Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1,3 классов
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1,3 классов с КТП бeз УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_pr_okr_m.docx | 60.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сугровская основная общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Принято Утверждено
педагогическим советом приказ №____ от протокол № _________ «___»__________2016 г
«___»___________2016 г директор школы: _________ /Зелепукина В. Ф./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1,3 КЛАССЫ
2016-2017 учебный год
Разработана
учителем начальных классов
Ребровой Е. В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1-3 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана МБОУ «Сугровская ООШ» на 2016-2017 учебный год, примерной программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Плешакова А.А. «Окружающий мир».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Курс А.А.Плешакова «Окружающий мир» входит в состав УМК «Школа России».
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»: Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1, 2, 3, 4 классов: в 2 частях – М.: Просвещение, 2016 Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 1. 2, 3, 4 классов в 2 частях - М.: Просвещение, 2016 Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 1 - 4 классов - М.: Просвещение, 2016 Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс – 66 ч (33 учебные недели), 2 - 4 классы – по 68 ч (34 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1 класс
Тема | |
Введение 1 ч. | Знакомство с учебником, его персонажами, рабочей тетрадью, тетрадью «Проверим себя», атласом-определителем, учатся задавать вопросы об окружающем мире, знакомство со школой, освоение важнейших правил поведения в школе, территорией школы, ближайшими окрестностями, безопасной дорогой от дома до школы. |
Что и кто? 20 ч. | Формирование представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдаётся самому близкому, тому, что доступно непосредственному опыту детей |
Как, откуда и куда? 12 ч. | Познание обучающимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей |
Где и когда? 11 ч. | Развитие представлений детей о пространстве и времени |
Почему и зачем? 22 ч. | Формирование опыта причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной деятельности |
Учебное содержание в каждой теме выстраивается, в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь от темы к теме, учащиеся вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
2 класс
Тема | |
Где мы живем (4 ч) | Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.Проверочная работа. |
Природа (20 ч) | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. |
Жизнь города и села (10 ч) | Село, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего района. Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д.. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного села. |
Здоровье и безопасность (10 ч) | Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: отработка правил перехода улицы. Проверочная работа. |
Общение (8 ч) | Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: отработка основных правил этикета. |
Путешествия (16 ч) | Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе. Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты. |
3 класс
Тема | |
Как устроен мир (7 ч) | Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Экскурсия: Что нас окружает? |
Эта удивительная природа (19 ч) | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений. |
Мы и наше здоровье (10 ч) | Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. |
Наша безопасность (8ч) | Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы. |
Чему учит экономика (12 ч) | Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке. Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами. |
Путешествие по городам и странам (12 ч) | Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. |
4класс
Тема | |
Земля и человечество (10 ч) | Мир глазами астронома. Мир глазами географа. Миг глазами историка. Прошлое и настоящее глазами эколога. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами. |
Природа России (10 ч) | Разнообразие и красота природы России. Природные зоны нашей страны. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Экскурсия. Лес и человек. |
Родной край – часть большой страны (14 ч) | Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края. |
Страницы всемирной истории (5 ч) | Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. |
Страницы истории Отечества (20 ч) | Кто такие славяне. Века Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». |
Современная Россия (9 ч) | Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата
| |
1 | ВВЕДЕНИЕ Задавайте вопросы. | (1ч) 1 | ||
2 | Что и кто? Что такое Родина? | (20ч) 1 | ||
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | ||
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | ||
5 | Проект «Моя малая родина» | 1 | ||
6 | Что у нас над головой? | 1 | ||
7 | Что у нас под ногами? Практическая работа. Определение образцов камней. | 1 | ||
8 | Что общего у разных растений? Практическая работа. Определение частей растений. | 1 | ||
9 | Что растет на подоконнике? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений. | 1 | ||
10 | Что растет на клумбе? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника. | 1 | ||
11 | Что это за листья? Экскурсия. | 1 | ||
12 | Что такое хвоинки? Практическая работа. Работа с гербарием. | 1 | ||
13 | Кто такие насекомые? | 1 | ||
14 | Кто такие рыбы? | 1 | ||
15 | Кто такие птицы? Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев. | 1 | ||
16 | Кто такие звери? Практическая работа. Изучение строения шерсти животных. | 1 | ||
17 | Что нас окружает дома? | 1 | ||
18 | Что умеет компьютер? | 1 | ||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | ||
20 | На что похожа наша планета? | 1 | ||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» Стр.50-54 | 1 | ||
22 | КАК, ОТКУДА И КУДА? Как живет семья. Проект «Моя семья» | (12ч) 1 | ||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. | 1 | ||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора. | 1 | ||
25 | Как путешествует письмо. | 1 | ||
26 | Куда текут реки? Практическая работа. Приготовление «морской» воды. | 1 | ||
27 | Откуда берутся снег и лед? Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. | 1 | ||
28 | Как живут растения? Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями. | 1 | ||
29 | Как живут животные? Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка. | 1 | ||
30 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. | 1 | ||
31 | Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. | 1 | ||
32 | Откуда в снежках грязь. Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды. | 1 | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | ||
34 | ГДЕ И КОГДА? Когда учиться интересно? | (11ч) 1 | ||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | ||
36 | Когда придет суббота? | 1 | ||
37 | Когда наступит лето? | 1 | ||
38 | Где живут белые медведи? Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. | 1 | ||
39 | Где живут слоны? Практическая работа. Определение на глобусе экватора. | 1 | ||
40 | Где зимуют птицы? | 1 | ||
41 | Когда появилась одежда? | 1 | ||
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | ||
43 | Когда ты станешь взрослым? | 1 | ||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | ||
45 | ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? | (22ч) 1 | ||
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | ||
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | ||
48 | Почему звенит звонок? Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. | 1 | ||
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | ||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | ||
51 | Проект «Наши домашние питомцы» | 1 | ||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | ||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | ||
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | ||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | ||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы. | 1 | ||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | ||
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | ||
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | ||
60 | Зачем строят корабли? | 1 | ||
61 | Зачем строят самолеты? | 1 | ||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | ||
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | ||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | ||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС
№п/п | Название раздела, тема | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Как устроен мир? (7 ч) | ||||
1 | Природа. Ценность природы для людей | 1 | ||
2 | Человек | 1 | ||
3 | Наши проекты: "Богатства, отданные людям" | 1 | ||
4 | Общество | 1 | ||
5 | Что такое экология | 1 | ||
6 | Природа в опасности! Охрана природы | 1 | ||
7 | Обобщение знаний по теме "Как устроен мир". Проверочная работа | 1 | ||
Эта удивительная природа (19ч) | ||||
8 | Тела, вещества, частицы | 1 | ||
9 | Разнообразие веществ | 1 | ||
10 | Воздух и его охрана | 1 | ||
11 | Вода | 1 | ||
12 | Превращения и круговорот воды | 1 | ||
13 | Берегите воду! | 1 | ||
14 | Что такое почва | 1 | ||
15 | Разнообразие растений | 1 | ||
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | ||
17 | Размножение и развитие растений | 1 | ||
18 | Охрана растений | 1 | ||
19 | Разнообразие животных | 1 | ||
20 | Кто что ест | 1 | ||
21 | Наши проекты: "Разнообразие природы родного края" | 1 | ||
22 | Размножение и развитие животных | 1 | ||
23 | Охрана животных | 1 | ||
24 | В царстве грибов | 1 | ||
25 | Великий круговорот жизни | 1 | ||
26 | Обобщение знаний по теме "Эта удивительная природа". Проверочная работа | 1 | ||
Мы и наше здоровье (10ч) | ||||
27 | Организм человека | 1 | ||
28 | Органы чувств | 1 | ||
29 | Надёжная защита организма | 1 | ||
30 | Опора тела и движение | 1 | ||
31 | Наше питание | 1 | ||
32 | Наши проекты: "Школа кулинаров" | 1 | ||
33 | Дыхание и кровообращение | 1 | ||
34 | Умей предупреждать болезни | 1 | ||
35 | Здоровый образ жизни | 1 | ||
36 | Обобщение знаний по теме "Мы и наше здоровье". Проверочная работа | 1 | ||
Наша безопасность (8 ч) | ||||
37 | Огонь, вода и газ | 1 | ||
38 | Чтобы путь был счастливым | 1 | ||
39 | Дорожные знаки | 1 | ||
40 | Наши проекты: "Кто нас защищает" | 1 | ||
41 | Опасные места | 1 | ||
42 | Природа и наша безопасность | 1 | ||
43 | Экологическая безопасность | 1 | ||
44 | Обобщение знаний по теме "Наша безопасность". Проверочная работа | 1 | ||
Чему учит экономика? (12 ч) | ||||
45 | Для чего нужна экономика | 1 | ||
46 | Природные богатства и труд людей - основа экономики | 1 | ||
47 | Полезные ископаемые | 1 | ||
48 | Растениеводство | 1 | ||
49 | Животноводство | 1 | ||
50 | Какая бывает промышленность | 1 | ||
51 | Наши проекты "Экономика родного края" | 1 | ||
52 | Что такое деньги | 1 | ||
53 | Государственный бюджет | 1 | ||
54 | Семейный бюджет | 1 | ||
55 | Экономика и экология | 1 | ||
56 | Обобщение знаний по теме "Чему учит экономика". Проверочная работа | 1 | ||
Путешествие по городам и странам (12 ч) | ||||
57-59 | Золотое кольцо России | 3 | ||
60 | Наши проекты: "Музей путешествий" | 1 | ||
61 | Наши ближайшие соседи | 1 | ||
62 | На севере Европы | 1 | ||
63 | Что такое Бенилюкс | 1 | ||
64 | В ценрте Европы | 1 | ||
65 | По Франции и Великобритании | 1 | ||
66 | На юге Европы | 1 | ||
67 | По знаменитым местам мира | 1 | ||
68 | Обобщение знаний по теме "Путешествие по городам и странам". Проверочная работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа по предмету окружающий мир составлена основе следующих нормативно-правовых документов Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 1 - 4 классов. (Программа "Школа России")
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом МО и Н РФ от 31.12 2015 №1576...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающ...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптирова...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 а класса.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 а класса....
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 в класса.
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 3 класса...