Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие веществ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Материал может использоваться на уроках окружающего мира в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mir.docx | 20.86 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.44 МБ |
prilozhenie_1.docx | 13.19 КБ |
prilozhenie_2.docx | 16.51 КБ |
prilozhenie_3.docx | 17.63 КБ |
prilozhenie_4.docx | 127.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по учебнику А. А. Плешаков «Окружающий мир» на тему «Разнообразие веществ», 3 класс Задачи: Образовательная: научить сравнивать и классифицировать вещества по основным признакам, расширять кругозор учащихся. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратности в быту. Тип урока: урок изучение нового материала. Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский Цели: - научить правильно употреблять понятие «вещество»; - познакомить с веществами, их свойствами; - создать условия для формирования навыка исследовательского поведения; - развивать умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, работая в группах; Оборудование: раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко, груша, белый хлеб), соль, сахар, крахмал, мука, таблетки аскорбиновой кислоты, презентация, диск к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир», учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь А. А. Плешакова «Окружающий мир» | ||
I. Актуализация знаний. II. Постановка учебной проблемы. III. Работа в группах. IV. Обобщение, закрепление пройденного. V. Домашнее задание. VI. Рефлексия |
- Рядом с верным ответом обвести знак «+», с неправильным – знак «-» - В процессе работы на уроке я проверю, как вы готовились дома. Презентация (Слайд 2)
Сахар, луна, дерево, вода, железо, птица, крахмал, стакан - Можно ли объединить всё, это? (Нельзя.) - Почему? - Давайте разделим на группы. луна сахар дерево вода птица воздух стакан крахмал - Как вы назовёте первую группу? (Тела.) - Как назовёте вторую группу? (Вещества.) - Что знаете о веществах? (Учащиеся дают характеристику веществам: из них состоят тела; они бывают жидкие, твёрдые и газообразные; состоят из частиц) - Чем похожи сахар и соль? Сахар и вода? (Вкусом, цветом, состоянием.) - А откуда вы это узнали? - Как вы думаете, можно ли что-нибудь ещё узнать о веществах? - Какие ещё вещества существуют в природе? (на доске разместить этот вопрос) - А если вещество вам не знакомо, что мы должны будем в этом случае делать? (Исследовать.) - Как мы будем исследовать и что при этом узнаем? (Будем нюхать и узнаем запах; будем осматривать и определим цвет; будем щупать и определим состояние, будем пробовать и определим вкус; будем опускать в воду и узнаем: растворимо лив воде) III.Исследовательская работа(Слайд 3) -Проведём исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть вещество и сделать выводы. Работаем по плану, заполняем таблицу. Затем каждая группа рассказывает о своих исследованиях. План работы исследования вещества: (карточка для 4-х групп из пяти) 1). Какого цвета? 2). Имеет ли запах? 3). Каково на ощупь? 4). Какого вкуса? 5). Отношение к воде. (Оно легче или тяжелее воды, растворимо в воде или нет.) 1-ая группа: исследует повареннуюсоль. (Слайд 4) - Послушайте сообщение о соли и узнайте, где встречается и содержится соль. Заполните таблицу. Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. (Слайд 5) 2-ая группа: исследует сахар. (Слайд 6) - Послушайте сообщение о сахаре. Заполните таблицу. (Слайд 7) Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Физминутка - Вы будете хлопать в ладоши, если в продуктах или блюдах содержится соль, а прыгать – если сахар. Мороженное, колбаса, жареная рыба, конфеты, печенье, суп, пастила, котлеты, мясной салат 3-я группа: исследует муку. (Слайд 8) - Послушайте сообщение о муке. Заполните таблицу. Приложение 1,2,3 (Слайд 9) 4-ая группа: исследует крахмал. (Слайд 10) - Послушайте сообщение о крахмале. Заполните таблицу.Приложение 12,3. (Слайд 11) 5-ая группа: выполняетпрактическую работу. План: (карточка для этой группы) 1. Наберите в пипетку настойку йода. 2. Капните на продукты 2-3 капли. Если настойка йода приобретёт сине-фиолетовый цвет, то в продукте содержится крахмал. 3. Заполните таблицу в «Рабочей тетради» А.А. Плешакова - Колонку «Дополнительные сведения» заполните дома. - Назовите вещества, которые вы исследовали. - Но, в природе существует огромное количество веществ. Ещё об одном веществе вы узнаете из учебника на стр. 41 – 42 (до второго абзаца) (ученики читают самостоятельно)(Слайд 12) - О каком веществе вы прочитали? (О кислоте.) - Назовите эти кислоты. (Лимонная кислота, яблочная кислота, щавелевая кислота, молочная кислота, уксусная кислота.)(Слайд 13) - Что объединяет все кислоты? (Кислый вкус.) - Почему со всеми кислотами надо быть очень осторожными? (Очень едкие – разрушают кожу человека,одежду, древесину.) - Откройте учебник на стр. 39 и прочитайте 1-ый и 2-ой абзацы. (Учащиеся читают) - О каком новом понятии прочитали. (О химии.) - Почему это понятие введено в тему. (Химия – наука, которая изучает вещества.) (Слайд 14) - Какие вещества существуют в природе? (Слайд 15) (Разнообразные вещества) (учитель показывает тему уроку на доске) - Следовательно, этот урок может иметь две темы. Та, которая в учебнике; или наша тема, которая на доске.(Слайд 16) Учебник: с. 39 – 43, на с. 43 – «Подумай! Проверь себя! Задания». Тетрадь: с. 16, №2,3, закончить таблицу. (Слайд 17) - Кто доволен сегодня своей работой? (уч-ся оценивают свою работу по «Листку настроения») Приложение 4. - Я приготовила вам подарок за хорошую работу на уроке. Возьмите каждый аскорбиновую кислоту. А вот почему я дала вам этот подарок, вы ответите мне на следующем уроке. (Слайд 18) | Познавательные УУД: 1)развиваем умения извлекать информацию из опытов, текстов, иллюстраций, схем; 2) выявлять сущность, особенности, практическое применение объектов; 3) на основе анализа объектов делать выводы; 4) обобщать и классифицировать по признакам; 5) делать выводы на основе обобщения знаний; 6) ориентироваться в своей системе знаний; 7) развиваем умения преобразовывать из одной формы в другую: представлять информацию в виде таблицы Коммуникативные УУД: 1)развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной и письменной речи, используя термины и понятия; 4) умение работать в группе Личностные результаты: 1) формируеммотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 2) оценивать свои поступки с определённой ситуацией Регулятивные УУД: 1)совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 2)прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 3)развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 4)развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 5)осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
сахар луна дерево вода железо птица крахмал сахар луна вода дерево воздух птица крахмал стакан вещества тела
Работа в группах
Поваренная соль
Заполнение таблицы Название вещества Главные свойства Где встречается, содержится Поваренная соль Белый цвет, не имеет запаха, твёрдая, солёная, растворима в воде Под землёй, в морской воде, в почве, в телах живых организмов
Сахар
Заполнение таблицы Название вещества Главные свойства Где встречается, содержится Сахар Белый, не имеет запаха, твёрдый, сладкий, в воде растворим В сахарном тростнике, в сахарной свёкле, во фруктах, в различных частях растений
Мука
Заполнение таблицы Название вещества Главные свойства Где встречается, содержится Мука Белая, не имеет запаха, твёрдая, безвкусная, не растворима в воде. В зёрнах растений
Крахмал
Заполнение таблицы Название вещества Главные свойства Где встречается, содержится Крахмал Белый, не имеет запаха, твёрдый, безвкусный, не растворим. В зёрнах, во многих овощах и фруктах.
Работа по учебнику Прочитайте часть текста в учебнике на стр. 43 - 44.
Кислоты Яблочная кислота Лимонная кислота Щавелевая кислота Молочная кислота Уксусная кислота
Вещества изучает особая наука – химия .
Разнообразие веществ
Какие вещества существуют в природе?
Домашнее задание: Учебник с.41 – 45. Тетрадь, с. 25-26
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Соль.
В измельчённом виде представляет собой бесцветные кристаллы. Соль природного происхождения практически всегда имеет примеси других минеральных солей, которые могут придавать ей оттенки разных цветов (как правило, серого или бурого).
Соль необходима человеку для нормальной работы организма. Соль содержится во всех частях тела и необходима для построения скелета. По восточной легенде в глубокой древности человек уронил во время еды кусок мяса. Подняв его, он заметил, что мясо изменило вкус. Человеку это так понравилось, что он захватил с собой горсть земли; которая оказалась пропитана солью, и принёс её к своему племени.
В растворённом состоянии соль содержится в воде морей и океанов, в минеральных озёрах, соляных ручьях.
На Земле соль образует гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы, есть она и в недрах Земли, и на её поверхности.
Сахар.
Сахар - белое кристаллическое вещество, сладкое на вкус. В древности, в Индии получали сладкий сироп из сахарного тростника.
Позже научились делать и твёрдый сахар. Из Индии сахарный тростник попал в другие жаркие страны, затем на Кубу и только потом в Россию. В то время он был очень дорогой.
Во многих странах вместо него употребляли мёд, сладкий сок клёна, берёзы, липы. В России на сахарных заводах варят сахар из сахарной белой, но не красной свёклы.
Мука.
Пшеница – это важная зерновая культура. Из неё получают пшеничную муку. Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.Долгое время люди употребляли в пищу зерна пшеницы, овса, ржи, ячменя в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Из муки изготавливают макаронные изделия, крахмал, спирт. Зерно пшеницы, отруби и солома служат кормом для животных.
Крахмал
Крахмал – это белое твердое вещество без запаха и вкуса, малорастворимое в холодной воде, набухающее в горячей с образованием клейстера.
Крахмал представляет собой природное вещество. Причем крахмал не индивидуальное вещество, а смесь двух веществ.
При растирании крахмала слышится характерный скрип.
Крахмал широко распространен в растениях и является для них резервным источником энергии. В основном он содержится в клубнях, семенах и корнях в виде зерен.
Крахмал используют как пищевой продукт, компонент лекарственных средств и для накрахмаливания белья. Его применяют для получения патоки, глюкозы и этилового спирта, а также в аналитической химии для обнаружения йода. Взаимодействует с йодом (окрашивание в синий цвет).
Предварительный просмотр:
Название вещества | Главные свойства | Где встречается, содержится | Дополнительные сведения |
Поваренная соль | Белый цвет, не имеет запаха, твёрдая, солёная, растворима в воде | В морской воде, в почве, в телах живых организмов |
Приложение 3.
Название вещества | Главные свойства | Где встречается, содержится | Дополнительные сведения |
Сахар | Белый, не имеет запаха, твёрдый, сладкий, в воде растворим. | В сахарном тростнике, в сахарной свёкле, во фруктах, в различных частях растений |
Название вещества | Главные свойства | Где встречается, содержится | Дополнительные сведения |
Мука | Белая, не имеет запаха, твёрдая, безвкусная, не растворима в воде. | В зёрнах, во многих овощах и фруктах. | |
Название вещества | Главные свойства | Где встречается, содержится | Дополнительные сведения |
Крахмал | Белый, не имеет запаха, твёрдый, безвкусный, не растворим. | В зёрнах, во многих овощах и фруктах. |
Предварительный просмотр:
Листок настроения
интересно не интересно
стараюсь не стараюсь
уверен в себе волнуюсь
радуюсь огорчаюсь
устаю не устаю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Тела, вещества. Три состояния веществ"
Данный конспект подходит для уроков окружающего мира в 3 классе...
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тела, вещества, частицы.
Презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Тела, вещества, частицы"....
Тела, вещества, частицы. Урок окружающего мира
Презентация к уроку окружающего мира для 3 класса по теме "Тела, вещества, частицы"....
урок окружающего мира "Тела и вещества"
Материал поможет раскрыть понятия "тела" и "вещества"(что из чего сделано)....
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества."
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества." 4 класс....
урок окружающего мира «Вода – необыкновенное вещество»
Урок окружающего мира предлагается в виде технологической карты. Урок расчитан на средний уровень учеников 3 класса по программе "Перспективная начальная школа". Полностью соответствует ФГОС....
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества."
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Тела и вещества." 4 класс....