Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экос"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности «Экос» предназначена для учащихся 1-х классов и рассчитана на 33 занятия в год. Данная программа имеет экологическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ekos_barman_g.v.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Усть-Коксинская СОШ»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Экос»
1 класс
на 2015-2016 учебный год
33 ч (1 ч. в неделю)
Барман Галина Васильевна , учитель начальных классов
с.Усть-Кокса, 2015 г.
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Экос» предназначена для учащихся 1-х классов и рассчитана на 33 занятия в год. Данная программа имеет экологическую направленность. Программа составлена на основе использования технологий программы экологического образования детей «Мы» под редакцией Н. Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленюк, Т.А. Марковой, Т.А. Виноградовой.
В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. В представлении алтайцев природа и вселенная, растительный и животный мир являются едиными. Раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.
Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.
Красота, неповторимость каждого мгновенья, сказочное разнообразие природы, благотворно влияют на каждого человека, который, общаясь с ней, узнавая ее тайны, начинает чувствовать и осознавать себя частицей этого мира. Если эта связь существует, то человек всегда будет заботиться и оберегать мир, в котором живет. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов поможет школьникам сформировать осознанное отношение к проблемам экологии, поиску их решения. Обучение нацелено на общее развитие школьников. Практические занятия позволят в непринужденной форме овладевать новыми формами деятельности, познавательного и творческого характера. Все темы взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как подчинены единой целевой установке данной программы. Многие задания требуют использование коллективной деятельности, что способствует формированию коммуникативных умений. В целом формируется личностная, коммуникативная и познавательная деятельность школьников.
Цель программы: формирование основ экологической грамотности учащихся
Задачи: формирование ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе, изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы своей местности.
Формы и методы реализации программы:
- Беседы с детьми;
- Работа с картой России и Республики Алтай;
- Экскурсии
- Чтение научной и художественной литературы;
- Дидактические и подвижные игры;
- Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация);
- Проектная и исследовательская деятельность, ИКТ-технологии;
- Конкурсы-викторины, выставки детских творческих работ.
Условия реализации программы
Программа по внеурочной деятельности «Экос» удобна и доступна всем, вплоть до совместного творчества родителей и детей.
Для занятий нужно иметь:
- Технические средства обучения
- Подбор научной, исследовательской, методической и художественной литературы.
- Пособия и демонстрационные материалы выполняются вместе с педагогом на занятии.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности
Диагностика позволяет отслеживать не только психологическое состояние учащихся, но и его индивидуальные склонности и способности для обеспечения условий развития полноценной, активной личности. В программе проводится три вида диагностики: предварительная, текущая (промежуточная), итоговая. Диагностика может проводиться как для воспитанников, так и для их родителей.
Формы используются самые разнообразные:
- Анкетирование
- Устный опрос, который проводится на любом занятии в игровой форме (текущий);
- Выполнение творческих работ по определенной теме (промежуточный).
При выявлении результативности в программе «Экос» могут использоваться диагностики:
- Карта педагогического наблюдения.
- Лист наблюдений.
- Методика диагностики одаренности учащихся младшего школьного возраста. Автор – А.И. Савенков.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результаты внеурочной деятельности
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания. Воспитательные результаты организации внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний(об общественных нормах, устройстве общества о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п) первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы для других зачастую незнакомых людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника к социальным субъектам за пределами школы, в открытой общественной среде.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- осознание личностной ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы и культуры; через восприятие природы в ее многообразии.
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях доброжелательное отношение к окружающим,
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям малой Родины.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- выделять известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.
Познавательные
- понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения)
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
Коммуникативные
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных своей местности;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать и уважать традиции коренного населения;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе, природе.
СОДЕРЖАНИЕ
Мой край – мой дом
(4 ч)
Наш «адрес»: страна Россия, название нашего села, что мы называем родным краем.
Что такое экология?
(8 ч)
Что такое экология? Основные понятия: экология, охрана окружающей среды. Взаимосвязь природы, экологии и человека Причины возникновения экологических проблем, пути их решения. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха.
По литературным страницам. Экологические сказки.
(3 ч)
М.М. Пришвин сказка – быль «Кладовая солнца»; Н. Сладков «Сказки леса»; В.Бианки «Сказки»; С. Баруздин «Почему рыбы молчат»; К.Д. Ушинский «Сказки».
Растительный и животный мир Республики Алтай
(8 ч)
Разнообразие растительного и животного мира Алтайского края. Знакомство с отдельными представителями растительного и животного мира своей местности: скопа, беркут, алтайский улар, филин, перепел, коростель, снежный барс, выдра, кабарга. Священные животные и растения Алтая: можжевельник, ива, береза, тополь, кедр сибирский, радиола розовая (золотой корень), радиола четырех-членная, лук алтайский, черемуха, кандык сибирский, лилия кудреватая, пион уклоняющийся (марьин корень), лук алтайский. Священные животные: марал - сеока телес, волк - кыпчак, медведь - майман, северный олень – у чапты, косуля - кебок.
Красная книга – сигнал опасности.
(3 ч)
Красная книга – сигнал опасности. Ирбис – снежный барс. Серый гусь. Пеганка. Таймень. Кабарга. каменная куница.
Водные источники.
(3 ч)
Реки, озера, родники нашего края. Катунь - основная водная артерия Горного Алтая. Озеро Джулукуль – второе по величине озеро Республики Алтай. Мультинские озера. Экологическое состояние рек своей местности.
По заповедным местам природы.
(4 ч)
Уникальные природные и культурные объекты природы. «Природный парк Белуха» - сохранение и рациональное рекреационное использование уникальных природных ресурсов, являющихся основой долговременного традиционного природопользования. Государственный природный биосферный заповедник «Катунский» - Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО под названием «Золотые горы Алтая».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
творческого объединения «ЭКОС»
1 год обучения
№ п/п | Тема раздела (кол-во часов) | № (кол-во час) | Дата | Тема | Планируемые результаты образованиия | Основные виды деятельности | ||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||||
1 | Мой край – мой дом (4 ч) | 1-4 (4 ч) | Наш «адрес»: страна Россия, название нашего села, что мы называем родным краем. | Научатся понимать взаимосвязи людей; важность культурного смысла понятия «родной край»; образовывать общее название жителей по его названию; действовать с соблюдением общепринятых норм поведения | Самоопределение – осознают личностное отношение к малой Родине. Осознают свою этническую принадлежность. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требования данной задачи. | Общеучебные: ставить, формулировать, решать проблемы; предметные: осмысливать взаимосвязь человека и места, в котором он родился и живет; логические: образовывать общее название жителей определенного места по его названию; знаково-символические – представлять модель позитивного поведения человека | Формулировать способы существования в селе; оказывать в сотрудничестве взаимопомщь. | Работа с иллюстрированным материалом, беседа «Что мы называем родным краем». Дидактическая игра «Мой край». Экскурсия «Красота родной природы». Конкурс рисунков «Любимый край» | |
2 | Что такое экология? (8 ч) | 5-8 (4 ч) | Основные понятия. Взаимосвязь природы, экологии и человека. | Составить представление об экологии как науки; понимать, что такое экологические связи; нести ответственность за нарушение экологических правил. | Восприятие через себя проблем природных объектов | Определять цель учебной деятельности, определять правильность выполненного задания на основе образца; оценка своего задания; высказывать своё мнение. | Предметные: Уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации; ставить проблему и решать ее; Информационные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы. | Уметь работать в группе; участвовать в коллективном обсуждении; слушать и понимать других. | Решение проблемной ситуации «Что изучает экология? (работа с иллюстративным материалом); поделки из бросового материала. Проект «Сохраним цветы для мамы» | |
9-12 (4 ч) | Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. | Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; объяснять, что такое ответственное отношение к природе. | Восприятие через себя проблем природных объектов | Выполнять задания в соответствии с целью | Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные: обобщать полученные знания об источниках загрязнения природы; понимать, что нужно беречь природу. | Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Работа с иллюстрированным материалом, беседа. Проект «Экологические знаки» | |||
3. | По литературным страницам. Экологические сказки. (3 ч) | 13-15 (3 ч) | По литературным страницам. Экологические сказки. | Объяснять понятие экологическая сказка; уметь определять тематику сказки; привлечение учащихся к исследовательской экологической деятельности | Осознают целостный ориентированный взгляд на мир в единстве литературы и окружающего мира | Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Общеучебные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные: формировать представление детей формах и методах защиты окружающей среды через сказки, расширить знания детей об окружающей среде, о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Работа с иллюстрированным материалом, беседа. Дидактическая игра «Узнай сказку по описанию». Проект «Экологические сказки» | |
4. | Растительный и животный мир Республики Алтай (8 ч) | 16-18 (3 ч) | Знакомство с отдельными представителями растительного мира своей местности | Научатся обобщать полученные представления о растениях своей местности; объяснять, что такое ответственное отношение к природе. | Проявляют ценностное отношение к природному миру. | Планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действия) | Общеучебные: объяснять понятие растения; предметные: обобщать полученные представления о растениях; логические: выделять особенности растений; находить отличия; информационные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текстов, рисунков | Планирование учебного сотрудничества – ставить вопросы, обращаться за помощью в случае затруднений; осуществлять взаимный контроль. | Работа с иллюстрированным материалом, беседа. Дидактическая игра «Кто быстрее ответит на вопросы?» «Закончи предложение»- дидактическая игра; конкурс рисунков, поделок «Живой символ малой Родины» Проект «Цветы» | |
19-21 (3 ч) | Знакомство с отдельными представителями животного мира своей местности | Научатся обобщать полученные представления о животных своей местности; объяснять, что такое ответственное отношение к природе. | Проявляют ценностное отношение к природному миру. | Планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действия) | Общеучебные: ставить, формулировать, оценивать процесс и результат деятельности; предметные: обобщать полученные представления о животных своей местности; логические: строить рассуждения; информационные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текстов, рисунков | Планирование учебного сотрудничества – ставить вопросы, обращаться за помощью в случае затруднений; осуществлять взаимный контроль. | Работа с иллюстрированным материалом, беседа. Дидактическая игра «О ком рассказали?» Минутка любознательных «О чём я хочу узнать?» ; конкурс рисунков, поделок «Живой символ малой Родины | |||
22-23 (2ч) | Священные животные и растения Республики Алтай. | Научатся характеризовать отдельных священных представителей растительного и животного мира Алтая; объяснять, что такое ответственное отношение к природе. | Осознают свою этническую принадлежность. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем. | Общеучебные: осознанно строить сообщения в устной форме; предметные: знакомиться с отдельными священными представителями животного и растительного мира Республики Алтай; логические: строить рассуждения; информационные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текстов, рисунков | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; | Работа с иллюстрированным материалом, беседа. Дидактическая игра «Это интересно». Конкурс рисунков и мини-сказок «Священные животные (растения)» | |||
5. | Красная книга – сигнал опасности. (3 ч) | 24-26 (3 ч) | Красная книга – сигнал опасности. | Понимать, что нужно беречь природу; значение Красной книги; | Осознавать ответственность человека за общее благополучия | Следовать установленным правилам, адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер. | Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; информационные: передавать информацию устным способом, оценивать достоверность информации; познавательные – понимать, что нужно беречь природу; знакомиться с Красной книгой Республики Алтай. | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Работа с иллюстрированным материалом, беседа. Проект «Красная книга Республики Алтай» | |
6. | Водные источники. (3 ч) | 27-29 (3 ч) | Реки, озера, родники Республики Алтай. | Строить сообщения о разнообразии водного богатства Республики Алтай; находить важнейшие реки, озёра на карте и их правильно показывать; объяснять, что такое ответственное отношение к природе. | Проявляют ценностное отношение к природному миру | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные: формировать представления о разнообразии водного богатства Республики Алтай; информационные: передавать информацию устным способом, оценивать достоверность информации; познавательные – понимать, что нужно беречь природу; | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Работа с иллюстрированным материалом, беседа. Дидактическая игра: «Угадай»; конкурс рисунков «Вода – источник жизни» | |
7. | По заповедным местам природы. (4 ч) | 30-31 (2 ч) | «Природный парк Белуха» | Получат представление об уникальной ценности заповедных территорий; научатся обобщать полученные знания о заповедных местах Республики Алтай; | Проявляют ценностное отношение к природному миру | Выполняют учебные действия в соответствии с поставленной целью | Общеучебные: составлять план и последовательность действий; предметные: информационные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из текстов, рисунков; познавательные – понимать, что нужно беречь природу; знать заповедные территории своей местности. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Работа с иллюстрированным материалом, беседа. Проект «По заповедным местам» | |
32-33 (2 ч) | Государственный природный биосферный заповедник «Катунский». |
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ И МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
№ | Мероприятие | Сроки | Цель |
1 | Конкурс «Моя малая Родина» Номинация «Живой символ Малой Родины» + сочинение | Октябрь | участие |
2 | Конкурс новогодних игрушек «Забавушка» | Декабрь | участие |
3 | Фото-конкурс «Мир глазами детей» | Январь | участие |
4 | Конкурс «Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра» | Январь-февраль | участие |
5 | Конкурс экологических проектов «Вода-источник жизни» (заочно) | Февраль | участие |
6 | Фотоконкурс «Мой Алтай» (заочно) | Февраль | участие |
7 | Экологический форум «Зеленая планета» | Февраль-март | участие |
8 | Научно-исследовательская конференция | март | участие |
9 | Экологическое мероприятие «День птиц» | апрель | организация, проведение |
10 | Акция «День Воды» (заочно) | Март-апрель | участие |
11 | День окружающей среды | Май-июнь | участие |
12 | Конкурсы, викторины | в течение года | организация, проведение |
Литература:
1. Красная книга Республики Алтай. Растения. Том 1. - Новосибирск, 2007.
2. Красная книга Республики Алтай. Животные. Том 2. - Новосибирск, 1996. – С. 229-232.
3. Тюхтенева С. Сеоки – родовые связи алтайцев /Наследие народов Российской Федерации. Алтай сокровище культуры. – Новосибирск, 2010. – С. 168-169.
4. Тотемные растения Алтая. Краткий популярный атлас определитель растений Алтая. - Горно-Алтайск, 2011. – 32 с.
5. Михайлов А.В. Экологические проблемы Алтайского края и пути их решения. – Барнаул: Алтайский государственный технический университет, 2008.
6. Материалы сайта Форум экспертов. Экология городов Западной Сибири. // Режим доступа - http://experts.megansk.ru/full_news.html?id_news=67.
7. Е.Бычкова, А. Крюкова Что нужно знать школьнику об экологии. Библиотечка «Первого сентября». М. Чистые пруды. 2009 г.
8. Материалы сайта БГ-Знания.ру. // Режим доступа - http://bg-znanie.ru/article.php?nid=3136
9. Официальный сайт Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края // Режим доступа - http://www.altairegion22.ru/rus/gov/administration/stuct/depeco .
Приложение 1
Основные понятия
Экология – это система знаний о взаимоотношениях общества и окружающей природной (географической) среды.
Охрана окружающей среды – система мер по охране природы.
Экологическая безопасность – система мер по охране человека.
Экологическая среда – среда обитания человека.
Экология человека – изучение влияния природы и общества на человека.
Экологическое воспитание – развитие экологической культуры, повышения уровня сознательности граждан.
Экологическое образование – знания, необходимые для охраны окружающей среды, подготовка специалистов в области экологии.
Экологическое бедствие – необратимое изменение природы, реальная угроза жизни и здоровью человека и всему живому.
Экологическое правонарушение – действие, нарушающее экологическое законодательство, причиняющее вред человеку и окружающей среде.
Основные принципы экологии
- Человек и природа непрерывно взаимосвязаны и взаимозависимы.
- Экология межнациональная, человек не может поделить экологию на свою и чужую, экология касается всех – независимо от страны.
- Знание экологических прав и обязанностей необходимо каждому человеку.
Основные законы, в которых отражены права и обязанности граждан.
Основные международные положения
Всеобщая декларация прав человека (принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года). Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года)
Принцип 1. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
Принцип 10. Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан – на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах решений. Государства развивают и поощряю информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.
Хартия земли (официально признана 16 октября 2003 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО). Всеобщая ответственность за нынешнее и будущее благополучие человеческого рода и более обширного мира живого. Международная декларация основополагающих принципов и ценностей для создания справедливого, устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. Созданная в процессе широкого многокультурного, многосекторального обсуждения, она направлена на пробуждение во всех людях нового чувства взаимозависимости и общей ответственности за благополучие всех людей, всего живого сообщества и будущих поколений. Она призывает человечество установить всеобщее сотрудничество в критический момент нашей истории. Этическое видение Хартии Земли провозглашает, что защита окружающей среды, прав человека, равного человеческого развития и мира взаимозависимы и неразделимы
Международное экологическое право.
«Встал поутру, умылся, привелся себя в порядок, и сразу же приведи в порядок свою планету». (Маленький принц)
Морская среда – одной из первых стала объектом охраны. Соответствующие положения содержатся в общих конвенциях по морскому праву. Особое внимание уделяется борьбе с загрязнением нефтью.
Воздушная среда является общим достоянием человечества. Несмотря на это, ее охрана никак не отражены в международном экологическом праве. Вопрос решается на двустороннем и региональном уровнях.
Среди документов, посвященных флоре и фауне, в первую очередь надо назвать Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год), призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений.
Международное экологическое право тесно связано с правами человека. Поэтому в ООН создана ЮНЕП – специальная программа ООН по защите окружающей среды.
Документы Российской Федерации
Конституция РФ
Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Экологическая доктрина РФ (одобрена Правительством РФ 31 августа 2002 года)
Основной задачей в области образования и просвещения «…является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии»
Закон об охране окружающей среды (принят Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации 20.12.2001 года).
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
…-соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством…
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды…
- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды…
Экологические права граждан РФ
В Конституции РФ закреплено пять экологических прав человека:
- на благоприятную окружающую среду;
- на достоверную информацию об окружающей среде;
- на возмещение ущерба от экологического правонарушения;
- на участие в принятии решений, касающихся окружающей среды;
- на защиту общественных экологических интересов.
Экологические обязанности граждан РФ
Обязанности граждан по охране окружающей среды, как и экологические права, закреплены в Конституции РФ (ст. 58). Граждане обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать требования экологического законодательства РФ.
В случае нарушения экологического законодательства (экологическое правонарушение) каждый гражданин несет ответственность. Она может быть дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, материальная, уголовная и эколого-правовая.
Вырубая леса, уничтожая муравейники, гнезда, норы, не соблюдая правила пожарной безопасности, человек нарушает лесное законодательство и должен нести ответственность.
Загрязняя и засоряя водные объекты, незаконно добывая рыбу, человек также должен нести ответственность, так как нарушает закон по охране водных ресурсов.
Загрязняя землю, самовольно устраивая свалки, гражданин нарушает земельное законодательство.
- Занимаясь охотой без разрешения, причиняя вред животным, вывозя растения и животные за границу без соответствующего разрешения, гражданин должен нести ответственность за нарушение по охране животного мира.
Загрязняют атмосферный воздух чаще всего заводы, но и действия граждан могут принести вред. Так, за выброс выхлопных газов автомобилей несут ответственность сами водители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...