КТП 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Контрольно- тематическое планирование по программе "Школа России" 4 класс. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и внеурочной деятельности по предмету. Перечень учебно-методического и программного обеспечения,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_mir.docx | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ №2032 и авторской программы курса «Мир вокруг нас» для учащихся 4 класса общеобразовательных школ А.А.Плешакова (2008 г.).
Цель данного курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи данного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого; воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе в 4 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели).
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по курсу «Мир вокруг нас» и авторской программы курса «Мир вокруг нас» для учащихся 4 класса общеобразовательных школ.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009г.);
- Приказ МОиН РФ № 1067 от 19.12.2012 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ №2032;
- Базисный учебный план ГБОУ СОШ №2032 на 2013—2014 учебный год и т.д.
Обоснование выбора авторской программы и комплекта учебников
«Мир вокруг нас» УМК «Школа России»
Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» входит в федеральный перечень, утвержденный на 2013 – 2014 учебный год (Приказ МОиН РФ № 1067 от 19.12.2012 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»).
Учебник «Мир вокруг нас» (автор А.А.Плешаков) помогает в учащихся воспитывать благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, природным и культурным ценностям, уважительное отношение к обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учитываются возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
Программа определяет ряд практических задач:
1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3. эколого – этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование
При написании рабочей программы были внесены изменения в количество часов, отведенных на изучение некоторых тем.
№ п/п | Изменение | Обоснование |
1 | В разделы «Природа России», «Страницы всемирной истории» добавлено по 1 часу | Дополнительный час на проведение тестов. |
2 | Родной край – часть большой страны Страницы истории Отечества | Соответственно, данные разделы уменьшены на 1 час. |
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и внеурочной деятельности по предмету
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая, парная, индивидуальная;
- проектная, игровая деятельность;
- совместная и самостоятельная деятельность;
Технологии обучения:
- личностно-ориентированные технологии;
- метод проектов;
- технология исследовательского обучения;
- здоровье-сберегающие;
- игровая учебная деятельность;
- технологии организации группового взаимодействия.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса.
№п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
А.А.Плешаков | Учебник. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2. | 2009 | «Просвещение» | |
А.А.Плешаков | Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2 | 2013 | «Просвещение» | |
А.А.Плешаков | Тетрадь с печатной основой «Мир вокруг нас». Проверим себя. | 2013 | «Вита-пресс» | |
«Школа России» Концепция и программы для начальных классов | 2008 | «Просвещение» | ||
О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина | Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. | 2004 | «ВАКО» Москва | |
Е.Г.Каткова. | Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания. | 2013 | «Экзамен» Москва | |
электронный информационный источник | http:www.school-collection.edu.ru Единая коллекция образовательных ресурсов проектов «ИСО» | |||
электронный информационный источник | http:www.solneet.ee Детский портал «Солнышко» | |||
электронный информационный источник | http://max-foto.info/ Подборки фотографий растений, птиц и животных |
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Формы контроля освоения учащимися содержания:
- текущий контроль: устный опрос;
- итоговый контроль: тест.
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени. Целесообразно при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Вопросы с «открытым ответом» позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 4 класс
Обучающиеся должны знать:
- Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в
истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные
ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века,
Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники России; что такое
Конституция; основные права ребенка.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
- различать важнейшие полезные ископаемые, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения и животных;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;
- определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
- предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- определять необходимые меры охраны природы;
- приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить сведения по определенной теме, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Универсальные учебные действия по окончании 4-го класса:
Личностными результатами изучения русского языка являются:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения русского языка являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметными результатами изучения русского языка являются:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
График контрольных, административных, проверочных работ и срезов:
Дата | Тема | Вид контроля | Форма контроля |
11.10 | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество» | промежуточный | тест |
29.11 | Обобщающий урок по разделу «Природа России». | промежуточный | тест |
24.01 | Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край». | промежуточный | тест |
14.02 | Обобщение по теме «Страницы всемирной истории». | промежуточный | тест |
05.05 | Обобщение по теме «Страницы истории Отечества» | промежуточный | тест |
30.05 | Обобщающий урок по разделу «Современная Россия». | промежуточный | тест |
Обобщение изученного за год. | итоговый | тест |
Тематическое планирование по окружающему миру
к учебнику А. А. Плешакова (68 часов)
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Количество часов в неделю: 2
Всего: 68 I триместр: 24 II триместр: 22 III триместр: 22
Плановых контрольных уроков: 7
Учебно–тематический план:
№ | Тема | Кол-во часов | Проверочные работы | Проекты |
1 | Земля и человечество | 10 | 1 | |
2 | Природа России | 11 | 1 | |
Родной край – часть большой страны | 13 | 1 | ||
Страницы всемирной истории | 6 | 1 | ||
Страницы истории Отечества | 19 | 1 | ||
Современная Россия | 9 | 2 | ||
Итого | 68 | 7 |
Дата | Номер урока | Тема урока | Кол-во часов по теме | Интеграция |
I триместр | ||||
Земля и человечество -10 часов | ||||
02.09 | 1 | Мир глазами астронома. | ||
13.09 | 2 | Планеты Солнечной системы. | ИКТ | |
16.09 | 3 | Звёздное небо – Великая книга природы. | ||
20.09 | 4 | Мир глазами географа. | ОБЖ | |
23.09 | 5 | Пояса Земли. | ИКТ | |
27.09 | 6 | Мир глазами историка. | ||
30.09 | 7 | Когда и где? | ОБЖ | |
04.10 | 8 | Прошлое и настоящее глазами эколога. | ||
07.10 | 9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | ||
11.10 | 10 | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Тест. | ||
Природа России -11 часов | ||||
14.10 | 11 | Равнины и горы России. | ОБЖ | |
18.10 | 12 | Моря, озёра и реки России. | Литературное чтение | |
21.10 | 13 | Зона Арктических пустынь. | ИКТ | |
25.10 | 14 | Тундра. | ||
08.11 | 15 | Леса России. | Литературное чтение | |
11.11 | 16 | Лес и человек. | ОБЖ | |
15.11 | 17 | Зона степей. | ||
18.11 | 18 | Пустыни. | ИКТ | |
22.11 | 19 | У Черного моря. | ||
25.11 | 20 | Экологическое равновесие. | ||
29.11 | 21 | Обобщающий урок по разделу «Природа России». Тест. | Литературное чтение | |
Родной край – часть большой страны -13 часов | ||||
02.12 | 22 | Наш край. | ИКТ | |
06.12 | 23 | Поверхность нашего края. | ||
09.12 | 24 | Водоёмы нашего края. | ||
II триместр | ||||
13.12 | 25 | Наши подземные богатства. | ИКТ | |
16.12 | 26 | Земля – кормилица. | Литературное чтение | |
20.12 23.12 | 27-28 | Жизнь леса. | ОБЖ | |
27.12 30.12 | 29-30 | Жизнь луга. | ||
13.01 | 31 | Жизнь пресного водоёма. | ОБЖ | |
17.01 | 32 | Растениеводство в нашем крае. | ||
20.01 | 33 | Животноводство в нашем крае. | ||
24.01 | 34 | Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край». Тест. | ||
Страницы всемирной истории – 6 часов | ||||
27.01 | 35 | Начало истории человечества. | ||
31.01 | 36 | Мир древности: далекий и близкий. | ОБЖ | |
03.02 | 37 | Средние века: время рыцарей и замков. | ИКТ | |
07.02 | 38 | Новое время: встреча Европы и Америки. | Литературное чтение | |
10.02 | 39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | ОБЖ | |
14.02 | 40 | Обобщение по теме «Страницы всемирной истории». Тест. | ||
Страницы истории Отечества – 19 часов | ||||
17.02 | 41 | Жизнь древних славян. | ОБЖ | |
21.02 | 42 | Времена Древней Руси. | Литературное чтение | |
24.02 28.02 | 43-44 | Страна городов. | ||
10.03 | 45 | Трудные времена на Русской земле. | ОБЖ | |
14.03 | 46 | Русь расправляет крылья. | Литературное чтение | |
17.03 | 47 | Куликовская битва. | ИКТ | |
III триместр | ||||
21.03 | 48 | Иван Третий. | ||
24.03 | 49 | Мастера печатных дел. | ||
28.03 31.03 | 50-51 | Патриоты России. | ||
04.04 | 52 | Пётр Великий. | ИКТ | |
07.04 | 53 | Михаил Васильевич Ломоносов. | ИКТ | |
11.04 14.04 | 54-55 | Екатерина Великая. | ИКТ | |
21.04 25.04 | 56-57 | Отечественная война 1812 года. | ||
28.04 | 58 | Страницы истории XIX века. | Литературное чтение | |
05.05 | 59 | Обобщение по теме «Страницы истории Отечества». Тест. | ОБЖ | |
Современная Россия -9 часов | ||||
12.05 | 60 | Россия вступает в XX век. | ||
16.05 | 61 | Страницы истории 20-30-х годов. | ИКТ | |
19.05 | 62 | Великая война и Великая Победа. | ИКТ | |
23.05 | 63 | Страна, открывшая путь в космос. | ОБЖ | |
26.05 | 64 | Основной закон России и права человека. «Дети имеют право на особую защиту и помощь». | ||
30.05 | 65 | Мы – граждане России. Славные символы России. | ||
66 | Такие разные праздники. | |||
67 | Путешествие по России. | |||
68 | Обобщающий урок по разделу «Современная Россия». Тест. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...