Доклад по курсовой работе "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"
элективный курс по окружающему миру по теме
Разработка доклада по теме: " Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Основные направления региональной образовательной политики
в контексте модернизации российского образования»
(модуль инвариантной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)
Выпускной проект по теме: « Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе….»
Срок выполнения проекта: 07.09. - 18.09.2015г.
Разработчик проекта: учитель начальных классов ГБОУ СОШ с.Ташелка Козоногина Елена Анатольевна | |
| |
Проект допущен к защите: | |
«18» сентября 2015 г. | |
Руководитель проекта: Прокофьева Наталия Владимировна |
Содержание
- Введение 3
- Использование информационно – коммуникационных технологий на разных этапах урока 6
- Использование информационно – коммуникационных технологий во внеурочной работе по предмету 7
- Заключение 8
- Список используемых источников 9
- Приложения 10
3
Введение
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных , соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные.
Как и все методы, методические приемы, средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые, в принципе, остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методик информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
4
Обучающие функции:
- усвоение знаний;
- совершенствование качества знаний, закрепление полученных ранее знаний, усвоение системы контроля качества знаний (глубины, прочности, системности), в том числе использованием приемов дистанционного обучения;
- освоение методов естественнонаучного познания в предметной деятельности учителя при помощи ЦОР, ИКТ;
- формирование практических умений при работе с натуральными и виртуальными объектами.
Развивающие функции:
- развитие всей системы познавательных процессов: внимания, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи;
- развитие аналитико-синтетических приемов мышления с использованием ИКТ;
- развитие творческих способностей на базе ЦОР.
Воспитательные функции:
- формирование естественнонаучного мировоззрения и естественнонаучного стиля мышления, способности алгоритмизировать собственную деятельность;
- становление социально ценных мотивов учения (в частности интереса к учению);
- формирование социально положительных элементов поведения;
- воспитание волевых и нравственных качеств личности.
Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны различных объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Преподавание окружающего мира в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение
5
экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения.
Многие процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Применение компьютера на уроках стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
Информационные технологии позволяют:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
6
Использование информационно – коммуникационных технологий на разных этапах урока
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Важным этапом является организация закрепления знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет немаловажную роль В качестве закрепления можно использовать беседу на основе информации, воспроизведенной на экране с помощью мультимедийного проектора. Материал содержит основной теоретический материал с вопросами, иллюстрациями, схемами, логическими цепочками. Так же можно организовать игры, в которых быстро и наглядно можно повторить определенную тему. Для контроля за усвоением знаний, мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, и т.д. Однако в разных классах тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах Microsoft PowerPoint.
Кроме тестов, предложенные для компьютерной проверки знаний, задания могут быть в виде:
- биологического диктанта;
- графического диктанта;
- заданий типа «убери лишнее»;
- «подпишите иллюстрации»;
- «закончите предложение» и т.д.
Приложение 1
7
Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности.
Область применения ИКТ во внеурочной деятельности широка, ее условно можно разделить следующим образом:
- ИКТ при подготовке домашних заданий учащимися
- ИКТ при организации исследовательской деятельности, на занятиях кружка « Юный исследователь»
- ИКТ в подготовке к экзаменам или олимпиадам
- ИКТ на внеклассных мероприятиях
1. Ни для кого из педагогов уже не секрет, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. В этом есть большое преимущество, хотя бы в том, что ребята экономят личное время. Задача грамотного учителя научить учащихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное. Задания могут носить как индивидуальные, так и групповой характер. Для более эффективной работы с информацией с учащимися обговаривается план ее сбора. На уроках ребятам предлагается выступить с сообщениями по своим темам.
2. При организации исследовательской деятельности ресурсы Интернет становятся незаменимыми при поиске теоретической информации, для ознакомления с другими исследовательскими проектами.
Приложение 2
8
Заключение
На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение.
Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения окружающего мира повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.
Использование ИКТ на уроках позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по предмету , их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик.
Моя дальнейшая педагогическая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии в целях повышения качества образования, активизации познавательного интереса учащихся к предмету.
9
Список использованных источников
Интернет-ресурсы:
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-gribah.htm
WWW. Wikipedia.org-Википедия, свободная энциклопедия
центр информационно-образовательных ресурсов.
http://temnyjles.narod.ru/Gribi-kn.htm
http://www.stihi.ru/2011/01/06/50
Мультимедийное средства обучения.
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.
2.Электронный атлас для школьника .- «Новый диск»,2004.
3.Уроки окружающего мира «Кирилла и Мефодия»,1-4 кл. - ООО »Кирилл и Мефодия»,2001.
4.Библиотека электронных наглядных пособий» « - ООО» Кирилл и Мефодий»,2002
Приложение 1
Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие.
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок- исследование.
Метод: комбинированный, групповая работа.
Модель обучения: базовая (4 класс – 1 час в неделю).
Цели урока:
Образовательные: Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных
Развивающие:
Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку;
- лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата;
- микроскопы (световой).
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Технологическая карта урока
Литература и ресурсы Интернета:
1.Биология. Бактерии, грибы, растения.6класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника
2«Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя/Н.В. Дубинина,В.В.Пасечник.-М:Дрофа,2002.
3.Понамарева И.Н, Соломин В.П..,Сидельникова Г.Д.Общая методика обучениябиологии. - М.:Академия,2002.
4.КалиноваГ.С..Дидактические карточки.Растения.Бактерии.Грибы. Лишайники.6кл.-М.:Школа-Пресс,2001
5Уроки биологии с икт 6класс С.Н. Лебедев.
6.Елена Михайловна Бенуж. Тесты по биологии. 6 класс
Интернет-ресурсы:
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-gribah.htm
WWW. Wikipedia.org-Википедия, свободная энциклопедия
центр информационно-образовательных ресурсов.
http://temnyjles.narod.ru/Gribi-kn.htm
http://www.stihi.ru/2011/01/06/50
Мультимедийное средства обучения.
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.
2.Электронный атлас для школьника .- «Новый диск»,2004.
3.Уроки окружающий мир «Кирилла и Мефодия»,4кл. - ООО»Кирилл и Мефодия»,2001.
4.Библиотека электронных наглядных пособий» . « - ООО» Кирилл и Мефодий»,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...В. А....
Доклад "Использование интерактивного оборудования на уроках в начальной школе"
Интерактивное оборудование помогает расширить информационные возможности учебного материала, повысить интерес к предмету. ...
Доклад на тему: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».
структура современного урока...
Доклад " Использование игровых технологий на уроках в начальной школе"
Ребёнок любит играть! Поэтому интерес к обучению у младшего школьника приходит через игру. Как сказал В.А.Сухомлинский «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребён...
Доклад " Групповые формы работы на уроках в начальной школе"
Доклад на тему" Групповые формы работы на уроках в начальной школе"...
Доклад на тему "Особенности структурирования уроков в начальной школе"
об особенностях структурирования уроков в начальной школе...
Доклад «Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире....