Отечественная война 1812 года, 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Ляховская Наталья Игоревна

Место занятия в учебном процессе: раздел «Страницы истории Отечества».

Тип урока: урок получения новых знаний об историческом событии.

Цель урока: сформировать представление об Отечественной  войне 1812 года.

 

Задачи урока:

Познавательные:

*показать состояние Российского государства к началу 19 века;

*познакомить с причинами, основными событиями, итогами Отечественной войны 1812 года, героями;

*совершенствовать умения и навыки работы с текстом учебника, дополнительной литературой.

Развивающие:

*развивать  речь, умение  сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

*воспитывать чувство патриотизма, гордости, любви и уважения к своей Родине на примерах подвигов российского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennaya_voyna_1812_goda_4_klass_lyahovskaya_n.i.rar2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

на тему: «Отечественная война 1812 года» в 4 классе

( УМК  «Школа России»)

Составитель:   учитель  начальных классов Ляховская Наталья  Игоревна

МКОУ школа-интернат №2, город  Тула

2014 год

Конспект  урока      «Отечественная война 1812 года».

Место занятия в учебном процессе: раздел «Страницы истории Отечества».

Тип урока: урок получения новых знаний об историческом событии.

Цель урока: сформировать представление об Отечественной  войне 1812 года.

Задачи урока:

Познавательные:

*показать состояние Российского государства к началу 19 века;

*познакомить с причинами, основными событиями, итогами Отечественной войны 1812 года, героями;

*совершенствовать умения и навыки работы с текстом учебника, дополнительной литературой.

Развивающие:

*развивать  речь, умение  сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

*воспитывать чувство патриотизма, гордости, любви и уважения к своей Родине на примерах подвигов российского народа.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы все в класс спешим опять.

Чтобы  к знаниям стремиться,

Что-то новое узнать…

2. Тема  и цель урока.   (слайды 1,3)

- Сегодня на уроке мы  узнаем о важном историческом событии, о том, какая   опасность нависла  над  Россией  в 1812 году  и  как мужественно  вёл  себя  наш  народ.

Тема урока  «Отечественная война 1812 года».

3. Актуализация знаний.     (слайд  4 -12)

-- Прежде чем  приступить  к изучению  новой темы, вспомним,  каких  успехов достигла Россия  к началу  19 века. Проведём интеллектуальную  минутку.

  ( Интеллект - *ум, мыслительная  способность; * умственный, духовный)                        

 -  Молодцы!

Учитель: К началу 19 века перед войной 1812 г. Россия стала одним из самых могущественных государств Европы.

Во-первых, Россия занимала большую территорию;

во-вторых, имела сильную армию и военный флот;

в-третьих, успешно развивалась наука, культура, техника, искусство.

      Всё это привлекало чужеземных захватчиков. И в июне 1812 года многотысячная французская армия  во главе с императором Франции Наполеоном вторглась в пределы Российского государства и начала войну против России.
      Это было великое испытание для нашего народа и одна из самых славных страниц российской истории.

4. Постановка проблемы.

- Внимательно прочитайте тему  урока.                    

               / на доске  карточка с названием темы/

- Почему война  1812 года  получила название  Отечественной?

- Исследуем тему урока и попытаемся сегодня  ответить на этот вопрос.

5. Изучение нового материала.

- Работаем по группам.  Каждая группа находит по словарю  значение слова:

1гр.- ОТЕЧЕСТВЕННАЯ; 

        (*Отечество – страна, где  человек  родился  и  к  гражданам,  которой       принадлежит.   *Отечественный – относящийся   к Отечеству, принадлежащий ему, не иностранный).

2 гр. -  ВОЙНА;

        (*Война  –  вооружённая борьба   между государствами  или народами.)

                                  /проверка, на доску вывешиваются таблички со словами/

- Что   означает  словосочетание  Отечественная война?

               (Отечественная   война - справедливая  война  в защиту                              

                своего  отечество)

- От кого  надо было защищать  Отечество более 200 лет назад?

                 

5. Работа  по учебнику с.112-117.

а) - Узнаем  подробнее об этом  из учебника.  (с. 112.)

- Как называется  1-я глава?

- Что значит слово НАШЕСТВИЕ?

                         (*нашествие – вторжение неприятеля в страну, а

        также вообще насильственное вторжение)

 - Прочитайте 1 абзац.

  - Что происходило в  Европе в конце 18 века?

  - Кто пришёл  к власти во Франции? О чём мечтал Наполеон?

                                 

б) Наполеон  Бонапарт. Кто он?   (слайды 13, 14)

                  /рассказывает  ученик/  

     Наполеон Бонапарт – родился 15 августа 1769 года на острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата.  

       В течение 10 лет Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, Наполеон  стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира.  Остается Россия, но я раздавлю ее», – заявил Наполеон перед вторжением в Россию.  К войне с Россией Наполеон готовился серьезно. Он собрал 600-тысячную «Великую армию», прекрасно вооруженную и обученную. Численный перевес был на стороне  французской армии.

в) - Прочитайте  2,3 абзац.

- Что же произошло в июне 1812 г.?    (слайд 15)

- Почему русская армия начала отступать?  (слайд 16)

             (Русская армия  втрое меньше французской, удары французов были так сильны, что русские войска не смогли сдержать натиск противника и начали отступать.)

- Кто был назначен в это опасное для России время командующим русскими  войсками?    (слайд 17,18)

                           /рассказывает  ученик/

г) Михаил  Илларионович  Кутузов  сделался  известен  еще  при Екатерине II.  При  взятии Измаила он отличился храбростью и умением. Суворов в донесении писал о нем: «Кутузов шел у меня на левой руке, но был моею правой рукой». Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. «Видно, - говорил доктор, - Бог бережет голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран». Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр и активен.

          В Отечественной войне 1812 г. Михаил  Илларионович принял  командование на себя всеми русскими войсками.  Современники  отмечали его исключительный ум, блестящие полководческие  и дипломатические дарования и беззаветное служение Родине. Солдаты говорили: «Прибыл Кутузов бить французов».

6. Работа по учебнику и слайдам  (с.113)

- Прочитайте  внимательно  главу о Бородинской битве (с.113)

- Подберите к слайдам  текст из  прочитанного.

Слайд 19  (1-е  предл.)

Слайд 20  (2-е предл.)

Слайд 21 (3 абз.)

Слайд 22  (4 абз.)

Учитель. Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела уступить победы. В этом  ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая.

(Слайд 22)   «Конец Бородинского сражения».

 Учитель.   В донесении царю Российскому Александру 1 М.И. Кутузов писал «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизни за свое отечество».

         На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры и генералы российской армии, сплотившей в своих рядах русских и украинцев, белорусов и грузин, татар и немцев, объединенных сознанием общего долга и любовью к своему Отечеству.

- Почему  же Кутузов  приказал отступать?               

Учитель: В  деревне  Фили  М.И. Кутузов созвал   военный совет. Было  решено оставить Москву без боя, но отдать её пустую, то есть вывезти из неё  всех жителей, всё продовольствие, чтобы  французской армии  нечем было поживиться.  Кутузов хотел сохранить  русскую армию, выиграть время для стягивания новых сил.  (Слайд  24)              

7. Работа с текстом  (с. 116 – 117).

- Прочитайте  текст  на  с. 116 – 117.

а) - Как вы думаете, какие чувства мог испытывать  Наполеон, когда со своими войсками вошёл в Москву?

б) – Прочитайте, как вели себя  французские солдаты в Москве?  

                                                                                               (Слайды 25,26, 27).

Учитель. Французы недолго были в Москве.  Есть  было нечего: партизаны перехватывали обозы; холодно, жить негде: страшный пожар уничтожил больше половины домов. Силы французов таяли и враги оставили Москву.          

в) - Кто и как помогал  русским  солдатам  бить врага?

Учитель. Да, весь народ поднялся на борьбу с Наполеоном. Жители сёл и городов уходили в леса, отдалённые от военных действий, забирали  продовольствие, угоняли скот, жгли стога сена и хлеба, чтобы они не достались врагу. (Слайд  28)

Партизанские отряды наносили большой   урон врагу потому, что нападали внезапно, ночами и на рассвете, из лесов и засад.  Инициатором  партизанского движения стал полковник Денис Давыдов, получивший на это согласие  М.И. Кутузова ещё до Бородинского сражения.  М.И.  Кутузов – первый полководец, который сумел организовать действия армии  и партизан.   (Слайд  29)

- Как  вы думаете, какое название  получила война 1812 года после того, как на защиту  родины встал весь народ?  

                          (Просто война  превратилась в войну Отечественную).

г) Отступление французов. (Слайд 30)

д)  Контрнаступление русской армии завершилось разгромом французов  на реке Березине. В декабре  1812 г. захватчики были изгнаны из России. Наполеон уходил не победителем, а проигравшим.    (Слайд 31)

е) Благодаря мудрому и гибкому руководству Кутузова русская армия одержала блестящую победу над сильным и опытным противником. Русская армия дошла до Парижа и помогла освободиться   от завоевателей  другим  странам  Европы.

  ж).  Исторические памятники.

Учитель. В честь победы  русских войск в войне 1812 г. и в память о  погибших русских солдатах  воздвигнуты памятники.

- Кто знает какие?

*Храм  Христа Спасителя  был   возведён в Москве в 1812 году в память избавления России от захватчиков.  (Слайд 32)

*Триумфальная арка — это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице.   (Слайд 33)

*Казанский Собор  в  Санкт – Петербурге. Там хранятся французские полковые знамёна, гробница М.И. Кутузова, а перед  зданием собора   установлен памятник Кутузову.  (Слайд 34)

* На Бородинском поле установлен монумент, организован музей.

    (Слайд 35)

9. Проверка знаний.  Тест к уроку «Отечественная война 1812 года»

       /карточка у каждого ученика/

1.Во Франции в 18 веке к власти пришёл полководец:

А) Багратион

Б) Наполеон

В) де Толли

2.Французская армия вторглась в Россию

А)  в 1800 г.
Б)  в 1812 г.
В)  в 1712 г.

3. Русская армия при первом ударе французов…

A) начала отступление
Б)  начала наступление
В)  сдалась врагу

4. Главнокомандующим русскими войсками был назначен

А)  А. В. Суворов
Б)  Д. В. Давыдов
В)  М. И. Кутузов

5. Главное сражение в Отечественной войне 1812 года произошло

A)  у села Бородина
Б)  у деревни Фили
В)  на Куликовом поле

6. После Бородинской битвы Кутузов приказал

А)  вручить Наполеону ключи от Москвы
Б)  отступить к Москве и устроить пожары
В)  сдаться Наполеону

6. В конце XIX  века в Москве в честь победы над Наполеоном был сооружён

А)  Успенский собор
Б)  Кремль
В)  храм Христа Спасителя

«Проверь себя!».   (Слайд  36)
- За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Во Франции в 18 веке к власти пришёл полководец:

Б) Наполеон

2.Французская армия вторглась в Россию
Б)  в 1812 г.

3. Русская армия при первом ударе французов…

A) начала отступление

4. Главнокомандующим русскими войсками был назначен

В)  М. И. Кутузов

5. Главное сражение в Отечественной войне 1812 года произошло

A)  у села Бородина

6. После Бородинской битвы Кутузов приказал
Б)  отступить к Москве и устроить пожары

7. В конце XIX  века в Москве в честь победы над Наполеоном был сооружён
В)  храм Христа Спасителя

10. Итог урока.  Рефлексия  деятельности.

- Урок подходит к концу.  Мы  заглянули в одну из самых славных страниц российской истории и увидели, какое  великое испытание выпало на долю нашего Отечества 200 лет тому назад. Но Россия сумела отстоять свою независимость.

-Что исследовали?

- Мы должны  были  узнать  о  войне  1812  года  и  почему война  получила  название  Отечественной? Узнали  вы об этом?

 - Почему война 1812 года называется  Отечественной?

- Закончите предложение (по выбору).

1.     На уроке я понял …

2.     Я узнал, что …

11. Домашнее задание.

- Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с.112-117).

- Подготовить  рассказ – биографию  одного из героев Отечественной войны 1812 года с помощью  Интернета.

 Источник  информации:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс: Учебник. Часть 2 : М. «Просвещение» 2013 г

2. Дмитриева Е.М.  Поурочные разработки по курсу  Окружающий мир

4 класс  М. «ВАКО» 2011 г.

3. Словари:

- Ожегов С.И. Словарь русского языка /под ред. Н.Ю.Шведовой – М. «Русский язык» 1991 г.

 - Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. М. «Ридерз Дайджест» 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". Классный час в 3 классе "Отечественная война 1812 года"

Классный час познакомит детей с основными событиями Отечечтвенной войны 1812 года, поражениями и победами....

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»Можно использовать как на уроках Окружающего мира ( УМК "Школа России"),  так и во внеур...

Классный час «Отечественная война 1812 года» для 3 класса

Классный час предназначен для учащихся начальных классов. Посвящён 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Цели: рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российск...

Презентация к уроку окружающий мир 4 класс "Отечественная война 1812 года"

Данная презентация позволяет на уроке восстановить события 1812 года, знакомит учащихся с героями того времени, знакомит с отрывами литературных произведений о войне 1812 года....

Классный час для учащихся 4 класса "Основные сражения и события Отечественной войны 1812 года"

1812 год - это  было великое испытание для нашего народа и одна из самых славных страниц российской истории. Многое может забыться или потерять блеск за это время. Но память о  битвах и геро...

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение....