Растения и животные - синоптики
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (1 класс) на тему

Марчук Ольга Александровна

Внеурочная деятельность. Экологический клуб "Почемучки" (духовно - нравственное направление). 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinoptiki.rar1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

Экологический клуб «Почемучки» (духовно-нравственное направление)

Тема занятия: Загадки живой природы. Растения и животные – синоптики (1 класс)

Задачи:

- развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; чувство удивления и восхищения;

- воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук (для учителя), два ноутбука (для учащихся),  CD диск  «Мир природы» (наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской на уроках в начальной школе), карточки с загадками.

Для создания и работы с интерактивными заданиями необходимо использовать ПО SMART Notebook (данное задание было разработано на версии 11). Для получения данного ПО необходимо перейти по ссылке https://education.smarttech.com/products/notebook/download#trial 

Этапы

занятия

Личностный результат

Регулятивные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Орг. момент

Мотивационный

Жизненное самоопределение

Вступление в диалог

Актуализация знаний

Смыслообразование

Выбор оснований и критериев для классификации объектов

Умение слушать одноклассников, доказывать свою точку зрения

Формулирование

проблемы

Формилирование цели

Синтез

Подведение под понятие

Работа в группе

Умение слушать одноклассников, доказывать свою точку зрения

Постановка учебной задачи

Целеполагание

Прогнозирование

Выдвижение гипотез

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Открытие нового знания

Оценка

Саморегуляция

Открытие нового знания

Анализ

Установление причинно-следственных связей

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Первичное закрепление

Планирование

Оценка

Структурирование знаний

Работа в группе

Рефлексивный

Волевая саморегуляция  

Выделение следствий

Умение выражать свои мысли

Самооценивание

Смыслообразование: это нужно мне знать? Пригодится в жизни?

Контроль

Принятие решения

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Вся группа делится на две подгруппы (по 6-7 человек)

Мотивационный

- Дорогие Почемучки, рада вас приветствовать в нашем экологическом клубе.

Сегодня мы продолжим разговор об удивительном мире природы и постараемся разгадать загадки живой природы.

Слайд 1

Загадки живой природы

  1. Актуализация знаний

- Но сначала давайте вспомним, что относится к живой природе, а что к неживой.

Слайд 2

Живая природа

Неживая природа

- Молодцы, ребята.

Слайд 3 (Мозаика закрыта)

  1. Формулирование проблемы

          - А теперь отгадайте загадки.

(У каждой группы карточки с отгадками: ветер, мороз, дождь, снег, туман)

          Он давно по окнам лупит,

          Видно капли из-за штор.

          Если мама зонтик купит –

          Я смогу пойти во двор. (Дождь)

          Он с утра уже метёт,

          Бьётся в окна спаленки.

          Ваня погулять идёт-

          Надевает валенки. (Снег)

          Он спустился утром рано,

          Белый-белый и густой.

          Воздух вымазал сметаной.

          Отгадай, кто он такой. (Туман)

         Страшно выйти на крылечко –

         Он сегодня просто лют.

         Льдом сковал и нашу речку,

         И большой соседний пруд.

         А теперь задам вопрос –

         Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)

- Ребята, а как мы узнаём, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (Ответы детей) Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Ответы детей) Синоптик – это специалист по прогнозированию погоды.

 Он в любое время года

 Может предсказать погоду.

Зонтик брать или не брать?

Нужно ль шапку надевать?

Круглый год, зимой и летом,

Слушайте его советы!

  1. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы познакомимся с синоптиками, но синоптиками необычными.

Посмотрите на экран.

Слайд 3 (Мозаика открывается)

- Попробуйте высказать предположение, почему этих представителей живой природы называют синоптиками? (Ответы детей)

- Да, ребята. Наблюдательный человек – настоящий друг природы, может предсказать погоду по изменениям в поведении животных и растений.

Учёные выяснили, что около 400 растений и 600 животных предсказывают погоду. Поэтому их называют растениями и животными – синоптиками.

  1. Открытие нового знания

Слайд 4

Чьи это домики?

- Вспомните, летом на даче, на лугу в какую погоду можно увидеть пчёл:

в ясную или в дождливую?

Пчёлы - верные предсказатели погоды.

Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если пока светит солнце.

А вот если они рано отправляются за добычей, то будет хороший день.

Слайд 5

Узнаёте это насекомое?

Бабочка – крапивница безошибочно предсказывает дождь.

Перед дождём она среди дня начинается готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

Слайд 6

Вы наблюдали за муравейниками?

Муравьи перед дождём или грозой закрывают входы в муравейник.

Если вода попадёт в него, муравьи погибнут.

Поэтому никогда не разрушайте муравьиные домики – пирамидки.

Слайд 7

Пауки - тоже синоптики.

Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Слайд 8

Лягушки расквакались – к непогоде.

Слайд 9

Погоду может предсказывать кувшинка.

В восемь нежно, как снежинка, раскрывается кувшинка.

В ясную погоду кувшинка необыкновенно красива.

Перед дождём она не раскрывается.

Слайд 10

Отгадайте загадку:

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

Физминутка

         В яркий солнечный денёк

        Вырос золотой цветок.

        Дует лёгкий ветерок,

        Закачался наш цветок.

        Если ветер быстрый-быстрый

        На полянку налетит,

        Всё вокруг зашелестит

        Ш-ш-ш!

        Сильный ветер дует –

        Лепестки волнует!

- Послушайте сказку «Отзывчивый одуванчик»

Слайд 11

Одуванчики на лугу

Проснулось утром солнышко, посмотрело на луг и засверкало: «Здравствуйте, цветы!» Цветы подняли головки навстречу свету, а бутон одуванчика звонко крикнул в ответ:

- Здравствуй, прекрасное солнышко!

- Спасибо за добрые слова, - ответило солнышко и бросило бутону сноп золотых лучей.

Превратился сноп одуванчика в маленькое солнышко.

Тут пришла на луг старушка и нарвала целую корзину листьев одуванчика.

- Бедный ты, все листочки у тебя оборвали, - пожалели его цветы.

- Я рад помочь бабушке, - засмеялся одуванчик. – Она мои листья замочит в солёной воде, чтобы горечь из них убрать, и целебный салат сделает.

- Как же ты без листьев будешь жить?- спросили цветы.

- В моём толстом и длинном корне столько питательных сил прячется, что новые листья очень быстро вырастут, - спокойно ответил одуванчик.

Прибежала на луг девочка, села в траву рядом с одуванчиком и заплакала.

- Не плачь, пожалуйста, -попросил одуванчик. – Слёзки твои как дождик. Я с солнышком дружу, а от дождика сразу головки свои закрываю.

- Мальчишки меня из-за веснушек конопатой обозвали, - всхлипнула девочка.

- Глупые они, не понимают, что веснушки – это солнышка подарки, - засмеялся одуванчик. – Сорви мои цветы и сплети из них золотой венок.

Успокоилась девочка, сплела венок из золотистых одуванчиков. Мальчишки, как увидели её с золотой короной на голове, от удивления рты раскрыли и обо всех дразнилках позабыли.

- Неужели тебе не жалко своих золотых головок?- удивились цветы.

- Не волнуйтесь, другие вырастут, - сказал одуванчик.

Вскоре у одуванчика выросли новые цветы, и он каждый день угощал своей вкусной пыльцой пчёлок. К середине лета головки одуванчика превратились в белые пушистые шарики.

Слайд 12

 Одуванчики белые

- Видишь, ты весь свой золотой цвет истратил! – сказали одуванчику цветы.

Одуванчик ничего не ответил, потому что в этот момент рассматривал котёнка, в траве. Малыш побежал за бабочкой и заблудился. Пожалел одуванчик котёнка и попросил:

- Ветерок, дунь на мои пушинки, чтобы полетели они в ту сторону, где котёнок живёт.

Дунул ветерок, полетели пушинки. Котёнок помчался за ними и вскоре увидел свой дом.

Слайд 13

  Одуванчики летят

- Легкомысленный этот одуванчик: все свои головки потерял, - заметили цветы.

- Не легкомысленный он, а отзывчивый, - объяснило плывшее мимо облачко. – И не потерял он головки, а рассеял семена, чтобы доброго золотого цвета на земле больше стало. [1]

- Ребята, кто услышал, как по одуванчикам можно предсказать дождь? (Перед дождём они сворачивают свои жёлтые шарики)

6. Первичное закрепление

- А сейчас каждой команде предстоит вырастить свой одуванчик.

(Каждая команда на своём ноутбуке выполняет задание «Проверь себя. Собери одуванчик». CD диск «Мир природы» (наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской на уроках в начальной школе). см. Приложение Собери одуванчик

- С помощью мышки расставьте в правильной последовательности стадии роста одуванчика.

        

Готово

- Кто молодец?

7. Рефлексивный (итог урока)

- Дорогие мои Почемучки, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Спорим?»

Я буду произносить фразу, если вы со мной согласны, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», а если не согласны «Спорим – спорим!»

Осенью идут дожди. (Мы не спорим!)

Ждёт зима нас впереди. (Мы не спорим!)

Лист кленовый опадает. (Спорим – спорим!)

Ландыш белый расцветает. (Спорим – спорим!)

Яблоки в саду поспели. (Спорим – спорим!)

В роще соловьи запели. (Спорим – спорим!)

Дни становятся длиннее. (Спорим – спорим!)

Скоро будет холоднее. (Мы не спорим!)

Лужи стали замерзать. (Мы не спорим!)

Птицы стали улетать. (Мы не спорим!)

Без конфет нам трудно очень. (Мы не спорим!)

Скоро осень, между прочим. (Спорим – спорим!)

Обману я вас сейчас. (Спорим – спорим!)

Вы ошиблись много раз. (…)

8. Самооценивание  

Слайд 3 – мозаика закрыта

- Давайте проверим, какие приметы вы смогли сегодня запомнить.

(Учитель открывет квадратики – дети называют примету, связанную с этим растением или животным)

Пчёлы не вылетают из ульев – перед дождём.

Кувшинка утром раскрывается – день будет ясным.

Одуванчики закрылись – будет дождь.

Паук плетёт паутину – к сухой погоде.

- МОЛОДЦЫ!

- Смогли мы сегодня разгадать загадки природы?

- Спасибо, вам за работу, занятие окончено.

        


Литература

  1. А. Лопатина, М. Скребцова Сказы матушки земли. Экоогическое воспитание через сказки, стихи и творческие издания / А. Лопатина, М. Скребцова. – 2-е изд. – М.: Амрита – Русь, 2008. – 256 с.
  2. CD - диск «Мир природы» (наглядно-дидактическое пособие для использования с интерактивной доской на уроках в начальной школе).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водоёмы Карелии. Растения и животные болот

Урок по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России" (А. Плешаков). Закрепление по теме "Водоёмы" с элементами краеведения. Болота Карелии, Изучение животных и растений, обитающих на болотах. ...

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УРОК НА ТЕМУ "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Краеведческий урок в групповой форме. Группы: "Ботаники", "Орнитологи", "Энтомологи" "Зоологи", "Экологи"....

Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.

Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе....

ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.

Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....

Растения и животные. Различия между растениями и животными. УМК "Школа 2100"

Цели:          учить детей различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных...

Растения и животные - синоптики. Презентация.

Внеурочная деятельность. Экологический клуб "Почемучки" (духовно - нравственное направление).Тема раздела: Загадки живой природы. Тема занятия: Растения и животные - синоптики (презентация для интерак...