урок окружающего мира в 3 классе
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ ЭНЕРГИЯ?
Цель: научить правильно находить источники энергии и использовать понятие «энергия», правильно применять понятие «энергия» в языке.
Оборудование: иллюстрации с изображением приборов, работающих на электричестве или бензине и использующих мышечную силу, электрический фонарик (на батарейке и на механическом заводе), детская машинка ( на батарейке и на механическом заводе с ключиком), плакат «Что такое энергия» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов: Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ход урока
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Прочитайте высказывание и объясните, как вы его понимаете:
«Солнцем освещается земля лучами, а человек – знаниями»
II. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.
На доске парами расположены иллюстрации:
Учитель. Ребята, рассмотрите рисунки на доске. Что на них изображено?
Дети. Дрели, мясорубки, велосипед и мотоцикл.
Учитель. Как вы думаете, почему я расположила их парами?
Дети. По названию общих понятий: дрели, мясорубки, транспортные средства.
Учитель. Посмотрите внимательно, на какие две группы разделены рисунки. Почему они так разделены? По какому принципу?
Дети. Одни механизмы работают с помощью человека, то есть он должен приложить силу. А электрическая дрель и мясорубка работают от электричества, мотоцикл едет за счёт бензина.
Учитель. Что нужно, чтобы привести эти механизмы в движение? Как сказать одним словом?
Дети. Сила, энергия.
Учитель. Что общего между автомобилем, заправляемым бензином, и человеком, который ест обед?
Дети. И автомобиль, и человек получают (запасают) энергию для движения.
Понаблюдайте за работой этих механизмов: демонстрация работы фонарика на батарейке и на механическом заводе или детской машинки на батарейке и на заводе ключиком. За счёт чего работает фонарик или двигается машинка? (За счёт энергии.)
– Что интересного заметили? (Одна машинка работает за счёт энергии батарейки, а вторая – за счёт завода ключиком.) Какие вы видите факты? Какой у вас возникает вопрос?
Работа по учебнику, с. 17.
Учитель. Ребята, прочитайте в учебнике о проблеме, возникшей у вашей знакомой Лены. Помогите ей.
Ученики читают диалог в учебнике на с. 17.
– Какова будет цель урока?
– Какова будет тема урока? Сформулируйте проблему урока, чем мы будем заниматься на уроке? (Что такое энергия?)
ПЛАН:
- Что такое энергия?
- Почему её нужно беречь?
III. Совместное открытие знаний.
1. Работа по учебнику, с. 17.
Учитель. Сможете ли вы объяснить Лене, что такое энергия?
Попробуйте сформулировать, что такое энергия.
Ученики предлагают свои варианты.
Дети. Энергия – это то, за счёт чего совершается движение, работа.
Ученики записывают определение в учебник. Учитель вновь обращает их внимание к рисункам на доске.
Учитель. Вы определили, что механизмы приводит в движение энергия.
Учитель пишет на доске: энергия.
Учитель. Но ручную дрель приводит в движение энергия человека, а электрическую дрель – электричество. Значит, у них разные источники энергии.
Учитель пишет на доске: источник энергии.
Запись на доске:
источник энергии
энергия
\
2. Работа по учебнику, с. 17.
Учитель. Посмотрите на рисунки. Как называются источники энергии для машины, коровы, человека и телевизора?
1-й ученик. Для машины источник энергии – бензин.
2-й ученик. Для коровы источник энергии – сено.
3-й ученик. Для человека источник энергии – еда.
4-й ученик. Для телевизора источник энергии – электричество.
3. Работа по учебнику, с. 17.
Учитель. Проверьте, правильные ли вы сделали выводы. Прочитайте текст на с. 17.
Ученики читают. Учитель задаёт вопросы по тексту.
Учитель. Правильно ли вы сформулировали определение о том, что такое энергия?
Дети. Правильно.
Учитель. Что может быть источником энергии?
Дети. Источником энергии могут быть пища, бензин, электричество и т. д.
Учитель. Как существует энергия в природе?
Дети. Энергия может существовать в свободном виде или быть запасена в веществе.
IV. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Обучение способам самостоятельного применения знаний.
1. Игра «Найди источник энергии».
Описание. Детям предлагается найти источники энергии для живых существ и механизмов, соединяя их линиями.
Учитель. Примените полученные знания при выполнении задания. Соедините линиями названия животных и механизмов с соответствующими им источниками энергии.
На доске:
лошадь сено
ученики пища
обезьяна
компьютер газ
газовая плита электричество
пылесос бананы
Ученики выходят к доске, соединяют слова стрелками и проговаривают, что является источником энергии.
2. Работа по учебнику, с. 18.
Учитель. Человек, начиная с древних времён, учился использовать разные виды энергии. Человечество постоянно находится в поиске новых источников энергии.
Попробуйте восстановить ход истории, последовательность, в которой человек научился использовать разные виды энергии. Посмотрите на рисунки на с. 17.
1-й ученик. Сначала человек научился использовать энергию движения стрелы, выпущенной из лука, – это первое.
2-й ученик. Потом научился использовать энергию тепла от горящего костра – это второе.
3-й ученик. Третье – человек стал использовать энергию лошади, чтобы на ней ездить.
4-й ученик. Энергия тепла стала использоваться для движения поездов (паровозов, тепловозов, пароходов, теплоходов) – это пятое.
5-й ученик. Человек научился добывать нефть, делать из неё керосин, бензин и использовать энергию, запасенную в них, – это шестое.
6-й ученик. Человек научился использовать энергию электричества – это седьмое.
Учитель. А вы знаете, как вырабатывают электричество для нашего города?
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Какое определение энергии является наиболее правильным?
Энергия – свойство живых организмов, помогающее им двигаться. Энергия – то, из чего состоят все вещества.
Энергия – источник движения, способность совершать работу.
Энергия – присущий неживым предметам источник движения, помогающий совершать работу.
Включение в систему знаний и повторение.
Учитель. А вы знаете, как вырабатывают электричество для нашего города?
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Учитель. Какова была цель урока? Достигли её?
Учитель. С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?
Дети. С понятиями энергия и источники энергии.
Учитель. Что такое энергия?
Дети. Энергия – это источник движения, способность совершать работу.
Учитель. Что вы узнали об источниках энергии?
Дети. Мы узнали, что у каждого живого существа и механизма есть свой источник энергии.
Домашнее задание; О- с. 17–19 из учебника,
В-задания в рабочей тетради с.5-6,
Т- загадка об энергии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...