Доклад по курсовой работе "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"
элективный курс по окружающему миру по теме

Козоногина Елена Анатольевна

Разработка доклада  по теме: " Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования»

(модуль инвариантной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)

        

         Выпускной проект по теме: «  Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе….»

     Срок выполнения проекта:  07.09. - 18.09.2015г.

                                  Разработчик проекта:

учитель начальных классов ГБОУ СОШ  с.Ташелка

Козоногина Елена Анатольевна

 

Проект допущен к защите:

«18» сентября  2015 г.

                           Руководитель проекта:

Прокофьева  Наталия Владимировна

                                                                           

                                                                                             

                                                         Содержание

  • Введение                                                                          3
  • Использование информационно – коммуникационных технологий на разных этапах урока                                                      6                                                                                                          
  • Использование информационно – коммуникационных технологий во внеурочной работе  по предмету                                 7                                                        
  • Заключение                                                                     8  
  • Список используемых источников                               9
  • Приложения                                                                    10        

                                                           3

Введение

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств  школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных , соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные.

Как и все методы, методические приемы, средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые, в принципе, остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методик информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

                                                     4

Обучающие функции:

  • усвоение знаний;
  • совершенствование качества знаний, закрепление полученных ранее знаний, усвоение системы контроля качества знаний (глубины, прочности, системности), в том числе использованием приемов дистанционного обучения;
  • освоение методов естественнонаучного познания в предметной деятельности учителя  при помощи ЦОР, ИКТ;
  • формирование практических умений при работе с натуральными и виртуальными объектами.

Развивающие функции:

  • развитие всей системы познавательных процессов: внимания, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи;
  • развитие аналитико-синтетических приемов мышления с использованием ИКТ;
  • развитие творческих способностей на базе ЦОР.

Воспитательные функции:

  • формирование естественнонаучного мировоззрения и естественнонаучного стиля мышления, способности алгоритмизировать собственную деятельность;
  • становление социально ценных мотивов учения (в частности интереса к учению);
  • формирование социально положительных элементов поведения;
  • воспитание волевых и нравственных качеств личности.

Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны различных объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные  характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Преподавание окружающего мира  в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение

                                                   

                                                       5            

экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения.

Многие  процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Применение компьютера на уроках стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

                                                                6

Использование информационно – коммуникационных технологий на разных этапах урока

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Важным этапом является организация закрепления знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет немаловажную роль В качестве закрепления можно использовать беседу на основе информации, воспроизведенной на экране с помощью мультимедийного проектора. Материал содержит основной теоретический материал с вопросами, иллюстрациями, схемами, логическими цепочками. Так же можно организовать игры, в которых быстро и наглядно можно повторить определенную тему. Для контроля за усвоением знаний, мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся,  и т.д. Однако в разных классах тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах Microsoft PowerPoint.

Кроме тестов, предложенные для компьютерной проверки знаний, задания могут быть в виде:

  • биологического диктанта;
  • графического диктанта;
  • заданий типа «убери лишнее»;
  • «подпишите иллюстрации»;
  • «закончите предложение» и т.д.

Приложение 1

                                                         7

 Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности.

Область применения ИКТ во внеурочной деятельности широка, ее условно можно разделить следующим образом:

  • ИКТ при подготовке домашних заданий учащимися
  • ИКТ при организации исследовательской деятельности, на занятиях кружка « Юный исследователь»
  • ИКТ в подготовке к экзаменам или олимпиадам
  • ИКТ на внеклассных мероприятиях

1. Ни для кого из педагогов уже не секрет, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. В этом есть большое преимущество, хотя бы в том, что ребята экономят личное время. Задача грамотного учителя научить учащихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное. Задания могут носить как индивидуальные, так и групповой характер. Для более эффективной работы с информацией с учащимися обговаривается план ее сбора. На уроках ребятам предлагается выступить с сообщениями по своим темам.

2. При организации исследовательской деятельности ресурсы Интернет становятся незаменимыми при поиске теоретической информации, для ознакомления с другими исследовательскими проектами.

        

Приложение 2

 

                                                             8

    Заключение

На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения окружающего мира повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.

Использование ИКТ на уроках  позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по предмету , их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик.

Моя дальнейшая педагогическая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии в целях повышения качества образования, активизации познавательного интереса учащихся к предмету.

        


                                                               9

                                Список использованных источников

Интернет-ресурсы:    

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-gribah.htm 

WWW. Wikipedia.org-Википедия, свободная энциклопедия 

центр информационно-образовательных ресурсов. 

http://temnyjles.narod.ru/Gribi-kn.htm 

http://www.stihi.ru/2011/01/06/50 

Мультимедийное средства  обучения.  

1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.

2.Электронный атлас для школьника .- «Новый диск»,2004.

3.Уроки окружающего мира «Кирилла и Мефодия»,1-4 кл. - ООО »Кирилл и Мефодия»,2001.

4.Библиотека электронных наглядных пособий» « - ООО» Кирилл и Мефодий»,2002

Приложение 1

Тема урока:  Живые царства. Грибы: строение и многообразие.

Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок- исследование.

Метод: комбинированный,  групповая работа.

Модель обучения: базовая (4 класс – 1 час  в неделю).

Цели урока:

Образовательные:   Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных

Развивающие:

 Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

 Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата;
  • микроскопы (световой).

Структура урока:

  • Организационный этап.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка учебной задачи.
  • Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  • Физ. минутка.
  • Закрепление изученного материала.
  • Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  • Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

                                                             

                                                              Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

 1. Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассни-кам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Устная оценка учителя

 2. Актуализация

знаний, сообщение темы и целей урока

(4 минуты)

 Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

Тема урока:  Живые царства. Грибы: строение и многообразие.

Выдвигает проблему, сообщает тему урока

 Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя

 3. Постановка учебной задачи.

(4 минута)

 - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в   царство  грибов! (Слайд 1)

- Откройте тетради, запишите число.   Тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными  царствами живой природы.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать  грибы,  знать особенности их строения,  уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека. (Слайд 2).

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Запись учащимися числа, темы урока.

Презентация проекта о многообразии грибов, выполненная опережающей формой обучения

учащие-ся конкретизируют цель урока

  Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность.

Устная оценка учителяоценивание проекта индивидуаль-но.

4.  Усвоение новых знаний.

4 минуты

 По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название? 

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - 
Нет головы.
У малютки-кавалера 
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.)

 

В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).

Грибница – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело.

 Учитель показывает строение  шляпочных грибов, используя презентацию,  муляжи грибов.

Указывает на доску

Работа с рабочими тетрадями, подписывают основные части  шляпочных грибов.

Работа с учебниками стр.  48, изучение рисунка 26. Строение  шляпоч-ного гриба

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

5. физкультминут-ка

(пауза релаксации)

1 минута

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

6. Первичное закрепление знаний.

7 минут

1 группа – исследователи: выполняют работу по  инструктивной карте по изучению плесневых грибов и дрожжей

2 группа – энциклопедисты: по дополнительному материалу  обобщают материал о роли грибов в природе и жизни человека

3 группа –  практики: распределяют грибы на съедобные и ядовитые, находят признаки грибов двойников.

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения

учащиеся выполняют  задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

7. Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

 «Итоговое тестовое задание»

1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) способны к фотосинтезу

Г) питаются готовыми органическими веществами

У) поглощают пищу путём всасывания

2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

Р) хитин

О) целлюлозу

Т) муреин

3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

Ж) мицелий

Д) плодовое тело

И) микориза

4.Дрожжи размножаются

А) спорами

Б) почкованием

В) мицелием

5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

К) выгодно одному из организмов

О) не выгодно обоим

Н) выгодно обоим

6.Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов

М) мукор

И) трутовик

К) фитофтора

7.К пластинчатым грибам относится

Ц) лисичка

О) подосиновик

М) маслёнок

8.Половое размножение у грибов происходит

А) при слиянии специализированных клеток

Г) с помощью спор

У) почкованием

 

1

2

3

4

5

6

7

8

4

5

6

7

8

Ответ

Г

Р

И

б

н

и

ц

а

Б

Н

И

Ц

А

Учитель задает вопросы

 учащиеся в тетради отвечают

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Устная оценка учителя

8. Рефлексия деятельности.

3 минуты

 Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать

По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг

Учащиеся заполняют таблицу и шкалу

Личностные  УУД:

Самооценка на основе успешности    

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности  

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли  

Познавательные УУД:  Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

§12.

 Индивидуальное задание на выбор:

а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;

б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

в) сообщение о плесневых грибах;

г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);

д) сказка собственного сочинения по теме урока.

Литература и ресурсы Интернета:    

1.Биология. Бактерии, грибы, растения.6класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника

2«Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя/Н.В. Дубинина,В.В.Пасечник.-М:Дрофа,2002.

3.Понамарева И.Н, Соломин В.П..,Сидельникова Г.Д.Общая методика обучениябиологии. - М.:Академия,2002.

4.КалиноваГ.С..Дидактические карточки.Растения.Бактерии.Грибы. Лишайники.6кл.-М.:Школа-Пресс,2001

5Уроки биологии с икт 6класс С.Н. Лебедев.

6.Елена Михайловна Бенуж. Тесты по биологии. 6 класс

Интернет-ресурсы:    

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-gribah.htm

WWW. Wikipedia.org-Википедия, свободная энциклопедия

центр информационно-образовательных ресурсов.

WWW HYPERLINK "http://www.intergu.ru-интернет-сообщество/" HYPERLINK "http://www.intergu.ru- HYPERLINK "http://www.intergu.ru-интернет- RLINK сообщество/"интернет-сообщество/" HYPERLINK "http://www.intergu.ru-интернет-сообщество/"Интернет-сообщество учителей.

http://temnyjles.narod.ru/Gribi-kn.htm 

http://www.stihi.ru/2011/01/06/50

Мультимедийное средства  обучения.  

1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.

2.Электронный атлас для школьника .- «Новый диск»,2004.

3.Уроки окружающий мир «Кирилла и Мефодия»,4кл. - ООО»Кирилл и Мефодия»,2001.

4.Библиотека электронных наглядных пособий» . « - ООО» Кирилл и Мефодий»,2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...В. А....

Доклад "Использование интерактивного оборудования на уроках в начальной школе"

Интерактивное оборудование помогает расширить информационные возможности учебного материала, повысить интерес к предмету. ...

Доклад " Использование игровых технологий на уроках в начальной школе"

Ребёнок любит играть! Поэтому интерес к обучению у младшего школьника приходит через игру. Как сказал В.А.Сухомлинский  «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребён...

Доклад " Групповые формы работы на уроках в начальной школе"

Доклад на тему" Групповые формы работы на уроках в начальной школе"...

Доклад на тему "Особенности структурирования уроков в начальной школе"

об особенностях структурирования уроков в начальной школе...

Доклад «Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»

Главной целью инновационных  технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире....