Урок окружающего мира во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Шарафеева Гулиня Рифатовна

Урок окружающего мира во 2 классе на тему "Птичьи секреты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_kl_okr._mir.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Чуру – Барышевская основная общеобразовательная школа

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Птичьи секреты

(Урок окружающего мира во 2 классе.

УМК «Перспектива». Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)

                                                             Выполнила: учитель начальных классов

                                                                      первой квалификационной категории

                                                                      Шарафеева Гулиня Рифатовна

   Цель урока: Познакомить детей с группами птиц, причинами, по которым перелетные птицы покидают родные края, различать перелётных и зимующих птиц.

   Задачи:

   Обучающие: Продолжить начатое в 1 классе знакомство с птицами; дать понятие о перелетных  и зимующих птицах; классифицировать перелётных и зимующих птиц по известным признакам.

 Развивающие: Развивать кругозор учащихся, мыслительные процессы, внимание.

 Воспитательные: Осознавать важность чувства любви к родной природе.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: групповая, работа в парах, самостоятельная.

 Оборудование: У учителя - компьютер, проектор, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных», карта полушарий. У учащихся – атлас - определитель, цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока

   I. Организационный момент.

   Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.  Создаёт эмоциональный настрой на урок.

   Вот и прозвенел звонок

   Начинается урок.

   Очень тихо вы садитесь

   И работать не ленитесь.

   II. Проверка домашнего задания.

   Ученики называют насекомых, которых уже знают и рассказывают о том, чем отличаются насекомые от паукообразных.

   III. Сообщение темы и целей урока.

   Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

   Звучит музыка заставки к телепередаче «В мире животных».

   - Ребята, на этом уроке мы узнаем много нового из жизни птиц, поэтому тема нашего урока называется «Птичьи секреты».

   IV Объяснение нового материала

  1. Знакомство с перелётными птицами.

   Хорошо читающий ученик читает первые два предложения текста на стр. 94 учебника.

   - Внимательно рассмотрите рисунки птиц в учебнике и в атласе-определителе. Каких из этих птиц вы видели в природе?

(Ответы детей). Ученик читает до конца первый абзац текста на стр.94.

- Подумайте, куда могут улетать птицы? Это первый секрет. Может вы знаете?  (Ответы детей).

Презентация на тему: «В каком порядке птицы улетают на юг»

      - А почему птицы улетают в тёплые края? Это второй секрет. Попробуйте разгадать. ( Зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом)

    Ученики читают до конца второй абзац текста на стр.94 и первый абзац текста на стр.95

  1. Тренировочное упражнение. Задание № 1 на стр. 56 рабочей тетради.

(Работа в парах.)

- Найдите изображения перелётных птиц, впишите в кружочки номера их названий, перечисленных в тексте задания. Зеленым карандашом обведите тех перелётных птиц, которых видели в природе.

3) Слова обобщения учителя.

   - Учёные узнали о перелёте птиц в тёплые края  с помощью колец, которые надевали на лапки птиц. Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и на юг Азии. (Учитель показывает по карте полушарий пути перелётов птиц из средней полосы России.)

   - Мелкие птицы и грачи летят большими стаями. Кулики – шеренгой, гуси и журавли углом (клином). (Дети  рассматривают репродукцию картины

 А.С. Степанова «Журавли летят».) О времени отлёта птицы судят не по погоде, которая может измениться за один день, а по длине светового дня. Есть еще одна загадка, по поводу того учёные спорят до сих пор. Как же ориентируются птицы в полёте, ведь им приходиться лететь на огромные расстояния. Когда птицы летят днём, они могут ориентироваться по виду местности, а ночью отдыхают. Есть птицы, которые летят ночью. Они скорее всего ориентируются по звёздам.

   А кукушек первыми улетают в тёплые края молодые птицы, а через несколько дней – старые. Молодым птицам, родившимся в данном году, никто не показывает дорогу. Вот это до сих пор неразрешённая загадка.  

  1. Знакомство с зимующими птицами.

- Все ли птицы улетают в тёплые края?  (Ответы детей)

   Электронная презентация на тему: «Зимующие птицы»

    - А теперь внимательно рассмотрите рисунки зимующих  птиц в учебнике и в атласе-определителе.  Каких из этих птиц вы видели в природе?

Ученик читает 2-ой  абзац на стр. 95 учебника. У зимующих птиц свои хлопоты. Это третий секрет. Об этом мы узнаем прочитав статью на «Страничках Умного Совёнка» (стр.126 учебника).

   Физминутка. Микс-пэа-шэа. (Сингапурский метод)

   Ученики смешиваются под музыку, когда музыка прекращается, образуют пару и обсуждают предложенную тему, используя Релли - робин (короткие ответы между собой, каждому участнику даётся 30 секунд)

   1 вопрос: Почему птицы улетают в тёплые края?

   2 вопрос: Как вы думаете, почему некоторые птицы остаются зимовать?

  1. Тренировочное упражнение. Задание № 2 на стр. 57 рабочей тетради.

(Самостоятельная работа)

  1. Слова обобщения учителя.

  -  Зимовать остаются те птицы, которые могут найти себе корм даже в суровых условиях зимы. Скорее всего,  вы видели, как зимой синицы, воробьи склёвывают на ветках. Что они там ищут? (Насекомых.) Снегири насекомыми не питаются. Чем же тогда они питаются? (Ягодами рябины, калины) А вот воробей всеяден. Он питается и насекомыми, и ягодами, и пищевыми отходами человека.

V. Рефлексия.

- Прочитайте и отгадайте загадки на стр. 97 учебника. Какие из этих птиц перелётные, а какие зимующие?

- Ещё какие загадки  про птиц вы знаете?

Работа над рубрикой «Подумаем!»

- Кто бы хотел похвалить себя за работу на уроке? Поаплодируйте себе.

- Оцените себя с помощью смайликов.

VI. Итог урока.

- Закончите предложения.

* Я узнал на уроке …

* Мне было трудно …

* Я доволен собой, потому что …

- Я хочу сказать спасибо всем вам, моим ученикам, потому что без вас урок бы не состоялся.

Домашнее задание. 

 Наблюдать за птицами. Выполнить задание № 3 на стр.57 рабочей тетради. Прочитать статью «Страницы народного календаря».

Литература

1. УМК «Перспектива». Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Учебник Окружающий мир. 2 класс. 1 часть.  Москва:   “Просвещение”, 2012 год.

   2. Рабочая тетрадь. 2 класс. 1 часть. Москва «Просвещение», 2012 г.

   3. Атлас-определитель «От земли до неба». Москва «Просвещение», 2012 г.

   4. Методическое пособие «Окружающий мир». 2 класс.

Москва «Просвещение», 2012 г.

5. Интернет ресурсы.

http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/prezentaciya-zimuyushchie-pticy 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...