Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Путешествие по природным зонам России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Баркова Галина Владимировна

              Цели урока:

·       обобщить знания учащихся по разделу “Природа России”;

·       закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ, взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

·       проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

Развивать:

·       познавательный интерес;

·       творческую активность;

·       умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

·       умение работать с картой.

Воспитывать:

·       бережное отношение к природе;

·       взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий;

·       повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira_23.12.14.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира "Путешествие по природным зонам России"

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: Урок-путешествие.

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по разделу “Природа России”;
  • закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ, взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;
  • проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

Развивать:

  • познавательный интерес;
  • творческую активность;
  • умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;
  • умение работать с картой.

Воспитывать:

  • бережное отношение к природе;
  • взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий;
  • повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

Оборудование:

Мультимедийная установка, учебники А. Плешакова “Окружающий мир” 4 класс,

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесно – наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах.

Планируемый результат:

  • Развитие интереса к изучению природы России.
  • Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Интересная игра сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

2. Вхождение в тему урока.

- Мы с вами изучали большую, довольно сложную тему. Как она называлась?

- Мы сегодня с вами проведём урок обобщения, закрепления, повторения. Сегодня понадобятся все ваши знания. Возможно не только те, что вы почерпнули из учебника, возможно те знания, которые вы узнали из других учебников и книг из телевизионных программ. Возможно сегодня понадобятся все ваши знания.

 - Какие цели поставим к уроку?

  • Систематизировать знания, умения и навыки учащихся о животном и растительном мире природных зон
  • Развивать познавательный интерес и творческую активность.
  • Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

3. Актуализация знаний.

- Для того, чтобы начать урок, нам надо вспомнить, что такое природные зоны. У нас в учебнике не было чёткого определения. Но вот как вы поняли, что такое природные зоны.

Это территория с похожими климатическими условиями, которые заставляют именно этим растениям произрастать, именно этим животным обитать.

- Итак, мы говорили о России. Кто вспомнит, как называли нашу страну в старину? (Русь)

- Что означает это слово?

- Когда мы произносим слово «Русь», сколько тепла, сколько доброты в этом слове. И я хочу, чтобы прежде, чем мы перешли бы к каким-то научным данным, всё-таки ещё раз полюбовались замечательной природой нашей страны.

      Просмотр видеофильма «Природные зоны». Стихотворение «Россия» (отрывок) Игоря Сенина.

4. Работа по теме урока.

1.Дети получают путевые листы. Работа в группах.

- Так как мы с вами изучили каждую природную зону, теперь я смело могу вас отправить одних в экспедицию. Мы разделимся на несколько групп – экспедиций. Каждой группе я дам путевой лист. Вы должны будете внимательно прочитать задания. Все наблюдения экспедиции, выводы можете смело записывать на этом листе. Потом вы выберете одного, самого ответственного, кто будет возглавлять вашу экспедицию, защищать этот маленький ваш проект, который в данном случае будет гидом для остальных ребят по вашей природной зоне. А вы, конечно, будете ему помогать.

- Можно пользоваться учебником, своими записями в тетради. Но, напоминаю, что вам понадобятся знания не только учебника. Задания необычные. Вы должны будете доказать, что вы правы.

2. Кроссворд.

 - Итак, чтобы начать отчёт об экспедиции нам надо отгадать кроссворд.

1). Добрая, хорошая

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце)

2). Пушистый ковёр

Не руками ткан,

Не иголками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит. (Снег)

3).Кто зимой в трубе шумит? (Ветер)

4). Два брата в воду глядятся,

Да никак не сойдутся. (Берега)

5). Бежит, бежит, не выбежит,

Течёт, течёт, не вытечет. (Река).

У детей в одном из столбиков сложилось слово СЕВЕР.

- Начнём наше путешествие с Севера.

- Как называется 1-ая северная природная зона? (Арктика).

- Кто был у нас в экспедиции в Арктике?

- Я буду помогать тем, что буду читать задания.

3.Выступление 1-ой группы об Арктике.

1.Угадайте описание природной зоны. Вот как её описывает писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов:

«Поразительной казалась призрачная белизна ледяных гор…На высоком светло – голубом небе висели далёкие, как лёгкий дым, облака. Солнце отражалось во льдах и в снегу. И снег, и горы, и розоватые льды казались спустившимися на землю облаками. В черневших во льдах полыньях   плавали   одиночные   птицы.  Часто встречались одинокие айсберги, похожие на неприступные белые замки. Над сказочным ледяным городом, окружённое мерцающим кругом, неподвижно высилось солнце».

  

- Вы согласны, что так описывается именно Арктика?

- О каком времени суток идёт речь?

- Что мы знаем об арктическом дне?

- Какие особые климатические погодные условия в этой зоне?

- Сколько длится полярная ночь?

- За полярным кругом живут животные. Как они приспособились?

- Берём числовые веерочки. Правильно вы сказали, что у животных толстый слой жира. А теперь посмотрим, на сколько он толстый. Решите задачи и с помощью веера покажите ответ.

Решение задач.

а) Морской котик нагулял слой подкожного жира 8 см, что на 2 см меньше, чем у моржа, а у кита такой подкожный слой жира, как у морского котика и у моржа вместе. Так какой же подкожный слой жира у этого гиганта? (18 см)

б) Из 9 видов тюленей, обитающих в нашей стране, 2 вида занесено в Красную книгу. Сколько видов тюленей не занесено в Красную книгу? (7)

- 9 видов – это много или мало? Но, к сожалению 2-ум видам грозит уже уничтожение.

в) Высота айсберга 77 м. Под водой находится 6/7 айсберга. Какова высота его надводной части? (11).

4. Выступление 2-ой группы о тундре.

- Зоны сменяются с севера на юг. Какая же будет 2-ая зона?

- Какая экспедиция была в тундре?

- Как описывается у вас природная зона?

«Что это за зона, в которой особенно очаровательны летом ночные часы, когда природе положено погружаться в темноту? Здесь в это время светит бледное полуночное солнце. В эти часы хорошо бродить, слушать одиночные голоса птиц, следить за стаями гусей, летящими на озёра, и смотреть на ковры ярких арктических цветов, раскрывающих навстречу солнцу свои венчики».

Дети говорят, что это тундра, и объясняют, почему они так решили.

- Что вы можете рассказать об этой природной зоне?

- Отгадайте загадку об одном из представителей тундры:

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень)

- Какое значение имеет олень для жителей тундры?

- Почему зимой по следу оленя идут его «пастухи»? Кто эти «пастухи»?

- Каковы особенности растительного мира тундры?

- Чтобы увидеть всех животных, нужно ли ехать в тундру? Это сложно. Где мы можем увидеть ещё их? (В зоопарке).

Решение задач.

  1. В зоопарке белой куропатке ежедневно добавляют в пищу 10 г изюма и 5 г гороха. Сколько корма нужно белой куропатке в день? (15 г)
  2. 12 видов можжевельника, растущих в нашей стране, не занесены в Красную книгу, а занесено на 8 видов меньше. Сколько всего видов можжевельника произрастает в нашей стране? (16)

5.Выступление 3-ой группы о лесной зоне.

- Какая следующая зона?

- А теперь отправляемся в любимый край Константина
Георгиевича Паустовского:

«Это километры тишины, безветрия.  Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, дрожь осиновых листьев, торжественный   свет и, наконец, сумерки, когда изо мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.  Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши».

- На какие виды леса разделяется лесная зона?

- Какой вид самый северный?

- Чем он отличается от смешанных и широколиственных лесов?

- В какой зоне лесов мы живём? (В смешанной).

- Отгадайте загадку:

а) Это дерево цветёт последним.
         б)         С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.
                        А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

- К какой зоне лесов относится липа?

Решение задач.

  1. Зимой во время спячки летучая мышь делает за 1 минуту 5 вздохов, что на 4 вздоха больше, чем спящий зимой ёж. Сколько вздохов в минуту делает спящий ёж? (1)
  2. У личинки клеща 6 ног, что на 2 меньше, чем у взрослого клеща. Сколько ног у взрослого клеща? (8)

6. Физминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

7. Выступление 4-ой группы о зоне степей.

- А теперь переместимся в другую природную зону.

 Писатель Михаил Александрович Шолохов описывал её так:

«Вызрел ковыль. Земля на многие версты оделась колышущимся серебром. Отцвели разномастные травы. На гребнях пологих холмов никла безрадостная выгоревшая   полынь.   Короткие   ночи истлевали быстро. По ночам на обугленном небе сияли несчетные звёзды. А днями зной, духота, мглистое курево.  На выцветшей голубени   неба – нещадное солнце. Суслики свистят истошно, хрипло. Дремлют сурки. Земля горяча и мертва, и всё окружающее призрачно-недвижимо».
- О природе какой зоны вы услышали? _____________________________.

- Какое время года описано? _____________.

-  Как называется сильный, сухой, горячий ветер, приносящий в степь продолжительную засуху? ___________________________________ .

 - Что значит «земля сделалась колышущимся серебром»? О каком «серебре» идёт речь? ___________________________ .

8. Выступление 5-ой группы о пустынях.

Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе.

- Загадка: у этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веточек, похожи на вязальные спицы.

Какие растения могут расти в пустыне?

- Что вы можете сказать об обитателях пустыни?

Большинство животных в пустыне не крупные, потому что им негде спрятаться от хищников.

Верблюд – у него много приспособлений, чтобы жить в пустыне. Длинные густые ресницы защищают глаза от песка. Оба пальца на каждой ноге соединены мозолистой подушкой. Благодаря ей он не проваливается в песок.

- Зачем растениям пустыни колючки? (Меньше испаряют влаги)

- Чем из перечисленного занимаются люди в пустыне?

1) заготавливают лес

2) сажают лес

3) ловят рыбу

4) выращивают скот

 

- Решите задачу:

Высота дерева саксаула 1 м, это составляет 1/20 длины его корня. Какова длина корня этого дерева?

9. Блиц-турнир

Презентация, «Своя игра»

10. Рефлексия. Итоговый тест «Рассели животных по природным зонам»

Проверка

 - Встаньте, кто поставил себе 5 за тест.

Выставление оценок

11. Итог.

Экологические проблемы

Находясь в экспедициях по природным зонам, мы обращали внимание на экологические проблемы. К сожалению, они есть в каждой природной зоне. Назовите их.

Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники и национальные парки созданы в нашей природной зоне.

- Трудно себе представить, что вокруг ничего не было бы из того, о чём мы сегодня говорили. Живя на планете Земля, мы всегда должны помнить:

В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла, 
Ты с добротой не будь в разлуке, 
Не причини природе зла.
Ведь ты и сам её частица,

Она всегда щедра к тебе.
Всё, что несёшь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,

Её защитником иди, 
Чтоб только пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди!

-Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

12. Домашнее задание.

Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня мы побывали в пяти природных зонах. О субтропической зоне вы подготовите сообщение дома.

Берегите природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроке - презентация по окружающему миру, 1 класс, на тему "Путешествие по городу"

Данный конспект урок+ презентация разработан мной с целью более глубокого изучения родного края, своего города (Йошкар Ола)...

Загадки к уроку окружающего мира 2 класс на тему ПУТЕШЕСТВИЯ

Загадки к уроку окружающего мира на тему :"ПУТЕШЕСТВИЯ" 2 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...

Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...

Окружающий мир. 4 класс. Проверочная работа по теме "Природные зоны России.Тундра".

Проверочная работа поможет оценить знания учащихся 4 класса по окружающему миру....

презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему "Путешествие по Москве"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России"...