Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Пресный водоем и его обитатели"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок проведен по системе учебников "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_om_presnyy_vodoem.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ
Учитель Кондратьева Т.И.
Тема | Пресный водоем и его обитатели. |
Цели деятельности учителя | создание условий для углубления знаний о пресном водоёме и его обитателях. |
Цель урока | углубление знаний о пресном водоёме и его обитателях. |
Задачи урока | - познакомиться с растениями пресных водоёмов; - познакомиться с животными пресных водоёмов; - изучить взаимосвязь между обитателями пресных водоёмов. |
Тип урока | Урок первичного предъявления новых знаний и УУД |
Планируемые | Предметные: ориентироваться в многообразии обитателей природных сообществ. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): познавательные: добывать новые знания в разных источниках информации; регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства; коммуникативные: слушать и понимать речь других, сотрудничать при выполнении совместной деятельности; личностные: проявляют ценностное отношение к природе. |
Методы и формы | система вопросов по заданиям учебника, рабочей тетради; самостоятельная деятельность; поиск информации в разных источниках информации. |
Учебно-методическое обеспечение | презентация, закладки-стикеры, условные знаки, листы самооценки, маркеры-выделители, микроскопы, гербарий, таблицы, карточки с изображением обитателей водоёма, карточки для составления цепей питания, видеоролики |
Техническое обеспечение | мультимедийный проектор, компьютер, экран |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Универсальные | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. | Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. К уроку все готовы? | Сообщают о готовности к уроку. | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место. | Устный опрос |
II. Мотивация учебной деятельности. | Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Педагог проводит мотивацию учебной деятельности. Если трудно – мы поможем, Всё узнать на свете сможем! | Настраиваются на учебную деятельность. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | Наблюдение |
III. Определение темы. Постановка цели, задач
| Беседа. . | Определение темы урока. Постановка цели, задач. - Предлагаю вам отгадать загадки: 1)Ползёт наоборот, Задом наперед, Всё под водой Хватает клешнёй. (Рак) 2)Вильнёт хвостом туда-сюда, И нет её, и нет следа. (Рыба) 3)Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка). - Где живут названные животные? (В водоемах). - В каких именно? (Пресных) - Сформулируйте тему урока. (Пресный водоем и его обитатели) Слайд 1 - Определите цель урока. (Изучение обитателей пресного водоема). Слайд 2 - Сформулируйте задачи урока. (Задачи: 1)изучить растения пресных водоемов; 2) изучить животных пресных водоемов; 3)изучить взаимосвязь между обитателями пресного водоема) - По оглавлению учебника определите, на каких страницах мы будем работать. (Страницы 59-64) - Сегодня на уроке вы будете работать с листами самооценки. - Оцените свою работу на этапе постановки цели и задач урока. | Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цель, задачи урока. Оценивают работу. | Регулятивные: определяют тему и цели урока. Регулятивные: оценивают работу на этапе постановки цели и задач урока. | Устные ответы, наблюдение Листы самооценки |
V. Первичное восприятие и усвоение учебного материала. | 1.Работа с текстом учебника | Педагог руководит деятельностью учащихся. - Какие водоемы есть в нашей местности? (Река, пруд, ручей) - Они пресные или солёные? (Пресные). - Предлагаю обратиться к странице 59 учебника, прочитайте 3 абзаца и ответьте на вопрос: Какое значение имеют пресные водоёмы в жизни человека и в природе? (Дети читают) - Итак, какое значение имеют пресные водоёмы в жизни человека и в природе? (Водоём украшает Землю, без воды не обойтись в быту, в производстве, по воде передвигаются суда; место обитания растений и животных. Пресная вода – условие существования человека на Земле.) - Вспомните, что вы видели на берегу водоёма. Какие там растут растения, и какие животные обитают? - Оказавшись у водоёма, мы можем видеть тех обитателей, которые живут на поверхности, а ведь жизнь в водоеме есть везде: у берегов, на поверхности, у самого дна и на дне. | Отвечают на вопросы. Аргументиру-ют свою точку зрения. (Дети читают текст, готовят ответы на вопросы) | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике. Регулятивные: корректируют выполнение задания, производят оценку выполнения задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге. | Самостоятельная работа с текстом. Устные ответы |
2.Знакомство с растениями пресных водоёмов. | Прочитайте текст на странице 60. Рассмотрите на карточках изображения названных в тексте растений. - Назовите растения пресных водоемов, о которых вы узнали. (Камыш, тростник, рогоз, стрелолист, кувшинка белая, кубышка жёлтая, ряска) - В стеблях, корнях, листьях водных растений есть воздухоносные каналы, по которым попадает кислород в подводные части растений. Срывая растение, человек наносит ему вред, через место разрыва попадает вода, и растение загнивает. Слайд 3 - Часто поверхность пресных водоемов покрыта тиной. Тину можно увидеть, если её большое количество. Если взять одну водоросль, то её невозможно рассмотреть невооружённым глазом. Предлагаю вам группами подойти к микроскопам и рассмотреть её. - Что вы увидели? - Оцените свою работу на данном этапе. | Работают с текстом, рассматрива-ют изображения растений. Рассматрива-ют водоросли под микроскопом. Отвечают на вопрос. Оценивают результаты работы на данном этапе. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: умеют находить информацию в разных источниках. Регулятивные: корректируют выполнение задания, производят оценку результатов учебной деятельности. Коммуникативные: участвуют в диалоге, сотрудничают при выполнении совместной деятельности. | Листы самооценки | |
3. Знакомство с животными пресных водоёмов. Работа в парах. | - Какую роль играют растения в жизни других жителей водоема? (Служат пищей для животных) - Предлагаю вам поработать в парах. Рассмотрите рисунок на странице 61 учебника. Один ученик назовёт обитателей водоёма, а второй расскажет, чем они питаются. (Пары озвучивают ответы) - Озвучьте свои ответы. - Прочитайте про себя текст учебника на с. 62-63. Кого из обитателей водоёмов вы не назвали? (Водомерки,улитки, дафнии, циклопы, аисты, кулики, зимородки, чайки….) | Выполняют задание учебника. Сотруднича-ют при выполнении совместной деятельности. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: осознают своё отношение к природе. Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Регулятивные: корректируют выполнение задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге; распределяют роли в паре, сотрудничают при выполнении совместной деятельности. | Работа с текстом. Ответы на вопросы. Работа в парах. | |
4.Сообщения о животных водоёмов. Просмотр видеороликов. | - Ребята, а знаете ли вы, кто в реке без головы живёт? (Беззубки) Сообщения 1) Беззубка – пресноводный малоподвижный моллюск с раковиной из 2 пластинок. Сначала раковина лежит неподвижно, потом её створки приоткрываются, и хозяйка высунет из раковины… нет, не голову – ногу. Головы у неё нет. Высунет беззубка ногу, воткнёт её в песок или камешки, раковина дрогнет и подвинется с места на 2-3 см. Отдохнёт беззубка и снова в путь. (Видеоролик «Беззубка» - слайд 4) 2) Над водой и под водой живут у реки и пруда стрекозы. Красотки, стрелки, лютки живут у воды постоянно. А вот большая стрекоза прилетает к воде редко. Всем стрекозам нужна вода, потому что в воду или на водные растения они откладывают яйца. И только в воде могут жить их личинки. (Видеоролик «Стрекоза» - слайд 5) 3)Дафнии – это рачки. Размером они не больше запятой в книге. Рассмотреть дафний можно только через увеличительное стекло. У них есть усы, похожие на ветки. Взмахнут дафнии усами-ветками, оттолкнутся от воды и подпрыгнут. Ещё взмахнут – ещё подпрыгнут. Дафнии очищают воду, потому что питаются умершими невидимыми глазу животными, растениями, бактериями. (Видеоролик «Дафнии» - слайд 6) 4)В капле речной воды открывается удивительный мир. Вот какой-то почти прозрачный комочек. Он всё время меняется. Только что был круглый, и вдруг сбоку появился отросток. Отросток становится больше, и комочек переливается в него. Округлился, опять появилась «нога». Это амёба. Так она шагает. (Видеоролик «Амёба» - слайд 7) 5)Еще одно странное существо – туфелька. Всё её тело покрыто ресничками. Каждая ресничка как маленькое весло. Туфелька умеет управлять сразу всеми «вёслами» и быстро плывёт, куда ей надо. (Видеоролик «Туфелька» - слайд 8) 6)Видеоролик «Водомерка» - слайд 9) - Мы познакомились с некоторыми животными – обитателями пресных водоемов. Оцените свою работу на данном этапе. | Слушают сообщения, просматрива-ют видеоролики. Оценивают результаты работы на данном этапе | Личностные: осознают своё отношение к природе. Познавательные: определяют источники получения информации. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают сообщения одноклассников. Регулятивные: производят оценку результатов учебной деятельности. | Ответы на вопросы. Листы самооценки | |
5. Практическая работа. Работа в группах. | Руководит деятельностью учащихся. - Как вы думаете, существует связь между обитателями пресных водоёмов? Какая? - Предлагаю поработать в группах. 1) Задание «Кто лишний?»: на экологическом панно оставить только обитателей пресных водоёмов. (Лишние: крот, гриб, лиса, заяц…) 2) Задание «Животные пресных водоёмов»: найти на картинках, размещенных в классе, животных -обитателей водоемов. 3) Задание «Растения пресных водоёмов»: найти на картинках, размещенных в классе, растения пресных водоемов. 4) Задание «Цепи питания»: составить цепи питания, используя предложенные картинки. Группы озвучивают ответы. Оцените работу на данном этапе урока. | Работают в группах, выполняют творческие задания. Оценивают результаты учебной деятельности. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: ориентируются в предложенных материалах, работают с разными источниками информации. Регулятивные: организуют совместную деятельность, определяют цель деятельности, план выполнения заданий. Коммуникативные: сотрудничают при выполнении совместной деятельности. Регулятивные: оценивают результаты учебной деятельности. | Работа в группе. Творческое задание. Листы самооценки | |
6.Беседа. | - Можно ли пресный водоем назвать природным сообществом? Почему? Слайд 9 - Какие обитатели пресного водоёма нашей местности нуждаются в охране? (Кувшинка, кубышка, купальница, бобры, выдра) - Какое участие в охране водоёмов можем принять мы с вами? (Очистить берег от мусора, выпустить листовки, газеты с информацией об охране водоемов, сделать условные знаки). | Отвечают на вопросы. | Личностные: осознают свои возможности в учении, своё отношение к природе. Познавательные: работают с информацией. Регулятивные: оценивают результаты учебной деятельности. Коммуникативные: слушают и дополняют ответы, ведут диалог. | Устные ответы | |
VI. Домашнее задание. | Комментирова-ние домашнего задания. | Учитель комментирует домашнее задание. - Подготовить сообщение об обитателе пресного водоема, р. т. стр.22 задания 27, 28 | Знакомятся с инструкцией по выполнению домашнего задания. | Регулятивные: определяют вид деятельности. | |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. | - Все задачи урока решены? - Цель урока достигнута? - Поставьте итоговую оценку за работу на уроке. - Заполните карточку, используя цветной маркер. Спасибо за урок!
| Отвечают на вопросы. Оценивают результаты учебной деятельности. Проводят самооценку, рефлексию. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают качество и уровень усвоения материала, выполняют оценку результатов работы. Коммуникативные: ведут диалог, слушают и дополняют ответы. | Листы самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"
Методический комментарий к уроку 1.Тема « Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...
Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"
Методический комментарий к уроку 1.Тема « Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Урок окружающего мира 2 класс "Лес и его обитатели"
Урок помогает сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе; создает представление о многообразии растений на основе знакомства с ярусн...
Конкурсная работа в наминации "Технология проектного обучения". Урок окружающего мира 3 класс «Лес и его обитатели».
Конкурсная работа в наминации: «Технология проектного обучения». Урок окружающего мира 3 класс «Лес и его обитатели».Автор: Яготина Олеся Владимировна учитель началь...
Урок окружающего мира 2 класс "Птицы-обитатели леса"
Урок изучения нового материала. Материалы данного урока можно использовать для любого УМК....
Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа».
Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа»....