В царстве грибов
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира «В царстве грибов»проводится с целью формирования новых знаний о царстве грибов и ценностного отношения к ним. Конспект предполагает использование электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Предлагаемая разработка урока предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир», 3 класс, УМК «Школа России», может быть также использована во внеклассной работе.
Электронные ресурсы уроку содержат следующие виды ЦОР:
· иллюстрации (фотографии и цветные рисунки),
· видеосюжет,
· интерактивную схему и задание, анимацию,
· слайды презентации.
На уроке применяются технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно - ориентированного обучения, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich_karta.docx | 39.85 КБ |
tsarstvo_gribov.ppt | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по окружающему миру в 3 классе (в соответствии с ФГОС)
Тема: «В царстве грибов»
УМК «Школа России»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Вид урока: устный журнал
Методы работы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, исследовательские
Формы работы: фронтальная, групповая
Используемые технологии:
- Технология проблемного обучения
- Технология разноуровневого обучения
- Технология развития критического мышления
- ИКТ
Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;
- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;
- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
Развивающие:
- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;
- развивать активную речь учащихся;
- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся
Воспитывающие:
- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Планируемые результаты:
Предметные
Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.
Метапредметные
Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;
воспринимать смысл познавательного текста;
Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.
Личностные. Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе.
Технология проведения. Этапы, цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика, предполагаемые ответы | Оборудование |
1.Организационный момент.
Цель – мотивация учения | - Сегодня на уроке у нас гости. - Давайте поздороваемся с гостями. - Тихонько сели. Спины прямые. Плечики расправили. | - ВСЕМ! ВСЕМ! ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Настраиваются на работу, высказывают друг другу добрые пожелания. | |
2.Актуализация знаний. Повторение изученного. РЕЛАКСАЦИЯ Цель: повторить знания о признаках растений и животных; правил поведения в природе Индивидуальная работа у доски. Работа в группах. 3.Решение проблемной ситуаций.
Цель: создание проблемной ситуации для определения целей урока 4. Самоопределение к деятельности. Цель: сформулировать тему урока и цели 5. Этап усвоения новых знаний и способов действий. 6.Физкультминутка. Цель: снять утомляемость детей. Продолжение работы по теме урока.
Опыт с грязной водой и губкой. 7. Этап первичной проверки понимания изученного. 7. Закрепление и контроль полученных знаний. 8. Рефлексия. 9. Информация о д/з 10. Подведение итогов. | -Поднимите руку, кто готов трудиться? -Предлагаю вам послушать звуки. -Что это за звуки? - А что такое природа? -Какая бывает природа? - Чем отличается живая природа от неживой? - Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. - На какие 2 группы вы их распределили? - Как ученые договорились их называть? - Существуют признаки, по которым распределяют растения и животных. Давайте их вспомним. С помощью карточек обозначим признаки царства растений. - Название, каких карточек вы отнесли к царству растений, к царству животных сверяем с доской . -А у меня есть ещё один представитель живой природы. Отгадайте, о ком пойдёт речь? Я под шапкою цветной На ноге стою одной. У меня свои повадки, Я всегда играю в прятки. - К какому царству вы его отнесете? -Почему этот вопрос вызвал затруднение? - Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. - Сегодня мы с вами будем говорить о грибах . - Чтобы достичь цели урока давайте все вместе составим план - На какие вопросы мы хотели бы получить ответы? ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - К какому царству относятся грибы? - Это главный вопрос нашего урока, я надеюсь, что в конце урока, вы сможете дать на него ответ. - Для того чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей. -Каждый исследователь должен владеть основными доступными методами исследования:
- Чтобы познать и проникнуть в тайны грибов я приглашаю вас в путешествие по страницам устного журнала «Удивительная природа». - Первая страница журнала - Откройте учебники на стр.112, прочитайте задание и изучите строение гриба. - Грибы – это удивительные живые существа, населяющие нашу планету. - Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити. - Как они называются? - Грибница – подземная часть гриба, это и есть сам гриб, очень похожа на паутину. - Из каких частей состоит наземная часть гриба? - Все вместе плодовое тело. - Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7) - Следующая страница - Сейчас вам необходимо найти и изучить информацию о питании, размножении и о связи грибов с деревьями. Возьмите карандаши и при чтении делайте пометки. Обсудите полученные знания в группе и подготовьте результаты исследования. Всем узнать, как размножаются грибы? (спорами) Прикрепляет карточки на доску. Влез опенок на пенек, Простоял один денек. Низко наклоняется, Шляпу к солнышку потянет, Еще выше станет. Прибежали тут ребятки – Тонконогие опятки. Они вместе наклонялись, Дружно к солнцу поднимались. А когда пришел грибник, Они все в корзину - прыг! - Откроем еще одну страницу журнала: - Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ, они похожи на зонтик. - Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете? На свете есть еще и дрожжевые грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия. И ещё одна неожиданная встреча с дрожжами. Обыкновенный комар выращивает их в специальном отделе пищевода. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной и углекислым газом попадают дрожжи. Они и вызывают всем знакомый зудящий волдырь на месте укуса. - Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России.
- Следующая страница журнала: Загадки на слайде появляются отгадки - А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы, будете отгадывать названия грибов. 1. Что за ребятки на пеньках 2. Под деревцем, под осинкой 3. А вот кто-то важный 4. Лета первая примета - 5. Я была в лесу. 6. Посмотрите все направо. 7. Тот грибочек очень бледен - На какие две группы можно разделить эти грибы?
- Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе ? Может быть они совсем не нужны? Значение для природы и человека ядовитых грибов. 1. Я - бледная поганка, очень опасна для человека, но Я нужна деревьям. Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут. А ещё меня используют для приготовления сильных лекарств. 2. Я - мухомор людям тоже пригожусь. Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить. И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов. 3. Мы - ложные опята, мы ярче и красивее своих съедобных собратьев. Мы разрушаем пни, поваленные стволы, Опавшие сучья. Мы - санитары леса! - Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки. Работа по таблицам. - Последняя страница нашего журнала: Отравление грибами самое опасное, оно называется — ботулизм. Ботулизм — крайне тяжелое заболевание, характеризуется высокой летальностью или смертностью (60-70%). Признаки отравления проявляются через 12-24 ч, реже — через несколько дней, а в отдельных случаях они могут сокращаться до 2 ч. Первыми признаками болезни являются недомогание, слабость, головная боль, головокружение и нередко рвота. Затем появляются симптомы расстройства зрения (ослабление зрения, двоение в глазах, дрожание глазных яблок, опущение век). Голос становится слабым, глотание и жевание затруднены. — Учитывая сложную, часто не благополучную экологическую обстановку и тот факт, что грибы активно впитывают и накапливают в себе различные вещества, в том числе и ядовитые (пестициды, соли тяжёлых металлов) необходимо знать о том, что грибы надо тщательно обрабатывать и собирать в определённых местах. Как вы думаете, можно ли собирать грибы у дороги? Оборудование: тарелка, грязная вода, губка в форме шляпки гриба. — Шляпка гриба похожа на губку. Когда мы на неё нажимаем, из неё выделяется жидкость. Возьмём теперь губку и представим, что это шляпка гриба. Опускаем губку в грязную воду, сжимаем в воде и разжимаем. Что произошло? Вот так и грибы впитывают в себя грязный загазованный воздух и пыль. Даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасными и ядовитыми. — Как думаете, можно ли употреблять в пищу такие грибы? Грибы нельзя собирать у дороги ближе, чем на 200м. — Люди, бывая в лесу, часто сбивают ядовитые грибы ногами, растаптывают их. Как вы думаете, можно ли так делать? -Давайте узнаем правила сбора грибов на стр.115 - Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме. - Я буду читать высказывания, а вы, если они верные делаете 2 хлопка, если нет молчите. 1. Ядовитые грибы лесу не нужны. 2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело. 3. Грибы – санитары леса. 4. Ядовитые грибы надо уничтожать. 5. В лесу нужны только съедобные грибы. 6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные. 7. Размножаются спорами. 8. Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей. 9. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. 10. Не производят питательные вещества, а поглощают из почвы - Вернемся к началу урока - Что узнали о строении гриба? И т.д. - Давайте ответим на наш проблемный вопрос: К какому царству относятся грибы? - Ребята, какую цель мы сегодня поставили на урок? - Кто из вас достиг цели урока? - Кто из вас усвоил знания не в полном объеме? Почему - Кто не достиг цели и почему? - Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты!!!
Обязательная часть: тетрадь с.66, №1,2, 4,5. По выбору: 1) Найти интересные факты о грибах, 2) Придумать хитрые вопросы по теме, 3) Подготовить сообщение об одном из необычных грибов Красной книги. - Наш урок подошел к концу. Оценивание работы учащихся. - Благодарю всех за урок | Слушают звуки природы. -Звуки природы. -Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека. -Живая и неживая. -Дышит, питается, растет, размножается и умирает. 1чел.- отбирает растения, 2чел. – отбирает животных. Остальные вспоминают правила друзей природы. (карточки-знаки) -Растения и животные. -Царство растений, царство животных. 1гр.- отобрать признаки растений, 2гр. – отобрать признаки животных (прикрепляют на доску) Сравнивают свои ответы с ответами на слайде -Гриб. ??? -Требуется доказать и вывести признаки, которые помогут определить нужное царство. -О грибах. Формулируют цели урока (строение, питание, размножение,с кем дружат, значение в природе, разнообразие, правила сбора) Работают с учебником на стр. 112, читают текст. -Грибница. . -Шляпка, ножка или пенек. Учащиеся работают в парах, обсуждают, выбирают правильный вариант ответа. 1 ряд – питание, 2 ряд –роль в природе, 3 ряд – с кем дружат грибы. Результаты исследования Выполняют физические упражнения. Слушают рассказ учителя Перечисляют Рассматривание плесневых грибов в микроскоп. Презентация ученика. Опята Подосиновик Мухомор Подберезовик Лисичка Белый Бледная поганка -Съедобные, несъедобные. Вывод: все грибы полезны для природы и человека. Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать! -Губка впитала в себя всю грязную воду и сама стала грязной. -Нет. -Нет. Этого делать нельзя. Ведь такие грибы служат кормом, а иногда и лекарством для лесных жителей: лосей, зайцев, а так же они украшают лес. Читают текст с. 115 - Хлопают Хлопают - - Хлопают Хлопают - Хлопают Хлопают работа с кластером | Предметные картинки животных и растений Условные знаки по правилам Карточки с признаками царств 1. Имеют листья, стебли, цветы плоды с семенами, корни. 2. Питаются растворенными в воде минеральными солями. 3. Умеют вырабатывать питательные вещества (сахар и крахмал). 4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении. 5. Не могут сами передвигаться. 1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению. 2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных. 3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами. 4. Могут жить и развиваться в различных условиях. Слайд 1 Предметная картинка Слайд 2 Кластер. Слайд 3 Слайд 4 СЛАЙД 5 Слайд 6 Индивидуальные микроскопы Слайд 7 Слайд 8 Слайды 9-14 Слайд 15 Слайд Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГРИБЫ Строение Как собирать грибы? Питание С кем дружат? Размножение Значение в природе Разнообразие грибов Какие бывают грибы
СТРОЕНИЕ ГРИБА
ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ
ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ
ДРОЖЖЕВЫЕ ГРИБЫ
ГРИБЫ ШЛЯПОЧНЫЕ ПЛЕСНЕВЫЕ ДРОЖЖЕВЫЕ
ГРИБНАЯ КАПУСТА
ГРИБ - БАРАН
ЗОНТИК ДЕВИЧИЙ
ЕЖЕВИК КОРАЛЛОВИДНЫЙ
ДИКТИОФОРА СДВОЕННАЯ (СЕТКОНОСКА)
СЪЕДОБНЫЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ
ЦАРСТВА ПРИРОДЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ Имеют листья, стебли, цветы, плоды с семенами, корни. Не могут са- ми передвигаться. 2. Питаются растворенными в воде солями. 3. Могут сами вы- рабатывать пита- тельные вещества. 4. Для нормального роста нуждаются в тепле,влаге и ос- вещении Могут передвигаться. 2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных. 3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами 4.Могут жить и раз- виваться в различ- ных условиях. Не могут сами вырабатывать питательные вещества. 2. Питаются останками живых существ. 3. Питаются солями из почвы. 4. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге. 5. Самостоятельно не передвигаются .
ГРИБЫ Строение Как собирать грибы? Питание С кем дружат? Размножение Роль в природе Разнообразие грибов Какие бывают грибы грибница ножка шляпка поглощают питательные вещества из останков с деревьями спорами нужны деревьям, животным, человеку бережно 100 тысяч видов шляпочные,плесневые, дрожжевые съедобные несъедобные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Царство грибов"
Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...
Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".
Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....
урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"
разработка урока окружающего мира в 3 классе...
В царстве грибов
урок окружающего мира, 3 класс, виды грибов, ядовитые, съедобные, шляпочные, плесневые, самостоятельная работа...
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»
название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...
презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"
презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...
Урок окружающего мира Тема: В царстве грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир»....