РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 КЛАСС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, примерной программы по окружающему миру (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2011), рабочей программы по окружающему миру (А.А.Плешаков) (Сборник рабочих программ «Школа России». Москва, «Просвещение», 2011). Программа реализуется в полном объёме. Содержание учебного предмета носит интегрированный характер с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», авторами которого являются Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова (рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 класс утверждена приказом от 01.09. 2011 №51/2).
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение курса "Окружающий мир" в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю при 34 неделях), что соответствует Авторской программе. В том числе: экскурсий – 3; практических работ – 5;
проектов – 6.
На изучение основных тем данного курса отводится следующее количество часов, представленное в таблице:
№ п/п | Название раздела | Количество часов, отведенных на изучение раздела | |
авторская программа | рабочая программа | ||
1 | Где мы живем | 4 ч | 4 ч |
2 | Природа | 20 ч | 20 ч |
3 | Жизнь города и села | 10 ч | 10 ч |
4 | Здоровье и безопасность | 9 ч | 9 ч |
5 | Общение | 7 ч | 7 ч |
6 | Путешествия | 18 ч | 18 ч |
ИТОГО | 68 ч | 68 ч |
Содержание курса
Где мы живем? (4 ч) |
Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире. |
Природа (20 ч) |
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. |
Жизнь города и села (10 ч) |
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. |
Здоровье и безопасность (9 ч) |
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. |
Общение (7 ч) |
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. |
Путешествия (18 ч) |
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето. |
Расхождение Авторской и рабочей программы
Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в Авторской программе в полном объеме.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- различать изученные группы растений и животных;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Требования к подготовке ученика, заканчивающего 2-й класс
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль тура поведения в общественных местах;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
- названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей: соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата | Примеча-ние |
1 четверть – 18 часов | ||||
Где мы живём? | 4 ч | |||
1 | Родная страна | 07.09. | ||
2 | Город и страна. Проект № 1 «Родной город» | 07.09. | ||
3 | Природа и рукотворный мир. | 14.09. | ||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | 15.09. | ||
Природа | 20ч | |||
5 | Неживая и живая природа. | 21.09. | ||
6 | Явления природы. ОБЖ № 1 Пр. р. № 1. Знакомство с термометром. Измерение температуры | 22.09. | ||
7 | Что такое погода. ОБЖ № 2 | 28.09. | ||
8 | Экск. № 1 «В гости к осени». ОБЖ № 3 | 29.09. | ||
9 | В гости к осени. | 05.10. | ||
10 | Звездное небо. ОБЖ № 4 | 06.10. | ||
11 | Заглянем в кладовые земли. | 12.10. | ||
12 | Про воздух. ОБЖ № 5 | 13.10. | ||
13 | Про воду | 19.10. | ||
14 | Какие бывают растения | 20.10. | ||
15 | Какие бывают животные | 26.10. | ||
16 | Невидимые нити. ОБЖ № 6 | 27.10. | ||
17 | Дикорастущие и культурные растения | 09.11. | ||
18 | Дикие и домашние животные. ОБЖ № 24 | 10.11. | ||
2 четверть – 14 часов | ||||
19 | Комнатные растения. ОБЖ № 23 Пр.р. № 2. Уход за комнатными растениями | 16.11. | ||
20 | Животные живого уголка Пр.р. № 3. Уход за домашними животными | 17.11. | ||
21 | Про кошек и собак | 23.11. | ||
22 | Красная книга. ОБЖ № 20 | 24.11. | ||
23 | Будь природе другом. Проект № 2 «Красная книга, или возьмём под защиту» | 30.11. | ||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 01.12. | ||
Жизнь города и села | 10 ч | |||
25 | Что такое экономика. ОБЖ № 19 | 07.12. | ||
26 | Из чего что сделано | 08.12. | ||
27 | Как построить дом | 14.12. | ||
28 | Какой бывает транспорт. Экск. № 2 «Транспорт»». | 15.12. | ||
29 | Культура и образование. ОБЖ № 26 | 21.12. | ||
30 | Все профессии важны. Проект № 3 «Профессии» | 22.12. | ||
31 | Все профессии важны. ОБЖ № 17 | 11.01. | ||
32 | В гости к зиме. ОБЖ № 18 | 12.01. | ||
3 четверть – 20 часов | ||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 18.01. | ||
34 | Презентация проектов «Родной город село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии» | 19.01. | ||
Здоровье и безопасность | 9 ч | |||
35 | Строение тела человека. ОБЖ № 8 | 25.01. | ||
36 | Если хочешь быть здоров. ОБЖ № 7, 9 | 26.01. | ||
37 | Берегись автомобиля! | 01.02. | ||
38 | Школа пешехода. ОБЖ № 25 Пр.р. № 4. Правила безопасности пешеходов | 02.02. | ||
39 | Домашние опасности. ОБЖ № 14 | 08.02. | ||
40 | Пожар. ОБЖ № 22 | 09.02. | ||
41 | На воде и в лесу. ОБЖ № 15 | 15.02. | ||
42 | Опасные незнакомцы. ОБЖ № 16 | 16.02. | ||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». ОБЖ № 10 | 22.02. | ||
Общение | 7 ч | |||
44 | Наша дружная семья. ОБЖ № 11 | 23.02. | ||
45 | Проект № 4 «Родословная» | 29.02. | ||
46 | В школе. | 01.03. | ||
47 | Правила вежливости. ОБЖ № 13 | 07.03. | ||
48 | Ты и твои друзья | 08.03. | ||
49 | Мы – зрители и пассажиры. ОБЖ № 30 | 14.03. | ||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». ОБЖ № 31 | 15.03. | ||
Путешествия | 18 ч | |||
51 | Посмотри вокруг. ОБЖ № 27 | 04.04. | ||
52 | Ориентирование на местности. ОБЖ № 21 | 05.04. | ||
4 четверть – 16 часов | ||||
53 | Пр.р. № 5. Знакомство с компасом. Ориентирование по компасу | 11.04. | ||
54 | Формы земной поверхности | 12.04. | ||
55 | Водные богатства | 18.04. | ||
56 | Экск. № 3 «В гости к весне». ОБЖ № 29 | 19.04. | ||
57 | В гости к весне | 25.04. | ||
58 | Россия на карте | 26.04. | ||
59 | Проект № 5 «Города России» | 02.05. | ||
60 | Путешествие по Москве | 03.05. | ||
61 | Московский Кремль | 09.05. | ||
62 | Город на Неве. ОБЖ № 28 | 10.05. | ||
63 | Путешествие по планете | 16.05. | ||
64 | Путешествие по материкам | 17.05. | ||
65 | Страны мира. Проект № 6 «Страны мира» | 23.05. | ||
66 | Впереди лето. ОБЖ № 12 | 24.05. | ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». ОБЖ № 32 | 30.05. | ||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 31.05. |
Учебно-методические средства обучения
1. А.А.Плешаков Окружающий мир. Учебник. 2 класс. Ч.1,2, Москва,
«Просвещение», 2012
2. А.А.Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс Ч. 1,2, Москва, «Просвещение», 2012
3. Е.М.Тихомирова . Поурочные разработки по предмету «Окружающий
мир» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. В 2-х частях. 2
класс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...