Познавательно-игровой проект по ознакомлению с космосом "Путешествие в звездный городок"
проект по окружающему миру (1 класс)

Киктева Татьяна Николаевна

 

У детей  высокий познавательный интерес к астрономическим знаниям, но средств для удовлетворения этого интереса мало: сократилось издание научной и популярной литературы для детей, мало разработок по космическому воспитанию, мало телепередач на данную тематику. Дети готовы к усвоению элементарных астрономических знаний, воспринимают их с огромным интересом и эмоциональным откликом. Данная разработка поможет построить работу с детьми по ознакомлению с космосом.

Цели проекта:

Формировать у детей целостную картину мира.

Дать детям представления о том, что такое космос, космическое пространство.

Объяснить значение космических исследований и программ в наше время.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-игровой проект по ознакомлению с космосом

«Путешествие в Звездный городок»

Актуальность проблемы: 

Нами было замечено, что у детей  высокий познавательный интерес к астрономическим знаниям, но средств для удовлетворения этого интереса мало: сократилось издание научной и популярной литературы для детей, мало разработок по космическому воспитанию, закрыт на реконструкцию московский планетарий, мало телепередач на данную тематику. Дети готовы к усвоению элементарных астрономических знаний, воспринимают их с огромным интересом и эмоциональным откликом.

Цели проекта:

Формировать у детей целостную картину мира.

Дать детям представления о том, что такое космос, космическое пространство.

Объяснить значение космических исследований и программ в наше время.  

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Формировать представления детей о нашей планете, как части Солнечной системы.
  2. Учить детей выражать знания и впечатления в разнообразных видах и формах деятельности.
  3. Обогащать словарь детей словами космической тематики: Вселенная, орбита, планета, спутник, галактика и др.
  4. Учить пользоваться специальной терминологией.
  5. Усилить линию естествознания в освоении темы.

Развивающие:

  1. Развивать навыки творческого рассказывания, добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.            
  2. Учить давать четкие краткие ответы на конкретно поставленные вопросы.
  3. Развивать способность выходить за пределы того, с чем они непосредственно сталкиваются в жизни.
  4. Развивать творческую фантазию детей, их образное мышление; развивать логическое мышление (анализ и синтез).

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание фантазировать и мечтать.
  2. Воспитывать интерес к коллективному творчеству, умение взаимодействовать друг с другом.
  3. Воспитывать и поддерживать интерес к теме космоса, дальнейшее стремление к получению астрономических знаний.

Вид проекта:

- коллективный

- участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, специалисты

- межпредметный (естествознание, экология, развитие речи, изодеятельность, ФЭМП)

- по характеру деятельности: творческий

- долгосрочный

Условия реализации проекта:

Одним из важнейших условий реализации познавательно-игрового проекта является продуманная организация развивающей предметной среды. Для этого оформлен «уголок космоса», где представляются сменные экспозиции:

- модели «Солнечная система», «Зодиакальные созвездия»;

- макет «Вращение планет вокруг Солнца»;

- подборка соответствующей детской литературы – снимки, фото, иллюстрированный материал;

- выставка летательных аппаратов;

- тематические выставки детских работ;

- налажена связь с лектором Московского планетария;

- выпущен познавательно-развлекательный журнал «В стране Зодиакалии».

Результаты работы:

- современные дошкольники готовы к усвоению элементарных астрономических знаний, воспринимают их с огромным интересом и эмоциональным откликом, который реализуется в творческих коллективных и индивидуальных работах.

- удалось сформировать представление о солнечной системе и нашей планете, как её части.

- слова космической тематики вошли в повседневную речь детей.

- дети подошли к пониманию ответственности человечества на Земле и в космосе за преобразования и вмешательство в космическое пространство.

- дети принимают активное участие в различных видах коллективного и индивидуального творчества.

- общая эмоциональная насыщенная деятельность способствовала сплочению детского коллектива, улучшению взаимоотношений между детьми; между детьми и взрослыми.

Путешествие в  Звездный городок

Дети входят под музыку в зал, крутится зеркальный шар

                                Вступление

Сегодня у нас одна из последних встреч. Мы с вами отправляемся в путешествие по местам, связанным с космосом. Только экскурсоводами будет каждый из вас.

Реб.                 В пространстве космическом воздуха нет

                И кружат там девять различных планет

                А солнце – звезда в самом центре системы,

                И притяжением связаны все мы.

Реб.                Солнце – звезда преогромнейший шар,

                Свет излучает, как будто пожар.

                Ну а планеты тот свет отражают,

                Солнце – светило они обожают.

Солнечная система. (планеты) –

1)         

Реб.        По порядку все планеты

        Назовет любой из нас:

        Раз – Меркурий,

        Два – Венера,

        Три – Земля,

        Четыре – Марс.

        Пять – Юпитер,

        Шесть – Сатурн,

        Семь – уран,

        За ним – Нептун.

        Он восьмым идет по счету.

        А за ним уже, потом,

        И девятая планета

        Под названием Плутон.

(на экране картинка – Солнечная система)

2) Земля

Реб.         Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

        Только здесь леса шумят,

        Птиц скликая перелётных,

        Лишь на ней одной цветут

        Ландыши в траве зеленой,

        И стрекозы только тут

        В речку смотрят удивленно…

        Береги свою планету –

        Ведь другой, похожей нету!

- О какой планете идет речь в стихотворении? (о планете Земля)

Реб.        Самая красивая и самая интересная из планет – это наша Земля.         

        Вот так выглядит Земля из космоса (Картинка Земли на экран)

        Недаром её называют «голубой планетой»

        Земля единственная планета в Солнечной системе, на которой  

существует жизнь.

3) Луна

Реб.        Верный спутник, ночей украшенье,

3 кл.        Дополнительное освещенье.

        Мы, конечно, признаться должны:

        Было б скучно Земле без …………         (Луны) (картинка на экран)

Реб.        Луна – спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Луна светит

        потому, что её освещает Солнце. С Земли мы видим её то круглой,

то в виде серпа, иногда её совсем не видно. (картинка на экран)

На Луне нет ни воды, ни воздуха.

4) Марс

Реб.        Он красноватый на Землю глядит,

3 кл.        Многих смущает его внешний вид.

        Климат на нем засушлив, суров

        Трудно дышать хоть зови докторов!

        Слишком его атмосфера легка.

        Жизни на нем не нашли мы пока! Это Марс. (картинка на экран)

Реб.        Марс – 4 планета от Солнца. Это холодная, каменистая планета. Его

        его называют красной планетой, потому что она покрыта пылью

красного цвета. На Марсе, как и на Земле, происходит смена времен года, но там намного холоднее.

5) Сатурн

Реб.        У каждой планеты есть что-то свое,

3 кл.        Что ярче всего отличает её.

        Его непременно узнаешь в лицо –

        Его окружает большое кольцо.

        Оно не сплошное, из разных полос.

        Ученые вот как решили вопрос:

        Когда-то давно там замерзла вода,

        И кольца его из снега и льда.

- О какой планете идет разговор? (Сатурн) (картинка на экран)

Реб.        Сатурн почти полностью состоит из газа. Это вторая по величине планета. Его легко узнать по поясу из ярких широких колец. А кольца это – каменные и ледяные осколки, которые мчатся вокруг палнеты.

6) Юпитер

Реб.        Он – царь планет!

3 кл.        Вращаться не спешит.

        Уж очень он тяжел и медленно летит.

        А наступить ногой так просто невозможно.

        Ведь жидкая планета и утонуть в ней можно. Это Юпитер.

                                                                (картинка на экран)

Реб.        Юпитер – самая большая планета. Он мог бы вместить в себя все планеты Солнечной системы. Юпитер очень быстро вращается, поэтому разноцветные облака образуют яркие причудливые узоры.

7) Венера

Реб.        Планета прекрасна!

3 кл.        Закрыта она пеленой облаков.

        Дышать невозможно, жарища без меры

        Солнца не видно сквозь облака.

        Жизнь невозможна, но может пока? Это Венера. (картинка на экран)

Реб.        По размерам Венера похожа на Землю, но жить на ней нельзя, т.к.

        это самая раскаленная планета.

8) Меркурий

Реб.        Это ближайшая к Солнцу планета

3 кл.        Повернута к Солнцу одной стороной

        С другой – страшный холод и мертвый покой. А это?

(картинка на экран)

Реб.        Меркурий – самая маленькая и самая ближайшая к Солнцу планета.

        Воздуха вокруг Меркурия почти нет, поэтому днем здесь очень жарко,

        а ночью холодно.

 9) Уран и Нептун

Реб.        Здесь холодные миры,

3 кл        Света нет и нет жары.

        Планеты прекрасны,

Но жизни там нет.

Одна – лежебока

У другой - синий цвет. Это Уран и Нептун. (картинка на экран)

Реб.        Планеты Уран и Нептун газовые великаны, окруженные кольцами.

        Уран – планета-лежебока, он вращается вокруг Солнца «лёжа на боку».

        Нептун – это планета синего цвета.

10) Плутон    (картинка на экран)

Реб.        Плутон находится далеко от Земли, его нельзя рассмотреть ни в один

        телескоп. Долгое время его считали планетой Солнечной системы,

        Сейчас Плутон не считают планетой, т.к. он очень маленький.

Опыт «Вращение планет вокруг Солнца»

Крутится зеркальный шар, выставляются тренажеры

ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ        

Я рада приветствовать вас в центре подготовки космонавтов. Сейчас вы познакомитесь с упражнениями, которые помогают космонавтам стать сильными, ловкими, выносливыми.

Упражнения с тренажерами                (слайд подготовки космонавтов)

Упражнения на релаксацию в «невесомости»

Великолепно, теперь вы почти готовы к 1 полёту, если не космонавтом, то пассажиром космического корабля.

Теперь мы с вами отправимся в музей космонавтики.

- А может быть вы сами расскажете, что вы знаете о самых первых покорителях космоса.

1) Белка и Стрелка (картинка на экран)

 

Реб.        Белка и Стрелка – это собаки, первые побывавшие в космосе раньше человека. После суточного полета благополучно вернулись на Землю.

Произошло это 19 августа 1960 года.

2) Юрий Гагарин (картинка на экран)

Реб.        Первым в мире космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. На корабле «Восток» он поднялся в космос и облетел Землю за 108 минут. Это было 12 апреля. И у нас в календаре появился новый праздник – День космонавтики.        

3) Валентина Терешкова (картинка на экран)

Реб.        Это первая женщина, побывавшая в космосе.

4) Алексей Леонов и Светлана Савицкая (картинка на экран)

Реб.        А это первые космонавты, вышедшие в открытый космос.

Покорение космоса (летательные аппараты)

Реб.        Издавна люди мечтали научиться летать. Они изучали полет

3 кл.        птиц,чтобы сконструировать летательные аппараты.

Реб.        Покорить простор вселенной

        Очень человек хотел,

        И тогда в далекий космос

        Первый спутник полетел.

 (картинка на экран - первый спутник земли)

Реб.        А потом поднялся в космос

        И прославился навек

        Вслед за спутником в ракете

        Самый первый человек.

         (картинка на экран - «Союз», «Буран»)

Реб.        Для изучения Луны и Марса люди придумали особые машины: луноход и марсоход. У них есть: мощные камеры, антенны и солнечные батареи.

        (картинка на экран – луноход и марсоход)

Реб.        До сих пор землянам удалось побывать только на Луне.

        (картинка на экран – люди на Луне)

(картинка на экран - МКС)

Реб.        А вот так выглядит Международная космическая станция в космосе. На ней космонавты живут и проводят научные исследования.

        (картинка на экран – в космосе)

        

Реб.        Мы знаем, что вы любите мастерить различные поделки.

3 кл.        Может вы оставите что-нибудь нашему музею на память.

Реб.         Мы дома вместе с родителями сделали космические корабли и другие летательные аппараты. И вот какими они получились.

        (слайд – шоу из фотографий летательных аппаратов)

                

- А давайте, мы с вами вместе сделаем ракету и отправимся к звездам .

                        (Крутится зеркальный шар)

- Посмотрите в иллюминатор

1) Полярная звезда, Большая и Малая Медведица

Реб.        Самые известное созвездие – Большая Медведица (картинка на экран), но оно похоже не на медведицу, а на ковш с длинной ручкой.

        Рядом с Большой Медведицей находится созвездие Малая Медведица,

        Которое тоже похоже на ковш, только поменьше. На самом конце ручки «ковша» сверкает Полярная звезда.

        А с Земли при наблюденьи

        Создаётся впечатленье,

        Что кружится не она,

        А все звезды и Луна!

        Лишь Полярная звезда

        Не стремится никуда!

                Ось земная на неё

        Направляет остриё

        Можешь быть уверен:

        Где она – там север!

        Та звезда не просто точка,

        А нога Мишутки-дочки!

        Черный нос Медведя-мамы

        На неё укажет прямо.

2) Зодиакальные созвездия (картинка звездного неба на экран)

Реб.        Встали в круг и славно пляшут

        С Козерогом Водолей,

        Рыбы плавниками машут,

Овен в круг спешит скорей

И Телец с ним рядом будет

Он чечетку лихо бьет.

Будет пляска до упада,

Добрым будет хоровод.

Близнецы кружатся в танце,

Пятится за ними Рак:

«Это что ж за странный танец?

Круг иль пояс?» - Зодиак!

Лев и Дева подружились,

В хороводе закружились,

Прихватив с собой Весы

Удивительной красы.

Скорпион присядку пляшет

И Стрельцу клешнею машет.

Этот славный хоровод

Солнце обойдет за год.

Их двенадцать в хороводе,

А на небе больше вроде?

«Сколько всех созвездий?» – спросим!

«Ровно восемьдесят восемь!»

- Давайте перейдем к другому иллюминатору (Дети садятся на стулья) и посмотрим как танцуют звезды.

                ТАНЕЦ ЗВЕЗД

- Теперь нам пора возвращаться.

                  (Крутится зеркальный шар)

- Наше путешествие подошло к концу.

- Вам понравилось? Что вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровая программа «Не оставляй костёр в лесу»

цели: познакомить обучающихся с причинами возникновения пожаров  в лесу, в степи, в поле, со степенью их опасности;научить предвидеть и прогнозировать  опасные  ситуации , связанные с в...

Познавательно – игровая программа « В гостях у мастера Карандаша»

Познавательно – игровая программа« В гостях у мастера  Карандаша».Увлекательная познавательно-игровая программа для учащихся начальной школы с конкурсами, мультфильмом, подарками. Дети узна...

Зимняя познавательная игровая программа "Старый Новый год"

Зимняя познавательная игровая программа "Старый новый год" для младших школьников (1-4 классы) . Программа знакомит учащихся  с историей возникновения праздника на Руси , его традициями и обычаям...

Конспект урока-проекта по ознакомлению с окружающим миром

Урок-проект по окружающему миру. Тема: «Земля наш общий дом». В нем я затронула проблемы экологии и загрязнения окружающей среды....

Презентация "Звездный городок"

Презентация может быть использована во внеурочной деятельности....

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (6-7 ЛЕТ) С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ТЕМУ «БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА В ШКОЛУ»

В ходе данного проекта дети знакомятся с правилами дорожного движения, закрепляют свой будущий маршрут от дома до школы....