Урок окружающего мира в 4 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шарафеева Гулиня Рифатовна

Урок окружающего мира в 4 классе на тему  "Вставай, страна огромная!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_okr._mir.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Чуру-Барышевская основная общеобразовательная школа

Апастовского муниципального района РТ

«Вставай, страна огромная!»

(Урок окружающего мира в 4 классе.)

Разработала: учитель начальных

                                                                     классов  Шарафеева Г.Р.

     УМК:  «Перспектива».

    Учебник: «Окружающий мир» 4 класс, часть 2. Плешаков А. А., Новицкая М.     Ю. – Москва, «Просвещение», 2014 год.

    Раздел:  «Путешествие по реке времени».

    Тема урока «Вставай, страна огромная!».

    Тип урока: урок открытия нового знания.

   

      Цель: формирование представлений о событиях Великой Отечественной войны  1941-1945 годов; о внезапном нападении гитлеровской армии.

     Задачи: рассказать о героизме народа в борьбе за освобождение  Отечества;          

     расширить мировоззрения школьников на основе изучаемого материала; развивать  критическое мышление;

     воспитать чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания и благодарности к старшему поколению за героизм и самоотверженность в годы ВОВ;

    Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать  основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма соотечественников в борьбе с фашизмом; составлять рассказ о членах своей семьи — участниках Великой Отечественной войны.

    Ресурсы урока:  историческая карта военных действий на территории СССР, фонограмма песен  «Священная война», «Три танкиста»  и текст песни для учащихся,  фонограмма голоса  Левитана, фотографии событий военных лет, проектор, презентация к уроку.

Ход урока

      I. Организационный момент.

    (Эмоциональный настрой на урок)

    – Ребята, начнем наш урок с игры.

     Я, ты, он, она -

     Вместе дружная семья.

     Улыбнись соседу справа,

     Улыбнись соседу слева.

     Мы с тобой друзья.

    - Давайте с хорошим настроением продолжим урок.

    II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

         Графический диктант.

    - Если вы согласны с высказыванием,  поставьте «+», а если не согласны то  «-».

    1. Последним царём был Александр II .  «-»

    2. Александр II – «царь-освободитель».  «+»

    3. В 1922 году наша страна стала называться СССР.  «+»

    4. В состав СССР вошло 15  республик.  «+»

    5. В деревне крестьяне получили землю и каждый работал на себя. «-»

    6. Жизнь людей стало лёгкой. «-»

    7. Людей, которые хотели жить в Советской стране, называли красными. «+»

    8. В 30-е годы в СССР было  построено  Московское метро. «+»

    III. Самоопределение  к деятельности.

    (Доска  оформлена фотографиями, рисунками, в центре доски надпись:

1941-1945 год.  Звучить  песня  «Священная война».)

      -Чему посвещена эта песня?

     - Как называет автор фашистов? (Душители, грабители,  мучители)

     - Какие факты подтверждают эти слова, что вы слышали об этой войне?         (Фашисты разоряли города, убивали людей, мучили в лагерях.)

     - Наверное  вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

     -  Прочитайте на с. 76 учебника название темы урока. Почему слова заключены в кавычки? (Это слова из песни.)

    - Какие чувства вызывала песня в сердцах людей, к чему призывала? (Вся страна поднималась на защиту Отечества, люди шли на фронт добровольцами.)

     IV.  Работа по теме урока.

Звучить голос Левитана о начале войны.

(Чтение текста на с. 76—81. Работа сопровождается показом презентации)

1 слайд.

 22 июня 1941 г. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке — от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге (показ на карте).  Враг рассчитывал на молниеносную войну. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. 

  Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской  крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Защитники крепости оказались в окружении. У наших солдат закончились патроны, не было продуктов.  Среди окруженных было много женщин, детей — гарнизон находился в военном городке. Многие воины Красной Армии и мирные жители попали в плен или были убиты.  Об этих героических событиях написано много литературных произведений, им посвящены художественные фильмы.  Посмотрите дома с родителями фильм «Брестская крепость», чтобы представить, как героически сражались ее защитники.

     За героизм крепости присвоено звание «Герой-крепость».

     2 слайд.

   -  Сталинградская битва стала переломным моментом в войне. Была разбита огромная армия врага. Фашисты были окружены и сдались. Много фашистов оказались в плену. За героизм Сталинграду присвоено звание «Город-герой».

    3 слайд.

    -Ленинград – «Город-герой»

 -Что вы помните о трагичных событиях блокады Ленинграда? (Ответы учеников.)

 Вспомните, путь через какое озеро называли  Дорогой жизни? (Путь по льду через Ладожское озеро).

Сотни тысяч жизней  унесла эта блокада.   Страшные воспоминания о событиях тех дней хранятся в дневнике Тани Савичевой.

    4 слайд.

   О дневнике Тани Савичевой

Двенадцатилетняя Таня Савичева начала вести свой дневник в блокадном Ленинграде. В нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи. Эта маленькая записная книжка Тани Савичевой выставлена в Музее истории Ленинграда  (Санкт-Петербург).

     Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, кратко:

 «28 декабря 1941 г. Женя умерла в 12.00 утра 1941 г.».

 «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

 «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 г.».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 г.».

 «Мама — 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».

 «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

    Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома.

     Девочку  вместе с другими детьми  эвакуировали в Горьковскую область. Жители несли детям кто что мог. Многие окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи не смогли спасти её. 1 июля 1944 года  Таня Савичева скончалась.  Рядом с могилой  девочки – стена со страничками  из её дневника.

   - Ещё  какие Города-герои вы заете? (Ответы детей.)

    Город-герой —  высшая степень отличия, присваиваемая за массовый героизм  и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны.  Звание города-героя было присвоено Ленинграду, Севастополю, Волгограду, Одессе, Киеву, Москве, Керчи, Новороссийску, Минску, Туле, Мурманску, Смоленску; Брестской крепости.

     - В годы войны многие отдавали свою жизнь за победу, за мирную жизнь, за Отечество.

        5 слайд.

   Александр Матвеевич Матросов.  Герой Советского Союза (посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23 февраля 1943 г. в бою за д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру  пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения и взятию высоты.

      6 слайд.

Зоя Анатольевна Космодемьянская. Партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (посмертно). Ученица 201-й средней школы Москвы; добровольно ушла в партизанский отряд, разведчица. Казнена фашистами в д. Петрищево (Московская обл ).

7 слайд.

Дмитрий Михайлович Карбышев. Советский военачальник, военный инженер, генерал-лейтенант инженерных войск, профессор доктор военных наук, Герой Советского Союза (посмертно). В начале Великой Отечественной войны ранен, попал в плен. Оказавшись в лагере для военнопленных, вел антифашистскую агитацию. Замучен гитлеровцами в лагере Маутхаузен.

- Из нашего Апастовского района 3-м участникам войны присвоено звание Героя Советского Союза. Назовите их.

 (Абзалов Рем Абзалович, Каримов Салават Хакимович, Горбунов Дмитрий Иванович)

   В партизанских отрядах наравне со взрослыми вели борьбу с захватчиками дети. Они были чуть постарше вас.

     8 слайд.

   Марат Иванович Казей. Во время войны служил разведчиком в партизанском отряде. Не раз благодаря его смелости и находчивости отряд уходил от фашистов. В мае 1944 г. во время разведывательной операции партизаны попали в засаду. Марат увлек за собой фашистов. Кончились патроны. Он выждал, когда гитлеровцы подбежали совсем близко, и подорвал их вместе с собой. Ему присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно).

9 слайд.

    Леонид Александрович Голиков. Юный партизан Великой Отечественной войны. Служил в партизанском отряде (Новгородская и Псковская область); разведчик. Вместе со взрослыми участвовал в подрыве фашистских  эшелонов. В августе 1942 г. добыл важные сведения, убив фашистского генерала. Сведения были отправлены в Москву. Через некоторое время из  Москвы пришла радиограмма, в ней говорилось, что разведчик  представлен к награде. Так в 14 лет Леониду было присвоено звание  Героя Советского Союза. Погиб в неравном бою с фашистами в январе 1943 года.

    10 слайд.

Зинаида Мартыновна Портнова. Юная партизанка Великой Отечественной

  войны (Витебская обл.). На оккупированной фашистами территории

 вступила в подпольную организацию. Добывала для партизанского отряда

 сведения о расположении и численности фашистских войск. Устроилась в офицерскую столовую. Войдя в доверие, отравила более ста офицеров.  Часто предупреждала партизан о готовящихся карательных операциях, рискуя своей жизнью. Попала в засаду. В тюрьме ее долго пытали,  но она не выдала партизан. Зину расстреляли в январе 1944 г. Ей присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно).

    - Много героических страниц вписано в историю войны. Предлагаю вам дома создать такую страницу, расспросить взрослых и написать кто из вашей семьи участвовал в этой войне, какие подвиги совершили.

     По планам гитлеровских генералов, война должна была продлиться всего несколько месяцев. Враг был жесток и силен. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцем ушли в Красную Армию, в партизанские отряды, в народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

      -Почему враг стремился быстрее захватить Москву? (Москва — столица нашей Родины. В Москве находилось правительство страны. Взятие Москвы означало бы, что мы проиграли войну.)

       V. Физкультминутка

    – Ребята, а во время передышек между боями солдаты писали домой письма, отдыхали, слушали и пели песни. Давайте и мы сейчас отдохнём. Встаньте, потянитесь, расправьте плечи.  Споём все вместе песню военных лет «Три танкиста» (дети поют и маршируют).

    VI.  Закрепление изученного материала.

  1. Работа в парах. Выполнение заданий в рабочей тетради .

№ 1, 2,  (с. 44).

    В начале 1945 г. советские войска вступили на территорию Германии. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. (Капитуляция – фашисты сдались).

 Звучить голос Левитана об окончании войны.

 11 слайд.

 9 мая мы отмечаем праздник Победы. Великой Победе в этом году 70 лет.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла 27 млн.  жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна.

     VII. Рефлексия.

    - Рассмотрите фотографии на стр. 78-79.  Расскажите по фотографиям о событиях Великой Отечественной войны.

   Продолжите предложения

   Сегодня на уроке я узнал …

   Я бы хотел …

   Новые знания мне пригодятся …

       VIII. Подведение итогов урока

      Прочитайте статью «Сделаем вывод» на с. 81.

      Почему несмотря на то, что наша страна не была готова к войне и нападение фашистских войск было внезапным, наш народ смог выстоять и прогнать врага? (Ответы детей).

       Домашнее задание

  1.  Учебник: ответить на вопросы рубрики «Проверим себя»
    на стр. 81.
  2.  Дополнительное задание в рабочей тетради: проект «Календарь  памятных дат» (№ 4, с. 45).
  3.  Рассказать о членах своей семьи, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Литература

  1. «Поурочные разработки по курсу окружающий мир»  И.Ф. Яценко
  2. «Полководцы. Битвы и сражения»  Ю.  Лубченков
  3. Журнал « 100 битв, которые изменили весь мир» №2, № 12
  4. Интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...