Почему радуга разноцветная
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная" . Школа России. 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта25.9 КБ

Предварительный просмотр:

             Технологическая  карта урока  окружающего мира в 1 классе по программе  «ШКОЛА России»    

Тема   урока: Почему радуга разноцветная  

Тип  урока: урок «открытия» новых знаний

Основные понятия:

Ресурсы :  основные: учебник «Окружающий мир» 1 класс (автор Плешаков и др.), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», карточки                                          

Формы работы: групповая ( в парах), фронтальная, индивидуальная

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Узнать, как образуется радуга

Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника

Запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма

Отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок.

Личностные:

 Интерес к изучению явлений природы

 Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"

 Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор

Метапредметные:

 Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Высказывать предположения о причинах возникновения радуги

Познавательные УУД:

 Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и др.).

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

 Коммуникативные УУД:

 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Планируемые результаты учащихся:

Усвоить, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Научиться воспроизводить последовательность цветов радуги с опорой на фразу – подсказку.

Технологии обучения: Информационно-коммуникационные технологии

                            Технология урока на деятельностной основе  

                                         Технология проблемного обучения      

Образовательные ресурсы:

 у учителя: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс. учеб. для образоват. учреждений.в 2 ч. ч. 2, мультимедийная презентация «Радуга»;

                 

у учащихся: конверты с цветными полосками; мыльные пузыри; тесты; смайлики для рефлексии.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Самоопределение к

учебной деятельности

Приветствует детей

Мотивирует учащихся к учебной деятельности

Личностные :

-эмоциональность; умение осознать и определить свои эмоции;

-этические нормы общения и сотрудничества;

2. Актуализация знаний

Мотивация уч-ся к учебной деятельности.

-Ребята, скажите, что это за звук? (шум дождя)  (СЛАЙД 1)

Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под

зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо.  А какое?

Отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти.

-Что появилось на небе (СЛАЙД 2)

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Демонстрируют знания- незнания о радуге.

Высказывают предположения.

Делают выводы совместно с учителем.

Умение поддержать разговор на интересную тему.

Социальная компетентность.

Ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта. Включение в учебный процесс.

Предметные учебные действия

3.Совместное планирование деятельности.

Постановка цели.

Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.

Определяет их объем.

-О чём пойдёт речь на уроке? (о радуге)

-Что вы хотите узнать о радуге?

1) Когда она появляется?

2) Почему она разноцветная?

-Дети, а кто из вас видел радугу?

- Какое настроение было, у Вас было?

- А кто-нибудь из вас замечал, когда  на небе появляется радуга?

Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

4.Открытие нового знания (первичное усвоение новых знаний)

Цель:

-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;

- организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными  и новыми знаниями.

Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группе. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.

- Ребята, перед вами на парте текст. Прочитайте его и найдите ответ на этот вопрос.

         До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя!

 Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

        — Радуга! Смотрите — радуга!

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь. (СЛАЙД 3)

  Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

- Мы ответили на первый вопрос. 

Ученик

 Солнце вешнее с дождём

 Строят радугу вдвоём –

 Семицветный полукруг

 Из семи широких дуг.

 Нет у солнца и дождя

 Ни единого гвоздя,

 А построили два счёта

  Поднебесные ворота.

Иногда появляются сразу две радуги. (СЛАЙД 4)

Одна из них поярче, другая побледней!

 Это бывает в тех редких случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.

    Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды.

 Природа очень изобретательна!

Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и способов.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

5. Физминутка

   (СЛАЙД 5)

Радуга.

В небе дождь, гроза.   (дети хлопают в ладоши над головой)

Закрывай глаза! (дети закрывают ладошами глазки)

Дождь прошёл.

Трава блестит. (разводят руки в стороны)

В небе радуга стоит. (поднимают руки верх, помахивая руками)

Поскорей, поскорей, выбегай из дверей (хлопают в ладоши)

По траве босиком,

Прямо в небо прыжком. (прыжок)

6.Проблемный вопрос.

 Решение проблемной ситуации

Проблемный вопрос. Решение проблемной ситуации.

-Так  почему же радуга разноцветная?

Давайте посмотрим мультфильм (видео) и ответим на этот вопрос.

-Что является причиной?

(СЛАЙД 7)

- Мы ответили на второй вопрос.

Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не

меняются местами.

- Сколько  же цветов в радуге? (Семь.)

- Из каких цветов состоит радуга? Кто знает? 

-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку». (СЛАЙД 8)

-Повторим этот стишок. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

(СЛАЙД 9)

-Какой по счёту зелёный цвет? Синий? ?6-ой?

Дети отвечают.

7. Первичное закреплений знаний Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Работа  в паре     (СЛАЙД 10)

Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему.

Сначала вспомним правила работы в парах:

Работать должны все

Слушать друг друга

Уметь уступать

Уметь договариваться

Распределять роли

Своё несогласие высказывать вежливо

Работать тихо, не мешать другим

- Возьмите конверт   (СЛАЙД 11)

Расположите цветные полоски, чтобы у Вас получился кусочек радуги.

(Кто выполнит задание – ВСТАТЬ)

Проверим работы (СЛАЙД 12)

Самостоятельно работают по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал, проводят взаимопроверку по  критериям  оценивания

Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Формирование самостоятельности ответственности Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе.

Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.

.

 

8. Практическая работа №1

 “Радуга в домашних условиях”. (учитель)

- Ребята, а  как вы думаете, можно ли радугу сделать дома самому?

Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная “радуга”

9. Практическая работа №2

 «Радуга на мыльном пузыре» (ученики) 

(СЛАЙД 13)

А где еще мы можем увидеть радугу?

 Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

Радуга – это, конечно, природное явление.

-Но сейчас мы побудем  волшебниками и  попробуем создать свою радугу.

С помощью мыльных пузырей мы увидим радугу.

- Мы с вами получили каждый свою радугу.

10. Проверка изученного материала

(СЛАЙД 14)

1)У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

1 -У радуги 7 цветов?

2 - Все цвета расположены в определённом порядке?

3 - В радуге есть коричневый цвет?

4 -Строители радуги – солнце и дождь?

Проверяем (СЛАЙД 15)

2) Игра «Третий лишний» (СЛАЙД 16)

Познавательные:осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Коммуникативные:принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные:проявляют интерес к новому учебному материалу

11. Творческая работа

Нарисуйте радугу в рабочей тетради страница….  или помощников-строителей

12. Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.

Перед вами два смайлика, если вы поняли, когда появляется радуга и почему она разноцветная, то прикрепите весёлый смайлик на радугу, если же нет, то грустный на тучку.

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

Анализируют деятельность.

Рефлексия способности организовать работу. Способность взаимодействия с другими объектами окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему радуга разноцветная" 1 класс. Окружающий мир.

урок окружающего мира в 1 классе с использованием ИКТ...

Почему радуга разноцветная? Окружающий мир. 1 класс. Презентация.

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Почему радуга разноцветная? Можно использовать и на уроках ИЗО....

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....

"Почему радуга разноцветная"

УМК "Школа России", конспект "Почему радуга разноцветная"...

Почему радуга разноцветная?

Изучение цветов радуги и их последовательности....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....