Урок по окружающему миру , 2 класс, "Какие бывают растения?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок помогает различать растения леса, яруса. Воспитывает у детей доброе отношение к окружающей природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._kakie_byvayut_rasteniya._alimova_r.h.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
« ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс
«Какие бывают растения?»
Учитель начальных классов
АЛИМОВА РАЗИНА ХАСАНОВНА
План-конспект урока
«Окружающий мир» 2 класс
Школа России
Тема | Какие бывают растения? |
Педагогические цели | - способствовать ознакомлению обучающихся с видами растений (деревья, кустарники, травы), лиственными и хвойными растениями, их отличиями; - создать условия для развития умения определять виды растений; - способствовать формированию представлений о значении растений в жизни человека. |
Тип урока | Открытия новых знаний с первичным закреплением. |
Планируемые результаты (предметные) | - обучающиеся познакомятся с тем, на какие группы можно разделить растения; - будут учиться выделять и сравнивать признаки этих групп. |
Личностные результаты | - имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения; - замечают и ценят красоту мира растений. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий. |
Основное содержание темы, понятия и термины | - характеристика растений по их внешним признакам; - чем отличаются деревья, кустарники, травы; - отличия хвойных и лиственных растений. |
Образовательные ресурсы | Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс, часть 1; презентация «Растения леса»; плакаты с изображением растений разных видов; карточки с заданиями; гербарий. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности Организационный момент | Приветствую учеников: Доброе утро! Доброе утро! Солнцу, растениям, птицам! Доброе утро и вашим улыбчивым лицам! Подарите свою добрую улыбку всем гостям, соседу своему и мне тоже. Именно так, с улыбкой , мы войдем в сказочное царство. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были… Нет – нет, не царь с царицей, а такие особенные жители одного царства. Оно находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. | Приветствуют учителя. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Мотивационный этап Цель: создание ситуации успеха, подвести детей к постановке новой учебной задачи. | Отгадайте мою загадку, и вы сразу скажете, о каких жителях идет речь. Дышит, растёт, воду пьет, А ходить не умеет. Что это? (Растения) - Чтобы говорить о растениях, мы совершим экскурсию. Куда же мы пойдем? (Ученик читает стихотворение «Лес») (Слайд 1) -Действительно, мы с вами совершим путешествие в наш лес (плакат с изображением леса). Посмотрим, какой он - этот волшебный лес? -. Задумывались ли вы о том, какие бывают растения? Давайте попробуем узнать, про них больше и различать их. - Значит, главная наша задача ...(группировать растения) и узнать … Проблема: К какой группе этого царства они относятся? Мы сейчас разделимся на 3 группы и подойдем каждый к своей чаще. Там «растут» разные растения, внимательно рассмотрите их.( на трех столах лежат картинки и бумага с фломастером) Вы должны найти, что же в этой группе растений лишний и почему оно лишнее? Нужно доказать свою версию . Поэтому обсуждаете все вместе и один из вас выступит за свою группу.. У каждой группы свое задание. Работать необходимо по плану. А план такой. (чтение плана) 1.Рассмотреть карточки 2.Какое растение лишнее? Почему? 3.Что объединяет остальные растения? 4.Как можно назвать их одним словом? 5.Какие из них можем встретить у нас? (Мысли на столе) ( Слайд 2) Пойдемте, друзья! Но сначала прочтем. ( Чтение стихотворения хором) Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зелёной бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. («Шум леса» - запись) | Отгадывают загадку. О растениях. Стихотворение читает подготовленный ученик. Рассмотрим растения нашего леса и подумаем, все ли растения одинаковы в лесу? Формулирование темы урока. - Задачи нашего урока, выяснить - какие бывают растения, на какие группы можно разделить царство растений. Сортировка Работа по плану. Мысли на столе. Ребята работают в группах. Выделение признаков деревьев, кустарников и трав. |
Построение проекта, выхода из затруднении Открытие нового знания | С каждой группы выступит один ученик. Каждую группу оцениваем. - Что отнесем в первую группу? (примеры) - Во вторую, в третью? Сейчас мы с вами сравним и узнаем, чем же они отличаются из разных групп?
Оценивание выступающих. (О-О-Отлично!!) 2) Чем кустарники отличаются от других растений? Оценивание выступающих. (О-О-Отлично!!!) 3) Чем травы отличаются от деревьев и кустарников? Оценивание выступающих. (О-О-Отлично!!!) - А что общего у разных растений? (корень, стебель(ствол), цветок, плод, листья) Что интересного вы заметили у деревьев и кустарников? Все ли деревья одинаковые? (например : дуб и сосна) А кустарники? ( шиповник и смородина) -Правильно. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок (хвоинок). -Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые. Скажите где мы можем встретить растения из всех групп? Представьте, что лес - это многоэтажный дом.
Все растения, образующие лес, располагаются ступенями, или, как их называют в науке, ярусами. Лес состоит как бы из трех ярусов - деревья, кустарники и травы. Вот вы убрали лишние растения из своих групп. Но, ребята, в природе нет лишних растений. Каждое растение чем-то полезен. Лес еще называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете. | 1.– Лишнее растение одуванчик, т.к., остальные растения деревья. У деревьев – один высокий толстый ствол, прочная кора, от ствола отходят длинные и короткие ветки. У нас встречаются дуб, береза, сосна, ель. 2. – Лишнее растение – берёза потому, что остальные растения – это кустарники. Высота кустарников ниже деревьев. Они имеют несколько тонких стволиков, которые гнутся, кора более нежная. 3. – Лишнее растение – сирень, т.к. остальные растения цветы и травы, а сирень – куст. Травянистые растения имеют один или несколько мягких стеблей, которые легко ломаются и рвутся. Растут у самой земли. |
Релаксация Цель: дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент. | Встаньте ребята, отдохнем немного. (Шум леса-музыка) Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише –тише-тише, А деревцо все выше-выше и выше. | |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа. | Сейчас по результатам работы распределите растения по группам. (Сортировка) -Ребята, у вас у всех на партах есть гербарий разных растений, ваша задача определить, к какой группе относятся ваши растения и записать их названия в нужную группу на листочке и добавить растения по слайду. Слайд 3 -После того, как вы запишите названия в нужные строки, придумайте еще несколько название к каждой группе и дополните свой список Дети самостоятельно выполняют задание. После выполнения задания осуществляется фронтальная проверка. Рубрика. «А знаете ли вы, что…..» (Учащиеся рассказывают интересное о растениях) | Работают в группах с гербариями. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Дополнение групп самостоятельно. Опрос 3-4 учащихся.. Учащиеся рассказывают о редких и полезных растениях нашего края. (А знаете ли вы, что мать-и-мачеха лекарственное растение? Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют его от кашля и простуды. Вот какой замечательный цветок мать-и-мачеха. (и т.д) |
Применение полученных знаний | А теперь закройте на минутку глаза и представьте, что на земле нет ни одного растения, ни кустика, ни дерева, ни травинки и даже цветочные горшки в классе опустели. Как вы думаете, что бы произошло на планете? -Да, ребята, экологическая катастрофа. Слайд 4.
Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, грохотом водопада, сиянием солнца, дождем и радугой, пением птиц и шелестом листьев. Прислушайтесь! Присмотритесь внимательней! Вокруг – какая красота, красота природы. Какое значение имеют растения в нашей жизни? (Собери идею) - Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга - это книга "боли", тревожный сигнал Природы. В наших лесах и великолепном горе Чатыртау тоже много растений , которые занесены в красную книгу.( калина, фиалки, кувшинки, щитовник гребенчатый и другие) Мы всем скажем..(хором) Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! Не сыпьте на землю всякую гадость. И даст вам природа здоровье и радость. Друзья! Я точно знаю, вы все очень добрые, защитники нашей природы! И вы мне поможете составить правила друзей природы. Поможете? Составление правила друзей природы Что нужно делать для того чтоб растения не исчезли? Как должны мы вести себя по отношению к природе? Чем вы можете помочь природе? Запомним эти правила и будем выполнять. | (экологическая катастрофа) Работа в группе Примеры из жизни. Дети рассказывают о правилах защиты природы. Красная книга Татарстана. |
Итог Рефлексия | На уроке все хорошо работали. Вам понравился урок? Как вы себя чувствовали? - Оцените свою работу - украшайте поляну цветами. - знаю, могу помочь - желтые цветы; - понял, нужно закрепить – синие цветы; - не знаю, жду помощи – красные цветы; | Выходят к доске и прикрепляют свои цветы на полянку.. |
Домашнее задание | 1.Прочитай 56 – 59 страницы по книге. 2. ** Фоторассказ «Красота растений» 3.*** «Удивительные растения» – Интернет, энциклопедии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Почему Луна бывает разной".
Урок для интерактивной доски . Презентация и методическая разработка. Урок бинарный. Технология и окружающий мир....
КОНСПЕКТ УРОКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА) ТЕМА: «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»
ЗадачиОбразовательные задачи:1) Обобщить знания учащихся о растениях.2) Познакомить учащихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.3) Познакомить учащихся со своеобразием нескольких ра...
Открытый урок по окружающему миру 2кл "Какой бывает транспорт?"
Открытый урок по окружающему миру 2 кл "Какой бывает транспорт?"...
1 класс Конспект урока по окружающему миру "Почему Луна бывает разной"
1 класс. Предмет "Окружающий мир"...
План-конспект урока по Окружающему миру "Почему Луна бывает разной?" (1 класс)
Открытый урок по окружающему миру "Почему Луна бывает разной"...
конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какие бывают водоемы. Что такое болото?"
Конспект урока по окржующему миру. 2 класс. Тема: "Какие бывают водоемы. Что такое болото?"...