"Берегите пернатых друзей"
классный час по окружающему миру (1 класс) на тему
Знакомство с разноообразием пернатых, представление о разновидностях птиц,происхождение названий некоторых птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_pernatyh_druzey.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Берегите пернатых друзей»
Цель: познакомить учащихся с разнообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц; происхождении названий некоторых птиц.
Задачи: 1. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
2. Развивать речь учащихся;
3. Расширять кругозор.
Оборудование: открытки и рисунки с изображением птиц; рисунки со схемами полета птиц; кроссворд «Орнитология»; листы с домашним заданием; запись птичьих голосов.
Ход классного часа
Организационный момент:
- Давайте, ребята отправимся с вами… за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой,
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- Тема нашего классного часа спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)
Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в марте-апреле, в дни весенних каникул, проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их ярок оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.
Птицы – это песнь и полет1 Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы – дети радуги Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Физкультминутка
Цапля
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
( Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой.)
Перелет птиц
«Куда это птицы улетают каждую осень?» - издавна спрашивал себя человек.
В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают… на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.
Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же путешествуют, пристроившись на спинах больших.
Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?
Ученые выяснили, что маленькие наши пташки – ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек – полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!
Все это мы узнали от ученых, исследующих жизнь пернатых.
А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц? (Ответы детей.)
Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. Будьте внимательны!
Кроссворд
1.У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)
2. Гнездо свое он в поле вьет.
Где тянутся растения,
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)
3. Окраска - сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Это… (Ворона)
4. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая.
Черненькая шапочка
И полоска галстучка.(Синица)
5. Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (Клест)
6. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
7. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал,
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь и был таков.(Пеликан)
8. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Днем и ночью напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей)
9. Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь)
10. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка.
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)
11. Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
с | о | в | а | ||||||
ж | а | в | о | р | о | н | о | к | |
в | о | р | о | н | а | ||||
с | и | н | и | ц | а | ||||
к | л | е | с | т | |||||
с | к | в | о | р | е | ц | |||
п | е | л | и | к | а | н | |||
с | о | л | о | в | е | й | |||
с | н | е | г | и | р | ь | |||
в | е | р | т | и | ш | е | й | к | а |
д | я | е | е | л |
Игра «Птицы»
Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, дайте мне знать: вы можете и хлопать и топать. Итак, слушайте внимательно!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны, галки, макароны…(дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (дети топают).
- Что неправильно? А мухи – это кто? Правильно, насекомые!
И еще раз
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки…(дети топают).
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
Игра «Узнай птицу»
- А можете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц. На доске:
(Птица-рыболов-баклан; птица-плотник –дятел; лесная кошка – иволга; птица-строитель – ласточка; птица-акробат – поползень; пернатый солист – соловей; ночной хищник – сова; легкомысленная мамаша – кукушка.)
Игра-физкультминутка
Птички
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
(Под тихую музыку дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)
Закрепление
- А теперь проверим: сможете ли вы узнать птиц по их изображениям? Названия птиц мы запишем в кроссворд.
Воспитатель показывает рисунки птиц
- Поползень
- Чечетка
- Синица
- Чиж
- Снегирь
- Зяблик
- Ласточка
- Дятел
- Сова
- Галка
- Воробей
- Журавль
- Сойка
- Цапля
Дети называют птиц.
5 | |||||
| 2 | ||||
3 | |||||
1 | |||||
6 | |||||
п | т | и | 4 ч | ь | я |
12 | 13 | 14 | |||||
11 | |||||||
7 | 8 | 10 | |||||
9 | |||||||
с | т | о | л | о | в | а | я |
- Молодцы! Прочитайте, что получилось в выделенной строке (Птичья столовая.)
- Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц? Чем вы их кормите? (Ответы детей.)
- Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
- Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
- Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
- Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы.
- Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
- А уж сухие крошки всегда найдут своих любителей.
Птичьи разговоры
Птичьи разговоры. На доске:
(Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)
Подведение итогов
- Что интересного вы узнали о птицах? Что запомнили?
Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка и лесок,
В поле – каждый колосок.
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Все, что рядышком со мною, -
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поле чудес "Наши пернатые друзья"
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...
Презентация "Встреча пернатых друзей
Презентация, которая может быть использована для проведения уроков, внеклассных мероприятий в начальной школе для знакомства с перелетными птицами....
наши пернатые друзья в зимнее время
занятие о зимующих птицах...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....
4 класс. Наши пернатые друзья
Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...
Викторина "Наши пернатые друзья"
Викторина представлена презентацией....
Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»
Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...