Окружающий мир 1 класс "Как путешествует письмо?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока с наглядным и раздаточным материалом для учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_puteshestvuet_pismo.docx | 49.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 1 класс
Тема. Как путешествует письмо?
Цель: формировать представления о работе почты и разнообразии почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка); раскрыть значение почтовой связи; показать путь письма от отправителя к адресату.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научатся наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений; получат возможность научиться различать почтовые отправления (письмо, бандероль, открытки, посылки); выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные: овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Универсальные учебные действия.
Регулятивные: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о работе почты; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию; уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; строить понятные речевые высказывания.
ХОД УРОКА
- Актуализация знаний. Повторение изученного.
На доске картинки: утюг, телевизор, пылесос, магнитофон.
- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке.
- Как называются эти предметы? (электробытовые приборы)
- Электробытовые приборы хотят, чтобы вы повторили правила их безопасного использования и передать эстафету следующей теме предмета Окружающий мир. Они приготовили для вас игру «Отгадай букву в слове»
О – Что зажигает свет, нагревает утюг, заставляет работать пылесос и другие приборы? (электричество)
С - Где вырабатывается электричество? (На электростанции)
П – Как в дом приходит электричество? (провод)
- Можно ли прикасаться к оголенным проводам? Нет. (картинка)
И – Что мы можем увидеть, если два электрических провода коснутся друг друга? (искры)
- Что нужно сделать, если вы заметили искру, когда нажали на выключатель или сунули вилку в розетку? Рассказать взрослым.(картинка)
М – Назовите электробытовой прибор, проигрывающий музыку. (магнитофон)
Ь – Назовите ручной электрический инструмент, которым сверлят отверстия. (дрель)
- Из данных букв сложите слово. (письмо)
- А кто приносит письма в дом? (почтальон)
Раздаётся стук в дверь.
- Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он, городской наш почтальон!
Входит ученик, исполняющий роль почтальона.
Аким Яков Неумейка Слыхали? Измятый конверт, На первый этаж Со сказкою - Письмо Неумейке! - | За ложку В квартире Услышав про адрес, Я, дядя, | Идёт письмоносец Тарелки Сказал почтальон, Спустился во двор | И здесь Присел почтальон, Письмо Два слова И я вас прошу: |
- А может всё-таки Неумейка есть среди вас? Нет (отвечают дети).
- Что вы, уважаемый почтальон! Мы много что умеем! А если что-то и не умеем делать, то обязательно научимся. Правда, ребята? (Да)
- Это хорошо, ребята. Ну что ж, пойду искать дальше…
- Самоопределение к деятельности
- Тогда давайте скорее начнем учиться.
- Кто из вас уже получал письма?
- Кто сам умеет писать письма?
- Кто знает, как их подписывать?
- Куда нести?
- Когда и как оно дойдет до того, кому пишем письмо?
- А что ещё можно получить по почте?
- Кто же мне скажет, чем сегодня нам придется заняться на уроке. О чем мы будем сегодня говорить? (ответы детей)
- Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое письмо, как оно путешествует и как работает почта.
- Прочитайте тему урока (на доске)
- Первичное восприятие и усвоение нового материала.
- За время учебы вместе с нами Муравей Вопросик научился неплохо читать и писать. Ему захотелось рассказать об этом своему другу Муравьишке из далёкой страны Австралии. И он написал ему письмо. А как доставить его не знает. Мы ему в этом поможем.
- Что такое письмо? (Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь).
- Текст письма у нас есть. (продемонстрировать) Мы не будем читать его, так как читать чужие письма нельзя, это неприлично.
- Что нужно, чтобы письмо смогло дойти? (Нужен конверт и марка).
- Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. (На доску прикрепляется большой конверт)
- Давайте его рассмотрим. Найдите слова "От кого", "Кому".
- От кого письмо? (От Муравья Вопросика) Он – отправитель письма. (На доске вывешивается слово «отправитель»)
- "Отправитель" - это тот, кто пишет и отправляет письмо.
- Кому написано письмо? (Муравьишке) Он – получатель письма или адресат. (На доске вывешивается слово «адресат»)
- "Адресат" - это тот, кто получает письмо.
- На конверте обязательно указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс.
- В нашем случае адреса мы запишем так: (на конверт крепятся адреса)
- Что такое почтовый индекс? Слово означает "указатель". "Индекс" - это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем.
В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три - номер почтового отделения.
Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец.
- Индекс Австралии состоит из 4 цифр.
- На письме должна быть марка. (крепится марка)
- Марка - это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют - это филателисты.
- Вот мы и закончили оформлять конверт.
- Теперь его можно отправить, но как? (ответы детей)
- Как это сделать мы узнаем, отгадав загадки и расставив картинки в нужной последовательности.
Загадки к каждой картинке. (Дети по очереди читают загадки, а на доске поочередно выставляются в нужном порядке картинки).
1 загадка
Я синего цвета
Вишу на стене
И много приветов
Хранится во мне. (Почтовый ящик)
2 загадка
Все вести
Собрались вместе. (Мешок с письмами)
- Рассылкой писем занимается почта. Нужно опустить письмо в почковый ящик. Из этого ящика работник почты заберёт его в специальный мешок и отвезёт на почту для сортировки.
3 загадка
На столе на видном месте
Собирают вести вместе.
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (Письма на столе)
- Сортирует письма, то есть расшифровывает почтовый индекс и раскладывает по направлениям (адресам), специальная машина. Это особое устройство с бегающим лучом, который считывает линии. Поэтому-то цифры и должны быть определенного образца. Чтобы машина смогла их прочесть. Если с этим не справилась машина, тогда письма сортируют вручную. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. (картинка)
- Давайте посмотрим, как работает машина по считыванию индексов. (видео)
4 загадка
Что за птица
Песен не поет
Гнезда не вьет
Людей и груз везет? (Самолет)
5 загадка
Полотно, а не дорожка
Конь не конь – сороконожка
По дороге той ползет
Весь обоз один везет. (Поезд)
- Из почты письма отправляются в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах.
6 загадка
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне… (Почтальон)
7 загадка
Дома из жести,
А жильцы в них – вести. (Почтовые ящики)
- По прибытию в нужный город, письма развозят по почтовым отделениям. А доставляет их адресату почтальон. Он раскладывает их в почтовые ящики.
- Физминутка. «Песенка почтальона»
- Применение теоретических положений в условиях практического выполнения упражнений и решения задач.
Работа в парах. Определение последовательности в работе почты.
- Ну а теперь вы сами помогите доставить письмо Муравьишке. На партах у вас лежат картинки.
- Все эти предметы участвуют в путешествии письма. Каждая пара должна расположить их в нужной последовательности.
По очереди выходят несколько представителей пар и показывают свой результат. Все остальные сравнивают со своими схемами.
- Какие мы молодцы! Покажите, кто думает, что ребята все сделали правильно.
- Муравей Вопросик хочет отправить своему другу не только письмо, но еще интересную книгу, теплые вещи, ароматные крымские яблоки. Но в письмо все это не войдет. Как это можно отослать?
Детям предлагаются на выбор конверт, пакет для бандероли и ящик для посылки. После того, как дети распределят вещи, идет сообщение учителя.
- Небольшие вложения можно отправить бандеролью.
Бандероль - почтовое отправление в мягкой упаковке весом не более двух килограммов.
- Вложения свыше 2 кг отправляются посылкой.
Посылка - почтовое отправление, предназначенное для пересылки вещей.
- Самые большие почтовые отделения называются почтамт. Самый большой почтамт Керчи находится на центральной площади города – площади им. Ленина. (фото)
- С момента отправки письма до момента получения иногда проходит много времени.
- Продолжение объяснения нового материала.
- Как вы думаете, ребята, каким образом много лет назад люди могли передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и самолётов, радио и телеграфа, компьютеров? (ответы детей).
- Вы знаете, много лет назад почтальоном был голубь. Его так и называли -почтовый голубь, который мог пролететь 3000 км и лететь быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние. (Рассматривают фото)
Голубям, которые имели особые заслуги и спасли жизни людям, установлены памятники. Такой памятник установлен во Франции в городе Лиль.
В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Это произошло в 1942 году. Было это так. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат - местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы.
- Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки на дорогах.
Во время ВО войны голуби доставляли за одни сутки около 85 донесений.
В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: враг не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, а дневные хищные птицы его не схватят.
- Также в старину для доставки сообщений мореплаватели, терпящие кораблекрушения, использовали бутылки. В них вкладывали записку с координатами бедствия, тщательно закупоривали и бросали в море в надежде, что бутылка будет выброшена на берег и люди прочтут призыв о помощи.
- Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
- Работа с учебником с. 65.Чтение заключительного высказывания.
- Рефлексия.
- Чему научил вас этот урок?
- Что для вас на уроке было самым интересным?
- Выразите свое отношение к уроку. (Памятка на доске с началом фраз: «На уроке я узнал…», «Я научился…» «Теперь я знаю…», «Я смог…», «Стало понятно…», «Было интересно…» и т.д.)
Почтальон спешит по свету.
В каждый дом идти он рад.
Если долго писем нету –
Почтальон не виноват.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Заочное путешествие в лес"
Урок может быть проведён в начале изучения темы "Лес" или в конце темы как итоговый урок....
Интегрированный урок-игра(окружающий мир+математика) "Путешествие по пустыне"
Удетей формируется целостное представление о природе, обществе. Этот урок формирует у учащихся эстетическое, экологическое и нравственное воспитание. На этом уроке, соприкасаясь с природой, мы заставл...
Интегрированный урок (окружающий мир - математика) "Путешествие из Петербурга в загадочную Австралию"
Ведущая идея урока: "Познание стран мира - украшение человеческих умов" (Леонардо да Винчи).Предметные образовательные результаты:знания о математических величинах, умении применять их на ...
Урок окружающего мира "Удивительное путешествие в мир деревьев"
Урок окружающего мира по теме «Удивительное путешествие в мир деревьев" На уроке обучающиеся путешествуют на поезде «Зеленая стрела» и с ...
Урок окружающего мира "Как путешествует письмо"
Уурока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России», знакомит детей с работой почты, видами почтовых отправлений и другими способами отправления писем....
Открытый урок по окружающему миру 2кл. "Путешествие по городу Здоровейску"
Представлен материал о правильном питании и здоровом образе жизни. Рекомендую использовать на уроке....
Окружающий мир. Урок - путешествие по родной стране. Тема "Природа России"
Урок-путешествие по родной стране.Тема: «Природа России»Цели:познакомить учащихся с разнообразием природы России;развитие познавательной активности;воспитание бережного отношения к природе.Обору...