Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Кучерявых Наталья Михайловна

Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_klass.odt52.09 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании ПС                                           Введена в действие

Протокол №_______от                                                 Приказ №____от «    »_____2015г

«    »___________2015г.                                                Директор МБОУ «Большеугонская СОШ»

___________/Мамзина Е.А./                                         ____________/Мануйлова С.В./

                         

                                                     Рабочая программа

по окружающему миру

 во 2 (общеобразовательном) классе

                     на 2015-2016 учебный год

                                               

Рассмотрена на заседании                                                                           Составила:

Методического объединения                                                                       Кучерявых Н.М.

Протокол №_____от «   »_____2015г                                                          25.08.2015.

Руководитель МО_____/Кучерявых Н.М./

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), примерной программы по математике Министерства образования РФ,   учебного плана МБОУ «Большеугонская СОШ» на 2015-2016 учебный год, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию Министерством образования и науки РФ (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Курс А.А.Плешакова «Окружающий мир» входит в состав УМК «Школа России» и представлен учебником Плешакова А. А. «Окружающий мир».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта  бщения с людьми и природой;

 духовно-нравственное развитие и воспитание личности граж данина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

          Используемые педагогические технологии:

  1. технология проблемного обучения;
  2. технология проектного  обучения;
  3. интерактивная технология  обучения;
  4. технология «Обучение в сотрудничестве»;
  5. игровые технологии;
  6. ИКТ;
  7. разноуровневое обучение;
  8. здоровьесберегающие технологии.

Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);
  2. репродуктивный;
  3. метод проблемной формы  овладения учебным материалом;
  4. частично-поисковый (либо эвристический);
  5. исследовательский.

Формы обучения:

  1. индивидуальные,
  2. коллективные,
  3. групповые,
  4. классные,
  5. внеклассные.

Формы контроля:

  1. стартовые диагностические работы на начало учебного года;
  2. стандартизированные письменные и устные работы;
  3. комплексные диагностические и контрольные работы;
  4. тематические проверочные (контрольные) работы;
  5. самоанализ и самооценка;
  6. индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.

Рабочая модифицированная программа соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования».

            Во 2  классе на изучение окружающего мира отводится  68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

            

 Раздел 2. Содержание учебного предмета.

Где мы живём? (4 часа)

Родная страна. Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык

Город и село. Проект «Родной город (село)»

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Природа и рукотворный мир

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

«ПРИРОДА» (20 ч)

Неживая и живая природа

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от признаков неживой природы. Связи между неживой и живой природой

Явления природы

Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров

Что такое погода

Погода и погодные явления. Условные  метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды

В гости к осени (экскурсия)

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе

В гости к осени.

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

Звёздное небо

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Представления о зодиаке.

Заглянем в кладовые Земли

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним

Про воздух и про воду.

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека

Какие бывают растения

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека

Какие бывают животные

Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни

Невидимые нити

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения невидимых нитей

Дикорастущие и культурные растения

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях

Дикие и домашние животные

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных

Комнатные растения

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за

комнатными растениями

Животные живого уголка

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомяк, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека

Про кошек и собак

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев

Красная книга

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные. Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных.

Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

«ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА» (10 ч)

Что такое экономика

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги

Из чего что сделано

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей

Как построить дом

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения

Какой бывает транспорт

Виды транспорта. Первоначальные пред-

ставления об истории развития транс порта

Культура и образование

Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России — Кунсткамера

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В гости к зиме (экскурсия)

Наблюдение за зимними явлениями в неживой и живой природе

В гости к зиме (урок)

Зимние явления в неживой и живой природе

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Презентация проектов «Родной город(село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

«ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ» (9 ч)

Строение тела человека

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа

Если хочешь быть здоров

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами

Берегись автомобиля!

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора)

Школа пешехода

Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС)

Домашние опасности

Правила безопасного поведения в быту

Пожар!

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону

На воде и в лесу

Правила безопасного поведения на воде и в лесу

Опасные незнакомцы

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

«ОБЩЕНИЕ» (7 ч)

Наша дружная семья

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

Проект «Родословная»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В школе

Классный и школьный коллективы. Совместная учёба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. Правила вежливости. Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном  ранспорте

Ты и твои друзья

Что самое ценное в дружбе. Отражение ценностей дружбы, согласия, взаимной помощи в культуре разных народов (на примере пословиц и поговорок). Культура поведения в гостях

Мы — зрители и пассажиры

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, общественном транспорте)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

«ПУТЕШЕСТВИЯ» (18 ч)

Посмотри вокруг

Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли

Ориентирование на местности (2 ч)

Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам.

Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом

Формы земной поверхности

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

Водные богатства

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря.

В гости к весне (экскурсия)

Наблюдения за весенними явлениями природы.

В гости к весне (урок)

Весенние явления в неживой и живой природе

Россия на карте

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. Проект «Города России». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Путешествие по Москве

Москва — столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности сто лицы

Московский Кремль

Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади

Город на Неве

Санкт-Петербург — Северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания

Путешествие по планете

Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте

Путешествие по материкам

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия

Страны мира. Проект «Страны мира»

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и

сроков работы

Впереди лето

Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел 3. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

2 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

 более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

 представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

 представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

 овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

 понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

 познавательные мотивы учебной деятельности, понимание

того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

 представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим

людям*;

 эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов

России и разных стран;

 этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

 способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

 установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека,режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

 бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

 сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

 выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

 планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

 планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

 фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

 оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

 соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

 контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

 понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

 находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

 использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

 понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

 анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

 классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

 сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

 осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

 строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

 проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

 моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

 включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

 формулировать ответы на вопросы;

 слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

 договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

 высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

 поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

 признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

 употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

 понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

 готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

 составлять небольшие рассказы на заданную тему.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

 находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

 называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

 различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

 приводить примеры народов России;

 сравнивать город и село, городской и сельский дома;

 различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

 оценивать отношение людей к окружающему миру;

 различать объекты и явления неживой и живой природы;

 находить связи в природе, между природой и человеком;

 проводить наблюдения и ставить опыты;

 измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

 определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

 сравнивать объекты природы, делить их на группы;

 ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

 находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

 соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

 различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

 прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

 узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

 различать виды транспорта;

 приводить примеры учреждений культуры и образования;

 определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

 различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

 правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

 соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

 различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

 соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

 правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

 оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

 приводить примеры семейных традиций;

 соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

 различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

 ориентироваться на местности разными способами;

 различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

 различать водные объекты, узнавать их по описанию;

 читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

 находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

 различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер:ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото  и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информациюнабирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
  • сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео  и аудиозаписей, фотоизображений;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  1. создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  2. создавать простые сообщения в виде аудио  и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  3. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  4. создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
  5. создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
  6. размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
  7. пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные;
  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
  • моделировать объекты и процессы реального мира.

Раздел 4. Планируемые универсальные учебные действия ( личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;
  • учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательныеуниверсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
  • устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио  и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
  • и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знанияо строении и функционировании организма человека длясохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото  и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменныхвысказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование

№ уро-ка

Наименование раздела программы  (количество часов на раздел)

Тема урока

Коли-чество часов

Сроки проведения

Примеча-ния

1

"Где мы живём?" (4 часа)

Родная страна

1

2

Город и село. Проект «Родной город

(село)»

1

3

Природа и рукотворный мир

1

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1

5

«ПРИРОДА»

(20 ч)

Неживая и живая природа

1

6

Явления природы

1

7

Что такое погода

1

8

В гости к осени (экскурсия)

1

9

В гости к осени.

1

10

Звёздное небо.

1

11

Заглянем в кладовые Земли.

1

12

Про воздух и про воду.

1

13

Про воздух и про воду.

1

14

Какие бывают растения.

1

15

Какие бывают животные

1

16

Невидимые нити

1

17

Дикорастущие и культурные растения

1

18

Дикие и домашние животные

1

19

Комнатные растения

1

20

Животные живого уголка

1

21

Про кошек и собак

1

22

Красная книга

1

23

Будь природе другом!

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

25

«ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА»

(10 ч)

Что такое экономика

1

26

Из чего что сделано

1

27

Как построить дом

1

28

Какой бывает транспорт

1

29

Культура и образование

1

30

Все профессии важны.

Проект «Профессии»

1

31

В гости к зиме (экскурсия)

1

32

В гости к зиме (урок)

1

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1

34

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

1

35

«ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАС-НОСТЬ»

(9 ч)

Строение тела человека

1

36

Если хочешь быть здоров

1

37

Берегись автомобиля!

1

38

Школа пешехода

1

39

Домашние опасности

1

40

Пожар!

1

41

На воде и в лесу

1

42

Опасные незнакомцы

1

43

Проверим себя и оценим свои  достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

44

«ОБЩЕНИЕ»

(7 ч)

Наша дружная семья

1

45

Проект «Родословная»

1

46

В школе

1

47

Правила вежливости

1

48

Ты и твои друзья

1

49

Мы — зрители и пассажиры

1

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1

51

«ПУТЕШЕСТ-ВИЯ»

(18 ч)

Посмотри вокруг

1

52

Ориентирование на местности

1

53

Ориентирование на местности

1

54

Формы земной поверхности

1

55

Водные богатства

1

56

В гости к весне (экскурсия)

1

57

В гости к весне (урок)

1

58

Россия на карте

1

59

Проект «Города России»

1

60

Путешествие по Москве

1

61

Московский Кремль

1

62

Город на Неве

1

63

Путешествие по планете

1

64

Путешествие по материкам

1

65

Страны мира.

Проект «Страны мира»

1

66

Впереди лето

1

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1

68

Презентация проектов «Родослов-

ная», «Города России», «Страны мира»

1

Раздел 6. Информационно-методическое сопровождение

1. Нормативно-правовая база

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  • Примерная программа по окружающему миру Министерства образования РФ.

2.УМК

  •  Плешаков А. А. Окружающий мир. Учеб. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2013.
  • 4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учеб. 2 кл. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2013.
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2013.
  • 4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2013.
  • Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты: 2 кл. — М.: Просвещение, 2013.
  • Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2013.
  • Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 2013.
  • 3. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учрежде-
  • ний. — М.: Просвещение, 2013.

3.Методические пособия

  • Плешаков А. А., Соловьева А. Е. Окружающий мир: Метод. рекомендации: 2 кл. — М.: Просвещение, 2012.

4.Печатные пособия

  • Плешаков А. А., Назарова З. Д. Таблицы по окружающему миру. 2 класс. — М.: Просвещение, 2013.

5.Экранно-звуковые пособия

  • Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.
  • Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. – 2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
  • Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: В.В. Мещерякова – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).
  • Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
  • Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
  • Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.С. Асафьева, О.Ф. Брыксина [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).

6.Технические средства обучения

  • Аудиторная доска с набором приспособлений для крепле ния карт и таблиц
  • Экспозиционный экран
  • Телевизор
  • Видеоплейер (видеомагнитофон)
  • Аудиопроигрыватель
  • Персональный компьютер
  • Диапроектор (эпидиаскоп)
  • Мультимедийный проектор
  • Видеофильмы (в том числе в цифровой фор ме) по
  • природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира
  • Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

7.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  • Термометры для измерения температуры воздуха, воды
  • Термометр медицинский
  • Лупа
  • Компас
  • Часы с синхронизированными стрелками
  • Микроскоп (по возможности цифровой)
  • Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения:
  • для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучения свойств звука (камерто ны, наушники и т. д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т. д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т. д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п.
  • Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными
  • Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)
  • Модель «Торс человека с внутренними органами»
  • Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта
  • Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения
  • Макеты архитектурных сооружений, исторических памят ников и т. п. (в том числе — традиционного жилища народов России)

8.Информационные ресурсы.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/016ec3e5-46fa-fadf-80a3-80ef82b62bcf/?interface=res-teacher - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://nachalka.school-club.ru/about/193/ - презентации уроков

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"

Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А.  Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России

Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"

Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года,         -  авторской...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (школа России)

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе школа России....