"Семейные традиции"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок
«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
Цель: познакомить с основными формами и приёмам работы по формированию культуры нравственного поведения
Задачи:
-содействовать повышению интереса к истории своей семьи и семейным традициям;
-побудить к размышлениям об отношениях в семье;
- развивать чувство ответственности за семью и стиль семейно-повседневного общения, основанного на любви и взаимоуважении всех ее членов;
- формировать коммуникативные навыки, умения принимать коллективные решения.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, проект « Моя фамилия»
Ход урока:
Здравствуйте! Вы пришли на такой важный урок – урок о семье.
Я хочу Вам рассказать одну сказку. (СЛАЙД 1,2,3,4 )
Давным-давно, много веков тому назад, в ясную ночь на небе можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то яркий, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки, почёму твой свет такой разный?
Звёздочка долго молчала, а потом ответила: «Свет мой становится тусклым, когда мне очень одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки. А ведь так хочется кого-то видеть и слышать рядом с собой»
«А в какие дни твой свет становится ярким?»- спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дороге, куда они так спешат».
«И ты узнала тайну спешивших странников?» - спросила Луна.
«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза светились в темноте от счастья и радости. Когда я спросила, чему он радуется, путник ответил: замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал, что дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз, я готов совершить даже невозможное. Вот с той самой поры я стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница, а ты хотела бы иметь свою семью?»
«А разве это возможно? – с надеждой спросила Звёздочка.
Луна, не говоря больше не слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»
Так, что же такое семья для вас? Расскажите.
Семья - это группа близких родственников, живущих вместе
Это ТЫ, МАМА, ПАПА, БАБУШКА со стороны мамы, ДЕДУШКА со стороны мамы, БАБУШКА со стороны папы и ДЕДУШКА со стороны папы, это братья и сестры, тети и дяди.
Ребята, давайте попробуем выполнить задание: соотнесите, пожалуйста понятие с определением (СЛАЙД 5)
– Семьи все разные.
А чем они отличаются?
Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (СЛАЙД 6)
Очень важно, чтобы в каждой семье были свои традиции.
Что же такое «традиции»?
Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
. Жизненной необходимостью в каждой семье, были неписанные домашние законы:
1. Уважительно относись к старшим.
2. Уважай женщину.
3. Почитай гостя своего.
Вот сейчас мы и узнаем, как умеют ребята уважительно относиться к старшим.
Ученик:
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа: дверь открыта!
Притвори ее, герой!
Я ему в ответ сердито
Отвечаю: Сам закрой!
За обедом скажет мама:
- Хлеб, лапуся, передай! -
Я в ответ шепчу упрямо:
- Не могу. Сама подай! -
Очень бабушку люблю,
Все равно - и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
- Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!.. -
А они ко мне:
- Сыночек,
Положить еще кусочек? -
А они ко мне:
- Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят: от рук отбился.
От каких, скажите рук?
Правильно ли повел себя ученик по отношению к старшим? Что вы посоветуете герою стихотворения?
Как мы должны относиться к старшему поколению?
Разминочка
Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх
- Хлопните те, кто очень любит свою семью
Инсценирование
Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла
И дочку спросила:
Дочка: - Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками прямо беда!
Скоро ты будешь, как спичка худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Танюшина мама с работы пришла
И дочку спросила:
Мама: -Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,
А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».
С этими дочками прямо беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла
И маму спросила:
Бабушка:- Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а все – непоседа.
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: 3 мамы в столовой сидят
3 мамы на дочек глядят
Что делать с дочками упрямыми?
Все: Ох, и не просто быть мамами!
Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева подчивали их каким – нибудь кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.
Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.
А Даяна прочитает нам стихотворение .
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли
С гостеприимством достархана.
В казане бишпармак кипит
Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бишпармак,
Баранья голова дымится…
Традиций знанье – не пустяк,
Мне это в жизни пригодится! (М. Курманалин)
А еще я знаю, Зарина подготовила стихотворение Л.Сусловой, послушайте его.
А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
И эта истина понятна и проста,
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
О каком тепле идет речь?
Речь идет о любви к своему дому.
А как создать тепло в нашем доме?
Этому помогут ужины в кругу семьи, поездки, походы, праздники.
Верно, все это объединяет и сплачивает членов семьи. Делает членов семьи дружными.
Как появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - Тихо молвила Ева.
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.
Закрепление:
Сказка В.А. Сухомлинского “Лепесток и цветок”.
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне?»
Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
— Ты кто? — спрашивает Муравей.
— Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.
Какова мораль сказки?
Вывод: в семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.
Пусть в вашем доме всегда будет любовь, улыбка и доброта.
Закрепление:
Сказка В.А. Сухомлинского “Лепесток и цветок”.
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне?»
Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
— Ты кто? — спрашивает Муравей.
— Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.
Какова мораль сказки?
Вывод: в семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.
Пусть в вашем доме всегда будет любовь, улыбка и доброта.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников
В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....
Семейные традиции
Выступление на родительском собрании...
Семейные традиции
Конспект ведения классного часа...
Статья для родителей "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"
Данная статья использовалась на родительском собрании в 3 классе....
Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.
Огромное значение во внеурочной деятельности имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...
Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...
« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.
Научить детей и взрослых правильному осознанному, нравственно-направленному, использованию свободного времени....