Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" УМК "Планета знаний"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_umk_planeta_znaniy.docx | 76.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» г. Котовска Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована методическим советом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» г. Котовска Тамбовской области Протокол № от . | Согласовано Зам. директора по УВР _______Г.И. Кузнецова «____» _________ 2016 г | Утверждена приказом МБОУ «СОШ» г. Котовска от № 224 М.П. |
Рабочая программа
учебного предмета "Окружающий мир "
(начальное общее образование, «Планета знаний»)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа»
города Котовска Тамбовской области
на 2016 – 2020 годы
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» г. Котовска Тамбовской области с учётом Рабочей программы по окружающему миру (авт. И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова, Е. В. Саплина, А. И. Саплин М.: Астрель, 2015
Рабочая программа ориентирована на учебники
1.
Л. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. — М.: АСТ . ,Астрель
2. Л. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. — М.: АСТ .,Астрель
3. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. — М.: АСТ., Астрель
4. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. — М.: АСТ .,Астрель
Согласно учебному плану на изучение окружающего мира отводится 270 часов:
в 1 классе -66 часов в год ( часа в неделю),
в 2 классе -68 часов в год (2 часа в неделю),
в 3 классе -68 часов в год (2 часа в неделю),
в 4 классе -68 часа в год ( часа в неделю),
Срок реализации рабочей программы 4 года
Планируемые результаты обучения
1 класс
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность:
для формирования положительного отношения и интереса к изучению природы, человека, истории своей страны;
для формирования осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину;
для формирования знаний основных правил поведения в природе и обществе;
для формирования чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
получить понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения, правил безопасности дорожного движения;
получить понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих УУД:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
находить необходимую информацию;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.
Обучающийся может научиться:
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
определять основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);
распознавать органы чувств и их значение;
называть свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
распознавать виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
названия частей растений;
различать наиболее характерные признаки времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть месяцы в году и дни в неделе;
называть некоторые охраняемые растения и животные.
различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг);
выполнять элементарные правила личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;
соблюдать правила безопасности дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств)
приводить примеры видов труда людей;
выражать приветствие, благодарность, просьбу; вести себя за столом и в общественных местах;
различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод);
приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;
ухаживать за комнатными растениями;
правильно вести себя в природе;
различать объекты живой и неживой природы;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать о способах движения и питания животных;
рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
рассказывать, как развивается растение из семени;
выращивать растение одним из изученных способов.
2 класс
Личностные результаты
Обучающийся научится:
формировать положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
формировать способность к самооценке;
осознавать себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину;
соблюдать основные правила поведения в природе и обществе и ориентации на их выполнение;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
понимать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимать значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
соблюдать правила безопасности дорожного движения.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать значения изучения курса «Окружающий мир»;
ориентироваться в соблюдении правил поведения в общественных местах;
понимать ценности семейных отношений;
способности ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
осуществлять пошаговый контроль;
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
Обучающийся получит возможность научиться:
развивать и тренировать свою наблюдательность;
ставить цели проведения наблюдений и опытов;
осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
осуществлять описание объектов природы;
сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Обучающийся научится:
приводить примеры приборов и инструментов;
пользоваться термометром;
различать тела природы и изделия;
приводить примеры тел и веществ;
приводить примеры источников энергии;
приводить примеры растений суши и водоемов (3-4 примера);
приводить примеры животных суши и водоемов (3-4 примера);
различать времена года по характерным признакам;
правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
определять время по часам;
проводить наблюдения и простейшие опыты;
называть материки и океаны;
называть характерные признаки времён года;
соблюдать правила безопасности дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств).
Обучающийся получит возможность научиться:
рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
называть планеты Солнечной системы;
отличать планету от звезды;
показывать на глобусе материки и океаны;
приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
рассказывать об использовании электрической энергии;
рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
понимать, что такое окружающая среда;
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
3 класс
Личностные результаты
Обучающийся научится:
формировать положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
оценивать свои успехи;
осознавать своё продвижения в овладении знаниями и умениями;
осознавать себя гражданином России;
испытывать чувство гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие; понимать необходимость здорового образа жизни;
соблюдать правила безопасного поведения;
соблюдать правила безопасного поведения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств), соблюдать правила безопасного поведения на железной дороге;
соблюдать основные правила поведения в природе и обществе и ориентироваться на их выполнение.
Обучающийся получит возможность:
сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в коллективе и обществе;
сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
осуществлять пошаговый контроль; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; находить стороны горизонта по Солнцу и компасу; находить на карте город (село), в котором они живут; различать наиболее распространенные растения; различать наиболее распространенных животных; моделировать несложные природные процессы; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать самостоятельные выводы;
находить выход из проблемных ситуаций;
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
объяснять, что такое, круговорот воды в природе;
выявлять некоторые признаки приспособленности организмов к среде обитания;
выполнять правила поведения в природе;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
проводить наблюдения и простейшие опыты;
выполнять правила личной гигиены;
показывать на карте границы России некоторые города России;
рассказывать о главных символах государства;
рассказывать о символах своего города;
рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.
соблюдать правила безопасности дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств)
соблюдать правила безопасного поведения на железной дороге.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать существенные и несущественные признаки;
приводить примеры физических и химических явлений природы;
рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
рассказывать о четырех царствах живой природы;
рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
объяснять особенности питания и дыхания растений;
характеризовать условия прорастания семян;
рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
4 класс
Личностные результаты
Обучающийся научится:
формировать положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
способности к самооценке;
осознавать себя гражданином России, чувствовать гордость за свою Родину;
понимать основные правила поведения в природе и обществе и ориентироваться на их выполнение;
осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями;
понимать необходимость здорового образа жизни;
соблюдать правила безопасного поведения;
осознавать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; понимать значение семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений; осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе; обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
различать план местности и географическую карту;
читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности,
важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву,
природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
выполнять правила поведения в природе;
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории;
соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
рассказывать о ключевых событиях истории государства;
рассказывать об основных событиях истории своего края.
Обучающийся получит возможность научиться:
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
предсказывать погоду по местным признакам;
характеризовать основные виды почв своего края;
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять причины смены времён года;
применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Содержание
1 класс
Пришла пора учиться (13 часов)
Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 часов)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного
периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (21 час)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей (17 часов)
Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
2 класс (68 часов)
Как люди познают мир (15 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (14 ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (23 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (12 ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
Резерв 2 ч.
3 класс
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот волы в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования волы, охрана волы от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи. папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян Развитие растений из семян.
Значение растений в природе и жизни человека, влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы. млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (10 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мыши. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, се значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (18 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу, ориентирование на местности.
4 класс (68 ч)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наш край (22 ч)
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород
.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины (34 ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
Пришла пора учиться . | 15 | |
1 | Что такое окружающий мир | 1 |
2 | Ты и твоё имя. | 1 |
3 | Экскурсия. Твоя школа. | 1 |
4 | Твоя школа. | 1 |
5 | Экскурсия. Во дворе школы. | 1 |
6 | Во дворе школы. | 1 |
7 | Вот и лето прошло. | 1 |
8 | Экскурсия. Вот и лето прошло. | 1 |
9 | Вот и лето прошло. | 1 |
10 | Экскурсия. Дорога в школу. Правила дорожного движения. Безопасный маршрут в школу. | 1 |
11 | Дорога в школу. Элементы дороги. Виды пешеходных переходов. | 1 |
12 | Твой распорядок дня. | 1 |
13 | Экскурсия. Осень. | 1 |
14 | Осень. | 1 |
15 | Проектная деятельность. | 1 |
Человек. | 13 | |
16 | Как ты рос.
| 1 |
17-18 | Как ты воспринимаешь мир. | 2 |
19 | Твоё тело. | 1 |
20 | Как ты питаешься. | 1 |
21-22 | Твоя одежда. | 2 |
23-24 | Будь здоров! | 2 |
25-26 | Твоё настроение. | 2 |
27-28 | Будь внимательным! Правила дорожного движения. Виды пешеходных переходов. Светофор. | 2 |
Природа в жизни человека. | 21 | |
29 | Полна природа удивленья. | 1 |
30-31 | Вода и воздух. | 2 |
32 | Экскурсия. Зима. Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Название, назначение, расположение знаков. | 1 |
33 | Зима | 1 |
34 | Времена года. | 1 |
35-36 | Как устроено растение. | 2 |
37-38 | Деревья, кустарники, травы. | 2 |
39-40 | Как развивается растение. | 2 |
41 | Растения в нашем классе. | 1 |
42-43 | Насекомые, птицы, рыбы, звери. | 2 |
44-45 | Жизнь животных. | 2 |
46-47 | Домашние животные | 2 |
48-49 | Береги природу, человек! | 2 |
Человек среди людей - 17 ч. | ||
50-51 | Наша Родина. | 2 |
52-53 | Наш дом. | 2 |
54-55 | Наши родственники. | 2 |
56-57 | Хороший день. | 2 |
58 | Экскурсия в природу. Весна. | 1 |
59 | Весна. | 1 |
60-61 | Наша безопасность. Правила и безопасность дорожного движения. Пешеходы и пассажиры транспортных средств. | 2 |
62-63 | Будем вежливы. | 2 |
64-65 | Мы едем, едем, едем… | 2 |
66 | Скоро лето. | 1 |
Итого: 66 ч. |
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
Как люди познают мир. | 15 | |
1 | О науке. | 1 |
2 | Что такое наука. | 1 |
3 | Науки бывают разные. | 1 |
4 | Экскурсия в лес. Правила дорожного движения. Как мы знаем ПДД. Дорожные знаки, дорожная разметка на проезжей части и в местах остановок маршрутных транспортных средств. | 1 |
5 | Экскурсия к водоёму. | 1 |
6-7 | Как учёные изучают мир. | 2 |
8-9 | Умей видеть. | 2 |
10 | Приборы и инструменты. | 1 |
11 | Измерение температуры. | 1 |
12 | Измерение времени. | 1 |
13-14 | Справочники, словари, энциклопедии. Древняя библиотека. | 2 |
15 | Знаки и символы. Об искусстве. | 1 |
Мы живём на планете Земля. | 14 | |
16-17 | Что такое космос. Правила дорожного движения. Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части улиц и дорог. Сигналы регулировщика. Правила перехода улиц и дорог. | 2 |
18 | Солнечная система. | 1 |
19 | Планеты. «Падающие звёзды». | 1 |
20 | Голубая планета Земля. | 1 |
21 | Как древние люди представляли себе Землю. | 1 |
22 | Как устроена Земля. | 1 |
23 | Спутник Земли – Луна. | 1 |
24 | Исследование космоса. | 1 |
25 | Что такое глобус. | 1 |
26 | Почему день сменяет ночь. | 1 |
27-28 | Как изучали земной шар. | 2 |
29 | Исследование глубин морей и океанов. | 1 |
Природа вокруг нас. | 23 | |
30 | Тела и вещества. | 1 |
31 | Что такое вещество. | 1 |
32 | Об энергии. | 1 |
33 | От костра до котла. | 1 |
34-35 | Свет и цвет. | 2 |
36 | Зеркала. | 1 |
37 | Цвета радуги. | 1 |
38 | В мире звука. 0 звуке. Веревочный телефон. | 1 |
39 | Шум вредит здоровью. О музыке. | 1 |
40-41 | В мире камня. Коллекции камней. Камни-самоцветы. | 2 |
42 | Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. Правила дорожного движения. Определение опасных и безопасных участков улиц, дорог в микрорайоне, городе. Как переходить регулируемый перекресток. Анализ причин, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пешеходов. | 1 |
43-44 | В мире живой природы. На опушке. | 2 |
45-46 | В березовой роще. | 2 |
47-48 | В ельнике. | 2 |
49-50 | У лесного озера. | 2 |
51 | В сосновом лесу. | 1 |
52 | Берегите лес! | 1 |
Люди вокруг нас. | 16 | |
49 | Человек в обществе. | 1 |
Жизнь в первобытном обществе. | 1 | |
50-52 | Труд в жизни человека.. | 1 |
53-55 | Семья. | 1 |
56-58 | Отец и сыновья. | 1 |
Бюджет семьи. | 1 | |
59 | О деньгах. Что такое бюджет. | 1 |
60 | Будем вежливы. | 2 |
О друзьях-товарищах. | 1 | |
61-62 | Два товарища. | 1 |
63-64 | Что поможет помешать дружбе. | 1 |
65-66 | О привычках. Как избавиться от плохих привычек. | 1 |
67-69 | Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде. | 1 |
Правила дорожного движения. Игры и соревнования по ПДД. | 1 | |
70 | Резерв 1 ч. | 1 |
Итого: 68 ч. |
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | |
1 | 2 | 3 | |
Природа вокруг нас. | 8 | ||
1 | Что нас окружает. | 1 | |
2 | Экскурсия. Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы. Правила и безопасность дорожного движения. Пешеходы и пассажиры транспортных средств. Правила поведения на железной дороге. | 1 | |
3 | Экскурсия. Изучение влияния деятельности человека на природу. | 1 | |
4 | Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. | 1 | |
5 | Ориентирование по компасу. Ориентирование по местным признакам. | 1 | |
6 | Экскурсия. Ориентирование на местности. | 1 | |
7 | Явления природы. Физические и химические явления природы. | 1 | |
8 | Свойства тел и веществ. О строении вещества. | 1 | |
Вода, воздух, горные породы. | 16 | ||
9 | Свойства воды в жидком состоянии. Охрана воздуха. Горные породы. Полезные ископаемые. Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Почва. | 1 | |
10 | Вода - растворитель. | 1 | |
11 | Свойства льда, снега, пара. | 1 | |
12 | Родники. | 1 | |
13 | Водоемы. | 1 | |
14 | Облака, роса, туман, иней, изморозь. | 1 | |
15 | Круговорот воды в природе. | 1 | |
16 | Использование и охрана воды. | 1 | |
17 | Состав и свойства воздуха. | 1 | |
18 | Свойства воздуха. | 1 | |
19 | Ветер. | 1 | |
20 | Охрана воздуха. | 1 | |
21 | Горные породы. | 1 | |
22 | Полезные ископаемые. | 1 | |
23 | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. | 1 | |
24 | Почва. | 1 | |
О царствах живой природы . | 16 | ||
25 | Четыре царства живой природы. | 1 | |
26 | Строение растений. | 1 | |
27 | Разнообразие растений. | 1 | |
28 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | |
29 | Жизнь растений. | 1 | |
30 | Размножение и развитие растений. | 1 | |
31 | Охрана растений. | 1 | |
32 | Строение животных. | 1 | |
33 | Разнообразие животных. | 1 | |
34 | Домашние и дикие животные. | 1 | |
35 | Как животные воспринимают мир. | 1 | |
36 | Передвижение и дыхание животных. | 1 | |
37 | Питание животных. | 1 | |
38 | Размножение и развитие животных. | 1 | |
39 | Охрана животных. | 1 | |
40 | Грибы и бактерии. | 1 | |
Человек. | 10 | ||
41 | Человек – часть живой природы. | 1 | |
42 | Кожа – наша первая «одежда». | 1 | |
43 | Скелет. | 1 | |
44 | Мышцы. | 1 | |
45 | Кровеносная система. | 1 | |
46 | Дыхание. | 1 | |
47 | Питание. | 1 | |
48 | Органы чувств.
| 1 | |
49 | Нервная система. | 1 | |
50 | Эмоции и темперамент. Правила и безопасность дорожного движения. Пешеходы и пассажиры транспортных средств. | 1 | |
Человек в обществе. | 18 | ||
51-52 | Народы нашей страны. | 2 | |
53 | Путешествие по ленте времени. | 1 | |
54 | Города и села | 1 | |
55 | Названия городов. | 1 | |
56 | Кремль – центр города. | 1 | |
57 | Улицы города. | 1 | |
58 | Герб – символ города. | 1 | |
59 | Памятные места городов. | 1 | |
60 | Экскурсия. Улицы и памятные места родного города. Правила и безопасность дорожного движения. Пешеходы и пассажиры транспортных средств. | 1 | |
61 | Современный город. | 1 | |
62 | Москва – столица России. | 1 | |
63 | Что такое государство. | 1 | |
64 | Конституция – основной закон нашей страны. | 1 | |
65 | Права ребенка. | 1 | |
66 | Государственный герб России. Государственный флаг России. | 1 | |
67 | Государственный гимн России. | 1 | |
68 | Государственные награды. | 1 | |
Итого: 68 ч. |
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
Наш край. | 22 | |
1 | Что такое погода. | 1 |
2 | Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. | 1 |
3 | Предсказание погоды. | 1 |
4 | Наша местность на плане и карте. | 1 |
5 | План местности.
| 1 |
6 | Географическая карта. | 1 |
7 | Равнины. | 1 |
8 | Горы. | 1 |
9 | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши | 1 |
10 | Как деятельность человека изменяет поверхность суши. | 1 |
11 | Богатства недр. | 1 |
12 | Разнообразие почв. | 1 |
13 | Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. | 1 |
14 | Экскурсия на луг. | 1 |
15 | Животные - обитатели луга. Луг в жизни человека. | 1 |
16 | Экскурсия в смешанный лес. | 1 |
17 | Какие растения растут в лесу. | 1 |
18 | Животные-обитатели леса. Лес в жизни человека. | 1 |
19 | Экскурсия к водоёму. | 1 |
20 | Водоём. | 1 |
21 | Искусственные сообщества. Поле. | 1 |
22 | Животные-обитатели полей. Сад. | 1 |
Наша Родина на планете Земля. | 13 | |
23 | Какую форму имеет Земля. | 1 |
24 | Карта полушарий. | 1 |
25 | Движение Земли. | 1 |
26 | В пустынях Африки. | 1 |
27 | Экваториальные леса Южной Америки. | 1 |
28 | Антарктида. Австралия. Евразия. | 1 |
29 | Карта России. | 1 |
30 | Зона арктических пустынь. | 1 |
31 | Тундра | 1 |
32 | Зона лесов. | 1 |
33 | Степи. | 1 |
34 | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. | 1 |
Наши верные помощники. | 1 | |
35 | История на карте. Исторические источники. | 1 |
Древняя Русь. | 5 | |
36 | Первые русские князья. | 1 |
37 | Князь Владимир. Крещение Руси. | 1 |
38 | Культура Древней Руси. | 1 |
39 | Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. | 1 |
40 | Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. | 1 |
Московское царство. | 6 | |
41 | Первый русский царь. Преобразования в государстве. Как жили люди на Руси в XIV—ХVI веках. Смутное время. К. Минин и Д.Пожарский. Русское государство при первых Романовых. Расширение границ России в XVII веке. Проектная деятельность «Культурное наследие Древней Руси». | 1 |
42 | Как жили люди на Руси в XIV—ХVI веках. | 1 |
43 | Смутное время. К. Минин и Д.Пожарский. | 1 |
44 | Русское государство при первых Романовых. | 1 |
45 | Расширение границ России в XVII веке. | 1 |
46 | Проектная деятельность «Культурное наследие Древней Руси». | 1 |
Российская империя. | 8 | |
47 | Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. Образование и наука в XVIII веке. Война 1812 года. Отмена крепостного права. Наука и техника в XIX веке. Город и горожане. Мода XIX века. Культура XIX века. Проектная деятельность «Город и горожане XIX века». | 1 |
48 | Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. | 1 |
49 | Образование и наука в XVIII веке | 1 |
50 | Война 1812 года. | 1 |
51 | Отмена крепостного права. | 1 |
52 | Наука и техника в XIX веке. | 1 |
53 | Город и горожане. Мода XIX века. | 1 |
54 | Культура XIX века. | 1 |
55 | Проектная деятельность «Город и горожане XIX века». | 1 |
Российское государство. | ||
56 | Революция в России. Россия в годы Светской власти. Великая Отечественная война. Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. По северным городам России. По городам Центральной России. Города Урала и Сибири. Дальний Восток. Южные города России. Повторительно-обощающий урок. Россия в мировом сообществе. Жизнь современного человека. Проектная деятельность «По местам боевой славы». Повторительно-обощающий урок. | 1 |
57 | Россия в годы Светской власти. | 1 |
58 | Великая Отечественная война. | 1 |
59 | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. | 1 |
60 | Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. | 1 |
61 | По северным городам России. | 1 |
62 | По городам Центральной России. | 1 |
63 | Города Урала и Сибири. | 1 |
64 | Дальний Восток. Южные города России. | 1 |
65 | Повторительно-обощающий урок. | 1 |
66 | Россия в мировом сообществе. | 1 |
67 | Жизнь современного человека. | 1 |
68 | Проектная деятельность «По местам боевой славы». Повторительно-обощающий урок. | 1 |
Итого: 68 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. М. Конышевой «Технология» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...