практическое занятие "Азбука дорог"
план-конспект по окружающему миру на тему
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма,
привлечение учащихся к изучению и соблюдению правил дорожного движения, воспитание культуры безопасного поведения на дорогах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_dorog.docx | 44.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Азбука дорог!»
Занятие рекомендовано для учащихся начальной школы 2-4 класс
Цель:
Повторение пройденного материала для проверки уровня знаний по данной теме.
Задачи:
- Способствовать профилактике детского дорожно-транспортного травматизма,
- Содействовать привлечению учащихся к изучению и соблюдению правил дорожного движения,
- Способствовать воспитанию культуры безопасного поведения на дорогах.
Познавательные УУД:
- знать и соблюдать правила дорожного движения;
- знать основные дорожные знаки;
- наблюдать и делать выводы.
Регулятивные УУД:
- ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
- контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполненного задания;
- самостоятельно оценивать правильность решения в любой ситуации.
Личностные результаты:
- Понимание необходимости вести здоровый образ жизни и формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
- выполнять требования и условия ролевых игр;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение;
- осуществлять взаимопомощь.
Форма занятия: викторина
Этапы занятия:
1. Организационный момент.
Вступительное слово ведущего.
2. Введение в ситуацию.
3. Целеполагание.
Постановка перед участниками целей и задач занятия.
Задание: «Представьтесь, пожалуйста».
4. Актуализация знаний учащихся.
Задания: «Разминка», «Веселый перекресток».
5. Затруднение в ситуации.
Задание: «Внимание! Пешеход».
6. Открытие нового знания.
Задание: «Дорожный знак».
7. Включение нового знания в систему знаний.
Задание: «Знак будущего».
8. Осмысление.
Мини-спектакль: «Дорожные приключения Буратино».
9. Рефлексия. Подведение итогов.
Подведение итогов занятия и награждение команды-победителя.
Оборудование: листы бумаги и ручка, руль для водителя автобуса; три карточки желтого, красного и зеленого цветов, обозначение места пешеходного перехода, листы «Сканворда», листы ватмана и цветные карандаши, таблички «информационно-указательный», «запрещающий», «предписывающий», мультимедийный проектор, презентация.
Занятие проводит учитель или старшеклассники. В конце каждого конкурса ведущий объявляет итоговый результат каждой команды.
Участвуют три команды по шесть человек в каждой.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Вступительное слово ведущего.
Педагог приветствует участников занятия и всех гостей. Если занятие проводят старшеклассники, их представляют первыми, а затем членов жюри.
2. Введение в ситуацию
Ведущий сообщает, что когда дети приходят в школу, они сразу становятся учениками, у них появляется очень важная книга.
Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на всё найдёшь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их? (Азбука)
Азбука помогает научиться читать, а значит получить «ключ» к пониманию всего на свете.
Когда дети выходят на дорогу, у них тоже есть помощники –
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути... (Дорожный знак)
Только надо научиться их «читать» и соблюдать правила, и тогда можно получить «ключ» к безопасному движению по улицам.
3. Целеполагание
Постановка перед участниками целей и задач занятия.
Ведущий просит детей высказать свои предположения: о чем будем говорить сегодня на занятии. Умеют ли дети читать дорожную азбуку?
Ведущий сообщает, чтобы жизнь была радостной и безопасной сегодня необходимо еще раз повторить «Азбуку дорог».
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву
Сравнить с букварем.
Вот она, азбука,—
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город дает нам
Все время урок.
Задание: «Представьтесь, пожалуйста» (максимальное кол-во баллов - 5)
Каждой команде в течение одной минуты предлагается придумать название команды и девиз соответствующие тематике занятия.
4. Актуализация знаний учащихся
Ведущий сообщает, что на данном этапе занятия участникам предстоит вспомнить, все имеющиеся знания по правилам дорожного движения.
Задание: «Разминка» (максимальное кол-во баллов – 3, возможно получение дополнительных баллов)
Участники по очереди отвечают на поставленные вопросы. Ответы должны быть четкими и обоснованными. Каждая команда отвечает на два вопроса. Если команда не может дать ответ или дает неправильный ответ, право отвечать переходит к другой команде.
1. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар.)
2. Что означают цвета светофора? (Красный— опасно; желтый— внимание; зеленый— спокойно; или: красный— стой; желтый— приготовься; зеленый— иди.)
3. На какой свет (сигнал) светофора нужно переходить улицу? (Зеленый.)
4. В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги с двухсторонним движением? (В левую).
5. Какие опасности могут подстерегать во дворе твоего дома? (Например, задний ход машины, открытый люк, незагороженные ремонтные работы.)
6. Какие лица Правилами отнесены к «Участникам дорожного движения»?
(Пешеходы, пассажиры, водители.)
7. Назовите пять «нельзя» для пешеходов на дороге. (Переходить на красный свет. Играть на мостовой. Кататься на санках, коньках и самокатах на дороге. Переходить улицу бегом. Ходить по проезжей части.)
8. Назовите четыре «надо» при переходе улицы. (Посмотреть налево, а дойдя до середины, - направо. Идти только на зелёный свет светофора. Ходить по подземным переходам. Если нет светофора, то идти по пешеходной дорожке, где стоит знак «Пешеходный переход».)
9. Каким должен быть пешеход на улице? Назовите не менее пяти слов. (Бдительным, внимательным, осторожным, спокойным, выдержанным, знающим, грамотным, умным, сосредоточенным и т. д.)
Задание: «Веселый перекресток». (максимальное кол-во баллов - 5)
Участникам предлагается разгадать сканворд и назвать получившееся слово.
5. Затруднение в ситуации
Задание: «Внимание! Пешеход» (максимальное кол-во баллов - 5)
Детям предлагается разыграть сценки неправильного поведения при переходе дороги. Каждая команда тянет жребий (какую сценку будут разыгрывать). Остальные команды должны ответить, в чем именно была допущена ошибка.
Участники: пешеход; водитель автобуса; ребенок, имитирующий светофор (ребенку даются три карточки желтого, красного и зеленого цветов). На полу обозначается место пешеходного перехода.
Неправильно:
1) пешеход переходит дорогу, когда автобуса поблизости нет, но «светофор» не дал еще зеленого сигнала;
2) «светофор» дал зеленый сигнал, но пешеход переходит дорогу не по пешеходному переходу;
3) «светофор» не дал зеленого сигнала, автобус близко, но пешеход перебегает дорогу по пешеходному переходу;
Правильно:
Дождавшись зеленого сигнала светофора, спокойно переходит дорогу по пешеходному переходу.
6. Открытие нового знания
Задание: «Дорожный знак» (максимальное кол-во баллов – 15, возможно получение дополнительных баллов )
- Участникам предлагается соотнести название дорожных знаков с картинкой. (максимальное кол-во баллов - 5)
- Участника предлагается определить общий признак каждой группы знаков. (максимальное кол-во баллов - 5)
- Участникам предлагается распределить знаки по соответствующим группам. (максимальное кол-во баллов - 5)
7. Включение нового знания в систему знаний
Задание: «Знак будущего». (максимальное кол-во баллов - 5)
Участникам предлагается (на выбор) придумать дорожный знак, которым будут пользоваться люди в будущем, нарисовать этот знак, сделать, если надо, надписи. (информационно-указательный, запрещающий, предписывающий)
8. Осмысление
Ведущий просит участников вспомнить, чему должны были научиться? Можно ли сказать, что мы научились читать «Дорожную азбуку»?
Давайте посмотрим, сможете ли вы определить, какие нарушения правил дорожного движения совершил один из сказочных персонажей. Выступление агитбригады.
Участники агитбригады представляют мини-спектакль «Дорожные приключения Буратино».
9. Рефлексия. Подведение итогов занятия и награждение команды-победителя.
Метод «Пять пальцев»
Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.
«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
- Что я сегодня сделал для моего здоровья? Было ли мне интересно?
«У» (указательный) – услуга, помощь, сотрудничество.
- Чем я сегодня помог другим?
- Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?
«С» (средний) – состояние духа.
- Каким было моё настроение, расположение духа?
- Что было связано с положительными эмоциями?
«Б» (безымянный) – близость к цели.
- Что я сегодня сделал и чего достиг?
«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
- Что нового я сегодня узнал?
- Какие знания приобрёл?
Ведущий сообщает, чтобы ребята всегда могли повторить и проверить свои знания им дарят «ДОРОЖНУЮ ПАМЯТКУ». (Все участники и гости на память получают «ДОРОЖНУЮ ПАМЯТКУ»)
Ведущий объявляет итоговый результат каждой команды и объявляет победителя. Победителю вручается диплом.
Педагог завершает занятие чтением стихов:
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
Приложение 1
Сканворд «Веселый перекресток»
1. Полосатая лошадка, Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке –
По ней люди все идут.
2. Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
3. Дом чудесный - бегунок.
На своей восьмерке ног.
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
4. Вот так чудо-чудеса!
Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу
И качу, качу, качу.
5. По обочине дороги,
Как солдатики, стоят.
Все мы с вами выполняем
Все, что нам они велят.
6. Неживая, а идет.
Неподвижна, а ведет.
7. Чтоб тебе помочь
4 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | 7 | 9 | ||||||||||||
2 | 3 | |||||||||||||
1 | 8 | 11 | ||||||||||||
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь –
Зеленый, желтый,
красный.
8. Маленький, удаленький
Громче всех кричит,
Кого-то остановит, кого – предупредит.
9.Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
10. С виду он немного грубый,
Возит он кирпич, и трубы.
Выдержит его спина
Даже трактор и слона.
Тяжести возить привык
По дорогам...
11. Самолёт и птица
Улетят с ним вдаль,
А вот у машины -
Это лишь деталь.
Ответы: 1. Переход. 2. Регулировщик. 3. Трамвай. 4. Велосипед. 5. Знаки. 6. Дорога. 7. Светофор. 8. Свисток. 9. Автобус. 10. Грузовик. 11. Крыло.
Приложение 2
Название команды | |||
1 задание | |||
2 задание | |||
3 задание | |||
4 задание | |||
5 задание | |||
6 задание | |||
Всего баллов |
Приложение 3
ПРОТОКОЛ
проведения занятия по ПДД
«Азбука дорог!»
________________________________________________________________
Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 | |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
Всего |
Состав жюри:
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
___________
Приложение 4
«ДОРОЖНАЯ ПАМЯТКА»
- не спешите на переходе: дорогу всегда нужно переходить спокойным и размеренным шагом - это важно, чтобы приучить себя быть внимательным и наблюдательным;
- на проезжей части прекратите все разговоры, в том числе по телефону;
ждите зеленого цвета светофора, чтобы запомнить навсегда, что не только в теории, но и на практике дорогу переходить можно только на разрешающий цвет светофора; - помните, родители из общественного транспорта выходят первыми, чтобы ребенок не упал или не выбежал на проезжую часть;
- учитесь наблюдать за движением на дороге: посмотрите, что уже издали видны машины, которые двигаются очень быстро, а потому их лучше пропустить;
прежде чем выйти на проезжую часть из-за автомобиля или кустов, осмотрите улицу и вслух проговорите свои действия; - осматривайте улицу в обоих направлениях и несколько раз, чтобы вовремя заметить изменение обстановки;
- учитесь не просто смотреть, а видеть машины и мотоциклы, оценивать скорость их движения и расстояние до них;
- помните, что из-за стоящего грузовика, автобуса или троллейбуса может выехать машина;
- никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не может остановить машину сразу;
- перед тем как выйти на проезжую часть, убедись, что слева, справа нет приближающегося транспорта;
- выйдя из автобуса, трамвая, не обходи его спереди или сзади – подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если поблизости его нет, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу;
- не выезжай на дорогу на роликовых коньках, велосипеде, самокате, санках;
- не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью. Для игр есть двор, детская площадка или стадион;
- переходи дорогу только поперек, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину;
- никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя;
- когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будьте осторожны!».
Самое главное, о чем важно помнить, не бойтесь улицы, транспорта и дороги, потому что страхи порой гораздо более вредны, чем невнимательность и беспечность на дороге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Разработка урока по предупреждению безопасности детей на дорогах “Вместе за безопасность на дорогах”
В данной разработке предлагается профилактическая работа в форме деловой игры по предупреждению безопасности детей на дорогах....
"Сделай дорогу счастливее". Практическое пособие для психологов,педагогов и родителей.
"Сделай дорогу счастливее". Практическое пособие для психологов,педагогов и родителей.КАЖДЫЙ ИЗ НАС СИЯЕТ ПО-СВОЕМУ…»(Психологические характеристики педагогических типов) Удачи Вам, сельски...
Статья.Выступление на городском научно-практическом семинаре "Практические методы развития инновационного образовательного поведения школьника"
Потенциал УМК "Школа России2, как ресурса формирования функциональной грамотности школьника. Формирование читательской грамотности ( от читательских действий к пониманию текста)...
Всероссийская онлайн- олимпиада «Безопасные дороги» в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» на знание основ безопасного поведения на дорогах.
Итоги олимпиады...
Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Внимание – дорога!». Конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»
Осторожность, дисциплина, а также соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами являются основой безопасного движения на улице. Опасности на дороге могут возникнуть в любой момент. Опас...
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал
Забрамная С.Д., Боровик О.В.Методические рекомендациик пособию "Практический материал для проведенияпсихолого-педагогического обследования детей"...