Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ЭКОГРАД
план-конспект занятия по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Экологическое занятие по теме:"Путешествие в город Экоград"
позволяет повторить экологические правила поведения людей в природе; развивать речь, внимание, наблюдательность; воспитывать сознательное и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_ekograd.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ЭКОГРАД
Цели: повторить экологические правила поведения людей в природе; развивать речь, внимание, наблюдательность; воспитывать сознательное и бережное отношение к природе.
Оборудование: костюмы для учащихся; карточки, листы с заданиями, зоологическое лото, кроссворд, ребус.
Эпиграф на доске: Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее.
И. С. Тургенев
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
– Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в далекий город. Название города спрятано в ребусе. (Экоград.)
II. Строительство города Экограда.
– Давайте построим этот замечательный город. Выберите «кирпичики», которые подойдут для этого города.
На доске прикреплены листы в форме кирпичиков со словами:
Учащиеся строят Экоград и рассказывают экологические правила поведения людей в природе.
III. Экологическая сказка (инсценировка).
– Ребята, посмотрите, какая история приключилась с Капитошкой. Какие экологические правила были нарушены людьми?
ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТОШКИ
Капитошка. Здравствуйте, меня зовут Капитошка! Я родился рано утром вместе с другими росинками на листке подорожника. Все мои братья и сестры остались ждать теплых солнечных лучей, а я скатился на эту тропинку, чтобы посмотреть мир. Пойду, куда глаза глядят!
Гусеница (выглядывает из-под листка). Просто идти, куда глаза глядят, ума много не надо!
Капитошка. А как надо?
Гусеница. Моя бабушка рассказывала, что когда она летала…
Капитошка. Ты меня обманываешь… Червяки не летают!
Гусеница. Ну, во-первых, я не червяк, а во-вторых, дослушай до конца! Так вот. Когда моя бабушка летала высоко над землей, она видела все, что происходит на этой планете. И она сказала, что самый лучший город на земле – это город Экоград. И теперь я думаю, что кто-нибудь обязательно должен отыскать этот город! Может быть, ты сможешь его найти!
Капитошка. Если я найду этот город, то на Земле будет чисто и красиво, все люди, звери, птицы, растения будут жить весело, будут добрыми и никто не будет болеть. Я обязательно найду этот город!
Автор. Капитошка попрощался с гусеницей и отправился на поиски Экограда.
Вдруг Капитошка увидел, что над самой землей на своей невесомой паутинке раскачивается паучок. Паутинка держалась на двух стебельках какой-то травы. Это было так красиво, так сказочно, что Капитошка подумал, что здесь начинается Экоград.
Паучок. Здравствуй! Куда ты идешь?
Капитошка. Я ищу чудный город Экоград! Там очень красиво, наверное, так, как здесь, – твоя паутинка вся переливается на солнце!
Автор. Вдруг раздался непонятный шелест, и с неба посыпалось что-то грязное, мокрое, с очень неприятным запахом. Капитошка и паучок едва успели отскочить в сторону. Когда они открыли глаза, то увидели страшную картину. Там, где была паутинка, лежала мокрая, грязная и мятая бумага. От паутинки остались только две ниточки, но они уже не сверкали на солнце, а провисали под тяжестью осевшей на них пыли. Травинки, за которые паучок привязывал свою паутинку, были сломаны и придавлены чем-то тяжелым. Это что-то так блестело на солнце, что нельзя было смотреть.
Капитошка. Бедный паучок, как же ты будешь здесь жить?
Паучок. Что ты! Бежим отсюда скорее! Может случиться самое страшное!
Автор. Паучок так быстро побежал, что Капитошка даже не успел спросить его о том, что же еще может произойти.
Когда паучок и Капитошка были на большом расстоянии от этого места, друзья оглянулись и увидели, что произошло. Там, где была паутинка, появился едкий дым.
По оставшимся ниточкам паутинки пробежало пламя, оно охватило сломанные стебельки травы, и они мгновенно стали черными. Пламя становилось все больше. Какой-то жук не успел уползти подальше, и пламя охватило травинку, на которой он сидел. Жук вспыхнул вместе с травинкой и исчез в дыму. Друзьям стало нечем дышать от дыма, и они бросились бежать дальше.
Капитошка (отдышавшись). Ты знаешь, что это было?
Паучок (грустно). Да. Это был человек. Он сжег мусор.
Автор. Капитошка понял, что это не Экоград, ведь там, в Экограде, живут только умные и добрые люди. Он попрощался с паучком и отправился дальше, напевая песенку о своей мечте.
Капитошка (поет). Но, конечно, но, конечно,
Если слишком ты ленивый,
Если слишком ты пугливый, сиди дома и зева-а-ай.
Ни к чему тебе дороги, косогоры-горы-горы,
Экограда реки-раки, руки-ноги береги!
А – а… в Экограде реки вот такой красоты!
А – а… там леса и парки вот такой чистоты!
А – а… город очень добрый!
А – а… город мой красивый!
А – а… Чудо-город, нас встречай!
Автор. Капитошка остановился на берегу удивительно красивой речки.
Капитошка. Ох, как красиво! Наверное, Экоград находится на другом берегу этой реки!
Автор. Капитошка подошел к берегу. И нырнул в речку.
Капитошка. Какая теплая, какая прозрачная вода! Как хорошо искупаться! Поплыву в Экоград!
Автор. Когда он отплыл от берега на несколько метров, он увидел рыбку с грустными глазами.
Капитошка. Здравствуй, рыбка!
Рыбка. Здравствуй. Как ты попал в эту речку? Ведь ты не живешь в воде?
Капитошка. Я ищу город Экоград, и я подумал, что, наверное, он находится на берегу такой удивительно красивой реки!
Рыбка. Нет, здесь не может быть Экограда. Смотри!
Автор. Рыбка выглянула из воды и показала Капитошке большое разноцветное пятно на воде. Оно переливалось всеми цветами радуги.
Рыбка. Это настоящий яд. Видишь вдали мост? По нему идут машины. И с моста стекает в речку эта жирная разноцветная жидкость. Плыви осторожнее!
Автор. Капитошка решил нырнуть поглубже, чтобы не встретиться с тем разноцветным пятном на поверхности воды. Он спустился почти до самого дна, чтобы полюбоваться водорослями. Но вдруг вода из прозрачной стала мутной. Капитошка испугался и поднялся к поверхности воды. К счастью, до берега оставалось совсем немного. И Капитошка быстро поплыл к берегу. Там сидел лягушонок.
Лягушонок. Ква! Почему ты такой грустный?
Капитошка. Вода в реке стала очень мутной. Я не мог плыть, я не видел своих ручек и ножек! Ты не знаешь, что случилось?
Лягушонок. Я давно живу возле этой речки – после того как в нее опустил какие-то трубы человек, жить здесь стало невозможно. Погибли многие рыбы, лягушки. В этой реке нет водорослей! Да ты посмотри на себя в зеркало!
Автор. Капитошка вышел из речки не прозрачной росинкой, какою родился, а грязной, коричневого цвета каплей. Капитошка посмотрел на себя в зеркало и заплакал.
Вдруг он услышал знакомый голос. Появляется бабочка, которая была гусеницей и рассказала Капитошке о чудесном городе Экограде.
Бабочка. Успокойся, Капитошка! Твом слезы смыли всю грязь, и ты снова стал чистой росинкой.
Капитошка. Кто это говорит?
Бабочка. Посмотри вверх! Узнаешь меня?
Капитошка. Это ты, червяк?
Бабочка. Я уже не гусеница, теперь я бабочка. Я могу подняться высоко в небо!
Капитошка. И ты тоже, как твоя бабушка, видела город Экоград?
Бабочка. Когда я поднялась высоко над землей, я поняла, что дорогу в Экоград может найти только человек. Обратись к детям, Капитошка! Только они смогут помочь тебе найти дорогу в Экоград!
Капитошка. Ребята, помогите мне найти дорогу в чудесный город!
IV. Экологическая викторина.
Учитель. Хорошо, Капитошка. Садись и слушай. Ребята покажут тебе дорогу в Экоград.
Конкурс «Разминка»
– Ребята, давайте вспомним и расскажем Капитошке, как надо вести себя в лесу, в поле, на реке. Послушайте рассказ и найдите ошибки. Их вы можете записывать на листочках, чтобы не забыть.
Однажды Петя, Маша, Катя и Володя решили пойти в лес набрать желудей для урока труда. Они встретились рано утром на берегу реки. Мальчики взяли с собой бутерброды и банку сока, чтобы подкрепиться в пути.
День выдался ясный, солнечный. Ребята переправились через реку и вышли на луг. Вдруг Катя увидела красивую бабочку на цветке. «Ой, какая прелесть!» – воскликнула она и стала ловить ее. Но потом, увидев стрекозу с длинными крыльями, поймала ее и засунула в банку. «Это отличная находка для моей коллекции. Я ее засушу», – сказала она.
Ребята весело бегали по траве и не замечали, что творится вокруг: вот отскочил в сторону испуганный кузнечик, затерялась раздавленная неосторожной ногой божья коровка, затоптаны луговые цветы.
Повеселившись, ребята пошли в лес. Вот тихий уголок. Здесь и дерево поваленное есть, можно присесть и перекусить. «Ой, паук!» – в ужасе воскликнула Маша и раздавила его. Из-за дерева появился Петя. «Смотрите, кого я нашел», – сказал он. В его руках был ежик. Он испуганно сжался в комочек. «Бедненький, он, наверное, потерял маму и хочет есть. Давайте возьмем его домой», – сказал Петя. И ребята положили его в корзину. Перекусив, ребята стали искать дубы. Кате мешала банка со стрекозой, и она выбросила ее в овраг. Вот и хороший дуб. Петя залез на дуб и стал трясти ветки, а ребята с криком и смехом собирали желуди.
Вдруг Петя заметил гнездо. Он взял яйцо и спустился вниз. Яичко было маленькое, меньше куриного, и в крапинку. «Ладно, давайте я положу его на место». И Петя, забравшись на дерево, положил яйцо в гнездо. Домой ребята возвращались веселые. Мальчики несли полную корзину желудей и ежика, а девочки – огромную охапку душистых полевых цветов.
Учитель. Какие ошибки допустили ребята во время прогулки?
Команды обсуждают ошибки: нельзя ловить бабочек, стрекоз, топтать цветы, давить насекомых; ловить и забирать домой диких животных; шуметь, выбрасывать мусор в лесу; трогать гнезда и яйца птиц; рвать дикорастущие растения.
Конкурс оценивается по пятибалльной системе.
К о н к у р с «Зоологическое лото»
Команды получают набор карточек – лото с животными из Красной книги. Побеждает команда, которая быстрее соберет верную цепочку из карточек.
К о н к у р с «Лесные загадки»
Команды получают листы с кроссвордом и загадками. Оценивается быстрота и правильность ответов. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.
В о п р о с ы - з а д а н и я по вертикали:
1. За горами, за полями, за высокими лесами
Хищник-ворище ночами рыщет,
Добычу ищет, зубами щелк…
Кто это?
(Волк.)
2. Серый зверюшка, длинные ушки.
А хвостик – клубком. Спит под кустом.
Там его дом. Зима наступает –
Шубу меняет. Кто его знает?
(Заяц.)
5. Круглый да гладкий, он рос не на грядке.
На ветке висел. На солнышке зрел.
Белка нашла и в дупло принесла.
(Орех.)
7. На узкой дорожке – голова да рожки.
Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет?
(Улитка.)
8. По чаще идет таежный хозяин –
Валежник ломает, пчел разоряет.
Что за зверь, кто отгадает?
(Медведь.)
9. Проворная зверушка живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок. Отыскала грибок,
Нанизала на сучок – заготовила впрок.
(Белка.)
П о г о р и з о н т а л и:
3. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала
И горлана-петуха унесла с собой в леса.
(Лиса.)
4. На поляне лесной, под могучей сосной
Стоит старичок. На нем бурый колпачок,
Колпачок набочок. Кто в лесу бывает –
Тот его знает.
(Боровик.)
6. Стоит при дорожке на тоненькой ножке.
Пестрой шляпкой накрыт. Несъедобен – ядовит.
(Мухомор.)
10. Кто на дереве сидит, клювом дерево долбит?
По рябине стук да стук – вылезай скорее, жук.
Будет птице на обед очень вкусный короед.
(Дятел.)
11. Растут на ней иголки, тонкие и колкие,
И шишки смолистые, липкие, душистые.
Она под Новый год в гости к нам придет!
Стройная, пушистая, с огнями золотистыми.
(Елка.)
12. Он похож на елку: шуба вся в иголках.
Бежит по дорожке, топ – топают ножки.
Мимо леса, мимо елок, на спине пятьсот иголок.
Вдруг увидел волка, поднял все иголки.
Стал на мячик он похож. Кто это?
(Еж.)
К о н к у р с «Зоошутки»
Командам выдаются иллюстрации. На них изображены фантастические животные. Необходимо определить, части тела каких животных здесь изображены. За правильный ответ – 1 балл.
IV. Итог занятия.
Учитель подводит итоги экологической викторины. Награждает победителей.
– Почему необходимо выполнять экологические правила?
– Что может произойти, если исчезнут все растения? Все насекомые? Все птицы?
В ы в о д: в природе все тесно взаимосвязанно. И счастливые, здоровые люди могут жить только в Экограде! Человек – сын природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок - игра "Поле чудес" по теме "Путешествие по городам и странам"
Обобщающий урок - игра "Поле чудес" проходит в 3 этапа: отборочный тур, игра "Поле чудес", игры для всех. Разнообразные, увлекательные задания урока способствуют закреплению знаний по теме урока, разв...
Презентация на тему "Путешествие в город Словарик"
Материал к уроку русского языка работа со словарными словами...
Классный час по теме «Путешествие в город Добро-Вежливо»
*Цель: воспитание чувства толерантности, коллективизма; привитие интереса к литературе, чтению; ...
Путешествие в город Экоград (внеклассное мероприятие)
На занятии учащиеся повторяют экологические правила поведения в природе, учатся чувствовать ответственность за свои поступки по отношению к объектам природы, бережно относиться к природе....
уроке - презентация по окружающему миру, 1 класс, на тему "Путешествие по городу"
Данный конспект урок+ презентация разработан мной с целью более глубокого изучения родного края, своего города (Йошкар Ола)...
Классный час по теме:" Путешествие по городу Здоровейск"
Здоровье – одна из существенных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью и т.п., определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствующей среде обитания,...
Конспект урока чтения по теме: Путешествие по городу. В цветочном городе.
Конспект урока чтения по теме: Путешествие по городу. В цветочном городе....