Урок по окружающему миру на тему "Мир глазами астронома"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
"Мир глазами астронома"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_4.docx | 20.85 КБ |
mir_glazami_astronoma.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 4-м классе
на тему "Мир глазами астронома "
Цели урока:
познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, -
астрономией;
формировать представление о Солнце и планетах Солнечной системы;
развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать,
делать выводы;
воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход урока
I. Организационный момент
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие и посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала мы должны с Вами выяснить, кто же такие астрономы и что такое
астрономия. Как вы думаете кто же такие астрономы? (Ответы детей)
- Итак, слово астрономия происходит от двух греческих слов:
АСТРОНОМИЯ: «астрон» - звезда и «номос» - закон.
АСТРОНОМИЯ – наука о космических телах, образуемых ими системах и о
Вселенной в целом.
- Кто такие астрономы?
АСТРОНОМЫ – люди, изучающие звезды.
2. Знакомство учащихся с историей.
- мы с Вами выяснили, что такое астрономия и кого называют астрономами.
Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли
звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории
своего существования. Записи астрономических наблюдений указывают на
то, что это примерно 5000 лет назад. Искусными наблюдателями были
вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с
расположением звезд в определенных созвездиях. Около 2800 г. до н.э. в
Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно,
служил обсерваторией.
Позднее на помощь астрономам приходят приборы. Вот так выглядят
телескопы прошлого и настоящего. Первым производил наблюдения в телескоп Галилео Галилей.
3. Вселенная или Космос
- С точки зрения астрономов мир – это Вселенная – это весь окружающий
нас бесконечный мир.
Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные,
ты и я – это все Вселенная.
Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так
называемого Большого взрыва, произошедшего около 15 млрд. лет назад.
При этом образовался плотный горячий шар, который начал стремительно
расширяться, превращаясь во Вселенную. Многие астрономы считают, что
расширение продолжается и в наши дни.
4. Солнце.
-Прежде чем перейти к следующей странице нашего урока, отгадаем загадку
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)
- Что Вы можете сказать о Солнце?..
- Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в
глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-
разному: в Древней Греции – Гелиос, в Египте- Ра, а наши предки славяне –
Ярило. В честь Солнца слагались гимны.
- А как же произошло рождение Солнечной системы?
Солнечная система образовалась из огромного облака газа и пыли около 5
млрд. лет назад. Некоторые части облака оказались более плотными.
Частицы газа и пыли в этих областях стали сближаться под действием сил
взаимного притяжения. Со временем они образовали шар. Шар уплотнялся,
уменьшался в объеме и разогревался. Постепенно он начал светиться,
превращаясь в зародыш Солнца, на что потребовалось около 100 тыс. лет.
«Зародыш» все быстрее вращался, разбрасывая в пространстве часть
вещества. Одновременно он продолжал сжиматься и разогреваться. Наконец «зародыш» разогрелся для возникновения ядерных реакции; началось
выделение огромного количества энергии, и засияла новая звезда. Кольцо
ранее сброшенного вещества начало собираться в сгустки. Эти сгустки
постепенно становились все крупнее и крупнее, располагаясь на разных
расстояниях от Солнца. Большие сгустки стали планетами, которые мы
наблюдаем сегодня. Меньшие превратились в спутники планет, а совсем
маленькие стали астероидами.
- Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья
учебника на стр.6.
- Для того чтобы закрепить знания о Солнце, мы впишем в текст
недостающие данные.
Тексты раздаются на парты:
Солнце – ближайшая к Земле …… Это огромное …… космическое тело.
Солнце имеет форму …… Диаметр Солнца в …… раз больше диаметра
Земли. Масса Солнца в …… раз больше массы нашей планеты. Расстояние от
Земли до Солнца - …… километров. Температура на поверхности Солнца -
…… градусов, а в его центре - …… градусов.
Проверка текстов. Предложения зачитываются по очереди.
5. Планеты Солнечной системы.
- Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4
небольшие планеты, расположенные ближе всех к Солнцу - Меркурий,
Венера, Земля, Марс - называются внутренними. Они имеют твердую
поверхность. Остальные 5 планет называются внешними. Это 4 газовых
гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Рассмотрим планеты Солнечной системы.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета. Свое название планета получила в
честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается
вокруг Солнца за 88 дней. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то он
сильно нагревается, до +480°С. Атмосфера настолько разрежена, что её
практически нет. Самая маленькая планета. Диаметр всего 4878 км.
Венера - вторая от Солнца планета Венера носит имя богини красоты, яркая
звезда, её ещё называют «вечерней» \ «утренней»\ звездой. Она может сиять
серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера.
Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из
углекислого газа и серной кислоты. Здесь невыносимая жара: до +480°С.
Земля - из космоса наша планета кажется голубой. Такой цвет придают
окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной
поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует
по меньшей мере полутора миллиона видов растений и животных. В результате движения пород под земной корой дно океанов раздвигается, а
континенты перемещаются по планете. Земля образовалась примерно 4,6
млрд. лет назад и имеет естественный спутник.
- Кто уже догадался, как он называется?
Луна - ближайшая соседка в космическом пространстве. Ее можно подробно
рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело \ по диаметру в 4
раза меньше Земли \ не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные
условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.
Марс - четвертая от Солнца планета, названная в честь римского бога войны
– за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у
него есть два спутника – Фобос и Деймос в честь сыновей бога войны, в
переводе означает Страх и Ужас. Температура опускается до -110°С.
Юпитер - следующая от Солнца планета. Самая большая в Солнечной
системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера.
Вмещает более 1300 тел размером с Землю. В атмосфере Юпитера постоянно
бушуют ложные ураганы. Температура на планете - 150°С.
Сатурн - вторая по величине планета. Названа в честь римского бога
земледелия. Окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков
льда и камней. Температура - 170°С. У планеты 18 спутников.
Уран - в 4 раза больше Земли по диаметру. Состоит из маленького каменного
ядра и замерших газов: водорода, гелия и метана.
Нептун - носит имя римского бога морей. Планета мерцает голубоватым
светом \ это цвет метана \, напоминающим блеск воды. Иногда в атмосфере
Нептуна появляются темные пятна – это сильнейшие вихри, бушующие в
ней. Температура на поверхности -200°С.
IV. Закрепление изученного материала.
Кто такие астрономы?
Как раньше называли астрономов?
Кто первым начал «наблюдать» за звёздами?
Какие планеты входят в состав Солнечной системы?
V. Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Что на вас произвело наибольшее впечатление?
VI. Д/з: изготовить модель Солнечной системы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Телескопы прошлого
Молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 4 классе "Наши помощники-органы чувств. Глаза" УМК "Начальная школа XXI века"
Презентация к уроку....
интегрированный урок по окружающему миру и английскому языку в 4 классе «Мир глазами астронома»
Небо, звёзды всегда очаровывали людей своей красотой и недосягаемостью. Астрономы ближе всех к ним. Учите детей любить звёздное небо!...
Урок окружающего мира Тема: Береги глаза
Урок создан по технологии индивидуализированного обучения по программе "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема "Мир глазами географа"
Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Перспектива", автора А.А. Плешакова...
Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств (глаза)"
Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств (глаза)"...
Конспект урока по окружающему миру по теме - мир глазами астронома
Конспект урока по окружающему миру по теме - мир глазами астронома (4 класс)...
Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо» в 4 классе
Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо» в 4-3 классеУчитель Климаненко Галина Михайловна Технологическая картаТема урока...