№ п\п | Дата | Тема урока | Кол-во часов
| Планируемые результаты |
Примечание |
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
| Мы-союз народов России | 1.
| Научатся: определять на карте территориальные единицы Российской Федерации; рассказывать о родной стране и её особенностях; называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; находить и показывать субъект на политической карте России; называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; рассказывать о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; определять народность по языку и национальным костюмам; рассказывать о самобытной культуре народа; выделять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса
| Познавательные: объяснять понятие «Российская Федерация»; различать самобытную культуру народов России; анализировать, сравнивать различные народы РФ и их культуру; соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Регулятивные: определять вместе с учителем цель своей деятельности; выполнять учебное задание по алгоритму; оценивать правильность выполнения учебного задания. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; моделировать ситуацию общения игровых кукол на языках народов своего края и других народов России. | Понимание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; осознание важности доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей.
|
|
|
|
| Народы Российской Федерации. Проекты. | 1. | Научатся: различать народность по языку, национальным костюмам и самобытной культуре народа; выделять самое привлекательное в культуре народа. | Познавательные: научатся искать и выделять необходимую информацию по теме; использовать приобретённые знания при оформлении проекта. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке; планировать учебные действия; выполнять учебное действие в соответствии с планом и проверять его. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; доводить свою точку зрения до других; оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Интерес к народам родной страны; позитивное отношение к процессу составления рассказа о народах РФ; помогать своим одноклассникам.
|
|
|
|
| Защита проектов «Народы Российской Федерации» | 1. | Научатся: определять особенности народов РФ; рассказывать о народах России.
| Регулятивные: оценивать успешность выполнения учебного задания. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для представления результата (защиты проекта); участвовать в диалоге; слушать и понимать других; доводить свою точку зрения до других. | Интерес и уважительное отношение к народам родной страны; позитивное отношение к процессу выступления одноклассников.
|
|
|
|
| Мы-жители Вселенной | 1. | Научатся: рассказывать в общем виде строение Вселенной; называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы; перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров; различать небесные тела; узнавать небесные тела по описанию.
| Познавательные: определять взаимосвязь Земли и Вселенной; определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны; анализировать схему в учебнике; рассказывать по схеме о движении Земли и Луны в космическом пространстве; соотносить размеры планет Солнечной системы Регулятивные: выполнять учебное задание по алгоритму; оценивать правильность выполнения учебного задания. Коммуникативные: формулировать речевое высказывание; обосновывать своё суждение; выполнять учебные действия в рамках учебного диалога. | Понимание значимости зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.
|
|
|
|
| Наш «космический корабль» — Земля | 1. | Научатся: рассказывать о горизонте, сторонах горизонта, компасе и его устройстве; находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта; определять стороны горизонта, используя природные признаки или компас; фиксировать результаты определения сторон горизонта, расставляя таблички; определять по схеме способ обозначения сторон горизонта по Солнцу. | Познавательные: искать и выделять необходимую информацию в учебнике; использовать условные обозначения для указания сторон горизонта на схеме; применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; анализировать схемы, представленные в учебнике и обосновывать своё мнение. Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации; выполнять учебное действие в соответствии с планом; оценивать правильность выполнения учебного задания. Коммуникативные: выполнять учебные действия в рамках учебного диалога; обращаться за помощью; грамотно формулировать вопрос. | Научатся: осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.
|
|
|
|
| Наш «космический корабль» — Земля | 1. | Научатся: рассказывать о форме Земли, глобусе и его устройстве; определять условные обозначения на глобусе; находить на глобусе полюса, океаны и материки; определять их названия и число; находить на глобусе нашу страну; определять материк, на котором она расположена.
| Познавательные: по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; осуществлять самопроверку. Коммуникативные: формулировать корректное высказывание; вступать в диалог; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; адекватно использовать речевые средства для представления результата.
| Научатся: осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле.
|
|
|
|
| Время | 1. | Научатся: определять по рисункам учебника настоящее, прошлое и будущее; опираясь на свой опыт; приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, иметь представление о понятии «единицы измерения времени»; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; изучать устройство часов, определять единицы времени по часам.
| Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; рассказывать о старинных и современных часах; объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее; обосновывать своё решение; выделять приметы времени; моделировать время на часах; сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания и приходить к общему решению. | Научатся: осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира.
|
|
|
|
| Сутки и неделя | 1. | Научатся: устанавливать связь естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи; давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю; определять количество дней в неделе; называть дни недели, выстраивать их последовательность; участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь».
| Познавательные: выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения смены дня и ночи на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи); моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации; находить в творчестве народов своего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Регулятивные: планировать свою деятельность в рамках суток и недели. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения собеседников; составлять фоторассказ о своей жизни за неделю; писать рассказ об интересном событии в семье, происходившем в воскресенье. | Научатся: проявлять интерес к изучению планеты, на которой живём, и желание узнать истину смены дня и ночи; осознавать потребность выстраивать своё учебное и внеучебное время в рамках суток и недели.
|
|
|
|
| Месяц и год | 1. | Научатся: определять взаимосвязь естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли и объяснять суточные изменения; называть изменения в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, используя схему; выстраивать правильную последовательность месяцев года; определять единицы времени, используя календарь; отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами; использовать старинный способ определения количества дней в каждом месяце.
| Познавательные: находить и выделять необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества; анализировать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации; наблюдать изменение облика Луны и фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков. Регулятивные: определять совместно с учителем цель на уроке. Коммуникативные: формулировать речевое высказывание и обосновывать его; согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий; обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. | Научатся: проявлять интерес к изучению планеты, на которой живём, и желание узнать истину; осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года.
|
|
|
|
| Времена года | 1.
| Научатся: объяснять причину смены времен года и явлений, происходящих в неживой и живой природе; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; перечислять времена года в правильной последовательности; называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге.
| Познавательные: предлагать для каждого времени года рисунки-символы; устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца и наклоном земной оси; объяснять с помощью схемы причины смены времён года; моделировать их в виде схемы-аппликации; придумывать сказочное объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком; инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года; наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края; выявлять среди них специфические сезонные явления; подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы. Регулятивные: определять вместе с учителем цель своей деятельности; выполнять учебное задание по алгоритму; оценивать правильность выполнения учебного задания. Коммуникативные: участвовать в беседе на уроке; высказывать свою точку зрения и обосновывать её. | Научатся: понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.
|
|
|
|
| Погода. практическая работа с термометром | 1. | Научатся: различать виды термометров; называть составные части термометра; измерять температуру воздуха, используя термометр; записывать показания термометра, используя условные знаки. | Познавательные: сравнивать различные виды термометров; использовать знако-символические средства для обозначения температуры воздуха. Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самопроверку и взаимопроверку результатов выполненного задания. Коммуникативные: формулировать высказывание; согласованно работать в паре. | Понимание необходимости бережного и безопасного обращения с термометрами.
|
|
|
|
| Погода
| 1.
| Научатся: конструировать определение понятия «погода»; рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды; узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради; определять и различать погодные явления разных сезонов и обосновывать своё мнение; вести наблюдения за погодой; оформлять прогноз погоды, используя условные знаки; объяснять назначение метеорологических приборов. | Познавательные: использовать условные обозначения для указания температуры воздуха и других погодных явлений. Регулятивные: определять цель на уроке; определять границу собственного знания и незнания. Коммуникативные: вступать в диалог; формулировать корректное высказывание; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Научатся: осознавать важную роль изменения погоды в жизни человека; проявлять желание помочь одноклассникам. |
|
|
|
| Календарь — хранитель времени, страж памяти | 1. | Научатся: ориентироваться в разных видах календаря; рассказывать о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей; определять правила пользования календарём; ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; определять время года по календарю; находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких.
| Познавательные: сравнивать календари разных типов; сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. соотносить данные народного и современного календарей и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять учебное действие в паре. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в учебном диалоге, учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Научатся: определять назначение календаря и обосновывать своё мнение; понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры; понимать, что календарь - очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; осознавать необходимость уважать чужие традиции. |
|
|
|
| Праздники для всех | 1. | Научатся: кратко характеризовать содержание государственных праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем городе; иллюстрировать свой рассказ фотографиями (компьютерной презентацией).
| Познавательные: определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Регулятивные: определять границу собственного знания и незнания. Коммуникативные: вступать в диалог; формулировать корректное высказывание; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | Научатся: понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. |
|
|
|
| Народный календарь | 1. | Научатся: называть некоторые народные приметы на погоду своего края; определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду; наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. | Познавательные: соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств; проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю; сравнивать результат с прогнозом метеорологов; отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды; сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края. Регулятивные: определять цель на уроке; выполнять учебное действие в паре. Коммуникативные: вступать в диалог; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | Научатся: понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.
|
|
|
|
| Экологический календарь | 1. | Научатся: участвовать по мере сил в охране природы; рассказывать об экологии; знакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли; оформлять экологический плакат. | Познавательные: высказывать предположения о том, что такое экология; находить в тексте учебника определение экологии как науки; рассказывать по рисунку-схеме учебника о природе — нашем зелёном доме; выражать своё отношение к природе в собственном рисунке; вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате; в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года). Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе; выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить понятные для собеседников высказывания.
| Научатся: понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; понимать значение экологического календаря и проявлять позитивное отношение к работе с ним.
|
|
|
|
| Осенние месяцы | 1.
| Научатся: различать старинные названия осенних месяцев; находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев; рассказывать о красоте осенней природы, используя выразительные средства родного языка. распознавать сезонные явления природы осенью | Познавательные: соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев; составлять схему круглого года с чередованием сезонов; сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России; соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов России. Регулятивные: формулировать учебную цель урока; понимать и принимать учебную задачу; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой на уроке. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов с учителем и одноклассниками; задавать вопросы; формулировать грамотные ответы на вопросы. | Научатся: осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде; проявлять интерес к изучению темы.
|
|
|
|
| Осень в неживой природе. | 1. | Научатся: различать осенние погодные и природные явления в неживой природе; рассказывать об осенних изменениях в неживой природе; наблюдать за изменениями погоды; объяснять причину образования туманов | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между осенними изменениями в неживой природе и положением земной поверхности по отношению к Солнцу; выделять необходимую информацию из текста учебника об осенних явлениях в неживой природе; сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени; называть отличительные признаки осенних дождей от летних; фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять взаимопроверку учебного задания; контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры. Коммуникативные: вступать в диалог; строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | Научатся: осознавать красоту осенней природы; проявлять бережное отношение к природе.
|
|
|
|
| Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1.
| Научатся: рассказывать о дне осеннего равноденствия; различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов в обрядах и обычаях осеннего равноденствия; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе. | Познавательные: определять особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия и обосновывать своё мнение; различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; соотносить текст и иллюстрации учебника; выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников; рассказывать об особенностях праздников земледельцев охотников и оленеводов; изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тетради; устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Регулятивные: распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе; выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; формулировать речевое высказывание. | Научатся: осознавать необходимость проявлять бережное отношение к природе в условиях современной жизни; осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям; понимать важность чувства благодарности к природе за её дары людям.
|
|
|
|
| Звездное небо осенью | 1. | Научатся: определять на осеннем небе созвездия Большая Медведица и Лебедь и обосновывать своё мнение.
| Познавательные: рассказывать на основе наблюдений о впечатлениях созерцания звёздного неба; сравнивать древние и современные представления о созвездиях; анализировать схемы созвездий Большой Медведицы и Лебедя; соотносить схемы созвездий и старинные рисунки; достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника; придумывать сказочное объяснение появлению на небе созвездия Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком; наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий. Регулятивные: формулировать учебную цель урока; понимать и принимать учебную задачу. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить понятные для всех высказывания; использовать речь для регуляции своего действия. | Научатся: воспринимать красоту звёздного неба.
|
|
|
|
| Трава у нашего дома | 1. | Научатся: рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью; узнавать и называть изученные растения на рисунках и в природе; знать причины пожелтения травы осенью.
| Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников для написания собственного рассказа о растении; распознавать травянистые растения, пользуясь атласом- определителем «От земли до неба»; описывать устно внешний вид наиболее распространённых травянистых растений (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам); фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, схем, фотографий; отгадывать народную загадку о растениях. Регулятивные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Научатся: осознавать важность бережного отношения к природе.
|
|
|
|
| Старинная женская работа | 1.
| Научатся: называть последовательность трудовых операций в работе со льном; называть ткани из шерсти, хлопка, льна; определять особенности льняной ткани.
| Познавательные: исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов-шерсти, хлопка, льна; реконструировать по рисункам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном; соотносить эти операции с образами загадки; сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов; планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками; обобщать итоги совместной работы. Регулятивные: формулировать учебную цель урока; распределять обязанности между собой в группе при выполнении учебного задания. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения. | Научатся: осознавать нравственное значение совместной работы людей; испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие. |
|
|
|
| Деревья и кустарники осенью | 1.
| Научатся: узнавать вечнозелёные хвойные растения средней полосы России; перечислять причины листопада; наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев; фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради; раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской.
| Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; устанавливать причину листопада и обосновывать своё мнение; определять изученные деревья и кустарники по листьям и плодам, работая с атласом-определителем и дополнительной литературой; сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам); сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью; Обсуждать сказку «Разговор в лесу» из книги Великан на поляне. Регулятивные: формулировать учебную цель урока; понимать и принимать учебную задачу; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой на уроке. Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
| Научатся: воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени; выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.
|
|
|
|
| Растительный мир осенью. Экскурсия. | 1. | Научатся: называть растения школьного сада; Рассказывать о сезонных изменениях в жизни растительного мира; составлять и оформлять фоторассказ об осенней прогулке. | Познавательные: устанавливать причину осенних изменений в жизни растений; распознавать растения с помощью атласа – определителя; фиксировать результаты своих наблюдений с помощью знаков и символов. Регулятивные: распределять операции между собой в группе для выполнения задания учителя; выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; использовать речь для регуляции своего действия. | Научатся: осознавать общую для всех красоту окружающего мира; воспринимать себя частью окружающей природы; осознавать необходимость бережного отношения к природе. |
|
|
|
| Чудесные цветники осенью | 1. | Научатся: перечислять названия цветов, которые видели в цветниках города или в собственном саду осенью; узнавать изученные растения цветника по материалам учебника и натуральным образцам; определять растения школьного цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя; определять растения цветников возле дома и (или) в его окрестностях; фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. | Познавательные: выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений; различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов; сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из растений цветника. Регулятивные: определять цель на уроке; выбирать действия в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге; формулировать понятные высказывания. | Научатся: понимать, что выращивание цветов - большой труд и радость людям; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника; проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. |
|
|
|
| Грибы | 1. | Научатся: рассказывать, почему грибы выделены в особое царство живой природы; рассказывать о строении грибов; отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя. | Познавательные: сравнивать грибы по внешнему виду; узнавать и рассказывать о строении гриба с помощью схемы в учебнике; самостоятельно рисовать схему строения гриба; устанавливать связи грибов с растениями и животными; различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам; обсуждать рассказ «Кому нужен мухомор?» из книги «Великан на поляне»; обосновывать необходимость бережного отношения к грибам; формулировать соответствующие правила экологической этики. Регулятивные: определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; осуществлять самопроверку. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения. | Научатся: осознавать необходимость бережного отношения к грибам. |
|
|
|
| Шестиногие и восьминогие | 1. | Научатся: отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям; рассказывать по рисунку учебника о разнообразии насекомых; раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности окраски насекомых; называть этапы развития бабочки и стрекозы; описывать паука-крестовика и его сеть; узнавать изученных насекомых на рисунках; с помощью атласа-определителя приводить примеры насекомых различных групп.
| Познавательные: определять, чем отличаются насекомые от паукообразных; прослеживать по рисункам-схемам превращения различных насекомых; моделировать превращение насекомых в виде схем-аппликаций; определять значение насекомых и паукообразных в окружающем мире и обосновывать своё мнение; обсуждать рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне»; обосновывать необходимость бережного отношения к паукам; формулировать соответствующие правила экологической этики; использовать атлас-определитель, книги «Зелёные страницы», «Великан на поляне» для написания собственных рассказов о насекомых и (или) пауках определять значение насекомых и паукообразных в окружающем мире и обосновывать своё мнение. Регулятивные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: корректно формулировать речевое высказывание; слушать собеседников и уважать их точку зрения. | Научатся: осознавать необходимость бережного отношения к природе и, в частности, к насекомым и паукообразным. |
|
|
|
| Птичьи секреты | 1. | Научатся: рассказывать о поведении перелётных и зимующих птиц; называть причины, по которым перелётные птицы покидают родные края; различать перелётных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц; приводить примеры перелётных и зимующих птиц; наблюдать за птицами своей местности определять их с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты работы в виде рассказов, рисунков, фотографий. | Познавательные: устанавливать и объяснять причины, благодаря которым птицы покидают родные края; выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим; классифицировать перелётных и зимующих птиц по известным признакам; выделять в тексте учебника проблемные вопросы; высказывать предположения, отвечая на них; отгадывать народные загадки о птицах Регулятивные: определять вместе с учителем задачи учебного действия; осуществлять самопроверку. Коммуникативные: отвечать на вопросы учебника и учителя о птицах; вступать в диалог. | Чувство любви к родной природе |
|
|
|
| Как разные животные готовятся к зиме
| 1. | Научатся: рассказывать о подготовке к зиме пресмыкающихся; земноводных и лесных зверей; узнавать изучаемых животных по описанию; раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной окраски зверьков. | Познавательные: устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных; выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных; по рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца; объяснять значение наблюдаемых изменений; обсуждать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности» из книги «Великан на поляне»; формулировать соответствующие правила экологической этики. Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: грамотно формулировать речевое высказывание. | Научатся: осознавать важность проявления любви к родной природе; проявлять бережное отношение к животным.
|
|
|
|
| Невидимые нити в осеннем лесу. | 1.
| Научатся: рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.
| Познавательные: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схемы в учебнике; соотносить рисунок и схему между собой; сравнивать разные виды схем; рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях; рассуждать и делать выводы: о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей; замечать невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё мнение; моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем; обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне»; формулировать соответствующие правила экологической этики. Регулятивные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; строить понятные для собеседников высказывания. | Научатся: осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными; проявлять бережное отношение к природе.
|
|
|
|
| Осенний труд | 1 | Научатся: Перечислять многообразие работ осенью в городах и сёлах; рассказывать о некоторых видах работ, выполняемых осенью по отношению к культурным растениям и домашним животным; выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. | Познавательные: сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас; соотносить работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы; выявлять общее и различное; конструировать алгоритм изготовления осенней куклы. Регулятивные: контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы с одноклассниками. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | Важность и необходимость уважения к труду на земле и желание заботиться обо всех живых существах накануне предстоящей зимы. |
|
|
|
| Будь здоров! | 1. | Научатся: выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трёх народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края) | Познавательные: формулировать правила здорового образа жизни осенью. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других.
| Важность и необходимость выполнять правила здорового образа жизни; проявлять позитивное отношение к здоровому образу жизни.
|
|
|
|
| Будь здоров! Подвижные игры на свежем воздухе. | 1. | Научатся: выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; объяснить товарищу правила двух-трёх народных игр, подходящих для осени; играть с товарищами в подвижные игры на свежем воздухе. | Познавательные: сопоставлять, отбирать и использовать в практической деятельности информацию, полученную из различных источников Регулятивные: определять цель деятельности; контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях. Коммуникативные: слушать и понимать других; поддерживать в ходе игр благожелательное общение друг с другом; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместной деятельности. | Желание выполнять правила здорового образа жизни; проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. |
|
|
|
| Охрана природы осенью | 1. | Научатся: выполнять правила охраны природы при сборе грибов, ягод, орехов; знать нормы поведения по отношению к перелётным к зимующим птицам, к животным парка и леса в пред зимнюю пору; знать правила охраны природы осенью; по инструкциям рабочей тетради посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку и подкармливать птиц; рассказывать о представителях Красной книги России. | Познавательные: анализировать рисунки учебника (условные знаки); рассказывать о правилах охраны природы с помощью схем-рисунков; обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Регулятивные: выполнять учебное задание, используя памятку; выполнять самопроверку выполненного учебного задания. Коммуникативные: участвовать в диалоге; согласованно работать в паре при выполнении учебного задания; понимать и уважать точку зрения собеседников. | Необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе её даров осенью; проявлять бережное отношение к природе; осознавать важность изучения страниц Красной книги. |
|
|
|
| Зимние месяцы | 1. | Научатся: находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето; рассказывать о жизни художников А. К. Саврасова и И. И. Шишкина и о главной теме их художественного творчества; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся | Познавательные: соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка; сочинять устный рассказ по картине; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме; сочинять и записывать произведение любого жанра (на выбор) о зиме; подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды зимой. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с целью Коммуникативные: формулировать собственное высказывание, используя термины; строить понятные для партнёра высказывания | Эмоционально-эстетические впечатления по отношению к природе зимой и произведениям словесного и изобразительного искусства, представляющим красоту зимней природы интерес к изучению темы бережное отношение к природе
|
|
|
|
| Зима — время науки и сказок | 1 | Научатся: называть несколько зимних народных примет на погоду; рассказывать о том, как учились дети в старину; рассказывать, какими средствами передаёт художник состояние и взаимоотношения персонажей на картине; называть животных, которые являются героями сказок народов России | Познавательные: объяснять, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассуждать о том, почему зиму в народе считают временем науки и сказок; рассказывать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачёвых, опираясь на сюжеты этих произведений; сравнивать сказки разных народов; формулировать их нравственное значение для современной жизни Коммуникативные: пользоваться речью для регуляции своего действия; отвечать на вопросы Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного задания | Нравственное значение сказок народов России; важность умения за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, интерес к изучению темы |
|
|
|
| Зима в неживой природе | 1 | Научатся: перечислять и рассказывать о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт: снежный покров на земле, лёд на водоёмах, снегопад, метель, изморозь, оттепель, гололёд; иметь понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нём; называть даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и зимнего солнцеворота (25 декабря); использовать некоторые народные приметы, предсказывающие погоду; наблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); наблюдать за погодой зимой
| Познавательные: определять день зимнего солнцестояния и обосновывать своё мнение; отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота; устанавливать причинно-следственные связи между положением земной поверхности по отношению к Солнцу и зимними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений; рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей; устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе; отгадывать народные загадки о зиме, осуществляя самопроверку; фиксировать результаты наблюдений в таблицах; сравнивать результаты наблюдений; делать выводы об изменении погоды в течение зимы Коммуникативные: согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий. Регулятивные: выполнять самопроверку выполненного учебного задания | Эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы.
|
|
|
|
| Звёздное небо зимой | 1. | Научатся: рассказывать о созвездиях Малой Медведицы и Ориона, о Полярной звезде и звезде Сириус; находить на звёздном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду; указывать созвездия Малая Медведица и Орион, Полярная звезда и Сириус на зимнем небе; осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды; определять по Полярной звезде стороны горизонта; осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус; наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради
| Познавательные: сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия; сравнивать схему созвездия Малой Медведицы с изображением на старинной звёздной карте; придумывать сказку о созвездии Малой Медведицы и Полярной звезде; анализировать схему созвездия Ориона; соотносить схему со старинным рисунком; достраивать схему созвездия Ориона в рабочей тетради; применять освоенные на уроке способы поиска звёзд и созвездий; пользоваться атласом-определителем; фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради Регулятивные: выполнять самопроверку и взаимопроверку выполненного учебного задания Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога; отвечать на вопросы | Эмоционально-ценностное отношение к красоте звёздного неба;
|
|
|
|
| Загадки Зимушки-зимы Экскурсия | 1. | Научатся: распознавать и называть зимние погодные явления и состояния природы зимой; определять растения, зимующие под снегом; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы | Познавательные: соотносить зимние погодные явления и состояние природы зимой; использовать приобретённые знания при создании макета газеты «Зимушка-зима» Регулятивные: распределять операции между собой в группе для выполнения задания учителя; выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; использовать речь для регуляции своего действия. | Эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы |
|
|
|
| Зима в мире растений | 1. | Научатся: перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам; распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим специфическим признакам, используя атлас-определитель; называть растения, зимующие под снегом; рассказывать о вечнозелёных травах и лиственных кустарниках; составлять и оформлять фоторассказ о зимней прогулке
| Познавательные: соотносить признаки зимы в живой и неживой природе; отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений; извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой; устанавливать связи изученных растений с животными; выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены растения Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | Интерес к изучению темы; важность проявления любви к зимней природе |
|
|
|
| Зимние праздники | 1. | Научатся: определять особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России; понимать, что обычай украшать ель возник как обычай Рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; рассказывать историю и обычаи украшать рождественскую ёлку и оставлять её до Нового года; иметь представление о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника; знать о существовании двух типов календаря-гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней, о следовании зимних праздников по православному календарю (сначала праздник Рождества, затем Новый год) и современному гражданскому календарю. | Познавательные: определять различие гражданского и православного календарей и обосновывать своё мнение; разбирать схему изготовления ёлочной игрушки и сделать её своими руками; различать общее и особенное в зимних праздниках Европы и России; описывать картину Б. М. Кустодиева «Елочный торг»; Регулятивные: планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям Коммуникативные: формулировать собственное мнение; использовать речь для регуляции своего действия | Эмоционально-ценностное отношение к зимним семейным праздникам Новый год и Рождество |
|
|
|
| Растения в домашней аптечке | 1. | Научатся: распознавать несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; знать названия лекарственных растений домашней аптечки; приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях; называть правила сбора, хранения и использования лекарственных растений | Познавательные: узнавать по рисунку учебника названия наиболее распространённых лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения; записывать их в рабочую тетрадь отвечать на вопросы о лекарственных растениях на основе собственного жизненного опыта; анализировать предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу; распознавать растения по изготовленному из них лекарственному сырью; извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей; обсуждать рассказ о лекарственных растениях в книге «Великан на поляне»; организовывать дидактическую игру «В больнице доктора Айболита» с использованием лекарственных растений Регулятивные: осуществлять самопроверку Коммуникативные: отвечать на вопросы; формулировать собственное высказывание, используя термины; участвовать в коллективном обсуждении | Необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям. |
|
|
|
| Зимняя жизнь птиц и зверей | 1. | Научатся: рассказывать о жизни и способах приспособления к зимним условиям зверей и птиц, о питании животных в зимнюю пору; определять образ жизни и питания зимующих птиц и зверей, не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям; узнавать зверей по описаниям
| Познавательные: извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы; узнавать, работая в группах, зимующих птиц по клювам; устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы; находить изучаемых птиц на рисунках учебника; наблюдать за птицами города (села); определять их с помощью атласа-определителя; продолжать подкармливать птиц; обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека; готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей, используя текст учебника написать рассказ по результатам наблюдений; проиллюстрировать его рисунком (фотографией) Регулятивные: выполнять учебное задание с взаимопроверкой, работая в группе Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; согласовывать различные мнения при выполнении учебного задания в группе | Бережное отношение к животным; желание оказывать помощь животным, чтобы они могли пережить зиму (подкармливать их в зимний период)
|
|
|
|
| Невидимые нити в зимнем лесу | 1. | Научатся: определять понятие «связь живой и неживой природы»; рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу
| Познавательные: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схему в учебнике; соотносить их между собой; прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными; моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, в том числе работая в группе; рассказывать по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях; придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; участвовать в коллективном обсуждении Регулятивные: проверять результат выполненного задания | Важность охраны взаимосвязей между растениями и животными |
|
|
|
| В феврале зима с весной встречается впервой | 1. | Научатся: рассказывать о том, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; рассказывать о старинных обрядах и традициях народов России; обозначать, когда в народе отмечали первую встречу весны; характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края. | Познавательные: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о зимних праздниках разных народов; готовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать весёлую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края; инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края; планировать реальное проведение зимних праздников народов своего края. Коммуникативные: пользоваться речью для регуляции своего действия Регулятивные: определять границу собственного знания и незнания; согласовывать различные мнения при выполнении учебного задания в группе | Нравственное значение обычаев, характерных для Масленицы и других праздников на переломе между зимой и весной, во взаимоотношениях разных поколений в семье |
|
|
|
| Зимний труд | 1. | Научатся: рассказывать о видах деятельности людей на селе и в городе в зимнее время; называть особенности ухода зимой за домашними растениями и животными зимой в родном доме; рассказывать о старинных традициях зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения; определять, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая; сеять и выращивать в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время | Познавательные: инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину; соотносить старинные виды зимних работ с зимними работами в настоящее время в городе (селе) Регулятивные: контролировать во время инсценировки своё поведение по отношению к сверстникам Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий | Желание участвовать в зимнем труде; необходимость поддерживать порядок на улице; нравственный смысл и значение зимних посиделок для жизни молодёжи разного возраста |
|
|
|
| Будь здоров! | 1. | Научатся: перечислять и соблюдать правила здорового образа жизни в зимний период; называть 2-3 народные игры, подходящих для зимы | Познавательные: формулировать правила здорового образа жизни зимой. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других. | Необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в зимний период; интерес к закаливанию организма |
|
|
|
| Будь здоров! Подвижные игры на свежем воздухе. | 1. | Научатся: объяснять товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края) | Познавательные: сопоставлять, отбирать и использовать в практической деятельности информацию, полученную из различных источников; использовать полученные знания в практической деятельности Регулятивные: определять цель деятельности; контролировать и регулировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях. Коммуникативные: слушать и понимать других; поддерживать в ходе игр благожелательное общение друг с другом; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместной деятельности; договариваться и приходить к общему решению во время игры | Интерес к закаливанию организма в зимний период; позитивное отношение к одноклассникам во время игры |
|
|
|
| Охрана природы зимой | 1 | Научатся: называть особенности жизни зимой 2—3 диких животных; рассказывать о правилах охраны природы зимой; соблюдать правила охраны природы во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготавливать простейшие кормушки для птиц; подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки фиксировать свою деятельность и результаты наблюдений в рабочей тетради; описывать по своим наблюдениям красоту зимней природы; формулировать соответствующие правила экологической этики; называть представителей Красной книги | Познавательные: анализировать рисунки учебника (читать условные знаки); обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне»; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России Регулятивные: согласованно работать в паре при выполнении учебного задания; выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание, используя термины. | Бережное отношение к природе (правила зимой чистоты в парке, сквере, лесу, способы подкормки зверей и птиц); желание соблюдать правила охраны природы зимой |
|
|
|
| Весенние месяцы | 1 | Научатся: находить признаки весенних явлений природы и особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; проводить наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; иметь общее представление о жизни художников А. К. Саврасова и Б. М. Кустодиева и о главных темах их творчества; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся | Познавательные: соотносить признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; сочинять устный рассказ по картине; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме; сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев; характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка; находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России; обозначать на схеме круглого года пору весеннего равноденствия; анализировать народные приметы и прогнозировать изменение погоды весной Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с целью Коммуникативные: формулировать собственное высказывание, используя термины; строить понятные для партнёра высказывания | Принятие нравственного смысла и красоты народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего Нового года; Эмоционально-эстетическое впечатление от красоты весенней природы и произведений словесного и изобразительного творчества
|
|
|
|
| Весна в неживой природе | 1. | Научатся: перечислять причины потепления весной; называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы); наблюдать за погодой; перечислять и распознавать сезонные изменения в неживой природе; играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи изменений в неживой природе; рассказывать по своим наблюдениям о весенних изменениях в природе; устанавливать причинно-следственные связи между положением земной поверхности по отношению к Солнцу и весенними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе; составлять в рабочей тетради список весенних явлений; сравнивать иллюстрации учебника; рассказывать по иллюстрациям о признаках весны в городе и за городом; устанавливать связь между характером детских игр весной и весенними изменениями в неживой природе сравнивать результаты, делать выводы об изменении погоды в течение весны. Коммуникативные: согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий. Регулятивные: выполнять самопроверку выполненного учебного задания; контролировать свои действия во время игры по отношению к сверстникам, соблюдая правила. | Понимание проблем безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоёмах); эмоционально-ценностное отношение к красоте весенней природы.
|
|
|
|
| Весна-утро года | 1 | Научатся: определять по материалам учебника некоторые народные традиции встречи весны; рассказывать о старинном русском обычае трёхкратной встречи весны и празднике Нового года у нанайцев в период весеннего равноденствия, о других весенних праздниках по старинным календарям народов своего края; изготавливать игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору) и украшать такими игрушками деревце во дворе школы | Познавательные: объяснять, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях празднования весеннего Нового года в Древней Руси и Нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; инсценировать весенние праздничные обычаи в виде мини-спектаклей; рассматривать и анализировать фотографии в рубрике «Заглянем в семейный альбом устно описывать представленные на них события; поместить в рабочей тетради фотографии или рисунок праздника Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью Коммуникативные: согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий | Осознание образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы.
|
|
|
|
| Звёздное небо весной | 1 | Научатся: определять положение созвездий Большой Медведицы, Малой Медведицы весной; находить на весеннем звёздном небе созвездия Кассиопеи и Льва; определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды; наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей тетради; применять на практике освоенные на уроках способы поиска звёзд и созвездий; фиксировать результаты наблюдений в виде записей и рисунков в рабочей тетради | Познавательные: сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия; освоить способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи; соотносить схему созвездия Кассиопеи со старинным рисунком; соотносить схему созвездия Льва со старинным рисунком; достраивать схемы созвездий Кассиопеи и Льва в рабочей тетради; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий; придумывать сказку о созвездиях весеннего неба Регулятивные: выполнять учебное действие по алгоритму Коммуникативные: формулировать понятные речевые высказывания в рамках учебного диалога | Эмоционально-ценностное отношение к красоте звёздного неба; интерес к изучению темы
|
|
|
|
| Пришла весна. Экскурсия | 1. | Научатся: наблюдать и рассказывать о весенних изменениях в неживой и живой природе, используя выразительные средства родного языка; наблюдать за весенним цветением растений; описывать изменения погоды весны | Познавательные: распознавать сезонные явления весной и объяснять причину их возникновения; фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений; составлять фоторассказ о весенней экскурсии Регулятивные: контролировать себя во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.); Коммуникативные: формулировать собственное мнение; слушать и понимать других | Эмоционально-эстетическое отношение к красоте весенней природы; бережное отношение к природе |
|
|
|
| Весеннее пробуждение растений | 1. | Научатся: рассказывать о раннецветущих травах, деревьях и кустарниках; о культурных растениях весеннего цветника; рассказывать о весенних изменениях в жизни растений; называть причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; определять условия, необходимые для их цветения; узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе; наблюдать за весенним цветением растений по картинному плану, представленному в рабочей тетради; фиксировать сроки цветения | Познавательные: выделять по материалам учебника разнообразие раннецветущих растений; устанавливать причинно-следственную связь весеннего пробуждения деревьев, кустарников и весеннего изменения в неживой природе; обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям; формулировать соответствующие нормы экологической этики; выражать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений в рисунке или фотографии; использовать книгу «Зелёные страницы» и (или) другие источники информации для написания собственного рассказа о любом раннецветущем растении; использовать приобретённые знания при составлении рассказа о первых весенних цветах Регулятивные: принимать и сохранять цель на уроке Коммуникативные: формулировать понятные речевые высказывания, используя термины в рамках учебного диалога. | Эмоционально-эстетические впечатления от восприятия раннецветущих растений; бережное отношение к раннецветущим растениям |
|
|
|
| Первоцветы. Проекты. | 1. | Научатся: рассказывать о раннецветущих травянистых растениях (по выбору); обозначать условия, необходимые для цветения этих растений; представлять свой проект
| Познавательные: научатся искать и выделять необходимую информацию по теме; использовать приобретённые знания при оформлении проекта. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке; планировать учебные действия; выполнять учебное действие в соответствии с планом и проверять его. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других; доводить свою точку зрения до других; оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Осознание собственных достижений при освоении учебной темы; интерес к изучению темы |
|
|
|
| Чудесные цветники весной | 1 | Научатся: называть культурные растения весенних цветников; рассказывать легенды, связанные с этими цветами; узнавать растения цветника по материалам учебника и натуральным образцам; узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе; фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. | Познавательные: находить растения в атласе-определителе; определять растения школьного цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя; выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника; соотносить реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов; сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветника; разыгрывать сценки на эту тему; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из растений цветника Регулятивные: выполнять учебное действие в группе; выполнять взаимопроверку и самооценку учебной деятельности Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; высказывать свою точку зрения и уважать чужую | Осознание красоты весенних цветников и стремление самому участвовать в создании таких цветников; уважение к культурным традициям, связанным с растениями |
|
|
|
| Весна в мире насекомых | 1. | Научатся: описывать весеннее пробуждение насекомых, их красоту; рассказывать о весенних изменениях в жизни насекомых; узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе; наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради | Познавательные: обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых; по схемам в учебнике рассказывать о них; достраивать схемы в рабочей тетради; определять насекомых в природе с помощью атласа-определителя; обсуждать отношение людей к насекомым; обосновывать необходимость бережного отношения к насекомым; предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми; сопоставлять эти варианты с советами из книги «Великан на поляне» формулировать соответствующие правила экологической этики Регулятивные: контролировать свои действия во время выполнения учебного задания Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении; строить понятные для партнёра высказывания, используя термины. | Эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых; понимание роли пчёл, ос, шмелей и муравьёв в природе; необходимость бережного отношения к насекомым |
|
|
|
| Весна в мире птиц и зверей | 1 | Научатся: различать гнездовых и выводковых птенцов; определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых краёв; фиксировать эту последовательность в рабочей тетради; узнавать птиц на рисунке; наблюдать за птицами города (села); слушать весенние песни птиц; составлять рассказ по результатам наблюдений; иллюстрировать его рисунком или фотографией. | Познавательные: рассказывать по учебнику о весенних изменениях в жизни птиц и зверей (о возвращении перелётных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства); обсуждать отношение людей к птицам, формулировать соответствующие правила экологической этики; играть в старинную игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике; придумывать диалоги зверей-родителей и их детёнышей; разыгрывать сценки Регулятивные: выполнять действие в соответствии с планом; осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя; Коммуникативные: слушать и понимать других; участвовать в коллективном обсуждении | Бережное отношение к птицам и зверям; интерес к изучению весенних изменений в жизни птиц и зверей и поиску ответов на собственные вопросы. |
|
|
|
| Невидимые нити в весеннем лесу | 1. | Научатся: рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу
| Познавательные: устанавливать взаимосвязи между растительным и животным миром; извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунки и схемы в учебнике; соотносить их между собой; сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре; моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем; использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке Регулятивные: контролировать выполнение учебных действий, работая в паре; выполнять учебное действие по плану Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении | Осознание важности охраны взаимосвязей между растениями и животными |
|
|
|
| Весенний труд | 1 | Научатся: называть виды старинной женской и мужской работы весной; рассказывать о весенней работе в поле; наблюдать за состоянием природы 6 мая и сопоставить эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней | Познавательные: различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснять значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу; соотносить эту работу с видами весенней работы в настоящее время в городе (селе) Регулятивные: контролировать свои действия во время выполнения учебного задания Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | Позитивное отношение к земледельческому труду людей
|
|
|
|
| Старинные весенние праздники | 1. | Научатся: называть и характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в том числе своего края; оформлять рамочки для фотографий своей и друга; выразительно произносить народные благопожелания в Вербное воскресенье и на Пасхальной неделе
| Познавательные: распознавать старинные обряды и традиции весенних праздников народов России и обосновывать своё мнение; сопоставлять между собой традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России Регулятивные: понимать и принимать цель на уроке Коммуникативные: участвовать в коллективной беседе на уроке | Понимание глубокого нравственного смысла народных обычаев, связанный с животворящей силой весенней природы; понимание нравственного смысла легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера; эмоционально-ценностное отношение к старинным весенним праздникам |
|
|
|
| Будь здоров! | 1. | Научатся: перечислять и соблюдать правила здорового образа жизни в весенний период; называть 2-3 народные игры, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края) | Познавательные: формулировать правила здорового образа жизни весной. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других. | Желание выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; позитивное отношение к здоровому образу жизни |
|
|
|
| Будь здоров! Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | Научатся: объяснять товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края) | Познавательные: сопоставлять, отбирать и использовать в практической деятельности информацию, полученную из различных источников Регулятивные: определять цель деятельности; контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях. Коммуникативные: слушать и понимать других; поддерживать в ходе игр благожелательное общение друг с другом; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместной деятельности. | Интерес к закаливанию организма в весенний период; позитивное отношение к одноклассникам во время игры |
|
|
|
| Охрана природы весной | 1. | Научатся: называть и соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в весеннем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготавливать по инструкции в рабочей тетради домик для птиц и размещать его в подходящем месте; подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки фиксировать свою деятельность и результаты наблюдений в рабочей тетради; описывать по своим наблюдениям красоту весенней природы; формулировать соответствующие правила экологической этики; называть растения, животных и птиц, занесённых в Красную книгу России | Познавательные: анализировать рисунки учебника (условные знаки); рассказывать с помощью условных знаков о правилах охраны природы в весенний период; обсуждать рассказ «Пожалейте берёзы» из книги «Великан на поляне»; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; предлагать на основе полученной информации меры охраны изучаемых объектов; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России Регулятивные: согласованно работать в паре при выполнении учебного задания; выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание, используя термины | Бережное отношение к природе; желание соблюдать правила охраны природы весной |
|
|
|
| Лето красное | 1. | Научатся: определять признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; рассказывать о жизни А. И. Куинджи и о главной особенности его художественного творчества вспоминать о главной теме в творчестве И. И. Шишкина; наблюдать за погодой летом; фиксировать результаты наблюдений в таблицах | Познавательные: устанавливать зависимость летних изменений в живой и неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и характеру её освещённости; соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также жизнь людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края; сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев (в том числе в языках народов своего края); описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях
художников, которые особенно затронули внимание каждого из учащихся; характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка; сочинять устный рассказ по картине; сравнивать дни летнего и зимнего солнцестояния, дни зимнего и летнего солнцеворота и обосновывать своё мнение; отмечать в настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота; делать выводы об изменении погоды в течение лета; сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года; делать выводы об изменениях погоды в течение года. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью; выполнять учебное действие в соответствии с планом; Коммуникативные:
строить понятные речевые высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | Понимание нравственного смысла и красоты старинных летних присловий и обычаев; эмоционально-эстетическое впечатление по отношению к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества |
|
|
|
| Летние праздники и труд | 1. | Научатся: рассказывать о летних видах труда земледельцев и скотоводов в его старинных и современных формах; рассказывать о народных обычаях празднования старинных летних праздников народов России | Познавательные: сравнивать традиции празднования летнего Нового года по старинному якутскому календарю с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой и весной в культуре народов России (то есть сравнить друг с другом все типы празднования Нового года в разные сезоны, о которых было рассказано в учебнике ранее); выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края Регулятивные: выполнять учебное действие по алгоритму в соответствии с планом Коммуникативные: формулировать собственное мнение; использовать речь для регуляции своего действия
| Понимание глубокого нравственного смысла народных обычаев, связанных с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов; осознание нравственного смысла календарных праздников в культуре народов России и мира, подводя итог полученным в течение года знаниям |
|
|
|
| Экскурсия в комитетский лес. | 1. | Научатся: наблюдать и рассказывать о летних погодных явлениях и состояниях природы; оформлять прогноз погоды, используя условные обозначения; оформлять фоторассказ о летней прогулке; использовать выразительные средства родного языка для описания красоты летней природы | Познавательные: соотносить летние погодные явления и состояние природы летом; соотносить признаки лета в живой и неживой природе; использовать приобретённые знания при создании макета газеты«Здравствуй, лето!» Регулятивные: распределять операции между собой в паре для выполнения задания учителя; согласованно работать в паре, выполнять учебное действие в соответствии с планом; проверять результат выполненного задания Коммуникативные: формулировать собственное мнение; использовать речь для регуляции своего действия.. | Эмоционально-эстетическое отношение к красоте весенней природы |
|