Почему радуга разноцветная
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная" . Школа России. 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе «ШКОЛА России»
Тема урока: Почему радуга разноцветная
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Основные понятия:
Ресурсы : основные: учебник «Окружающий мир» 1 класс (автор Плешаков и др.), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», карточки
Формы работы: групповая ( в парах), фронтальная, индивидуальная
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Узнать, как образуется радуга
Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника
Запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма
Отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок.
Личностные:
Интерес к изучению явлений природы
Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"
Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Высказывать предположения о причинах возникновения радуги
Познавательные УУД:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета
Планируемые результаты учащихся:
Усвоить, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Научиться воспроизводить последовательность цветов радуги с опорой на фразу – подсказку.
Технологии обучения: Информационно-коммуникационные технологии
Технология урока на деятельностной основе
Технология проблемного обучения
Образовательные ресурсы:
у учителя: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс. учеб. для образоват. учреждений.в 2 ч. ч. 2, мультимедийная презентация «Радуга»;
у учащихся: конверты с цветными полосками; мыльные пузыри; тесты; смайлики для рефлексии.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационный этап. Самоопределение к учебной деятельности | Приветствует детей Мотивирует учащихся к учебной деятельности | Личностные : -эмоциональность; умение осознать и определить свои эмоции; -этические нормы общения и сотрудничества; | |
2. Актуализация знаний | Мотивация уч-ся к учебной деятельности. -Ребята, скажите, что это за звук? (шум дождя) (СЛАЙД 1) Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо. А какое? Отгадайте загадку: Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути. В них ни въехать, ни войти. -Что появилось на небе (СЛАЙД 2) | Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. Демонстрируют знания- незнания о радуге. Высказывают предположения. Делают выводы совместно с учителем. | Умение поддержать разговор на интересную тему. Социальная компетентность. Ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта. Включение в учебный процесс. Предметные учебные действия |
3.Совместное планирование деятельности. Постановка цели. Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний. | Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке. Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач. Определяет их объем. -О чём пойдёт речь на уроке? (о радуге) -Что вы хотите узнать о радуге? 1) Когда она появляется? 2) Почему она разноцветная? -Дети, а кто из вас видел радугу? - Какое настроение было, у Вас было? - А кто-нибудь из вас замечал, когда на небе появляется радуга? | Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях. | Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
4.Открытие нового знания (первичное усвоение новых знаний) Цель: -развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний; - организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями. | Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группе. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. - Ребята, перед вами на парте текст. Прочитайте его и найдите ответ на этот вопрос. До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит: — Радуга! Смотрите — радуга! - Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь) -Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь. (СЛАЙД 3) Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. - Мы ответили на первый вопрос. Ученик Солнце вешнее с дождём Строят радугу вдвоём – Семицветный полукруг Из семи широких дуг. Нет у солнца и дождя Ни единого гвоздя, А построили два счёта Поднебесные ворота. Иногда появляются сразу две радуги. (СЛАЙД 4) Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех редких случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна! | Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и способов. | Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Коммуникативная. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
5. Физминутка | (СЛАЙД 5) Радуга. В небе дождь, гроза. (дети хлопают в ладоши над головой) Закрывай глаза! (дети закрывают ладошами глазки) Дождь прошёл. Трава блестит. (разводят руки в стороны) В небе радуга стоит. (поднимают руки верх, помахивая руками) Поскорей, поскорей, выбегай из дверей (хлопают в ладоши) По траве босиком, Прямо в небо прыжком. (прыжок) | ||
6.Проблемный вопрос. Решение проблемной ситуации | Проблемный вопрос. Решение проблемной ситуации. -Так почему же радуга разноцветная? Давайте посмотрим мультфильм (видео) и ответим на этот вопрос. -Что является причиной? (СЛАЙД 7) - Мы ответили на второй вопрос. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами. - Сколько же цветов в радуге? (Семь.) - Из каких цветов состоит радуга? Кто знает? -Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку». (СЛАЙД 8) -Повторим этот стишок. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (СЛАЙД 9) -Какой по счёту зелёный цвет? Синий? ?6-ой? | Дети отвечают. | |
7. Первичное закреплений знаний Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Работа в паре (СЛАЙД 10) Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему. Сначала вспомним правила работы в парах: Работать должны все Слушать друг друга Уметь уступать Уметь договариваться Распределять роли Своё несогласие высказывать вежливо Работать тихо, не мешать другим - Возьмите конверт (СЛАЙД 11) Расположите цветные полоски, чтобы у Вас получился кусочек радуги. (Кто выполнит задание – ВСТАТЬ) Проверим работы (СЛАЙД 12) | Самостоятельно работают по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал, проводят взаимопроверку по критериям оценивания | Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность. Формирование самостоятельности ответственности Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем. .
|
8. Практическая работа №1 | “Радуга в домашних условиях”. (учитель) - Ребята, а как вы думаете, можно ли радугу сделать дома самому? Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная “радуга” | ||
9. Практическая работа №2 | «Радуга на мыльном пузыре» (ученики) (СЛАЙД 13) А где еще мы можем увидеть радугу? Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах. -Радугу можно увидеть в лужах на асфальте… -В брызгах фонтана… -Самые яркие радуги встретят нас у водопадов… Радуга – это, конечно, природное явление. -Но сейчас мы побудем волшебниками и попробуем создать свою радугу. С помощью мыльных пузырей мы увидим радугу. - Мы с вами получили каждый свою радугу. | ||
10. Проверка изученного материала | (СЛАЙД 14) 1)У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы). Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”; Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет; Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет. 1 -У радуги 7 цветов? 2 - Все цвета расположены в определённом порядке? 3 - В радуге есть коричневый цвет? 4 -Строители радуги – солнце и дождь? Проверяем (СЛАЙД 15) 2) Игра «Третий лишний» (СЛАЙД 16) | Познавательные:осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) Коммуникативные:принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные:проявляют интерес к новому учебному материалу | |
11. Творческая работа | Нарисуйте радугу в рабочей тетради страница…. или помощников-строителей | ||
12. Рефлексия Цель: организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. | Перед вами два смайлика, если вы поняли, когда появляется радуга и почему она разноцветная, то прикрепите весёлый смайлик на радугу, если же нет, то грустный на тучку. Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. | Анализируют деятельность. | Рефлексия способности организовать работу. Способность взаимодействия с другими объектами окружающего мира. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Почему радуга разноцветная" 1 класс. Окружающий мир.
урок окружающего мира в 1 классе с использованием ИКТ...
Почему радуга разноцветная? Окружающий мир. 1 класс. Презентация.
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Почему радуга разноцветная? Можно использовать и на уроках ИЗО....
Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"
Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"
Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....
"Почему радуга разноцветная"
УМК "Школа России", конспект "Почему радуга разноцветная"...
Почему радуга разноцветная?
Изучение цветов радуги и их последовательности....
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....