая

Используемые технологии:

  • Технология проблемного обучения
  • Технология разноуровневого обучения
  • Технология развития критического мышления
  • ИКТ

Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;

- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; 
Развивающие:

- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;

- развивать активную речь учащихся;

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся

Воспитывающие:

- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Планируемые результаты:

Предметные 

     Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Метапредметные

Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;  сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;

воспринимать смысл познавательного текста;

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.

Личностные.  Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе.

Технология проведения. Этапы, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика, предполагаемые ответы

Оборудование

1.Организационный момент.

 

Цель – мотивация учения

 - Сегодня на уроке у нас гости.

- Давайте поздороваемся с гостями.

- Тихонько сели. Спины прямые. Плечики расправили.

   - ВСЕМ! ВСЕМ! ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Настраиваются на работу, высказывают друг другу добрые пожелания.

2.Актуализация знаний. Повторение изученного.

РЕЛАКСАЦИЯ

 Цель: повторить знания о признаках растений и животных; правил поведения в природе

Индивидуальная работа у доски.

Работа в группах.

3.Решение проблемной ситуаций.

 

Цель: создание проблемной ситуации для определения целей урока

4.  Самоопределение к деятельности.

Цель: сформулировать тему урока и цели

5. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

6.Физкультминутка.

Цель: снять утомляемость детей.

Продолжение работы по теме урока.

   

Опыт с грязной водой и губкой.

7. Этап первичной проверки понимания изученного.

7. Закрепление и контроль полученных знаний.

8. Рефлексия.

9. Информация о д/з

10. Подведение итогов.

-Поднимите руку, кто готов трудиться?

-Предлагаю вам  послушать звуки.

-Что это за звуки?

- А что такое природа?

-Какая бывает природа?

- Чем отличается живая природа от неживой?

- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы.  

 - На какие 2 группы вы их распределили?

- Как ученые договорились их называть?

- Существуют признаки, по которым распределяют растения и животных. Давайте их вспомним.

С помощью карточек обозначим признаки царства растений.

- Название, каких карточек  вы отнесли к царству растений, к царству животных сверяем с доской .

-А у меня есть ещё один представитель живой природы. Отгадайте, о ком пойдёт речь?

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.

- К какому царству вы его отнесете?

-Почему этот вопрос вызвал затруднение?

- Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

- Сегодня мы с вами будем говорить о грибах .

- Чтобы достичь цели урока давайте все вместе составим план

- На какие вопросы мы хотели бы получить ответы?                

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - К какому царству относятся грибы?

     - Это главный вопрос нашего урока, я надеюсь, что в конце урока, вы сможете дать на него ответ.

- Для того чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей.

-Каждый исследователь должен владеть основными доступными методами исследования:

  • подумать самостоятельно;
  • понаблюдать;
  • найти информацию в книге;
  • спросить у другого человека;

- Чтобы познать и проникнуть в тайны грибов я приглашаю вас в путешествие по страницам устного журнала «Удивительная природа».

- Первая страница журнала

- Откройте учебники на стр.112, прочитайте задание и изучите строение гриба.

- Грибы – это удивительные живые существа, населяющие нашу планету.

- Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити.

- Как они называются?                                      

- Грибница – подземная часть гриба, это и есть сам гриб, очень похожа на паутину.

- Из каких частей состоит наземная часть гриба?  

- Все вместе плодовое тело.

- Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7)    

- Следующая страница

- Сейчас вам необходимо найти и изучить информацию о питании, размножении и о связи грибов с деревьями. Возьмите карандаши и при чтении делайте пометки.   

Обсудите полученные знания в группе и подготовьте результаты исследования.    

Всем узнать, как размножаются грибы? (спорами)

Прикрепляет карточки на доску.

Влез опенок на пенек,

 Простоял один денек.

Низко наклоняется,

 Шляпу к солнышку потянет,

Еще выше станет.

Прибежали тут ребятки –

Тонконогие опятки.

Они вместе наклонялись,

Дружно к солнцу поднимались.

А когда пришел грибник,

 Они все в корзину - прыг!

- Откроем еще одну страницу журнала:

- Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ,  они похожи на зонтик.    
- Какие шляпочные грибы вы знаете?
- Грибы разнообразны по форме и цвету, есть грибы, похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки.

   - Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете? 
- Он покроется вот такой плесенью.

- Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.

На свете есть еще и дрожжевые грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия.

И ещё одна неожиданная встреча с дрожжами. Обыкновенный комар выращивает их в специальном отделе пищевода. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной и углекислым газом попадают дрожжи. Они и вызывают всем знакомый зудящий волдырь на месте укуса.        
Вывод: грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.    

- Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России.

 

-  Следующая страница журнала:


Загадки        на слайде появляются отгадки    

- А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы, будете отгадывать названия грибов.

1. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой.

2. Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка.    

3. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки.

4. Лета первая примета -
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
на пятнистом корешке.  

5. Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю.

6. Посмотрите все направо.
Этот лес красив. Дубрава.
А живёт здесь главный гном.
Шляпа тёмная на нём
Гриб отважный, смелый,
И зовётся …    

7.  Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит.  

- На какие две группы можно разделить эти грибы?

                                                                             

- Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе ? Может быть они совсем не нужны?

Значение для природы и человека ядовитых грибов.

1. Я - бледная поганка,  

   очень опасна для человека, но

   Я нужна деревьям.

   Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.

   А  ещё меня используют для

   приготовления сильных лекарств.

     2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.

Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.

И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.

3. Мы - ложные опята, мы ярче и

    красивее своих съедобных собратьев.

    Мы разрушаем пни, поваленные стволы,

    Опавшие сучья.   Мы - санитары леса!

- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки. Работа по таблицам.

   - Последняя страница нашего журнала:

Отравление грибами самое опасное, оно называется — ботулизм.

Ботулизм — крайне тяжелое заболевание, характеризуется высокой летальностью или смертностью (60-70%). Признаки отравления проявляются через 12-24 ч, реже — через несколько дней, а в отдельных случаях они могут сокращаться до 2 ч.

Первыми признаками болезни являются недомогание, слабость, головная боль, головокружение и нередко рвота. Затем появляются симптомы расстройства зрения (ослабление зрения, двоение в глазах, дрожание глазных яблок, опущение век). Голос становится слабым, глотание и жевание затруднены.

— Учитывая сложную, часто не благополучную экологическую обстановку и тот факт, что грибы активно впитывают и накапливают в себе различные вещества, в том числе и ядовитые (пестициды, соли тяжёлых металлов) необходимо знать о том, что грибы надо тщательно обрабатывать и собирать в определённых местах. Как вы думаете, можно ли собирать грибы у дороги?

Оборудование: тарелка, грязная вода, губка в форме шляпки гриба.

— Шляпка гриба похожа на губку. Когда мы на неё нажимаем, из неё выделяется жидкость. Возьмём теперь губку и представим, что это шляпка гриба. Опускаем губку в грязную воду, сжимаем в воде и разжимаем. Что произошло?

Вот так и грибы впитывают в себя грязный загазованный воздух и пыль. Даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасными и ядовитыми.

— Как думаете, можно ли употреблять в пищу такие грибы?

Грибы нельзя собирать у дороги ближе, чем на 200м.

— Люди, бывая в лесу, часто сбивают ядовитые грибы ногами, растаптывают их.

Как вы думаете, можно ли так делать?

-Давайте узнаем правила сбора грибов на стр.115

    Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.

- Я буду читать высказывания, а вы, если они верные делаете 2 хлопка, если нет молчите.

1. Ядовитые грибы лесу не нужны.

2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело.

3. Грибы – санитары леса.

4. Ядовитые грибы надо уничтожать.

5. В лесу нужны только съедобные грибы.  

6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

7. Размножаются спорами.    

 8. Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей.

 9. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь.

 10.  Не производят питательные вещества, а поглощают  из почвы

   - Вернемся к началу урока

   - Что узнали о строении гриба? И т.д.

- Давайте ответим на наш проблемный вопрос:

К какому царству относятся грибы?

- Ребята, какую цель мы сегодня поставили на урок?

- Кто из вас достиг цели урока?

- Кто из вас усвоил знания не в полном объеме? Почему

- Кто не достиг цели и почему?

- Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты!!!

 

  Обязательная часть:

 тетрадь с.66, №1,2, 4,5.

По выбору:

1) Найти интересные факты о грибах,

 2) Придумать хитрые вопросы по теме,

 3) Подготовить сообщение об одном из необычных грибов Красной книги.

     - Наш урок подошел к концу.

Оценивание работы учащихся.                              

     - Благодарю всех за урок                                                                

Слушают звуки природы.

-Звуки природы.

-Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.

-Живая и неживая.

-Дышит, питается, растет, размножается и умирает.

1чел.- отбирает растения,

2чел. – отбирает животных.

Остальные вспоминают правила друзей природы. (карточки-знаки)

-Растения и животные.

-Царство растений, царство животных.

1гр.- отобрать признаки растений,

2гр. – отобрать признаки животных

(прикрепляют на доску)

Сравнивают свои ответы с ответами на слайде

-Гриб.

???

-Требуется доказать и вывести признаки, которые помогут определить нужное царство.

-О грибах.

Формулируют цели урока

(строение, питание, размножение,с кем дружат, значение в природе, разнообразие, правила сбора)

Работают с учебником на стр. 112, читают текст.

-Грибница.

.

-Шляпка, ножка или пенек.

Учащиеся работают в парах, обсуждают, выбирают правильный вариант ответа.

1 ряд – питание,

 2 ряд –роль в природе,

 3 ряд – с кем дружат грибы.

Результаты исследования

Выполняют физические упражнения.

Слушают рассказ учителя

Перечисляют

Рассматривание плесневых грибов в микроскоп.

Презентация ученика.                                                 

Опята

Подосиновик

Мухомор

Подберезовик

Лисичка

Белый

Бледная поганка

-Съедобные, несъедобные.

Вывод: все грибы полезны для природы и человека.

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!

-Губка впитала в себя всю грязную воду и сама стала грязной.

-Нет.

-Нет. Этого делать нельзя. Ведь такие грибы служат кормом, а иногда и лекарством для лесных жителей: лосей, зайцев, а так же они украшают лес.

Читают текст с. 115

-

Хлопают

Хлопают

-

-

Хлопают

Хлопают

-

Хлопают

Хлопают

работа с кластером

Предметные картинки животных и растений

Условные знаки по правилам

Карточки с признаками царств

1. Имеют листья, стебли,  цветы плоды с семенами, корни.

2. Питаются растворенными в воде минеральными солями.

3. Умеют вырабатывать питательные вещества (сахар и крахмал).

4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

5. Не могут сами передвигаться.

1.        Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.

2.        Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

3.        Не могут вырабатывать питательные вещества сами.

4.        Могут жить и развиваться в различных условиях.

Слайд 1

Предметная картинка

Слайд 2

Кластер.

Слайд 3

Слайд 4

СЛАЙД 5

Слайд 6

Индивидуальные микроскопы

Слайд 7

Слайд 8

Слайды 9-14

Слайд  15

Слайд

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦАРСТВА ПРИРОДЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ Имеют листья, стебли, цветы, плоды с семенами, корни. Не могут са- ми передвигаться. 2. Питаются растворенными в воде солями. 3. Могут сами вы- рабатывать пита- тельные вещества. 4. Для нормального роста нуждаются в тепле,влаге и ос- вещении Могут передвигаться. 2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных. 3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами 4.Могут жить и раз- виваться в различ- ных условиях.

Слайд 2

ГРИБЫ Строение Как собирать грибы? Питание С кем дружат? Размножение Значение в природе Разнообразие грибов Какие бывают грибы

Слайд 3

СТРОЕНИЕ ГРИБА

Слайд 5

ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ

Слайд 6

ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ

Слайд 7

ДРОЖЖЕВЫЕ ГРИБЫ

Слайд 8

ГРИБЫ ШЛЯПОЧНЫЕ ПЛЕСНЕВЫЕ ДРОЖЖЕВЫЕ

Слайд 9

ГРИБНАЯ КАПУСТА

Слайд 10

ГРИБ - БАРАН

Слайд 11

ЗОНТИК ДЕВИЧИЙ

Слайд 12

ЕЖЕВИК КОРАЛЛОВИДНЫЙ

Слайд 13

ДИКТИОФОРА СДВОЕННАЯ (СЕТКОНОСКА)

Слайд 14

СЪЕДОБНЫЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ

Слайд 16

ЦАРСТВА ПРИРОДЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ Имеют листья, стебли, цветы, плоды с семенами, корни. Не могут са- ми передвигаться. 2. Питаются растворенными в воде солями. 3. Могут сами вы- рабатывать пита- тельные вещества. 4. Для нормального роста нуждаются в тепле,влаге и ос- вещении Могут передвигаться. 2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных. 3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами 4.Могут жить и раз- виваться в различ- ных условиях. Не могут сами вырабатывать питательные вещества. 2. Питаются останками живых существ. 3. Питаются солями из почвы. 4. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге. 5. Самостоятельно не передвигаются .

Слайд 17

ГРИБЫ Строение Как собирать грибы? Питание С кем дружат? Размножение Роль в природе Разнообразие грибов Какие бывают грибы грибница ножка шляпка поглощают питательные вещества из останков с деревьями спорами нужны деревьям, животным, человеку бережно 100 тысяч видов шляпочные,плесневые, дрожжевые съедобные несъедобные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Царство грибов"

Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"

разработка урока  окружающего мира в 3 классе...

В царстве грибов

урок окружающего мира, 3 класс, виды грибов, ядовитые, съедобные, шляпочные, плесневые, самостоятельная работа...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...