Конспект урока "Грибы " 2 класс по системе Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира "Грибы " 2 класс по системе Занкова с применением электронного микроскопа и элекиронного учебника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_griby_2_klass.docx | 593.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 Б КЛАССЕ.
- Составлена по УМК: 1. Программа: Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007. -272с
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Мы и окружающий мир: учебник. 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. др. Рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир». 2 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1–2 классы. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
Дата проведения: 23.04.2013 г.
Урок по теме «Грибы». Окружающий мир, 2 класс, система Л.В. Занкова
Цель: познакомить учащихся с царством грибов.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся со строением гриба;
воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе родного края;
развивающая:
- расширение кругозора учащихся;
- развивать познавательный интерес через элементы исследования.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы:
- частично-поисковый;
- деятельностный;
- создание проблемной ситуации;
- наглядно-иллюстрационный.
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Используемые технологии
• Личностно-ориентированное обучение.
• Информационно-компьютерные.
Необходимое оборудование и материалы
- Компьютер, интерактивная доска.
- Мультимедийный проектор.
- Электронный микроскоп
- Карточки-конверты с нарисованными грибами.
- Интернет – ресурсы:
• Электронные учебник Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 2 класс,2 часть (www.cm.ru)
• Фрагмент видеоурока «Строение шляпочных грибов» (http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov)
- Образцы сухих и прессованных дрожжей, плесневелых продуктов.
Дидактические материалы: Презентация ЦОР “Грибы”, Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Мы и окружающий мир: учебник для 2-го класса, карточки на столах для групповой и индивидуальной работы.
Планируемые результаты:
Предметные. Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов растущих в данной местности. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба. Объяснять причины появления плесени на продуктах под действием плесневых грибков.
УУД (универсальные учебные действия)
Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).
Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Личностные. Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.
Конспект урока «Грибы»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Самоанализ урока |
I. Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой. - Посмотрите в окно: Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс Урок окружающего мира начинается у нас. | Проверяют готовность рабочего места к уроку. | Регулятивные: организация своего рабочего места. | 1 минута Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу. |
II. Актуализация знаний. Цель: подготовка учащихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях. | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. – Куда мы с вами, ребята, отправимся?
- Что такое природа? - Какая бывает природа? (Кластер) Природа Живая Неживая - Что относится к живой природе? - А что относится к неживой природе? - Назовите признаки живых организмов. – Что такое лес? Что вы о нём знаете?
Цель: проверить качество знания живой и неживой природы. Правила игры: учащиеся хлопают в ладоши, если речь идёт о живой природе. ( учитель показывает картинки) – Кто был внимателен, ответьте – о каком мире живой природы мы не вспомнили? - Итак, вы доказали, что… (Кластер составляется на доске) Природа Живая Неживая Растения Животные - А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку: И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. - Верно. Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Они поражают нас многообразием поразительных форм («Разнообразие форм грибов»). | Дети отвечают: - На природу, в лес и на поляну. - Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека. - Живая и неживая. - Животные, растения, грибы и др. - Воздух, вода, Солнце и др. - Питание, движение, дыхание, рост, развитие и др. - Лес – это природное сообщество. - О растениях. - Грибы. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта. | 3 минуты. На данном этапе уточняются первичные знания детей. |
III. Постановка учебной задачи. | Комментирует новую информацию, организует её обсуждение. – Итак, сегодня мы вспомним всё, что нам известно о грибах, и узнаете много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? - Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? – Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? – Почему? – А к какому миру живой природы можно отнести грибы? – Почему? – Какие части растений вам известны? – Всё это есть у грибов? – В таком случае, можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? – А к миру животных? – Так что же это такое – грибы? – Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (кластер дополняется.) (Слайд 1) Природа Живая Неживая Растения Животные Грибы | Свободные высказывания детей. Размышляют, выслушивают различные мнения. - Опята, сыроежки, подберёзовики. - Живая. - Грибы появляются, растут, умирают… - К миру растений. - Они растут на земле. - Корень, ветки листья, плоды. - У грибов нет всего этого. А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста органические вещества. А грибы так не «умеют». - Нет. - Нет. Приходят к выводу: - Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные. | Коммуникативные: высказывают свои предположения, выражают свои мысли. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. | 3-4 минуты. Формулируются тема и задачи урока. |
IV. Усвоение новых знаний. | Знакомит со слайдами презентации, нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы, проводит индивидуальный контроль. – Какая часть гриба упоминалась в стихотворении? Поэтому все грибы, которые вы знаете, называются – ….? (кластер дополняется). (Слайд 2) Грибы Шляпочные - Как происходит рост грибов? - Грибы знакомы всем. Однако то, что мы называем грибом, - это его плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве и состоит из тонких белых нитей - грибницы. Как паутинки они оплетают корни дерева. В нижней части шляпки образуются споры, они рассеиваются и дают развитие новым грибницам (работа с иллюстрацией учебника). – А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? – Это грибница. –Итак, из каких частей состоит гриб? (Слайд 3) Комментирует новую информацию, организует её обсуждение. – А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз. Но никто не догадался, что это грибы. -А вы когда-нибудь задумывались, почему изделия из теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? (Слайд 4) – - Кто из вас видел дрожжи? Поднимите руки. Взгляните на этот гриб (Демонстрация прессованных и сухих дрожжей). (Слайд 5) - Рассмотрите дрожжи, которые находятся у вас на тарелочках. Чем они отличаются? - Можем мы зарисовать строение дрожжевого грибка? (дополнение кластера) Грибы Шляпочные Дрожжи - Чтобы нам подробнее и внимательнее рассмотреть эти грибы, мы возьмем в помощники цифровой микроскоп. Но прежде послушайте, как с ним нужно работать (инструктаж по технике безопасности) Сейчас вы по очереди будете рассматривать препарат дрожжей при помощи микроскопа и зарисовывать строение дрожжевого гриба на листах, лежащих у вас на партах. - Сравните вашу работу с рисунком на слайде - Как заставить дрожжи работать? Какие условия нужно создать, чтобы тесто поднялось? Давайте проверим ваши мнения - проведем простой опыт. Перед занятием я замесила тесто и поместила его в две баночки. Делаем отметки об уровне теста и размещаем одну баночку в тепле - у батареи, а другую на холоде и сквозняке – между рамами окна. В конце урока проверим, что из этого получится. - Как вы думаете, в чем причина образования «дырочек» в хлебе? Хлеб, который приготовили с использованием дрожжей, всегда будет иметь пористую структуру. Дрожжи начинают быстро размножаться, благодаря чему тесто увеличивается в объёме. Гриб живой, и он выделяет продукты обмена – углекислый газ. Именно его пузырьки и делают тесто рыхлым и пористым. Готовое тесто помещают в печку. Жар убивает дрожжевые грибы, а от пузырьков в хлебе остаются пустоты. - Настало время проверить наши баночки с тестом и сделать вывод, какие условия нужно создать, чтобы тесто поднялось? - Некоторые грибы живут рядом с нами, в наших домах и квартирах, а мы их даже не замечаем. Например, оставьте в закрытом пакете куски хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. плесневые грибы. (Картинки с изображением плесневых грибов) Их можно рассмотреть только под микроскопом. (Слайд 6) – Из каких частей состоит плесень? – Можно её назвать грибом? – А чего нет у плесени? – Можно в таком случае её назвать шляпочным грибом? – А как бы вы назвали этот гриб? (кластер добавляется.) Грибы Шляпочные Дрожжи Плесневые (Слайд 7) | Просмотр фото грибов - Шляпка. - Шляпочными. - Предположения ребят. Сообщение учащегося: В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуют новые грибы. По ножке к шапке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы. - Похожа на паутину, как будто состоит из запутанных нитей. - Надземная часть – ножка и шляпка, подземная часть – грибница. Групповая работа – соотнеси. Предположения детей Дети сравнивают два вида дрожжей, высказывают свои мнения. - Нет. Дети самостоятельно работают с микроскопом. Индивидуальная работа на листах – строение дрожжевого гриба. Предположительные ответы детей. Свободные высказыва-ния детей. Вывод: тепло, исключение сквозняков, накрыть крышкой. Дети самостоятельно работают с микроскопом. - Из плодового тела и грибницы. - Да. - Шляпки. - Нет. - Этот вид грибов называется «плесневые». | Коммуникативные: умение вступать в диалог (отвечать на вопросы). Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний. | 10 минут Формирование у учащихся конкретных представлений о грибах и их строении. |
V.Физкультминутка. | Давайте немного отдохнем. По тропинке леший шёл. На полянке гриб нашёл (ходьба на месте). Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок (приседания). Леший охает: устал От того, что приседал. Леший сладко потянулся (потягивания – руки вверх), Леший выполнил разминку И уселся на тропинку (присаживаемся за парты). | Дети выполняют движения. | 1-2 минуты. Здоровьесберегающая технология. | |
VI. Первичное закрепление полученных знаний. Цель: усвоение нового материала. | Организует практическую работу. - На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. И вам нужно хорошо разобраться в них, чтобы их не путать. Строение грибов. - Прослушайте сейчас научную информацию о строении шляпочных грибов. На парте лежит рисунок гриба и название частей. Обозначьте каждую часть.
- Сравните свои рисунки с рисунком в учебнике на с.70. Найдите сходства и различия. Допишите необходимые названия (плодовое тело и споры). Размножение грибов. Нам встретилось новое слово – споры. Что это такое? Найдите ответ в учебнике с.70, 2 абзац. Дорисуйте споры гриба. | Просмотр видеоматериала. Дети работают в парах. Дорисовывают споры грибов Просмотр видеоматериала «Как размножаются грибы» | Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы. | 10 минут. На этом этапе проводится первичное закрепление умения использовать на практике полученные знания. |
VII. Включение в систему знаний. | Значение грибов. - Кто внимательно смотрел и запомнил, в какое время года надо собирать грибы? - Кто из вас собирал грибы сам? Где вы их собирали? _Нужны ли грибы природе? - Прослушайте сейчас научную информацию о значении грибов в природе. Названия грибов - Знаете ли вы, под какими деревьями растут грибы? Интерактивное задание в электронном учебнике с. 71 - Какие названия грибов встретились вам в задании? Запишите их . - Прочитайте 1 абзац с.71, допишите другие названия грибов, которые вам встретились (лисички, рыжики, грузди, белые, сыроежки) - А теперь проверим, как вы запомнили названия грибов. Интерактивное задание № 2 в электронном учебнике с. 71 - Допишите новые названия грибов (мухомор, опята, шампиньон) Съедобные и ядовитые грибы - Прочитайте внимательно все названия грибов, которые мы записали и найдите «лишний». _Почему? (Слайд 8-9) Городские жители частенько уничтожают ядовитые грибы. Этого делать нельзя! Многие дикие животные, животные леса употребляют ядовитые грибы как лекарство. Например, лоси при зубной боли поедают мухомор. Но о том, как различать съедобные и несъедобные грибы, мы поговорим на следующем уроке. | Свободные высказывания детей. - Летом и начало осени - В лесу, под деревьями Просмотр видеофрагмента - Подосиновик, подберёзовик, поддубовик Выполняют задание из электронного учебника -Мухомор -Ядовитый Свободные ответы детей Просмотр видеоматериала | Коммуникативные: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). | 8 минут. На этом этапе закрепляли полученные знания о грибах. |
VIII. Рефлексия. | Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. (Слайд 10) - Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке? - Какие открытия сделали? - Что удивило сегодня на уроке? - Спасибо за урок! | Дети рассказывают, чему научились, что запомнили, чему удивились. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. | 2 минуты. Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность. |
Литература и электронные ресурсы
- ФГОС: Начальное общее образование (Минобрнауки России) 22.12.2009,
- Большая энциклопедия природы. Грибы. Т.8, М.: ООО «Мир книги», 2005.
- Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии /авт.-сост. В.А. Суворова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Приложение 1 (Презентация)
- http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov (фрагмент 00:30 до 2:11)
- http://go.cm.ru/Viewer.asp?BID=1542088 (электронный учебник)
- http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov (фрагмент 2:11 до 2:53)
- http://go.cm.ru/Viewer.asp?BID=1542088 «Где растут грибы»
- http://go.cm.ru/Viewer.asp?BID=1542088 «Собери названия грибов»
- http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov (фрагмент 2:53 до 3:40)
- http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov ТЕСТ 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики 2 класс по системе Занкова Л.В.
урок математики 2 класс по системе Занкова (учебник Аргинской И.И.) ...
урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация
урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...
Урок математики1 класс по системе Занкова
урок математики. 1 класс.учебник Аргинской И.И. Тема урока: Знакомство с различными единицами длины.Сантиметр и дециметр....
урок окружающего мира 3 класс по системе Занкова Л.В.
разработка урока по окружающему миру для 3 класса по системе Занкова Л.В. (учебник Дмитриевой Н.Я.,Казакова А.Н.)...
конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна
конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...
Окружающий мир 2 класс. Тесты по окружающиму миру во 2 классе по системе Занкова.
Важным звеном учебного процесса является тестовая форма, которая позволяет объективно , эффективно и быстро провести диагностику знаний, контролировать качество усвоения материала, степень сформ...
Презентация "Грибы " 2 класс по системе Занкова
Презентация к уроку окружающего мира "Грибы " 2 класс по системе Занкова с использованием ИКТ и ЭОР...