Проблемный урок: "ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ПЛАНЕТЕ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
"Вода - источник жизни на планете" проблемный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnyy_urok_voda_istochnik_zhizni.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ПЛАНЕТЕ
(Проблемный урок-лекция с использованием ИКТ , 3 класс)
Кошкулак А.Б.
Учитель начальных классов МБОУ О-Шынаанской СОШ Тес-Хемского кожууна
Цель: доказать незаменимость роли воды в природе и предложить способы ее защиты с использованием элементарного поисково-исследовательского метода.
Задачи: изучение роли воды в природе и в хозяйственной деятельности общества и выявление причин загрязнения воды. Развитие умения извлекать информацию из различных источников (научных и художественных текстов, фильмов, теле- и радио передач, Интернета); развитие умения наблюдать, анализировать поведение людей в природе, систематизировать собственные наблюдения.
Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о воде, о ее значении в жизни животных и растений, в жизни и деятельности человека, знать причины загрязнения воды и какой вред наносит природе неразумное вмешательство, то возможно, задумаетесь активно включаться в сохранении чистоты воды в реке Оруку как на кластерном участке Всемирного природного Всемирному природному наследия и изменит свое отношение к воде и к природе в целом; придумаете более эффективные способы защиты воды от загрязнений.
Ход урока
- Организационный этап.
- Основная часть урока-лекции (электронное сопровождение на экране интерактивной доски)
У всех у нас есть мать одна
По имени Природа!
Ее для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты:
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три плода у природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.[4]
Действительно, основа жизни на нашей планете – это вода, земля и воздух. И, пожалуй, самое удивительное из них – вода. Гениальный Леонардо да Винчи назвал ее соком жизни на Земле, и следует признать, что он был прав.
Вода – и это знает каждый – необходима для существования животных и растений, для нашей собственной жизни.
Для того чтобы подсчитать количество воды в своем организме нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.
Вода является источником энергии [7]. Она выступает своеобразным генератором энергии в каждой клетке организма. Проходя через клеточки организма, она приводит в действие всех веществ, в результате этого и вырабатывается гидроэлектрическая энергия. Все растения и животные, включая человека, выживают благодаря энергии, которую производит вода. Вода также участвует в процессе поддержания температуры тела, в дыхания, обмена веществ. [1,2].
Жизнь на нашей планете впервые зародилась в воде. Вода активно воздействовала на формирование неровной поверхности (рельефа) и климата на Земле.
Одна из оболочек нашей планеты так и называется гидросферой, или водной оболочкой.
Воды суши – это составная часть гидросферы. К водам суши относятся и подземные воды. Между океаносферой и водами суши имеется постоянная взаимосвязь.
После испарения с поверхности океана и всех водоемов суши, влага попадает в атмосферу, где собирается в облака. Затем они, проливаясь дождями, снова попадают в ручьи и реки. Таким путем совершается вечный круговорот воды в природе.
В настоящее время гидросфера охвачена невиданными по скорости и масштабам преобразованиями, связанными с технической деятельностью человечества. Ежегодно используется около 5 тысяч кубических километров воды, при этом загрязняется примерно в 10 раз больше. Многие страны начали испытывать нехватку пресной воды. Но это еще не значит, что ее на Земле мало, беда в том, что мы не научились рационально ее использовать.
Вода на нашей планете встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Причем в Туве в трех состояниях вода может встретиться одновременно: на вершинах гор в твердом состоянии – в виде снега и льда, в водопаде она жидкая, а в воздухе, где всегда есть водяные пары – газообразная.
Наиболее привычно для нас ее жидкое состояние.
Человек бездумно вырубал леса, распахивал степь, осушал болота, строил города, дороги. Как оказалось, испарение воды с поверхности суши контролируется экосистемами. В различных экосистемах оно протекает неодинаково. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают естественные леса, затем – степные экосистемы и агроэкосистемы. На полях, где возделываются сельскохозяйственные культуры, нарушается ход течения естественных процессов [3]. В летний период, в ходе сенокосов и уборки сельскохозяйственных культур растительные сообщества уничтожаются на огромных территориях. Водообмен здесь меняется коренным образом. После уборки урожая поля распахиваются, и происходит новое изменение водорегулирующих свойств поверхности на сотнях миллионов гектаров, так как пашня резко снижает интенсивность испарения. Такие скачкообразные изменения в экосистемах не безразличны для природы. Они расшатывают естественные процессы регуляции климата, сложившиеся в биосфере за многие миллионы лет развития [6].
Все живые организмы, и человек тоже, для поддержания жизни нуждается в воде. Ежедневно каждый человек потребляет и выделяет воду, как и любой организм. Но кроме удовлетворения физиологических потребностей вода необходима человеку для поддержания личной гигиены, приготовления пищи, уборки помещения Гораздо больше воды требуется для хозяйственной деятельности человека: орошения полей, промышленности, энергетики. Реки, озера и моря используются как транспортные пути. Рост населения на планете, необходимость увеличения производственных мощностей – все это ведет к исчерпанию и загрязнению водных ресурсов.
Загрязнение причиняет ущерб растениям и животным, угрожает здоровью человека, делает воду непригодной для использования и, конечно, губит красоту ландшафтов.
Загрязнение может быть естественным, механическим, тепловым, энергетическим, химическим.
Естественные загрязнения - это загрязнения, связанные с естественными причинами, например с процессами разложения растений и животных населяющих водоемы, извержения вулканов, пыльными бурями…Такие загрязнения не опасны для природы в целом.
С механическим загрязнением знаком всякий, хоть однажды побывавший на берегу. Волны выносят на берег самые разнообразные предметы. Иногда выброшенный мусор окаймляет берег многометровыми валами [5].
При тепловом загрязнении значительно повышается естественный уровень температуры воды. Вызывается оно сбросом нагретых сточных вод в районах крупных городов, стоками атомных электростанций. При этом естественное равновесие в загрязненном районе нарушается, гибнут холодолюбивые организмы, их место занимает флора и фауна, чуждая данной акватории.
Энергетическое загрязнение происходит при проведении некоторых видов геофизических работ, во время которых создаются искусственные электрические или магнитные поля и энергия выбрасывается в окружающую среду. Например, когда ведут электроразведку на шельфе, может произойти поражение рыб электрическим током.
Наиболее опасное – химическое загрязнение. Ежегодно в атмосферу поступает до 25 млрд. т углекислого газа, 190 млн. т угарного газа и т.д. Значительная часть этой массы выпадает с атмосферными осадками на поверхность вод планеты. Далее по цепочкам питания они поступают в организм растений, животных и человека.
Широкое применение синтетических моющих средств в быту и в промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. При высокой концентрации погибают водные животные и растения.
Природная вода обладает способностью к самоочищению. Однако при сильном загрязнении самоочищения не происходит из-за гибели организмов и нарушения естественных биологических процессов.
Мы люди неправильно живем на Земле. Для нас золото, нефть, деньги – это богатство и ценность, его мы охраняем с большой ответственностью, а бесценное - озера, родники, воздух, природу – с незначительной ответственностью.
Конечно, какие–то меры по охране воды применяются. Но эти меры эффективны в недостаточной степени. Чистой воды на планете становится все меньше и меньше. Это грозит экологической катастрофой. Но все еще можно изменить. Я предлагаю начать каждому человеку с себя. Изменить свое отношение к окружающему миру, изменить свое поведение в природе. Как именно?
3. Проблемные вопросы. Я предлагаю вдумчиво ответить на следующие вопросы (на экране):
1.Что могу сделать я?
2. Что могут сделать взрослые люди?
Каждый должен понимать, что обыкновенная чистая вода – это богатство, которое ничем не заменишь! |
4. Рефлексия.
1.Какое должно быть ваше участие в сохранении чистоты воды в реке Оруку? Предложите способы ее защиты. Каково должно быть Ваше участие в охране чистоты воды?
2.А почему так важно защищать именно воду реки Оруку? Какое место занимает долина реки Оруку на территории международного биосферного заповедника «Убсунурская котловина».
3.Как вы понимаете ответственное отношение к природе?
5. Вывод. Если каждый из нас будет много знать о воде, о ее значении в жизни животных и растений, в жизни и деятельности человека, знать причины загрязнения воды и какой вред наносит природе неразумное вмешательство, то возможно, задумаетесь активно включаться в сохранении чистоты воды в реке Оруку-Хем- кластерном участке Всемирного природного Всемирному природному наследия и изменит свое отношение к воде и к природе в целом; придумаете более эффективные способы защиты воды от загрязнений.
Летом у нас будет экологический лагерь с полевой практикой. Изучение природного кластера «Оруку-Шынаа» будет проводится под руководством известного знатока природы Тувы Николая Ивановича Путинцева.
Литература
- Багрова Н.Г. Как живешь ты край Сибирский?// Газета «Педагогическое творчество , 2004.- №3.
- Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М. Эксмо, 2003. – 512с.
- Большая энциклопедия природы. Вода и воздух..- М.: ООО «Мир книги», 2002.-192с.
- Крюкова Н.С. Природа – наш дом. // Газета «Педагогическое творчество», 2004. - №3.
- Чуркина Т.П. Охранять природу – значит охранять Родину // Газета «Педагогическое творчество» , 2004.- №3.
- Я познаю мир. Экология. Детская энциклопедия./ В.В.Иваницкий.- М. ООО «Издательство АСТ», 2001. – 397с.
- DVD Современная мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода - источник жизни на Земле
Поект подготовили учащиеся 4-го класса. Ребята попытались доказать актуальность темы: " Вода - источник жизни на Земле"....
Вода- источник жизни
Материал к уроку по окружающему миру с расочной презентацией, выполненной вместе с детьми для научной конференции...
Проект детского объединения "Пламя": "Вода - источник жизни"
В рамках проекта "Обучаем ресурсосбережению от А до Я "детско- юношеской общественной организации"Экологический Центр"г.Омска учащимися детского объединения "Пламя" был создан проект:"Вода...
Игра - викторина "Вода - источник жизни"
Данную разработку можно применять как в урочной, так и во внеурочной деятельности....
Урок Здоровья " Вода-источник жизни"
Представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма...
Исследовательский проект на тему: «Вода-источник жизни на Планете»
Цель –исследовать воду, как источник жизни на Планете.Вода-это среда обитания, вода поит и кормит.Человеческий организм состоит на 70 % из воды.Воздух содержит молекулы воды., вода –это до...