Конспект урока на тему:"Полезные ископаемые." 3 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Першина Анна Сергеевна

конспект урока на тему:"Полезные ископаемые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема:«Полезные ископаемые»

Цели деятельности учителя:закрепить понимание роли экономики в нашей жизни; познакомить с разнообразием полезных ископаемых и их роль в экономике; воспитывать культуру взаимоотношений в групповой и парной работе.

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                                                - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;

- установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

                - проявление познавательной инициативы в оказании помощи соучастникам;

                - развитие общеучебных компетенций.

Предметные:

- научатся работать с различными заданиями по теме экономика;

- раскроют роль и функцию полезных ископаемых в экономике государства;

- закрепят умение определять вид полезного ископаемого;

- получат возможностьнаучиться демонстрировать знания по вопросам экономики.

Тип урока: урок «открытия новых знаний»;

Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 3 класс, часть 2, автор Плешаков А.А., рабочая тетрадь; раздаточный материал; компьютер с программой Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, экран, презентация.

п.п

Этап урока

Методы и приёмы

t

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный момент

словесный метод

0,5

Здравствуйте, дети! Рада вас видеть в хорошем настроении. Думаю, нас ждёт впереди много нового и интересного, поэтому настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь.

Эмоциональнонастраиваютсянаработу;

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке;

II

Мотивационный этап

актуализация знаний;

фронтальная беседа;

методы: словесный,

2

Проверка домашнего задания:

-  Расскажите, что составляет основу экономики.

-  Какие природные богатства использует экономика?

-  Приведите примеры использования природных богатств.

-  От чего зависит успех труда в экономике?

-  О процессе создания какого предмета вы узнали? Назовите источники информации.

слушают учителя; участвуют в диалоге ;

испытываютвнутреннююпотребностьвключениявучебнуюдеятельность(«хочу»);

вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное;

III

Постановка учебной задачи

Метод: эвристический;

проблемный диалог;

2

-  Из чего изготовляют автомобили, самолеты, поезда? (Из стали, металла.)

-  Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее.)

-  Из чего делается горючее? (Из нефти.) (Учитель записывает на доске: сталь, нефть.)

-  Дополните запись. (Соль, гранит, каменный уголь и т. д.)

Что это? О чём сегодня пойдёт речь?

Это полезные ископаемые. Сегодня на уроке будем говорить о полезных ископаемых.

устанавливают закономерности;

определяют цели и пути их достижения;

самоопределение;

целеполагание;

сохранять учебную цель и задачу;

IV

Решение учебной задачи

метод: индивидуальный, фронтальный

опрос;

работа в парах;

7

-  От какого слова произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».)

-  Почему они полезные? (Приносят пользу человеку.)

-  Прочитайте в учебнике первый абзац текста на с. 46.

-  Что такое полезные ископаемые? (Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)

-  Назовите жидкое полезное ископаемое.

-  Назовите газообразное полезное ископаемое.

(Работа проводится в парах. Учитель раздает детям образцы, предлагает определить полезное ископаемое по атласу-определителю.)

—  Установите и запишите в рабочей тетради (№ 3, с. 26) свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Я вам подскажу, горючее ископаемое или нет.

-  Подумайте, где используется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его использование?

(Учитель заносит итоги практической работы в сводную та лицу.)

Полезное ископаемое

Свойства

Применение

Гранит

Горная порода, зернистая, твердая, прочная

Строительство

Известняк

Горная порода, белого, серого, желтого цвета; если капнуть каплю кислоты — шипит (выделяется газ)

Строительство

Глина

Горная порода, мелкозернистая осадочная, бурого, желтого, белого и другого цвета

Кирпич, посуда

Каменный уголь

Горная порода, черного цвета, твердая, но хрупкая, горючая

Топливо, краски, лекарства, пластмассы

Нефть

Маслянистая жидкость темного цвета с запахом бензина, горючая

Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, пластмассы

Железная руда

Горная порода, твердая, притягивает металлические предметы

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны

Песок

Горная порода, в виде крупинок, сыпучая

Строительство, стекло

узнают новую информацию;

сравнивают;

контролируют и осуществляют пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма;

ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание);

определение основной и

второстепенной информации;

IV

Физкультминутка

метод: наглядный

2

Выполнение упражнений по презентации

выполняют

упражнения;

выполнение действий по образцу.

V

Самостоятельная работа

репродуктивный

самостоятельная – практическая работа;

7

Все полезные ископаемые делятся на три группы. (Учитель записывает на доске.)

Горючие       Рудные (металлические)       Нерудные (строительные)

—  Приведите несколько примеров полезных ископаемых каждой группы.

(Ответ. Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ; рудные (металлические): медная руда, железная руда; нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит.)

—  Прочитайте в учебнике текст на с. 47.

-  Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования в экономике.)

-  Прочитайте в учебнике текст на с. 48 -49.

(Беседа по вопросам к тексту).

выполняют задание;

работают с текстом;

используют различные приёмы: анализ, синтез, обобщение;

делают вывод о целесообразности проделанной работы;

обсуждают в группахпродукт совместной работы;

дополнять и расширение свои знания;

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

VI

Включение новых знаний в систему и

повторение

репродуктивный метод; обобщение; взаимопроверка

5

А сейчас выполним задание по презентации – тест.

Помните: полезные ископаемые — такое богатство, которое нельзя восстановить, так как оно образовалось в недрах Земли миллионы лет тому назад.

контролируют и устраняют ошибки в задаче;

осуществляют поиск ответа на вопрос;

умение применять знания в другой учебной ситуации;

восприятие текстовую информацию;

VII

Рефлексия деятельности

методы анализа;

приём: фронтальный опрос.

2

1. Учебник: прочитать текст на с. 38—41.

2. Рабочая тетрадь: № 1,2,3 (с. 23).

Тема:  Природные богатства

подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока.

понимание

успешности

деятельности;адекватное восприятиеоценкиучителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Полезные ископаемые Челябинской области", 3 класс, УМК "Школа России"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по технологии "Полезные ископаемые. Изделие Малахитовая шкатулка" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: cоздать благоприятные условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику»....

Окружающий мир урок по теме "Полезные ископаемые" 4 класс

Технологическая карта урока по предмету Окружающий мир....

Конспект урока по технологии.Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

Цель урока: создать благоприятные условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику»....