Животные и птицы зимой.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шиховцова Наталья Петровна

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_i_ptitsy_zimoy.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру. 4 класс. (интегрированный.)

Тема: «»Животные и птицы зимой.

Цель:

1.Дать общее представление о животных леса.

2.Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.

3.Развитие познавательного интереса.

Ход урока.

  1. Организация класса.

Сегодня у нас необычный урок. Давайте представим, что мы находимся в зимнем лесу.

1 ученик: На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей

Словно рад он чему

И на ветках берез

Как алмазы горят

Капли сдержанных слез.

-Учитель: Мы в лес за наукой сегодня пойдем,

Фантазию нашу, смекалку возьмем.

-Но, чтобы лес нам скорее достичь,  должны мы погоду определить.(Состояние неба, осадки, температура, ветер.)

-Погода хорошая и мы можем отправляться на нашу небольшую экскурсию.(А так же мы возьмем наших гостей.)

-А на чем же мы отправимся? (Правильно, на лыжах.)

-Снега в лесу много. А лыжи не дадут нам глубоко провалиться.

-Следопыты нам проложили лыжню. Все согласны? (Да!)

СЛАЙД. Картина зимнего леса с лыжней.(Вбегает мальчик.)

-Небо где-то далеко

Заблудилось меж вершин.

Заплутался я в лесу.

Я- один! Совсем один. Сколько мне еще бродить и пугаться и дрожать?Или в лево мне идти.Или вправо мне бежать?

Вот споткнулся на бегу

И невольно вскрикнул – Ой.Тут представьте Лес спросил:

ЛЕС: Что случилось? Что с тобой?

МАЛЬЧИК: Сразу стало легче мне.

Сразу стало веселей.

Лесу крикнул я: Привет! Лесу крикнул я –Эгей!

ЛЕС: Эге гей- ответил лес.

Не пугайся я с тобой.

Видишь тропка меж берез.

Ты беги по ней скорей.

МАЛЬЧИК: От его хороших слов посветлело все вокруг…

И чего бояться мне, если лес мой добрый друг.

-Что произошло с мальчиком? (Он заблудился.)

-А чтобы с нами такого не случилось, мы возьмемс собой друга. А вот, что это за друг угадайте.

ЗАГАДКА: Когда с тобою этот друг ты можешь без дорог.

Шагать на Север и на Юг на Запад на Восток.

- Что это за друг? (КОМПАС) Правильно.

-Давайте определим направление. Вкакую сторону мы пойдем? (На юг.)

- А возвращаться мы будем? (На север.)

-Все готовы! Не отставайте!

- А, чтобы веселее было идти споем песню.

Говорят, что за рекой есть дремучий лес

Говорят, что он стоит на краю небес.

Мы пойдем в него пойдем, всей гурьбой пойдем.

И орехов наберем и грибов найдем.

-Богат и разнообразен животный мир лесов. Здесь живут разные звери, птицы, насекомые. Но это летом.

-А  сейчас какое  время года? (Зима.)

-Ну вот мы кажется и пришли.

2 ученик: Замерший бор

Шумит среди лазури.

Метет ветвями

Синеву небес.

И, кажется не буря будет лес.

А буйный лес, качаясь будит бурю.

(С.Я.Маршак. Портрет.)

-Давайте, ребята, поздороваемся с лесом, но только тихо. Шумом мы можем отпугнуть животных и птиц. Помешать им. И сами увидим гораздо меньше.

-Скажем хором. Здравствуй лес!

1 ученик:   На краю небес!

2 ученик:  Покажи нам хоть одно из своих чудес!

3 ученик:  Покажи, где зайцы спят, белок покажи!

4 ученик:  А потом, потом, потом- сказку расскажи.

Учитель:  Темный лес, что шапкой принакрылся чудной.

                    И застыл под нею, крепко, непробудно.

-Вот так о зимнем лесе написал  И. Суриков.

-Спит заснеженный лес. Кажется все живое замерло в этой стуже. Ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.  Как тихо!

-Зимой не услышишь пения птиц. Многие улетели на юг, а те что остались забились в укромном уголке, попрятались от холода. Лесная поляна покрыта белым пушистым снегом.

-Что это за птицы там сидят? Давайте подойдем поближе и разглядим их.  Идем тихо, осторожно.

СЛАЙД.   На дереве сидят  ворон и тетерев. (Под деревом сидят два ученика в масках и ведут разговор:)

Тетерев: -Что ворон холодно?

Ворон: -  Холодно тетерев, ух как холодно. Ночку на дереве посидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть. Вовсе закоченеешь.

Тетерев: - А ты делай, как я. С дерева вниз головой- бух. Под снегом – то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не припекает. И на глаза никому не попадешься.

Ворон: Нет! Полечу - ка я ближе к деревне. Там и корм можно найти и у трубы погреться.

-Что за птицы вели такой интересный разговор?

-Какие птицы ещё остаются?

Трудно приходится птицам зимой, холодно, голодно.

-Как же тетерев переносит непогоду?  Где ночует?  (под снегом ночует.)

- А кто знает какие ещё птицы прячутся под снегом?

  СЛАЙД: (куропатки, рябчики.)

1ученик:    Оказывается в зимние вечера, особенно в лютые морозы, стаи тетеревов, наглотавшись мерзлых березовых почек, выбирают укромные полянки, камнем падают с деревьев в рыхлый снег, закапываются и ночуют в снежной спальне. Тепло и не дует. А главное теперь не отмерзнет отвисший зоб, очень остывший от ледяной еды. Назавтра выспавшись в мягкой постели, черныши взлетают на березы, чтобы полакомиться почками.

2 ученик:    Спят птицы чутко. Когда нет наста они легко выпархивают из глубокого снега. Даже хитроумным лисам, охочим до вкусной тетеревятины. Не всегда даётся лакомая добыча.

3 ученик: Но к концу февраля эти птицы боятся прятаться в снегу. Во время оттепели появляется снеговая корка. И если птицы ночевали в снегу, то утром они не могут пробить эту корку, чтобы выбраться наружу. И вот тогда птицам приходит на помощь человек. И вылетев из таких зимних ловушек косачи на своем птичьем языке благодарят, что их из неволи выручили.

-  Чем кормятся тетерева, рябчики, куропатки?

 (мерзлыми почками березы. Побегами ольхи. Ивы.)

-Как спасаются от метелей и морозов? ( в снегу.)

4 ученик:       Чародейкою зимою

                          околдован, лес, стоит,-

                          И под снежной бахромою

                           Неподвижною, немою

                           Чудной жизнью он блестит.

Учитель:  Дремлет зимний лес. Ребята. Слышите стук?

-Кто это может быть?

-Догадались…  Послушайте загадку про него.

               -Далеко мой стук.

                Слышится вокруг.

                Червякам я враг, а деревьям друг.   (Дятел.)

-Давайте осторожно подойдем поближе.   О, да он здесь не один.

-Вот щебечут, вот щебечут. И о чем это они?

-Давайте послушаем.

СЛАЙД:  (На дереве дятел, клест..)

5 ученик : КЛЕСТ: Уж больно бережёшь ты, дятел свой нос. Все о сучки его чистишь.

6 ученик:  ДЯТЕЛ:    Мне клест без носа, как без рук. Семян еловых захочешь – носом стучи. Короеда несчастного выбить- и того носом. Голова кругом.

КЛЕСТ:      Ох, Дятел и стукатливая у тебя жизнь. Все носом да носом- того и гляди с носом останешься.

ДЯТЕЛ:       А ты клест чего визжишь? Обидели тебя что ли?

КЛЕСТ:    Да нет дятел- это я радуюсь.

ДЯТЕЛ: Нашел время радоваться… .

КЛЕСТ:  Как раз самое время! Как раз!

                У меня в гнезде птенчики вывелись, до чего милы, до чего хороши!

ДЯТЕЛ:    В этакие- то морозы? Да они живыми- то не останутся.

КЛЕСТ:  Еще как останутся! Как будут жить поживать.

-Что нового вы узнали из разговора об этих птицах?

-Почему дятел не улетает на зиму?

7 ученик:   А я читала про дятла ….  .

-Учитель:  А какие еще птицы не улетают?

-А почему клест радовался зиме?

8 ученик:  Клесты не как все птицы. Они вы водят своих птенцов зимой… .

-Чем питаются клесты?  Вот какие чудеса можно наблюдать в зимнем лесу.

     ФИЗМИНУТКА:    -Замерзли? Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам. Он в шубке беленькой зимой. А в серой шубке летом.

-Кто это? Правильно! Это заяц. Давайте погреемся.

-На белой пушистой полянке прыгали шустрые белые зайки.

(Дети под музыку прыгают друг за другом.)

- Согрелись? Ой, ребята, тихо, тихо! Легок на помине. Посмотрите чьи это следы?

СЛАЙД: Следы зайца. Правильно зайчика.

-А давайте по ним пойдем. Может и зайца увидим… . Ой, ребята,  посмотрите! Поляна как будто расцвела красными розами.

-Зимой на ветке яблоки.

 Скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки.

Ведь это….. (Снегири.)

- Все птицы улетают осенью на юг, а эти птицы прилетают к нам.

9 ученик: - А я стишок  знаю про него.

-Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой ярко-красный галстук мой.

- Посмотрите, ребята. Заяц со снегирем беседуют.

- И о чем  они могут говорить? Послушаем.

СНЕГИРЬ: Заяц белый куда бегал?

ЗАЯЦ:         На деревню.

КЛЕСТ:       Для чего?

ЗАЯЦ:  Клочок сена подобрать. Зелени пощипать. Кочерыжечку капустную в огороде найти.

СНЕГИРЬ: И нашел?

ЗАЯЦ: Как бы не так. Сено под снегом. Зелень под снегом. А в огороде собаки злые.

СНЕГИРЬ: А теперь куда?

ЗАЯЦ: Осинку гладать.

СНЕГИРЬ: Да она поди горькая.

ЗАЯЦ:  Сладкая! Вчера не поел, сегодня не поел, куда как сладкая осинка покажется.

-Чем питается заяц?  Почему снегири прилетают к нам зимой?

-Кто знает?

10 ученик: (доклад.)

-А какие еще птицы прилетают к нам зимовать? (СИНИЦЫ)

-Верно! В лесу тихо. Любой звук привлекает внимание.

УЧЕНИК: И стоит он околдован.

                 Не мертвец и не живой.

                 Сном волшебным очарован,

                 Весь опутан, весь окован.

                Легкой цепью пуховой…

-Посмотрите белка с ветки на ветку прыгает. Интересно. Куда это она так спешит?  А тут и синицы целый концерт устроили.

-Давайте посмотрим , да послушаем.

СИНИЦА: Ты чего белка, опять в гнездо спряталась  из гнезда не выходишь?

БЕЛКА: Я птица-синица тепло берегу. На воле – то нынче мороз. Я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.

СИНИЦА: А чем же ты кормишься?

БЕЛКА: А у меня с лета сухие грибы припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь.

ДОКЛАД:  (О синицах и о белках.)

-Чем питается белка? А где она их берет?

-А заяц запасает себе корм?

-А кто это под кустом спит? Осторожно, ребята не разбудите. (Это лиса.) А она делает запасы? Она как и заяц ведет активный образ жизни.

-А чем же она питается?

-Белка запасает себе корм?  А еще кто делает запасы на зиму?

СЛАЙДЫ ВСЕХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ.

-А вот кто хочет узнать о них подробнее найдите о них материал в интернете или в журнале «Юный натуралист» № 3 за 1993 год стр.18. (в библиотеке.)

-Устали бродить по зимнему лесу? Давайте присядем и отдохнем. И посмотрим по компасу в какую сторону нам возвращаться. Интересные истории мы сегодня увидели и услышали.

-А вы запомнили птиц и животных, которых мы сегодня увидели?

-Какие птицы у нас зимуют?  

-Улетают на юг?

- Выводят птенцов зимой?

-Какие животные делают запасы?

-Какие не делают?

- А вот есть еще такие животные, которые запасов не делают, и по лесу не бродят. А всю зиму спят. Догадались кто это?

-Медведь. Вот поэтому мы его и не встретили. В лесу.

-Ребята ,а вы знаете почему медведя медведем зовут?

Может быть об этом мы сегодня и узнаем… .

Ученик: Лучше всех в лесу лежебоке медведю. С осени приготовил запасливый мишка себе берлогу. Наломал мягких еловых  веточек. Надрал пахучей смолистой коры. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире.

- Ой, ребята посмотрите, что это сорока затрещала, застрекотала .Случилось что? Подойдем поближе.

СОРОКА: Эй ,медведь, спишь что -ли?

МЕДВЕДЬ: Хррр. Уснешь с такой… .Чего тебе стрекотуха?

СОРОКА: Да вот не пойму я, почему тебя Медведем зовут?

Ну заяц –беляк, ну птица глухарь – это понятно! А вот медведь… . Ну что такое медведь?.. .

МЕДВЕДЬ: Охо –хо. Бестолковая ты птица. «МЕД – ВЕДЬ» - мед ведающий. Знаю где мед в лесу найти, потому и медведь. Понятно! Вот окоянная птица, покоя нету. Только сон сладкий стал сниться, будто дупло в лесу на дереве нашел, а в дупле соты. И будто бы… . Хррр.

Почему медведя медведем зовут? Что медведь зимой в лесу делает?

-Короток зимний день. И пока солнце- апельсин не закатилось. Пора возвращаться.

Понравилась экскурсия в зимний лес?  Определим по компасу куда возвращаться. (На север.) Ну вот мы и в классе.

-И все свои наблюдения запишем в дневник наблюдений.

1. Кого из птиц называют доктором леса?

2. Какие птицы ночуют в снегу?

3. У какой птицы зимой выводятся птенцы?

4.Какие птицы к нам прилетают?

5.Кто из животных делает запасы?

6.Кто не делает запасы?

7.Какие животные уходят в спячку?

-Пройдет зима. Наступит весна. А затем лето.  Мы должны знать с вами некоторые правила поведения в лесу… .

Спасибо вам за это удивительное путешествте.

Выставление оценок. До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Как живут животные? Как помочь птицам зимой?»(УМК «Школа России»)...

Урок в 1 классе "Как птицы и животные готовятся к зиме" по УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок составлен в соответствии с ФГОС второго поколения, влючает в себя конспект урока, презентацию, раздаточные материалы....

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....

Конспект как птицы и животные готовятся к зиме

« КАК ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ»Цель: - познакомить дошкольников  с особенностями жизни животных осенью в связи  с подготовкой к зимнему периоду;        ...

Животный мир: поможем птицам зимой" (окружающий мир, 3 класс УМК "Гармония")

Презентация разработана для урока окружающий мир в 3 класс по УМК "Гармония". В работе рассказывается о способах помощи зимующим птицам. Презентация может быть использована на уроках окружающего мира ...

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...

Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"

Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...