открытый урок
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okr.miru_.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОШ с. Сырейка
муниципального района Кинельский Самарской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
в 4 классе
«Прошлое и настоящее глазами эколога»
Подготовил: учитель начальных классов
Харитонова Н.А.
Тема урока: «Прошлое и настоящее глазами эколога»
Класс: 4
Цель:
- ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
Задачи урока:
- обучающие:
формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состоянием природной среды
- развивающие:
развивать познавательную активность детей
- воспитательные:
воспитывать чувство уважения к окружающему миру
Применяемые технологии: ИКТ, игровые образовательные технологии
Оборудование: презентация с фотографиями последствий деятельности человека;
плакаты-схемы «Загрязнение океана», «Вырубка тропических лесов»;
картонный круг, разделенный на секции;
«Черный ящик».
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Запись на доске и в тетрадях: «Прошлое и настоящее глазами эколога».
Дана нам возможность экологами стать,
Проблемы экологические решать.
Природа дарит людям чудеса,
Мы навечно стали должниками.
Долг природе мы обязаны отдать,
Ведь иначе мы не сможем выжить сами.
II. Актуализация знаний
- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (Об этом нам рассказали ученые-историки.)
- А если быть более точными? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события.)
- Расскажите подробнее о работе археологов.
Выслушивается рассказ ученика, основанный на статье «Ключи от заветной двери».
- Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры, потому что отсчет времени в нашей эре идет от Рождества Христова.)
- Молодцы! А ведь мы не случайно сегодня заговорили о первобытных людях.
III. Работа по теме урока
1. Работа над изучением нового материала.
- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
- Что использовали люди для строительства жилищ? (Ветки деревьев: их дома похожи на шалаши.)
- Еще люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья.)
- А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. И поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только все самое необходимое для жизни. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперед.
2. Работа по учебнику. С. 47
Чтение статьи «Сын или покоритель?» на с. 47 с третьего абзаца.
- Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники.)
- К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, гибели лесов и исчезновению многих видов животных и растений.)
- Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить все.)
- А кем человек должен быть для природы? (Человек должен быть природе сыном, потому что он сам - часть природы.)
- Нельзя быть покорителями, если мы сами - часть огромного и прекрасного мира Природы. А это значит, что заседание экологического совета четвертого класса сегодня состоится. На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы, которые мы должны обсудить. Первая проблема - «Как защитить океан от загрязнения?».
Заслушаем докладчика.
1-й ученик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы - бутылки, банки, сети - тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
(Рассказ сопровождается показом презентации, плакатов.)
- Основываясь на содержании доклада, заполним схему:
ПРИЧИНЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКЕАНА
- Что является причинами загрязнения океана? Дети перечисляют услышанные причины.
- Я хотела бы добавить, что 80 % загрязнений океана - результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем следующего докладчика.
2-й ученик: Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга СССР»
- О каких мерах защиты океана вы услышали в докладе товарища? (Созданы специальные «суда-губки». Используются химические препараты. Ограничен отлов рыбы и животных.)
- Какие меры для защиты океанов предложите вы? (Сконструировать суда, которым не нужен был бы мазут. Поставить фильтры на трубах слива у заводов и фабрик и т.д.)
- Самостоятельно заполните схему «Меры для защиты океанов».
- Эффективные химические препараты
- «Суда-губки»
- Ограничение отлова рыбы
- Очистительные сооружения на предприятиях
- А что же самое главное, на ваш взгляд, должно быть в людях? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными. А главное — не причинять Природе боль, ведь океан - это тоже часть Природы.)
- Переходим к обсуждению второго вопроса. Вторая проблема - «Как спасти тропические леса?». Заслушаем доклад о проблемах тропических лесов.
3-й ученик: Тропические леса - это «легкие» нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.
- Какие проблемы возникли в тропических лесах? (Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.)
- С какой целью люди делают это? (Чтобы расширить поля, добыть больше древесины.)
- К чему это приводит? (Нарушаются цепи питания, уменьшается количество кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.)
- Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата, опустыниванию, нехватке продовольствия. Заполним следующую схему:
- вырубка ради древесины
- выжигание,
- выкорчевывание деревьев для увеличения угодий
РЕЗУЛЬТАТЫ УНИЧТОЖЕНИЯ ТРОПИЧЕСКИХ ЛЕСОВ
- Разрыв цепи питания
- Уменьшение кислорода
- Разрушение почвы
- Гибель растений и животных
- Изменение климата
- На нашей планете уже уничтожено больше 50 % тропических лесов. Что, по вашему мнению, нужно сделать для их спасения? (Ответы детей.)
- Ваши высказывания говорят о том, что вам небезразличны проблемы джунглей, и вы думаете о будущем нашей планеты. Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.
- Переходим к обсуждению третьей проблемы: «Как избавиться от мусора?». Предлагаю вам изучить эту проблему самостоятельно, а затем приступить к обсуждению.
Дети читают про себя материал на с. 49, 50 учебника.
- Откуда появляется мусор? (Люды выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.)
- Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. В Прибалтике уже существуют заводы по сортировке мусора. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки.
- Да, эти предметы вновь послужат людям как вторичное сырье. Молодцы! Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.
IV. Физкультминутка
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть.
Посидим и отдохнем,
А потом опять начнем.
V. Закрепление. Игра-турнир по экологии «Что? Где? Когда?»
Звучит песня о природе, бережном отношении к ней.
В один из дней весенних,
Тех дней, что не забыть,
Наедине со всеми
Хотел бы я побыть.
Припев:
Живи, Земля, живи, Земля,
И вы поймите, люди, -
Второй Земли, второй Земли,
Второй Земли не будет!
Из тысячи планет
Такой зеленой нет!
Из тысячи планет
Такой любимой нет!
Окинув взором Землю,
Гляжу в судьбы экран
Наедине со всеми,
Как с болью прошлых ран.
Припев:
Мир ждет тепла и света…
И счастлив я, друзья,
Наедине со всеми
Сказать: «Живи, Земля!».
Для окончания: «Земли прекрасней нет!».
Команды объявляют свои названия, девизы, защищают свои эмблемы. Занимают места за столами, разыгрывают право первого вопроса. Кружится волчок и указывает стрелкой на конверт, где лежит вопрос. Ведущий называет количество баллов за правильный ответ. Каждая команда отвечает на два вопроса. (1 минута на обдумывание.).
1. Что такое экологическая проблема? (Загрязнение окружающей среды.)
2. А какие экологические проблемы волнуют вас?
3. Назовите Международные экологические дни. (22 марта Всемирный день воды, 1 апреля Международный день птиц.)
4. «Экологический календарь». Учитель – Посмотрите внимательно на календарь и назовите самые значимые дни, на ваш взгляд, и почему.
5. Как вы думаете, мои юные экологи, может ли планета заболеть? (Конечно, может. Мы уже сегодня говорили о том, к чему приводит загрязнение океана, вырубка леса.)
6. А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям.)
7. «Черный ящик». В этом ящике две ситуации:
- Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.
Ответ: Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посадить в не слишком затемненном месте.
- Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
Ответ: кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета — 200 лет.
Защита плакатов на тему «Планета заболела».
Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью «Лечить планету сообща» на с. 50-52. Дети читают статью.
- О каких международных организациях вы узнали из этой статьи? (Это Всемирный фонд дикой природы и Гринпис.). Эти организации активно борются против загрязнения окружающей среды.
Показ иллюстраций «Я иду спасать Байкал».
- Почему?
Подумайте, обсудите дома с родителями вопрос «Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?». Какие экологические проблемы вы бы еще хотели обсудить? (Ответы детей.)
VI. Подведение итогов урока
- Если люди погубят окружающую природу, смогут ли сами выжить?
Рефлексия.
Домашнее задание
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 47-53).
Выполнить задания (с. 53).
Выполнить задание № 3 в рабочей тетради с. 16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....