Пётр Великий
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Бушуева Людмила Евгеньевна

Открытый урок в 4 классе по теме "Петр Великий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_i_1.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4 класс.

УМК: "Школа России".

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир, Москва, «Просвещение» 2013г

Тема урока: Петр Великий.

Цель: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Формируемые УУД:

познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

        Орг. момент

Слайд 1

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

Михаил Ломоносов

  • Кто из вас знает, кто такой Михаил Ломоносов?
  • Как вы понимаете это высказывание?
  • Что хотел сказать нам автор?

Прошлое (история) дает людям опыт, знания.

  • Почему это высказывание появились на уроке окружающего мира?

Сейчас мы изучаем исторические события, которые происходили в России

Проверка домашнего задания

Давайте проведем с вами небольшую историческую разминку. Для этого нам надо ответить на вопросы теста

Необходимо выслушать все варианты ответов и только потом проверять правильность сказанного

Слайд 2

1. Кто был царем в России В XVI веке?

А) Федор Иванович

Б) Гермоген

В) Кузьма Минин

Г) Дмитрий Михайлович Пожарский

Федор Иванович

Слайд 3

2. Кто в 1611 году призвал русский народ постоять за родную землю?

А) Федор Иванович

Б) Гермоген

В) Кузьма Минин

Г) Дмитрий Михайлович Пожарский

Кузьма Минин

Слайд 4

3. Кто хотел захватить русскую землю в 1611году?

А) татаро-монголы

Б) поляки

В) немцы

Г) французы

поляки

Слайд 5

4. Кем был Кузьма Минин по роду деятельности?

А) царь

Б) боярин

В) князь

Г) торговый человек

торговый человек

Слайд 6

5. Кем был Дмитрий Михайлович Пожарский по роду деятельности?

А) царь

Б) боярин

В) полководец

Г) торговый человек

князь

Слайд 7

6. Когда Москва окончательно была освобождена от врагов?

А) 4 марта 1612 года

Б) 4 апреля 1612 года

В) 4 ноября 1612 года

Г) 4 декабря 1612 года

4 ноября 1612 года

Слайд 8

7. Какой праздник мы отмечаем в этот день?

А) День Земли

Б) День семьи

В) День народного единства

Г) День защитника Отечества

День народного единства

Слайд 9

8. Через 200 лет в Москве на Красной площади был воздвигнут памятник К. Минину и Д. Пожарскому. В каком году это было?

А) В 1811 году

Б) В 1812 году

В) В 1911 году

Г) В 1912 году        

Молодцы! Мы с вами хорошо усвоили прошлую тему урока.

В 1812 году

Проблемный вопрос

Узнайте, о каком патриоте России идет речь в стихотворении?

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

Он был тогда горяч и молод

Стремился Русь преобразить,

Чтоб никогда ни враг, ни голод

Ее не смели поразить.

Ему на страшны были войны:

Играя строил он полки,

Чтоб, возмужав, с народом вместе,

Давать отпор врагам страны!

Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

И что там шведы, Карл, Полтава –

Сумел стихию обуздать

И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!

Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

Петр I

Ученик читает приготовленное стихотворение наизусть

Что вам помогло определиться с ответом?

Был царем.

Владел несколькими профессиями.

Воевал со шведами.

Построил город Петербург.

Целевые утановки

Что бы вы хотели узнать о Петре I?

Какой он был человек?

Что сделал для России?

Почему его помнят потомки?

Новая тема урока

Петру I народ присвоил имя Великий.

Как вы думаете, почему?

Совершил великие дела для страны.

Работа с учебником

Давайте откроем наши учебники на стр. 95.

Найдите изображение Петра I.

Слайд 10

Внимательно рассмотрите портрет Петра.

Каким человеком вы представляете Петра I, глядя на его портрет?

   Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста (203 см )— он выдавался в толпе на целую голову.

В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размера.

Сейчас я прочитаю статью из учебника «Петр Великий». Вы внимательно слушайте и следите за чтением по учебнику.

(Чтение статьи)

Сильным. смелым, умным, волевым, большим.

Первичное закрепление

Что вы узнали нового о Петре I?

Заботился о пользе Отечества.

Был провозглашен царем в 10 лет.

Не любил придворную жизнь.

Любил играть в военные игры.

Увлекался военными науками.

Мог трудиться как простые люди.

Строил корабли.

Хорошо учился.

Освоил 14 специальностей.

Бывал жесток с подчиненными.

Работа над лексическим значение незнакомых слов

В статье вам встретились старинные слова, чтобы лучше понять их лексическое значение давайте выберем к ним синонимы.

У вас на столах карточки с цифрами. Вы должны решить, какое из определений правильное: первое или второе, подняв карточку с нужной цифрой

Слайд 11

Правил - руководил, водил

Провозглашен- объявлен, приглашен

Смышленый мальчик- умный, смешной

Тяготила- утомляла, проглотила

Потеха- забава, поехать

Верфь - место постройки и ремонта судов, вверх

Наперекор- несогласно с чем-нибудь, переход

Навигация - мастерство кораблевождения, ситуация

Молодцы! Почти все справились без ошибок.

Проблемный ситуация

Историки  называют Петра I  преобразователем.

Кто такой преобразователь?

Слайд 12

преобразователь

Найдите в этом слове корень и приставку.

Какую еще мы можем поставить цель на нашем уроке?

Приставка пре- употребляется в значении пере, т.е. преобразовывать, значит переделывать или создавать что-то новое.

Какие преобразования ввел Петр I?

Работа в парах

    Сейчас вы самостоятельно прочитаете текст из учебника на с.95 "Царь-преобразователь".

    Я раздам вам карточки с выдержками из этого текста. Работая в паре, вы должны

1. выяснить, какие слова пропущены в предложенном вам тексте;

2. вписать эти слова в карточки.

  1. Ввел новый... календарь.

  2. Празднуем новый год ...
    1 января.

  3. Повелел отсчитывать годы от ... Рождества Христова.

  4. Упростил ... азбуку-кириллицу.

  5. Открыл новые ...типографии.

  6. Выпустил новую ... печатную газету.

  7. Основал первый музей ...-Кунсткамеру.

  8. Основал первую доступную всем... библиотеку.

  9. Подписал указ о создании ... Академии наук.

  10. Появился морской ...флот.

  11. Открыл новые города: ... (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург).

  12. Наладились отношения со странами ... Европы.

  13. Для подготовки специалистов были открыты ... школы.

  14. Запретил носить знатным мужчинам ... бороду.

  15. Запретил носить знатным людям  русское… платье.

  16. Были созданы новые органы... управления.

  17. В 1721 году Россия стала... империей.

  18. В 1721 году Петр I стал... императором.

Фронтальная проверка

Какие же преобразования сделал Петр I?

Дети зачитывают свои ответы. Если ошибаются - поправляют все вместе.

Физминутка

Заочная экскурсия в петровское время (сообщение учащихся)

А сейчас мы совершим небольшую заочную экскурсию в петровское время.

Нашими экскурсоводами будут Аня и Кирилл

Слайд 13

-по какой реке впервые проплыл на английском боте  Петр Первый?

-выход к какому морю получила Россия , одержав победу над Шведами? (помогают экскурсоводы)

Русско-шведскую война при Петре Великом называют Великой Северной войной. Она длилась 20 лет между Шведской империей и союзом северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции.

С окончанием войны в Европе возникла новая, с сильным флотом и армией, империя — Российская, со столицей Санкт-Петербург на побережье Балтийского моря.

Война положила конец шведскому великодержавию, и утвердила Россию как новую силу в Европе.

Экскурсию по Санкт-Петербургу проведут Люба и Миша

Слайд 14, 15, 16

-С чего началось строительство Санкт-Петербурга?

-В честь кого названа Александра-Невская лавра (в честь князя Александра Невского)

-Чем знаменито это место?

-Как называется главная улица Петербурга?

Слайд 17

Отличия в градостроителстве Москвы и Санкт-Петербурга

 Санкт – Петербург строили строго по плану.

По плану возводились не только дома, но и сам город. Санкт-Петербург застраивался полукругом и был окружен стеной. План города напоминает своими очертаниями звезду, расходящуюся лучами от центра. Строительство города, как сказала Люба, началось со строительства Петропавловской крепости. Петропавловская крепость – это тоже защита.

Москва же – это город, построенный по принципу окружностей, расходящихся от одного центра – Кремлевской площади.

Улочки Москвы запутаны, они не имеют четкого построения, в отличии от планированного Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург и поныне считается одним из красивейших городов мира. Многие люди приезжают сюда, чтобы полюбоваться прекрасными улицами, домами, памятниками, каналами, парками, музеями.

Слайд 18

Память о Петре I увековечена во многих городах России и Европы. Самым первым и наиболее известным является Медный всадник в Петербурге, его изготовление и возведение заняло более 10 лет. 

Слайд19,20,21

На  слайде 22 вы видите, в каких странах мира есть памятники Петру Великому

"Морским судам быть!"

"Град Петра"

Обобщение пройденного

Вспомнить все, о чем мы говорили с вами на уроке, нам помогут даты, представленные на слайде:

Слайд 23

1682-1725

1700-1721

1703-1713

1721

Годы правления Петра I

Русско-шведская война

Строительство Санкт-Петербурга

Россия стала империей

Итог урока

Заслуженно ли Петр I получил прозвище Великий ? Докажите

Достигли мы своих целей?

Итог: Преобразования Петра помогли дальнейшему развитию страны. В России появился флот, возникли новые города, новая столица Санкт-Петербург)

Понравился ли вам урок?

А может быть кому-то из вас захотелось узнать новые факты о Петре Великом, которых нет в учебнике?

Кому из вас захотелось побывать в Санкт-Петербурге?

(Повторяют новшества).

Домашнее задание

Стр.94-100, задание №1 или №3 на стр. 100

artiskus.blogspot.ru/2013/01/xvii.html

http://artiskus.blogspot.ru/2013/01/xvii.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I#.D0.A1.D0.B5.D0.B2.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D0.B0_.D1.81.D0.BE_.D0.A8.D0.B2.D0.B5.D1.86.D0.B8.D0.B5.D0.B9_.281700.E2.80.941721.29

https://ru.wikipedia.org/wiki/Русско-шведские_войны#.D0.A0.D1.83.D1.81.D1.81.D0.BA.D0.BE-.D1.88.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.B8_.D0.9F.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.B5_.D0.92.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D0.BE.D0.BC

https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_Минину_и_Пожарскому


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. История.Пётр Великий

Урок окружающего мира.  4 класс  История.Пётр Великий. Презентация...

урок окружающего мира, 4 класс. Пётр Великий.

Урок оружающего мира по программе "Школа России", соконспект урока, раздаточный материал....

Конспект урока "Пётр Великий"

Конспект по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс...

Призентация к уроку "Мы и окружающий мир"Пётр Великий как просветитель России"

Материал презентации подобран так, чтобы показать Петра Великого как  прогрессивного общественного деятеля, распространителя передовых идей и знаний.  Материал способствует развитию у ...

Урок-презентация на тему "Пётр Великий".

Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе на тему "Пётр Великий"....

Урок по окружающему миру "Пётр Великий"

Формирование представления учащихся о времени правления Петра....

презентация "Пётр Великий"

презентация к окружающему миру Плешаков 4 класс. "Петр Великий"....