Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру,4 класс,Школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grosheva_rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.doc | 77.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №4
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО _______________Глотова О.В. Протокол №1 от « » августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Бутурлиновская ООШ №4 ________________ Химичева В.А. « » сентября 2016 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Бутурлиновская ООШ №4 ______________ Балакирева О.С. Приказ № от « » сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Окружающий мир»
класс 4 «В»
Количество часов: 68 (2 ч в неделю)
Учитель: Грошева Тамара Викторовна
2016-2017 год
Содержание
Введение
Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Раздел 3. Календарно- тематическое планирование .
Приложения к рабочей программе
Приложение 1. Контрольно- измерительные материалы.
Приложение 2. Критерии оценивания по предмету.
Введение
Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2012). В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по два часа в неделю.
.
Раздел 2: Содержание учебного материала
«Окружающий мир»
в рамках УМК «Школа 2100» в 4 классе 2 часа в неделю - 68 часов в год.
А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан, Д.Д.Данилов, С.В.Тырин
№ п/п уро-ка | Тема урока | Коли-чество часов | Основное содержание темы | Тип урока/Формы организации учебных занятий | Предметные действия | УУД | |||||||
Личностные | Познава- тельные | Регулятивные | Коммуника-тивные | ||||||||||
1 | Как устроен организм человека | 1 | Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма; правила личной гигиены | Урок изучения нового материала | Знать: – строение тела человека; – органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья. Уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; – определять температуру тела человека с помощью термометра; – распознавать органы человека и самостоятельно работать с учебником | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | ||||
2 | Кожа – «пограничник» организма | 1 | Знакомство с понятиями: строение и роль кожи, | Комбинированный урок | Знать анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуляция. Уметь соблюдать правила личной гигиены; понимать роль здоровых кожных покровов для здоровья чело | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» | ||||
3 | Как человек двигается | 1 | Опорно-двигательная система, работа мышц, правила предупреждения искривления позвоночника | Комбини-рованный урок | Знать понятия: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц. Иметь представление о первой помощи при травмах, правилах предупреждения искривления позвоночника | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
4 | Путешествие бутерброда | 1 | Органы пищеварения, их роль в организме | Комбини-рованный урок | Знать понятия питательные вещества, пищеварение; роль пищеварения. Понимать связь строения и роли органов человека. Уметь выбирать продукты, полезные для организма | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); | ||||
5 | Как удаляются ненужные вещества | 1 | Органы выделения, функции органов выделения | Комбини-рованный урок | Знать органы выделения и их функции. Понимать взаимосвязь систем жизнедеятельности в организме человека | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
6 | Для чего и как мы дышим | 1 | Органы дыхания, правила гигиены кожи | Комбини-рованный урок | Знать о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях. Уметь применять правила гигиены органов дыхания | Оценивать жизненные ситуации | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||
7 | Волшебная восьмерка | 1 | Работа сердца, большой и малый круг кровообращения, польза физических упражнений для сердца | Комбини-рованный урок | Знать о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения. Уметь выполнять физические упражнения, укрепляющие сердце | Оценивать жизненные ситуации | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||
8 | Что такое кровь? | 1 | Состав крови, клеточное строение, взаимосвязь строения и функций клеток | Комбини-рованный урок | Знать о клеточном строении крови | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
9 | Почему наш организм работает слаженно | 1 | Функции спинного и головного мозга | Комбини-рованный урок | Знать о строении и функциях спинного и головного мозга, больших полушарий мозга, о гормонах и их роли в организме. Уметь соблюдать правила гигиены, режим дня | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» | ||||
10 | Окна в окружающий мир | 1 | Роль органов зрения, гигиена зрения, профилактика близорукости | Комбини-рованный урок | Знать о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой. Уметь применять правила гигиены зрения | Оценивать жизненные ситуации | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения | ||||
11 | Многогранный мир чувств | 1 | Органы чувств, роль органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, гигиенические понятия: гигиена слуха | Комбини-рованный урок | Знать о строении и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса). Уметь применять правила гигиены слуха | Оценивать жизненные ситуации | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения | ||||
12 | Родители и дети | 1 | Понятия: внутреннее оплодотворение, вынашивание, выкармливание молоком, обучение потомства | Комбини-рованный урок | Знать о размножении как свойстве живых организмов. Уметь правильно оценивать роль мужчины и женщины в жизни человеческого общества и семьи | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
13 | Отчего мы иногда болеем | 1 | Понятие об инфекционных заболеваниях, прививках способы предупреждения негативных последствий при порезах и ссадинах | Комбини-рованный урок | Знать об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения. Уметь: – оказывать элементарную первую помощь (при порезах, ссадинах); – применять дезинфицирующие средства (йод, зеленка) | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | ||||
14 | Наши пред- ки – древесные жители | 1 | Сходство и отличие человека и обезьяны | Комбини-рованный урок | Знать о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны. Уметь работать с учебником | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
15 | На заре человечества | 1 | Этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия). Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела. Освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова | Комбини-рованный урок | Знать понятие эволюция. Уметь объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | ||||
16 | Обобщающий урок по раз-делу «Чело-век и его строение» Контрольная работа №1 | 1 | Обобщение знаний о строении тела человека, системах органов и их роли в жизнедеятельности | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (18 часов) | |||||||||||||
17 | Рукотворная жизнь | 1 | Природа. Объекты живой и неживой природы. Понятия: сорт, порода. Способы выведения сортов культурных растений и пород домашних животных. Дикорастущие и культурные растения. Уход за растениями | Урок ознакомления с новым материалом | Знать, что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя. Уметь различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы, отличать объекты природы от изделий труда человека. Понимать связи неживой и живой природы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | ||||
18 | На службе у человека | 1 | Сельское хозяйство, земледелие, животноводство | Комбинированный урок | Знать о сельском хозяйстве как составляющей современного хозяйства человека. Иметь представление о способах повышения объемов продукции | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; | ||||
19 | Как стать сильным | 1 | Понятие о рычаге, колесе, наклонной плоскости, способах их использования | Комбинированный урок | Знать о простейших механизмах, позволяющих человеку стать сильным. Уметь использовать свойства рычага, колеса, наклонной плоскости в повседневной жизни | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; | ||||
20-21 | Как человек использует свойства воды | 2 | Свойства воды. Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы и их использование человеком, охрана | Комбинированные уроки | Знать о твердых, жидких, газообразных веществах, легко определять свойства веществ. Уметь различать разные состояния воды. Понимать значение бережного отношения к воде | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | ||||
22 | Как человек использует свойства воздуха | 1 | Свойства воздуха, способы использования свойств воздуха человеком | Комбинированный урок | Знать понятие воздух, его состав и свойства. Уметь использовать предметы, действие которых основано на свойствах воздуха | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | ||||
23 | Горные породы и минералы | 1 | Понятие о свойствах горных пород и минералов. Способы их использования и добычи | Комбинированный урок | Знать о различных горных породах, их свойствах, способах добычи и использования. Уметь применять полученные знания в жизни | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи | ||||
24 | Металлы | 1 | Понятие металлы, их свойства | Комбини-рованный урок | Знать понятие металл. Иметь представление о многообразии металлов. Уметь работать с учебником | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя | ||||
25 | Приручение огня | 1 | Представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека | Комбини-рованный урок | Знать различные виды топлива, их свойства, способы получения энергии путем использования топлива. Уметь применять полученные знания при выполнении учебных заданий | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
26 | Невидимая сила | 1 | Представление об электричестве как универсальном виде энергии | Комбини-рованный урок | Знать об электричестве как универсальном виде энергии, его роли в жизни человека. Уметь соблюдать правила | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | ||||
27-28 | Чудо-волны | 2 | Свойства звука и света. Использование этих свойств человеком | Комбини-рованные уроки | Знать понятие волна, природу звука и света. Уметь видеть проявление свойств звука и света в повседневной жизни; работать с учебником, проводить элементарные опыты | Оценивать жизненные ситуации | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||
29-30 | Человек проникает в тайны природы | 2 | Формирование представлений о современных технологиях, используемых человеком. Научно-техни-ческий прогресс. Его положительные и отрицательные аспекты. Экологические проблемы | Комбини-рованный урок | Знать о тенденциях развития человеческого общества. Понимать важность экологических проблем и роль каждого человека в их решении | Оценивать жизненные ситуации | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | ||||
31-32 | Как нам жить? | 2 | Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Комбини-рованные уроки | Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе). Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту | ||||
33 | Обобщение по разделу «Рукотворная природа» Контрольная работа № 2 | 1 | Основные понятия, изученные в рамках данного раздела | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь применять знания, полученные при изучении данного раздела | Оценивать жизненные ситуации | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | ||||
34 | Обобщение по курсу «Человек и природа» Итоговая контрольная работа | 1 | Основные понятия, изученные в курсе «Человек и природа» | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь применять знания, полученные при изучении данного раздела | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | ||||
Раздел I. Человек | |||||||||||||
Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6часов) | |||||||||||||
35 | Вводный урок. Как работать с учебником? | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||
36 | Кого можно назвать человеком? Почему нельзя подружиться с Маугли? | 1 | Биологическая (врожденная) и общественная (приобретенная) природа человека. Знакомство с научным объяснением того, какие факторы в большей степени влияют на формирование личности человека | Урок ознакомления с новым материалом | Знать о биологической и общественной природе человека, о факторах, определяющих формирование личности человека. Уметь объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и анализировать ответы других | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | ||||
37 | Мир людей – мир личностей. Посмотри в своё «зеркало». | 1 | Первичное представление о понятии личность | Комбинированный урок | Знать, что такое личность и какими признаками она определяется. Уметь различать врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и аргументировать его | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение | ||||
38 | Эмоции – краски переживаний. Как понять, что творится у друга на душе? | 1 | Понятие эмоции. Виды эмоций, особенности их проявления | Комбинированный урок | Знать понятие эмоции, иметь представление об их видах, особенностях проявления. Уметь применять полученные на уроке знания для объяснения собственных эмоций и переживаний; строить логически правильный ответ; слушать других участников диалога | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение | ||||
39 | Переживания испытанные временем. Что такое настроение? | 1 | Понятие настроение. Различие эмоционального состояния хорошего и плохого настроения Развитие умения определять эмоции окружающих по выражению их лиц. Представление о сопереживании | Урок ознакомления с новым материалом | Знать, о взаимосвязи эмоций, переживаемых человеком, и выражением его лица. что такое настроение, каким оно может быть и из чего складывается. Уметь видеть отражение эмоций на лицах окружающих и объяснять их, сопереживать, делиться своими чувствами понимать, в каком настроении находится человек, и выбирать правильную тактику своего поведения | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | ||||
40 | Как узнать человека? Что такое характер | 1 | Характер как явление внутреннего мира человека. Понятия: черты характера, оптимист, пессимист | Комбинированный урок | Знать о характере как явлении внутреннего мира человека; понятия: черты характера, оптимист, пессимист. Уметь контролировать свое настроение, находить и усваивать способы коррекции своего характера | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрен | ||||
Глава 2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (5 ЧАСОВ). | |||||||||||||
41 | Что такое общество? | 1 | Понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа | Урок ознакомления с новым материалом | Знать понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа. Уметь жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; | ||||
42 | Как жить в мире людей? | 1 | Личные и общественные способы регуляции человеческого поведения. Золотое правило нравственности | Комбинированный урок | Знать понятия: совесть, мораль, право. Уметь следовать правилам, принятым в данном обществе | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение | ||||
43 | Что такое «мое общество»? | 1 | Круги общения и социальные группы. Понятие конфликт. Причины его возникновения и способы выхода из конфликтных ситуаций | Комбинированный урок | Знать о необходимости наличия взаимосвязи интересов, взглядов для объединения людей. Уметь находить «свое общество», принимать законы этого общества, избегать конфликтов и находить способы выхода из них | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | ||||
44 | Права человека в обществе | 1 | Личные права человека. Основные правовые документы: Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности | Комбинированный урок | Знать о существовании неотъемлемых личных прав человека, об основных законах, регулирующих права, и их соблюдении. Уметь с уважением относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | ||||
45 | Повторение по разделу «Человек». Проверочная работа № 1. | 1 | Контроль знаний | Знать основные понятия, изученные в данном разделе. Уметь применять полученные знания при решении учебных задач | |||||||||
Раздел II. Человечество | |||||||||||||
Глава 3. Человек и прошлое человечества (10 часов). | |||||||||||||
46-47 | Всемирная история Первобытный мир – «детство» человечества | 2 | Предмет изучения науки истории. Понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха. Целостная картина всемирной истории как смены нескольких исторических эпох Эпоха Первобытного мира. Первые человеческие общества – роды и племена. Первобытная мораль | Комбинированный урок | Знать о предмете изучения науки истории, понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха. об эпохе Первобытного мира, о первых человеческих обществах – родах и племенах. Уметь ориентироваться в историческом времени: вести счет времени по эрам, векам, годам; определять по году век, последовательность и длительность событий; работать с текстом учебной статьи объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали; анализировать ответы других и строить собственное монологическое высказывание | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи | ||||
48-49 | Древний мир – время первых цивилизаций | 2 | Эпоха Древнего мира (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества). Понятие цивилизация | Комбинированный урок | Знать об эпохе Древнего мира; понятие цивилизация. Уметь работать с исторической картой учебника и контурной картой в тетради; анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи | ||||
50-51 | Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем» | 2 | Эпоха Средних веков (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества, особенности морали) | Комбинированный урок | Знать об эпохе Средних веков. Уметь ориентироваться в историческом времени, работать с исторической и контурной картами, с дополнительной (эн-циклопедической) литературой | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||||
52-53 | Новое время: торжество Европы | 2 | Эпоха Нового времени (временные границы, изменения в уровне развития техники в устройстве общества, особенности морали) | Комбинированный урок | Знать об эпохе Нового времени. Уметь ориентироваться в историческом времени, анализировать ответы товарищей, аргументировать свое мнение | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||||
54-55 | Новейшее время: трудный шаг к единому человечеству | 2 | Эпоха Новейшего времени (временные границы, изменения в уровне развития техники, в устройстве общества, особенности морали) | Комбинированный урок | Знать об эпохе Новейшего времени, ее особенностях. Уметь ориентироваться в историческом пространстве, работать с картами, высказывать свое мнение и анализировать ответы учащихся | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||||
Глава 4. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5 часов) | |||||||||||||
56-57 | Короли, президенты и граждане | 2 | Представление о том, что единое человечество складывается из граждан разных государств. Право каждого государства на суверенитет. Различия между государствами на уровне форм правления и политических режимов. Различные органы власти | Урок ознакомления с новым материалом | Знать о существовании различных по формам правления и политическим режимам государствах, о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое и недемократическое государства, о существовании различных органов власти и государственных руководителей. Уметь работать с учебником, строить монологический ответ, слушать других и анализировать услышанное | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||||
58 | Расы и народы Земли | 1 | Равенство всех людей вне зависимости от расовой и национальной принадлежности | Комбинированный урок | Знать понятия: раса, народ, национальность. Уметь различать людей по расовому и национальному признакам; терпимо и уважительно относиться к людям другого цвета кожи, другой национальности | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | ||||
59 | Кто во что верит? | 1 | Понятия: вера, атеизм. Мировоззрение. Религиозный и атеистический типы мировоззрения | Комбинированные уроки | Знать о том, что человечество состоит из людей религиозного и атеистического типа мировоззрения. Уметь уважительно относиться к убеждениям других людей; анализировать ответы товарищей, аргументировать свою собственную позицию | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | ||||
60 | Религии мира – богатство человеческого духа | Различные религии мира и их вклад в общемировую культуру. Равноценность каждой религии | Комбинированный урок | Знать о существовании различных религий, о ценности их вклада в общемировую культуру вне зависимости от религиозных воззрений каждого человека. Уметь уважительно и терпимо относиться к верующим различных религий, к людям с другим мировоззрением | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | |||||
Глава 5. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (8 часов) | |||||||||||||
61 | Мировое хозяйство | 1 | Первичные представления об основных экономических понятиях. Товарно-денежный обмен. Основы мирового хозяйства. Право на владение собственностью | Урок ознакомления с новым материалом | Знать основные экономические понятия: труд, деньки, собственность, доход. Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||||
62 | Мировое сообщество государств | 1 | Понятие мировое сообщество. ООН: история, структура, задачи. Основные права и свободы Всеобщей декларации прав человека | Комбинированный урок | Знать понятие мировое сообщество; историю, структуру и задачи ООН. Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||||
63 | Что человечество ценит больше всего | 1 | Понятие об общечеловеческих ценностях – одинаково важных для всех идей, правил | Комбинированный урок | Знать об общечеловеческих ценностях. Уметь уважительно и бережно относиться к общечеловеческим ценностям, понимать их значимость; работать с энциклопедической литературой; аргументированно защищать свою позицию, участвовать в диалоге | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||||
64 | Как нам жить? «Будет ли у нас завтра?» | 1 | Общие проблемы – выживание. Основные проблемы человечества. Значимость усилий каждого человека в решении общих проблем | Комбинированный урок | Знать основные проблемы человечества и возможные пути их решения. Уметь осознавать значимость усилий каждого человека в решении общих проблем; соблюдать законы сосуществования в общества; работать с различными источниками информации | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||||
65 | Обобщение по разделу «Человек и единое человечество» Проверочная работа № 2 | 1 | Обобщение представлений о человеке как части единого человечества и человечестве как сообществе людей с различными религиозными, мировоззренческими установками | Урок обобщения и систематиза-ции знаний | Знать основные понятия, изученные в рамках данного раздела. Уметь сознавать себя частью единого человечества; работать с учебной литературой, с различными источниками информации | Оценивать жизненные ситуации | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | ||||
66-68 | Обобщение по теме «Путь человечества в ХХI век – дорога каждого из нас!» | 3 | Обобщение представлений об основных понятиях курса. Работа с учебной литературой. Диалог | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать основные понятия, изученные в рамках курса. Уметь участвовать в диалоге, слушать собеседников, строить аргументированное высказывание, применять полученные знания; соблюдать законы, принятые в обществе, и уважительно относиться к общечеловеческим ценностям | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||||
Урочная деятельность- 48 часов | |||||||||||||
Неурочная деятельность- 20 часов |
Календарно – тематическое планирование
Окружающий мир
(2часа в неделю - 68 часов в год.)
А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан, Д.Д.Данилов,С.В.Тырин
№ | Тема урока | Дата проведения | |
План | Факт | ||
Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (16 часов) | |||
1 | Как устроен организм человека | ||
2 | Кожа – «пограничник» организма | ||
3 | Как человек двигается |
|
|
4 | Путешествие бутерброда | ||
5 | Как удаляются ненужные вещества | ||
6 | Для чего и как мы дышим | ||
7 | Волшебная восьмерка | ||
8 | Что такое кровь? | ||
9 | Почему наш организм работает слаженно | ||
10
| Окна в окружающий мир | ||
11 | Многогранный мир чувств | ||
12 | Родители и дети | ||
13 | Отчего мы иногда болеем | ||
14 | Наши пред- ки – древесные жители | ||
15 | На заре человечества | ||
16 | Обобщающий урок по раз-делу «Чело-век и его строение» Контрольная работа №1 | ||
Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (18 часов) | |||
17 | Рукотворная жизнь | ||
18 | На службе у человека | ||
19 | Как стать сильным | ||
20-21 | Как человек использует свойства воды | ||
22 | Как человек использует свойства воздуха | ||
23 | Горные породы и минералы | ||
24 | Металлы | ||
25 | Приручение огня | ||
26 | Невидимая сила | ||
27-28 | Чудо-волны | ||
29-30 | Человек проникает в тайны природы | ||
31-32 | Как нам жить? | ||
33 | Обобщение по разделу «Рукотворная природа» Контрольная работа № 2 | ||
34 | Обобщение по курсу «Человек и природа» Итоговая контрольная работа | ||
Раздел I. Человек Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6часов) | |||
35 | Вводный урок. Как работать с учебником? | ||
36 | Кого можно назвать человеком? Почему нельзя подружиться с Маугли? | ||
37 | Мир людей – мир личностей. Посмотри в своё «зеркало». | ||
38 | Эмоции – краски переживаний. Как понять, что творится у друга на душе? | ||
39 | Переживания испытанные временем. Что такое настроение? | ||
40 | Как узнать человека? Что такое характер | ||
Глава 2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (5 ЧАСОВ). | |||
41 | Что такое общество? | ||
42 | Как жить в мире людей? | ||
43 | Что такое «мое общество»? | ||
44 | Права человека в обществе | ||
45 | Повторение по разделу «Человек». Проверочная работа № 1. | ||
Раздел II. Человечество Глава 3. Человек и прошлое человечества (10 часов). | |||
46-47 | Всемирная история Первобытный мир – «детство» человечества | ||
48-49 | Древний мир – время первых цивилизаций | ||
50-51 | Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем» | ||
52-53 | Новое время: торжество Европы | ||
54-55 | Новейшее время: трудный шаг к единому человечеству | ||
Глава 4. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5 часов) | |||
56-57 | Короли, президенты и граждане | ||
58 | Расы и народы Земли | ||
59 | Кто во что верит? | ||
60 | Религии мира – богатство человеческого духа | ||
Глава 5. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (8 часов) | |||
61 | Мировое Хозяйство | ||
62 | Мировое сообщество государств | ||
63 | Что человечество ценит больше всего | ||
64 | Как нам жить? «Будет ли у нас завтра?» | ||
65 | Обобщение по разделу «Человек и единое человечество» Проверочная работа № 2 | ||
66-68 | Обобщение по теме «Путь человечества в ХХI век – дорога каждого из нас!» |
Приложение 2. Критерии и нормы оценивания.
Контроль образовательных результатов. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Ещё раз повторим требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по окружающему миру.
Во-первых, на наш взгляд, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Поэтому, прежде всего разнообразные полученные школьниками знания должны позволять описывать свои наблюдения и объяснять ребятам их собственный опыт, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся следующими двумя способами: 1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных зданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.). Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, что такого рода задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего, требовать творчески, применять знания) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, соединять, лепить и тому подобное). Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял исходя из уровня знаний своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса). 2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блиц опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.
Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Важную роль в проведении контроля имеют тетради для проверочных и контрольных работ (3-4 кл.). Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. При этом акцент самостоятельных (проверочных) работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). А материал итоговых (контрольных) работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний.
Перечень учебно-методической литературы.
Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект:
- Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2010.
- Данилов, Д. Д., Сизова, Е. В., Харитонова, И. В., Кузнецова, С. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс. – М.: Баласс, 2010.
- Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2010
- Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и природа». 4 класс. – М.: Баласс, 2010.
- Вахрушев, А. А. Наша планета Земля: методические рекомендации. – М.: Баласс, 2011.
Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева / авт.-сост. Н. В. Кийко, Н. А. Порунова. Волгоград: Учитель, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год
программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...