№ п.п | Этап урока Методы и приёмы | t | Содержание урока (деятельность учителя) | Деятельность ученика | УУД |
I | Организационный момент словесный метод | 0,5 | Здравствуйте, дети! Рада вас видеть в хорошем настроении. Думаю, нас ждёт впереди много нового и интересного, поэтому настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь. | Эмоциональнонастраиваютсянаработу; | Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке; |
II | Мотивационный этап актуализация знаний; фронтальная беседа; методы: словесный, | 2 | Проверка домашнего задания: - Расскажите, что составляет основу экономики. - Какие природные богатства использует экономика? - Приведите примеры использования природных богатств. - От чего зависит успех труда в экономике? - О процессе создания какого предмета вы узнали? Назовите источники информации.
| слушают учителя; участвуют в диалоге ; испытываютвнутреннююпотребностьвключениявучебнуюдеятельность(«хочу»);
| вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное; |
III
| Постановка учебной задачи Метод: эвристический; проблемный диалог; | 2
| - Из чего изготовляют автомобили, самолеты, поезда? (Из стали, металла.) - Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее.) - Из чего делается горючее? (Из нефти.) (Учитель записывает на доске: сталь, нефть.) - Дополните запись. (Соль, гранит, каменный уголь и т. д.) Что это? О чём сегодня пойдёт речь? Это полезные ископаемые. Сегодня на уроке будем говорить о полезных ископаемых. | устанавливают закономерности; определяют цели и пути их достижения; | самоопределение; целеполагание; сохранять учебную цель и задачу;
|
IV | Решение учебной задачи метод: индивидуальный, фронтальный опрос; работа в парах; | 7
| - От какого слова произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».) - Почему они полезные? (Приносят пользу человеку.) - Прочитайте в учебнике первый абзац текста на с. 46. - Что такое полезные ископаемые? (Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.) - Назовите жидкое полезное ископаемое. - Назовите газообразное полезное ископаемое. (Работа проводится в парах. Учитель раздает детям образцы, предлагает определить полезное ископаемое по атласу-определителю.) — Установите и запишите в рабочей тетради (№ 3, с. 26) свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Я вам подскажу, горючее ископаемое или нет. - Подумайте, где используется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его использование? (Учитель заносит итоги практической работы в сводную та лицу.) Полезное ископаемое | Свойства | Применение | Гранит | Горная порода, зернистая, твердая, прочная | Строительство | Известняк | Горная порода, белого, серого, желтого цвета; если капнуть каплю кислоты — шипит (выделяется газ) | Строительство | Глина | Горная порода, мелкозернистая осадочная, бурого, желтого, белого и другого цвета | Кирпич, посуда | Каменный уголь | Горная порода, черного цвета, твердая, но хрупкая, горючая | Топливо, краски, лекарства, пластмассы | Нефть | Маслянистая жидкость темного цвета с запахом бензина, горючая | Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, пластмассы | Железная руда | Горная порода, твердая, притягивает металлические предметы | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны | Песок | Горная порода, в виде крупинок, сыпучая | Строительство, стекло |
| узнают новую информацию;
сравнивают; контролируют и осуществляют пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма; | ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание); определение основной и второстепенной информации;
|
IV | Физкультминутка метод: наглядный | 2 | Выполнение упражнений по презентации | выполняют упражнения; | выполнение действий по образцу. |
V | Самостоятельная работа репродуктивный самостоятельная – практическая работа; |
7
| Все полезные ископаемые делятся на три группы. (Учитель записывает на доске.) Горючие Рудные (металлические) Нерудные (строительные) — Приведите несколько примеров полезных ископаемых каждой группы. (Ответ. Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ; рудные (металлические): медная руда, железная руда; нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит.) — Прочитайте в учебнике текст на с. 47. - Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования в экономике.) - Прочитайте в учебнике текст на с. 48 -49. (Беседа по вопросам к тексту). | выполняют задание; работают с текстом; используют различные приёмы: анализ, синтез, обобщение;
делают вывод о целесообразности проделанной работы; обсуждают в группахпродукт совместной работы; | дополнять и расширение свои знания;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; |
VI
| Включение новых знаний в систему и повторение репродуктивный метод; обобщение; взаимопроверка | 5 | А сейчас выполним задание по презентации – тест.
Помните: полезные ископаемые — такое богатство, которое нельзя восстановить, так как оно образовалось в недрах Земли миллионы лет тому назад. | контролируют и устраняют ошибки в задаче;
осуществляют поиск ответа на вопрос; | умение применять знания в другой учебной ситуации; восприятие текстовую информацию; |
VII | Рефлексия деятельности методы анализа; приём: фронтальный опрос. | 2 |
1. Учебник: прочитать текст на с. 38—41. 2. Рабочая тетрадь: № 1,2,3 (с. 23). Тема: Природные богатства | подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока. | понимание успешности деятельности;адекватное восприятиеоценкиучителя. |