Урок окружающего мира в 3 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Липаева Антонина Павловна

«Почва - важнейшая часть экосистемы» (проблемно-диалогический урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr_mir_3_klass.docx28.95 КБ
Файл urok_okr_mir.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе. (Образовательная система «Школа 2100»)

Учитель: Липаева А.П.

Учебник: А.А.Вахрушев «Окружающий мир»

Тема: «Почва - важнейшая часть экосистемы» (проблемно-диалогический урок)

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с понятием «почва», её свойствами и роли в экосистеме;

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить её научное обоснование в практической деятельности и в различных источниках;
  • Развивать познавательную активность и самостоятельность.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в группе, взаимопомощь, ответственность, организованность, рассудительность, стремление познанию нового, бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран, приложение со слайдами, иллюстрации, опорные схемы.

Для опытов:

подгруппа №1: стакан с водой, горшочек с почвой, задание, лист для выводов с опорными словами;

подгруппа №2: почва, стакан с водой, ложка, задание, лист для выводов с опорными словами;

подгруппа №3: комочек почвы, стакан с водой;

подгруппа №4: фильтрованная бумага, почва

Для учителя: держатель, спиртовка, блюдце с землёй, образцы почвы, прозрачный стакан с водой, горшочек с почвой.

Методы обучения:

 Исследовательский,

 наглядный,

практический,

 проблемный,

словесный.

Ход урока

I. Организационный  момент.  Психологический  настрой.

-- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.

(Групповой способ  работы.  Дети  разделены на 4 группы)

-Ребята, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар,

Что она – большущий шар.

(Земля)

        -Да, это наша прекрасная Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира.

II. Актуализация знаний.

1.  Мозговой штурм.

-Из каких оболочек состоит наша планета? (атмосфера, воздух), гидросфера (вода), литосфера (земля)

-А в какой оболочке живут живые организмы Земли? (биосфере)

-Что такое биосфера? (живая оболочка)

Словарь: (1 ученик)

-Биосфера – обитаемая часть оболочек нашей планеты – атмосферы, гидросферы и литосферы, в которой происходит круговорот веществ. Биосфера объединяет все экосистемы Земли.

-Что такое экосистема? (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)

 2. Работа по учебнику на стр.44, вопросы. ( фронтальная работа)

-Организмы  каких «профессий» входят в состав экосистемы? (ответы учеников с. 44.)

-Какие роли они выполняют в экосистеме? (ответы учеников с. 44.)

-Живые организмы разных профессий в экосистеме поддерживают круговорот веществ.

  3. -Найдите лишнее слово в сообществе, объясните свой выбор. (приложение, слайд 1)

волк                                             берёза                                    бактерии

окунь                                              ива                                      кузнечик

коза                                            мухомор                                     пчела

жук-могильщик                              дуб                                        бабочка

Ответы учеников: мухомор, жук-могильщик, бактерии – это разрушители.

(после проверки появляются ответы на слайде №2)

- Что их объединяет? (это разрушители)

-Какова роль разрушителей в круговороте? (питаются умершими живыми организмами, перерабатывают отходы)

-Где живут разрушители? ( в земле, в почве)

-Слово «земля» употребляется в каких значениях? (ответы детей)

Приложение слайд №3

Мы сегодня будем изучать среду обитания разрушителей. Сформулируйте сами  тему урока.

 (формулировка темы урока детьми)

Учитель открывает тему на доске: «Почва – важнейшая часть экосистемы»

III. Постановка проблемы.

  1. Послушайте диалог Лены и Миши и попытайтесь самостоятельно вывести проблему к теме: «Почва»

(Диалог Лены и Миши – инсценируют 2 ученика) стр. 44

-Куда нужно сажать растения?

 2. Используйте ключевые слова для постановки проблемы:

(приложение слайд №4)

  1. Что необходимо..?
  2. Почему…?
  3. Чем различаются…?
  4. Как...?
  5. Какие виды….?
  6. Где….?
  7. Что такое….?
  8. Какими свойствами…?
  9. Для чего….?
  10. Из чего состоит…?

-Какой у вас возникает вопрос? (Ответы детей)

-Что нам сегодня предстоит выяснить? (Ответы детей)

Проблема: Что такое почва? Какими свойствами она обладает? (Ответы детей)

 (Слайд №5)

IV. Поиск решения проблемы.

-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? (Ответы детей)

-Какие цели поставим, чтобы решить эту проблему? (Ответы детей: изучить состав почвы, выявить основные свойства почвы)

(Слайд 6)

-Сегодня вы – маленькие учёные - исследователи и свойства почвы будете выявлять при проведении опытов.

-И как все учёные, не забывайте о технике безопасности.  (Работа в группах)

У вас на столах стаканчики с почвой – рассмотрите её, что можно рассказать о её составе?

Каждая группа проводит опыт, свои выводы записывает на лист наблюдений.

Физкультминутка (на 20- й минуте, после проведения опытов)

  1. На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над нами весело шелестит листва,

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет.

Раз-наклон,

Раз-наклон.

Зашумел листвою клён.

Опыт 1 группы

  1. Возьмите горшок с почвой
  2. Налейте туда немного воды
  3. Держите горшок над пустым стаканом.

Что вы наблюдаете?

Ответ: мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан _____________. Мы сделали вывод, что почва_____________________воду.

Опыт 2 группы.

  1. Возьмите стакан с водой.
  2. Добавьте туда почвы.
  3. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного и посмотри на дно. Что наблюдаете?

Ответ: в стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ____________. На дно выпал осадок. Это ___________, поверх которого высплыли частички_______________________. Значит, в почве есть ______________.

(ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор)

Опыт 3 группы.

  1. Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что наблюдаете?

Ответ: мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в поче есть________________.

(ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор)

Опыт 4 группы.

  1. Возьмите фильтрованную бумагу
  2. Насыпьте на неё немного почвы.
  3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
  4. Стряхните почву обратно в стакан.
  5. Что вы наблюдаете?

Ответ: мы взяли фильтрованную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потои придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________.

(Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор)

V. Открытие нового знания.

1. Выдвижение гипотез (групповой способ работы)

-Какие есть гипотезы, предположения? (ответы детей)

Проверка:  от первой группы выходит докладчик и озвучивает гипотезы.

-Согласны с гипотезой? Почему? (ответы детей)

-Какие ещё есть гипотезы? (если неправильная  гипотеза, нужно задать вопросы)

-Так. Кто думает иначе?

Ребята из первой группы доказали. Что почва не удерживает воду (на доске появляется схема и заполняется по ходу выдвижения гипотез).

(Аналогичная работа проводится с остальными опытами, от каждой группы выходит докладчик и озвучивает гипотезы.)

Ребята, при проведении опытов, какие  новые знания открыли для себя? (мы выявили основные свойства почвы)

(Учащиеся называют основные свойства почвы)

Свойства почвы:

  1. Не удерживает воду
  2. Состоит из глины, песка, остатков растений и животных (перегноя)
  3. Содержит воздух
  4. Воду

Проверка:   (Слайд 7)

  1. Гимнастика  для  глаз (на доске 3 круга: красный, жёлтый, зелёный)
  1. Посмотрите на  красный, жёлтый, зелёный.
  2. На  жёлтый, красный, зелёный.
  3. На  зелёный, жёлтый, красный (т.д.)

      3.  Опыт №5 проводит учитель.

-Давайте проделаем ещё один опыт.

А вы внимательно наблюдайте и потом расскажите обо всём, что заметите. (Во время проведения опыта обратить внимание учащихся на наличие в почве органических веществ - они будут выгорать и светиться искорками, а в конце опыта – на наличие минеральных веществ).

  1. Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва.
  2. Взять несколько капель воды из стакана.
  3. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло.
  4. Подержать блюдце (стекло) над огнём.
  5. Что вы наблюдаете?

-Какие есть гипотезы, предположения? (ответы детей)

-Какие ещё есть гипиотезы? (ответы детей)

-Согласны  с гипотезой?  Почему? ( Ответ: вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налёты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде).

- Значит, почва содержит органические вещества и минеральные соли.

Примечание: к слайду №7 добавляется пункт:

5) Содержит органические вещества и минеральные соли

Давайте вернёмся к нашему определению почвы. Значит это не просто слой земли, а какой слой? (плодородный, почва – это плодородный слой земли)

-Кто помогает делать почву плодородной? (ответы детей)

4. Работа по учебнику ( индивидуальная работа)

 а) Работая с рисунком на стр. 45 и текстом, определите, как называется плодородный слой почвы? (Плодородный слой почвы называется перегноем)

  б) На стр. 45 найдите название самой плодородной почвы. (Самая плодородная почва - чернозём)

-Какую проблему мы решали сегодня на уроке?

-Что такое почва? Какими свойствами она обладает?

-Как мы можем ответить на этот вопрос? (Варианты ответов детей)

Вывод:

Почва - верхний плодородный слой земли. Чем больше перегноя в почве, тем она плодородней. В её состав входят органические и минеральные вещества, вода, воздух. Почва состоит из глины, песка, не удерживает воду.

(слайд №8)

VI. Самостоятельное применение знаний.

-Есть ли у вас вопросы?

-Если всё понятно, выполните задание в группах. (4 группы)

1. Объясните пословицы. Как вы их понимаете? (Слайд №9)

Глубже пахать – больше хлеба жевать. (1 группа)

Земля – тарелка: что положить, то и возьмёшь. (2 группа)

Добрая земля больше поднимет. (3 группа)

Тот землю уходит, кто за серпом соху водит. (4 группа)

Проверка:  от каждой группы выходит докладчик и озвучивает гипотезы.

Молодцы! с заданием справились.

2.Самостоятельная работа по учебнику.

-Теперь всем одинаковые задания. Это вопросы №1,2,3,4. на стр. 45.

Выборочная проверка

3. Самостоятельная работа в тетради на стр. 21, №1 выполняет 1 и 2 группы, а №5 – 3 и 4 группы.

Взаимопроверка

VII. Итог урока. Рефлексия.

-Какую тему изучали? (ответы детей)

-Какую проблему рассматривали? (ответы детей)

-Какой ответ на основной вопрос урока вы можете дать? (ответы детей)

-Чьи гипотезы подтвердились? (ответы детей)

-Ребята, цель урока достигнута? (ответы детей)

-Как оцените работу на уроке свою? группы? (ответы детей)

Ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и старание.

Оценивание.

VIII. Домашнее задание: стр.45, №5. Приготовить сообщение о своих наблюдениях за жизнью обитателей почвы.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волк Окунь Коза Жук-могильщик Найдите лишнее слово в сообществе, объясните свой выбор: Берёза Ива Мухомор Дуб Бактерии Кузнечик Пчела Бабочка

Слайд 2

Волк Окунь Коза Жук-могильщик Ответы: Берёза Ива Мухомор Дуб Бактерии Кузнечик Пчела Бабочка

Слайд 3

Земля з емля

Слайд 4

ключевые слова для постановки проблемы: Что необходимо..? Почему…? Чем различаются…? Как...? Какие виды….? Где….? Что такое….? Какими свойствами…? Для чего….? Из чего состоит…?

Слайд 5

Проблема: Что такое почва? Какими свойствами она обладает?

Слайд 6

Цели урока: Изучить состав почвы Выявить основные свойства почвы

Слайд 7

Свойства почвы: Не удерживает воду Состоит из глины, песка, остатков растений и животных (перегноя) Содержит воздух Содержит воду Содержит органические вещества и минеральные соли

Слайд 8

Вывод: Почва - верхний плодородный слой земли. Чем больше перегноя в почве, тем она плодородней. В её состав входят органические и минеральные вещества, вода, воздух. Почва состоит из глины, песка, не удерживает воду.

Слайд 9

Пословицы: Глубже пахать – больше хлеба жевать.

Слайд 10

Пословицы: Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь.

Слайд 11

Пословицы: Добрая земля больше поднимет.

Слайд 12

Тот в землю уходит, кто за серпом соху водит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...