Экологическая катастрофа
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира по теме "Экологическая катастрофа". 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_katastrofa.doc | 692 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир, 3 класс
Тема: «Экологическая катастрофа»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «экологическая катастрофа» и её последствия, дать понять, что Земля - «наш общий дом», раскрыть некоторые экологические проблемы, познакомить с понятием «экологические прогнозы».
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о состоянии экологии на нашей планете;
- познакомить с мерами по охране природы;
- развивать эмоциональную сферу, наблюдательность, мышление, воображение;
- способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде;
- формировать экологическую культуру.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни,
- обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой,
- моделировать и объяснять употребление в пищу полезных продуктов питания,
- высказывать своё мнение , доказывать его.
Оборудование:
- учебник, рабочая тетрадь;
- ноутбук, интерактивная доска (демонстрация фрагментов фильма, работа с приложением);
- таблички с названием экологических катастроф;
- иллюстрации с изображением экологических катастроф.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши горящие глаза, а главное — ваше желание учиться, узнавать новое и интересное.
- Сядьте удобно, расслабьте ваши плечи, ваши глазки, ваши ручки. Закройте глазки и представьте, что вы маленький цветочек, а ваши ручки бутоны, которые раскрываются под первыми лучами солнца. Постарайтесь сохранить ваше настроение до конца урока. (Просмотр видео - «Цветок раскрывается»)
2. Актуализация знаний.
- Но к сожалению, сегодня на уроке мы будем говорить не о красоте и величии нашей природы, а экологической катастрофе.
- Как вы понимаете термин «Экологическая катастрофа»? (ответы учащихся)
- Понятие экологической катастрофы – ситуация, которая характеризуется глубокими и часто необратимыми изменениями природной среды, утратой природных ресурсов, резким ухудшением условий проживания населения. Вызванными многократным превышением антропогенных нагрузок на природную среду (Б. И. Когуров, 1997 г.).
- В 1 и во 2 классе мы познакомились с понятиями экологической опасности и экологического риска, научились выделять их отличия и существенные признаки, проводить взаимосвязи между опасностью и риском.
- Работа по теме урока.
- Это катастрофа.
а) Самостоятельная работа.
Проверка. (Обучающиеся зачитывают алгоритм изучения темы.)
- Понятие катастрофы.
- Причины возникновения катастроф.
- Последствия катастроф.
- Правила поведения во время катастрофы.
- Как предотвратить катастрофу?
б) Работа в группах.
А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Мы попытаемся выяснить причины некоторых катастроф, их последствия и выработать правила поведения во время катастроф.
(Обучающиеся класса разделены на 3 группы.)
Представитель каждой группы выбирает название катастрофы.
1. Наводнение.
2. Пожар.
3. Загрязнение почвы из-за порыва нефтяного трубопровода.
- Совместная проверка и обсуждение результатов.
1 группа: Наводнение
Обильные осадки, дожди;
интенсивное таяние снега.
Образование заторов (льдины весной);
разрушение гидротехнических сооружений.
При угрозе наводнения.
1. Постоянно слушать информацию об обстановке и порядке действий.
2. Продовольствие, ценные вещи, одежду обувь перенести на верхние этажи.
3. Из опасных районов эвакуировать население.
4. Скот перегнать на возвышенные места.
В процессе наводнения.
1. Спасти людей, где бы они не оказались.
2. В первую очередь из зоны затопления вывезти детей.
3. Оказать срочную помощь людям, оказавшимся в воде.
2 группа: Пожары
Неосторожное обращение с огнем;
молнии; поджоги.
Гибель леса, растений и животных.
1. Захлёстывание кромки пожара.
2. Забрасывание огня рыхлым грунтом.
3. Выводить и вывозить людей в направлении, перпендикулярном распространению огня.
4. Двигаться вдоль рек, ручьев, по воде.
5. Рот и нос прикрывать ватно-марлевой повязкой, платком или полотенцем.
3 группа: Загрязнение почвы из-за порыва нефтяного трубопровода
Старое оборудование, требующее замены;
качество труб не соответствует климатическим условиям;
нарушение технологии добычи нефти.
Почва теряет свое плодородие;
воздух не поступает в почву;
нет условий для жизни живых организмов.
1. Сообщить специальным службам о порыве нефтяного трубопровода.
2. Предостеречь от огня разлив нефти.
3. Остановить приток нефти.
4. Наложить буферную зону.
5. Устранить нефтяные пятна специальными установками. (Скиннер – установка для сбора нефти.)
6. Восстановить плодородность почвы. (Рекультивация)
- Вопросы, которые мы с вами сегодня затронули актуальны и для нашей местности Самарской области. В Самарской области ведется добыча нефти, местные власти ведут контроль за соблюдением экологической безопасности, восстановление плодородности почвы.
- В своей работе нефтяники применяют высокие технологии, новейшие установки, следят за износом оборудования, контролируют давление, температуру. Поэтому у нас очень редко происходит порыв нефтяного провода. А если вдруг случается беда, люди быстро реагируют на случившееся и устраняют неполадки.
в) Работа по учебнику.
Экологическая безопасность.
- Мы должны научиться соблюдать экологическую безопасность.
- Что означает этот термин?
- Прочитайте определение в учебнике на с. 32.
- Запишите в свой рабочий лист.
Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается.
Поэтому мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их , мы смогли сберечь свое здоровье(памятки вклеиваем в экологические листы)
- Как происходит загрязнение воздуха?
Обобщаем ответы :
- Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потому мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей.
- Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье?
г) Просмотр фрагмента фильма «Экологическая катастрофа» Обсуждение.
в) Работа в рабочей тетради.
- Итог урока.
- О чем говорили на уроке?
- Что нового и интересного узнали на уроке?
- Какие эмоции и чувства вызвала у вас тема сегодняшнего урока?
- Закончить урок хотелось бы стихотворением:
Где то был зеленый лес
Над ним стаи птиц летали,
Воздуха они навес,
Клювами над ним пронзали.
Жили в том лесу зверушки:
Зайцы, ёжики, лягушки
Жили волки и медведи,
Белки, лисы и их дети.
Там росли березы, клены,
Ели, сосны и дубы.
Осенью росли грибы там,
А весной цвели цветы.
Важную экосистему,
Там природа создала,
Разгадать нам эту схему,
Не под силу, никогда.
Мы разгадывать не будем,
Некогда, летят года.
Нам бы, взять бы побыстрее,
Древесину и меха.
Мы расплатимся за это,
Делаем мы так всегда,
Привезем сюда мы летом,
Тонны битого стекла.
Привезем вагон пластмассы,
А еще резины два.
Вот и лес весь стал ужасный,
Как и наши города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические катастрофы.Экономика и экология.
Презентация может быть использована на уроках окружающего мира в начальной школе при изучении тем о влиянии экономики на экологию,внеклассных мероприятий по экологии....
внеклассное мероприятие по экологии "Экологические катастрофы"
Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружа...
Экологические катастрофы
Презентация к уроку Окружающий мир 4 класс "Экологические катастрофы"....
Мазуринское озеро. Экологическая катастрофа.
Исследовательская работа....
Презентация"Экологические катастрофы" к уроку окружающий мир 3 класс по пограмме Школа России тема урока "Две стороны экономики"
В презентации представлены основные виды экологических катастроф: лесные пожары, загрязнение воздуха, сточные воды, отходы и мусор, разлив нефти. Дан экологический прогноз на будущее....
Экологическая катастрофа.
Эту разработку можно использовать как на уроках окружающего мира, так и на классных часах, посвященных теме "Экология". Урок наполнен интересными заданиями, увлекательной работой по группам. Ребята со...
исследовательская работа "Экологическая катастрофа озера Котокель"
Основная цель экологического образования и воспитания – формирование ответственного отношения человека к природе. Все мы дети Природы. И с малых лет человек должен познать ее и непременно учиться люби...