Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса Школа России Плешаков А.А.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса Школа России Плешаков А. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr_mir_4_kl.docx | 133.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по окружающему миру
для учащихся 4 классов
Оглавление
1. Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Окружающий мир»
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Изменения, внесённые в Примерную программу и их обоснование
Учебно-методический комплекс (УМК). Особенности содержания и структуры УМК
Информация о количестве учебных часов
Технологии обучения, формы уроков и внеурочной деятельности по предмету
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Планируемые результаты учебного предмета «Окружающий мир»».
2. Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
3. Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане образовательного учреждения
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
5. Содержание учебного курса «Окружающий мир»
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
9. Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 4 классе
10.1. Приложение. Поурочное планирование
10.2. Приложение. . Критерии и нормы оценки знаний
10.3. Приложение. Характеристика класса на начало года
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Окружающий мир»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Нормативно-правовые документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. , вступ.. в силу с 24.07.2015)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г. №373;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2009 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования №373 от 06.10.2009»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1994 от 3.07.2011 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 576 от 08.06.2015 г. « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»;
7. Образовательная программа НОО ГБОУ СОШ № 517;
8. Учебный план ГБОУ СОШ № 517 на 2015-2016 учебный год.
Цели и задачи
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Требования подготовки обучающихся соответствуют требованиям, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой школы №517 требованиям к знаниям, умениям, навыкам, в рамках курса «Окружающий мир» 2 класс.
Изменения, внесённые в Примерную программу и их обоснование
Изменений в программе нет.
Учебно-методический комплекс (УМК). Особенности содержания и структуры УМК
Одним из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение» является учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России». УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием.
Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК «Школа России» включающая:
- концепцию,
- рабочие программы,
- систему учебников, составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку,
- разнообразные электронные и интернет-ресурсы.
Система учебников «Школа России», на основании экспертных заключений РАН и РАО, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, охватывает все предметные области учебного плана ФГОС и включает следующие завершенные предметные линии:
Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений создана в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников, а также современными научными представлениями о природе, обществе, человеке с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения). В учебниках реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Состав УМК:
Учебники
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради
1. Плешаков А. А. Окружающий тетрадь. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Плешаков А. А. Окружающий тетрадь. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Дополнительная литература
1.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
2. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.
3. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне,
Методические пособия
Поурочные разработки по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир 4 класс.
Электронное приложение к учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир 4 класс (DVD)
Содержание учебников строится на основе системы ведущих идей (многообразие мира, целостность мира, уважение к миру), которые являются стержнями интеграции обществоведческих и естественнонаучных знаний, формируемых в учебном курсе. Учебники предусматривают освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта содержание учебников по окружающему миру для 1—4 классов направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Информация о количестве учебных часов
На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов по 2 часа в неделю. Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 69 часов в соответствии с календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год:
I четверть – 18 часов
II четверть - 14 часов
III четверть – 20 часов
IV четверть –17 часов
Технологии обучения, формы уроков и внеурочной деятельности по предмету
При изучении курса «Окружающий мир» используются элементы следующих технологий:
- технология проблемного обучения
- игровые технологии
- технология « развитие критического мышления»
- технология современного проектного обучения
- классно-урочная технология обучения
- групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава)
- информационные и коммуникационные технологии
Программа предусматривает проведение уроков:
- уроки открытия нового знания
- уроки формирования умений и навыков
- уроки развития умений и навыков
- уроки закрепления и систематизации знаний
- уроки - проекты
- уроки - исследования
- уроки - практики
- комбинированные уроки
- уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)
Формы обучения: фронтальная, групповая (в том числе и работа в парах), индивидуальная.
Традиционные методы обучения: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядные методы (наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями), практические методы.
Рабочая программа курса «Окружающий мир» в 4 классе предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (обучение через деятельность, разбор конкретных ситуаций, метод проектов, игровое проектирование, групповая и парная работа и другие) с целью формирования и развития навыков самостоятельной работы школьников
Формы внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Проектная деятельность (с элементами исследования), экскурсии, конкурсы, игры, конференции, коллективные творческие дела (КТД), творческие мастерские
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Согласно локальному акту «Положение о системе оценивания учащихся, форме, порядке и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся» определяет следующие формы контроля: вводный, текущий, периодический, промежуточный полугодовой и промежуточный годовой контроль, итоговая аттестация.
Промежуточный контроль освоения программы осуществляется в форме:
- фронтальный опрос
- индивидуальный опрос (рассказ-описание, рассказ-рассуждение)
- .письменная проверка знаний (тест, графические работы)
Планируемые результаты учебного предмета «Окружающий мир»».
Требования к уровню подготовки обучающихся по рабочей программе по предмету «Окружающий мир» - структурный элемент рабочей программы, определяющий основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса. ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Планируемые результаты подробно описаны в разделе «Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане образовательного учреждения
На изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе отводиться 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 270 часов: 66 часов – в 1 классе (33 учебные недели), по 68 часов – во 2,3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Учебный курс «Окружающий мир» для 4 класса является частью полного курса учебного предмета «Окружающий мир».
Программа по окружающему миру для 4 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане ГБОУ школы № 517.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного курса «Окружающий мир»
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
| |||
Темы, раскрывающие основное содержание программы | Количество часов | ||
Земля и человечество | 9 | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |
Природа России | 10 | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. | |
Родной край – часть большой страны | 13 | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | |
Страницы всемирной истории | 5 | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |
Страницы истории России | 20 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | |
Современная Россия | 12 | Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; Приводить примеры народов России; Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Количество часов (всего) - 69 ч. в неделю – 2 ч.
Поурочное планирование по предмету «Окружающий мир» см. в Приложении 1.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания | ||
Книгопечатная продукция | |||
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. Учебники 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. 2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Рабочие тетради 1. Плешаков А. А. Окружающий тетрадь. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. 2. Плешаков А. А. Окружающий тетрадь. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Методические пособия Плешаков А. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 4 класс. 1.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. 3. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. | В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение. В учебниках (4 класс) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Структура учебного материала по каждой теме предусматривает осознание учеником целей, процессов и результатов деятельности. Каждая тема в учебниках всех классов заканчивается рубрикой «Проверь себя» и кратким резюме по содержанию учебного материала, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают собственные выводы. Каждый раздел учебников для всех классов заканчивается заданиями под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность детей. Специально для занятий в семье предназначен «Мой научный дневник». В нём содержатся задания, которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года. В книгах представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», подготовленные с учётом последних изменений в содержании учебника и составе учебно-методического комплекта (УМК). Применительно к каждому уроку раскрыты его задачи и планируемые достижения учащихся, приведён перечень необходимого оборудования, подробно освещены особенности содержания, методы и приёмы работы. Методические пособия построены как своего рода навигатор в системе средств УМК. В предлагаемой книге определены место и функции каждого компонента УМК на уроке, детально освещены способы взаимодействия и взаимного дополнения составных частей комплекта, особенности работы с каждым из них. При этом первостепенное внимание уделяется развитию у учащихся умения работать с различными источниками информации (для её получения, преобразования, передачи) как одного из важнейших общеучебных умений. В предлагаемых поурочных разработках определено оптимальное, сочетание различных форм организации деятельности учащихся на уроках: индивидуальной, групповой, фронтальной, коллективной; много внимания уделяется работе в парах, которая во многих случаях оказывается наиболее эффективной. В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед и т. д. Определён объём домашней работы учащихся с указанием конкретных заданий по всем задействованным при этом компонентам УМК. В комплекте имеются универсальные пособия, работа с которыми рассчитана на все годы обучения. Это атлас-определитель «От земли до неба», книги для учащихся «Зелёные страницы» и «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». В 1 классе начинается активная работа с атласом-определителем «От земли до неба». Это пособие обеспечивает один из приоритетных для курса видов деятельности учащихся — распознавание природных объектов. В классе необходимо иметь набор атласов-определителей, достаточный хотя бы для работы в парах. Желательно, чтобы каждый ребёнок имел дома свой собственный атлас-определитель и пользовался им (с помощью взрослых или самостоятельно) как в домашних условиях, так и во время прогулок, экскурсий, на каникулах летом, внеклассных занятиях. Вовлечение ребёнка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в познании окружающего мира, избегая декларативности, морализаторства, отчуждения учебного материала от интересов ребенка. И в адекватной для ребёнка форме решает задачи формирования нравственных ценностей. Таким образом, реализуется идея курса — формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребёнка и взрослых в семье. В поддержку этой деятельности работают данные книги. Они создавались не только для использования на уроке, но в большей степени и для работы в семье, что является отличительной чертой комплекта. | ||
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |||
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. | В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная ИОС представляет собой систему разнообразных образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Один из ключевых компонентов, входящих в состав современной информационно-образовательной среды, — учебные электронные издания. Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности. | ||
Технические средства обучения | |||
Интерактивная доска, персональный компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера | |||
Экранно-звуковые пособия | |||
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме) | Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др. | ||
Натуральные объекты | |||
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения, животные) | С учётом местных особенностей и условий школы | ||
Оборудование класса | |||
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для карт и т. п. | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. |
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 4 классе
Личностные результаты
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета- предметных результатов начального образования.
У четвероклассника продолжают формироваться:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
- оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Учащиеся к концу 4 класса должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся к концу 4 класса должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты ; наблюдать объекты окружающего мира, их описывать;
- соотносить полученные результаты с целью наблюдения (опыта);
- работать с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работать с учебными и научно-популярными текстами.
10. Приложения.
10.1. Приложение. Поурочное планирование
№ | Тема урока | Элементы | Планируемые результаты | Контроль | ИКТ | Дата | |
План | Факт | ||||||
Земля и человечество (9 ч) | |||||||
1 | Мир глазами астронома | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете | Рисунок Солнечной системы | икт | 02.09 | |
2 | Планеты Солнечной системы. | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года | Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели | Модели планет | икт | 04.09 | |
3 | Звездное небо – Великая книга природы | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий | Творческая работа «Звездное небо» | икт | 09.09 | |
4 | Мир глазами географа. | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря | Работа с картой, глобусом | икт | 11.09 | |
5 | Мир глазами историка | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тест | икт | 16.09 | |
6 | Когда и где? | Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени | Рассказ об историческом событии | 18.09 | ||
7 | Мир глазами | Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране | создание знаков «Береги природу!» | икт | 23.09 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике человека на природу | Тест | икт | 25.09 | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | Обобщение по теме «Земля и человечество».Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике человека на природу | Тест | 30.09 | ||
Природа России (10 ч) | |||||||
10 | Равнины и горы России | Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Контурные карты | икт | 02.10 | |
11 | Моря, озера и реки России | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Работа с картой | икт | 07.10 | |
12 | Природные зоны России | Знакомство с картой природных зон России, сравнение её с физической картой России; определение на карте природных зон России, высказывание предположений о причинах их смены.Устанавливание причинно-следственных связей между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работа со схемой освещённости Земли солнечными лучами. | Знать природные зоны России. Объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Показывать на карте природных зон области высотной поясности | Работа с картой | икт | 09.10 | |
13 | Зона арктических пустынь. | Растения и животные, их разнообразие. Понимание | Знать общие условия, необходимые Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | Работа в группах | икт | 14.10 | |
14 | Тундра. | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Знать общие условия, необходимые Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры | Сообщения о растениях и животных тундры | икт | 16.10 | |
15 | Леса России | Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса | Построение экологических цепочек | 21.10 | ||
16 | Лес и человек. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным | Понимать основные правила поведения | Работа с контурными картами | 23.10 | ||
17 | Зона степей. | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | Сообщения о растительном и животном мире степей | 28.10 | ||
18 | Пустыни. | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни | Рассказ по плану | 30.10 | ||
19 | У Чёрного моря. | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья | Рассказ-наблюдение «Мой отдых на Черном море» | 11.11 | ||
Родной край – часть большой страны (13 ч) | |||||||
20 | Наш край | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать название родного города (села). Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | Составление плана рассказа о Санкт-Петербурге | 13.11 | ||
21 | Поверхность нашего края | Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Работа с картой, глобусом | 18.11 | ||
22 | Водные богатства нашего края. | Водоемы родного края (названия, краткая характеристика) | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки | Графический диктант | 20.11 | ||
23 | Наши подземные богатства | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах | Изготовление условных знаков | 25.11 | ||
24 | Земля-кормилица | Почва, ее состав | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Проверочный диктант с использованием условных знаков | 27.11 | ||
25 | Жизнь леса. | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) | изготовление Красной книги | 02.12 | ||
26 | Жизнь луга. | Рисунки растений | 04.12 | ||||
27 | Жизнь в пресных водоемах.. | Рисунки обитателей водоёмов, рассказ о них | 09.12 | ||||
28 | Растениеводство в нашем крае. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | Составление схемы | 11.12 | ||
29 | Животноводство в нашем крае | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными | Составление схемы | 16.12 | ||
30 | Презентация проектов на тему «Незаметные защитники урожая» | Защита проектов | Извлекать информацию из дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей Оценивать свои достижения | 18.12 | |||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения. | Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность /неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | Тест | 23.12 | |||
32 | Презентация проектов | 25.12 | |||||
Страницы всемирной истории (5 ч) | |||||||
33 | Начало истории человечества | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | Лента времени | 13.01 | ||
34 | Мир древности: далекий и близкий | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | Рассказ о достопр. Др. Египта | 15.01 | |||
35 | Средние века: время рыцарей и замков | Знать историю Средних веков | Творческая работа «Рыцарский замок» | 20.01 | |||
36 | Новое время: встреча Европы и Америки | Выдающиеся люди разных эпох. Схемы маршрутов морских экспедиций | Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой | 22.01 | |||
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня | Выдающиеся люди разных эпох Счет лет в истории. Человек – часть природы | Знать выдающихся людей новейшего времени Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач | Тест | 27.01 | ||
Страницы истории Отечества (20 ч) | |||||||
38 | Жизнь древних славян | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории | Работа с картой | 29.01 | ||
39 | Во времена Древней Руси | 03.02 | |||||
40 | Страна городов | 05.02 | |||||
41 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Сообщение о музеях мира | 10.02 | ||
42 | Трудные времена на Русской земле. | Россия на карте Охрана памятников истории и культуры | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской | Работа с картой | 12.02 | ||
17.02 | |||||||
43 | Русь расправляет крылья | ||||||
44 | Куликовская битва | 19.02 | |||||
45 | Иван Третий. | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю освобождения Руси от монголо-татарского ига | Рассказ по плану | 24.02 | ||
46 | Мастера печатных дел | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Изготовление проекта литеры | 26.02 | ||
47 | Патриоты России | Выдающиеся люди разных эпох | Рассказ о Минине и Пожарском | 02.03 | |||
48 | Петр Великий | Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург | Исследовательская работа | 04.03 | |||
49 | Михаил Васильевич Ломоносов | Выдающиеся люди разных эпох | Знать историю развития образования на Руси | 09.03 | |||
50 | Екатерина Великая | Выдающиеся люди разных эпох | Знать реформы Екатерины Великой | 11.03 | |||
51 | Отечественная война 1812 года | Выдающиеся люди разных эпох | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | кроссворд | 16.03 | ||
52 | Страницы истории XIX века | Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России | Работа с картой | 18.03 | ||
53 | Россия вступает в XX век | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Сообщения о главных событиях XX в. | 30.03 | ||
54 | Страницы истории 1920–1930-х годов | Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | Лента времени | 01.04 | ||
55 | Великая война и Великая Победа | Государственные праздники (День Победы) | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ; | Исследовательская работа «ВОВ в жизни моих родственников» | 06.04 | ||
56 | Великая война и Великая Победа | 08.04 | |||||
57 | Страна, открывшая путь в космос | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники . Охрана памятников истории и культуры | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | тест | 13.04 | ||
Современная Россия (12 ч) | |||||||
58 | Основной закон России и права человека | Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции) | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | рисунки | 15.04 | ||
59 | Основной закон России и права человека | 20.04 | |||||
60 | Мы – граждане России | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Традиции народов России | 22.04 | ||
61 | Славные символы России | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага | Создание символики | 27.04 | ||
62- | Такие разные праздники | Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей) | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | сообщение | 29.04 | ||
63 | Путешествие по России | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры. | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране Называть народы России. Рассказывать об обычаях и традициях народов России. Рассказывать о городах России | Работа с картой | 04.05 | ||
64 | Путешествие по России | 06.05 | |||||
65 | Путешествие по России | Работа с картой | 11.05 | ||||
66 | Путешествие по России | 13.05 | |||||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения | Проверим себя и оценим свои достижения | Знать города России, правила работы с географической картой. | Тест | 18.05 | ||
68 | Презентация проектов | Защита проектов | Извлекать информацию из дополнительных источников. Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий. Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых. Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки). Готовить тексты сообщений. Выступать с сообщением в классе. Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей | 20.05 | |||
69 | Презентация проектов | 25.05 |
10.2. Приложение. . Критерии и нормы оценки знаний
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используется индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а так же самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.Виды и формы контроля описаны в разделе «Виды и формы промежуточного, итогового контроля».
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом
- ошибки при постановке опята, приводящие к неправильному результату
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических)
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; неточности обозначений и подписей
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, приводящие к неправильному результату
- неточности в определении прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов
- неточности при нахождении объекта на карте
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Оценивание теста
Оценка «5» - ученик правильно ответил на 90 -100% вопросов;
Оценка «4» - ученик правильно ответил на 89 – 76% вопросов;
Оценка «3» - ученик правильно ответил на 75 – 50% вопросов;
Оценка «2» - ученик правильно ответил на 49% и меньше.
10.3. Приложение. Характеристика класса на начало года
Характеристика 4 «А» класса 2015-2016 учебный год
В классе на начало учебного года обучается 27 человек (14 мальчиков, 13 девочек).
В классе обучаются дети 2004 и 2005 годов рождения.
2004 г.р. - 4 человека (Васильева Злата, Староверова Анастасия, Сушкова Валерия, Цапулина Ксения).
2005 г.р. -23 человека
В классе наблюдаются следующие психолого-физиологические особенности младших школьников:
- Физическое развитие каждого ученика спокойное и равномерное (прибавление роста и веса происходит согласно возрастным нормам)
- В классе 1 ученик левша (Бакин Денис)
- Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения. Процесс возбуждения по-прежнему преобладает, и дети в высокой степени возбудимы и импульсивны. Они испытывают потребность в смене деятельности, динамических паузах, физ.минутках и движении.
- Трудности испытывают: Золкин Сергей, Бахурин Виктор, Илларионов Артемий, Кравченок Николай
- Восприятие несовершенно и поверхностно, тесно связано с действиями ученика.
- Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Учащиеся склонны к механическому запоминанию.
- Мышление наглядно-образное, постоянно опирается на восприятие.
- Увеличивается словарный запас, уточняется значение слов, развивается связная речь.
- Сравнительная слабость произвольного внимания.Возможности волевого регулирования внимания, управления им ограниченные, значительно лучше развито непроизвольное внимание. Сравнительно небольшая устойчивость внимания.
Учащиеся быстро утомляются.
Между обучающимися в классе достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения.
Основная масса обучающихся – это дети со средним уровнем способностей и мотивацией учения, которые способны освоить программу на базовом уровне. В эту группу входят 19 человек.
Высокий уровень работоспособности, активности, мотивации, самостоятельности в учебной деятельности в области изобразительного искусства наблюдается у 8 учащихся (Арсеньев А., Бахурин В., Белова М., Корнеева З., Кравченок Н., Алексеев Н., Сушкова В., Тютюкин П.)
Эти учащиеся требуют индивидуального подхода при усвоении учебного материала и постоянного контроля со стороны учителя:
- Бакин Денис – левша (работает специальным инструментом, сидит на левой половинке парты).
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся и специфики классного коллектива.
Рабочая программа ориентирована на учащихся со средним уровнем способностей.
Учитывая разный уровень способностей, мотивации, и особенности психолого-физиологического развития учащихся, на уроках будут использоваться дифференцированные методы обучения, индивидуальная и групповая работа (в том числе и в парах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А. Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России
Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"
Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года, - авторской...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (школа России)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе школа России....