Урок окружающий мир, 3 класс "Как образуется почва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
На уроке окружающий мир у обучаемых формируются новые знания об образовании почвы. Ученики знакомятся со способами образования почв, жителями почвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 66 КБ |
Самоанализ урока | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Окружающий мир» в 3 классе.
Тема: «Как образуется почва».
Цель урока: сформировать новые знания у учащихся о почве, закрепить полученные знания.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Повторение материала о горных породах;
- Формирование понятий: почва как единство живой и неживой природы, цепи питания;
- Ознакомление учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов)
- Познакомить детей с жителями почвы;
- Узнать, какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.
Развивающие задачи:
- Формирование универсальных учебных действий – работа с оглавлением учебника, учебными текстами, осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя;
- Развитие связной речи при работе с текстом;
- Развитие зрительных восприятий, через просмотр презентации, научного фильма;
- Развитие слухового восприятия, через чтение текста;
- Развитие мыслительной деятельности, через выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей;
- Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, через усидчивость и выдержку;
- Обогащать словарный запас, кругозор.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к учебе, предмету;
- Воспитывать умение работать классом;
- Воспитывать самостоятельность.
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальный опрос.
Оборудование и наглядные пособия:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
- Учебник;
- Тетрадь для самостоятельных работ;
Структура и ход урока.
Ход урока
- Организационный момент
У. Ну, ребята, чур, молчок
Начинается урок.
У. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Я буду называть предметы, а вы поднимите и покажите мне их. Всем понятно, что нужно сделать?
Д. Да.
У. Тогда приступим: учебник, тетрадь для самостоятельных работ №2, ручка, цветные карандаши.
- Актуализация знаний
У. А вы помните, о чём мы говорили на прошлом уроке?
Д. Да. Мы говорили о полезных ископаемых и о том, почему их необходимо беречь.
У. Сейчас будет небольшая проверочная работа: я раздам вам листочки, на которых вам нужно будет написать развернутый ответ на вопрос: «Почему надо беречь полезные ископаемые?». На эту работу будет отведено 5 минут. По окончанию работы отложите листочки на край стола и сядьте ровно, чтобы я знала, что вы готовы. Всем понятно задание?
Д. Да.
У. Тогда приступаем, время пошло.
- Введение новой темы
У. Сейчас вы, отгадав загадку, постараетесь определить тему нашего сегодняшнего урока.
Загадка: «Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт.
Д. Почва, земля.
У. Правильно, почва. (Если дети будут говорить о земле, то привести пример многозначности этого слова и пояснить о какой «земле» мы будем говорить: земля-планета; земля-почва; земля-материк, когда моряки видят сушу, они говорят земля). А как точно называется наша тема сегодняшнего урока, вы узнаете, когда заглянете в оглавление на странице 3.
Открыв оглавление, мы с вами видим, что уже прошли большую главу «Тайны недр земли», а какую главу будем изучать теперь?
Д. Почва.
У. И как же называется тема нашего сегодняшнего урока?
Д. Как образуется почва.
У. Правильно (Слайд 1).
Кто-нибудь может из вас уже сейчас ответить на этот вопрос?
Д. Дети высказывают своё предположение о том, как образуется почва.
У. А теперь чтобы проверить правильно ли мы ответили на вопрос или нет, нам нужно открыть нужную страницу в учебнике. Какая это страница?
Д. 31.
У. Правильно. Открываем нужную страничку.
Чтобы узнать о том, как образовалась почва нам нужно прочитать первые четыре абзаца. Напомните мне, что такое абзац?
Д. Абзац – текст, который находится между двумя красными строками.
У. Значит, до какого предложения мы будем читать?
Д. До предложения «Они рыхлят породу, смешивают её с гниющими корнями растений, а после гибели и сами становятся её частицами».
У. Правильно, приступаем к чтению (дети читают вслух по очереди).
Правильными ли были наши предположения.
Д. Не все. Дети говорят, какие высказывания были верными, какие нет.
У. Итак, что мы узнали с вами нового? (Во время обсуждения на экране показывается презентация, для закрепления всего сказанного: Слайд 4).
Д. Процесс образования почвы очень долгий и проходит в несколько этапов.
Сначала дно водоёмов, равнины и горы, которые сложены из горных пород под воздействием ветра, воды и температуры разрушаются. Образуются трещины, в которых со временем скапливаются мелкие частицы горных пород. В трещины также попадают вода, воздух, бактерии, мелкие животные и семена растений.
В результате на камнях вырастают пучки трав, кусты и даже деревья. Корни этих растений ещё больше разрушают породу.
Через тысячи лет у подножия скал из остатков растений образуется почва.
В образовании почвы участвуют, они рыхлят породу, смешивают её с гниющими корнями растений, а после гибели сами становятся её частицами.
У. Молодцы, а теперь расскажите мне, что такое живая и неживая природа?
Д. Живая природа – это то, что имеет следующие признаки: рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, смерть. Все остальное относится к неживой природе. Например: растения, животные, грибы, бактерии – живая природа; неживая природа – Солнце, горы, Луна, вода, радуга и т.д.
У. Хорошо, а сейчас вспомните прогулку в осенний лес и докажите, что почва тесно связывает в одно целое живую и неживую природу (Слайд 3).
Д. Ребята начинают вспоминать, что под ногами в лесу можно увидеть листья, песок, глину, мелкие камушки, остатки растений, животных, что всё это переплетено корнями растений.
У. Правильно, а теперь давайте сделаем вывод – связывает ли почва живую и неживую природу. Для доказательства этого показывается Слайд 4.
Итак, вы сказали, что в почве живут животные. Давайте рассмотрим рисунок на странице 33 и поработаем в парах. Расскажите друг другу о тех животных, которых вы видите на рисунке и о тех животных, которых вы видели в природе.
После следует обобщение вслух, каждый из учеников называет жителей почвы.
Д. Крот, земляной червь, различные личинки, бактерии и др.
У. А сейчас мы узнаем о жизни одного из жителей почвы. Внимательно смотрим на экран, после просмотра я буду вам задавать вопросы.
Просмотр мультфильма «Путешествие дождевого червяка».
Понравился вам фильм?
Д. Да.
У. Что вы можете рассказать о жизни дождевого червяка?
Д. Дождевой червь живет в верхней части почвы; если он не может пролезть через почву, он пропускает её через себя; ест бактериями, которые появляются на листьях, которые долго находятся в почве; имеет способность к регенерации; разрыхляет почву; удобряет почву копролитами; является пищей для кротов, птиц и т.д.
У. Мы видим, что листьями, которые поселяются на листьях в почве, питаются микробы, микробами питаются черви, а червями питается крот или птицы. (Слайд 5). А теперь скажите мне, как можно назвать такое питание? Как связаны между собой эти живые существа? Как называется эта связь?
Д. Цепь питания.
У. А что произойдёт, если одно из звеньев этого питания исчезнет?
Д. Не будет питания другим живым существам, всё погибнет.
У. А теперь для подтверждения наших высказываний прочитаем текст в учебнике на странице 34. (Дети читают текст каждый про себя)
Всё ли мы правильно сказали?
Д. Да.
У. С чего всегда начинается цепь питания?
Д. Первое звено – растения, второе звено – растительноядные животные, третье звено – хищные животные. А когда хищные животные погибают, ими питаются бактерии и мелкие животные.
(Если остаётся время, используются слайды 6 – 10, загадки по теме почва)
- Итоги урока.
У. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Д. Мы узнали, как образуется почва, что в её образовании участвуют природные условия – ветер, дождь, температура; растения (корни) и живые существа.
Также мы узнали, что почва тесно связывает живую и неживую природу.
В почве есть живые организмы, между которыми существует пищевая зависимость, цепи питания.
- Домашнее задание.
Учебник: страницы 31 – 34 повторить, ответить на вопросы.
Тетрадь для самостоятельных работ страницы 10 – 11, упражнения 11, 12, 13.
По желанию выбирается один ученик, чтобы на следующий урок подготовить сообщение, текст берётся из хрестоматии, страница 89-90 «Какую пользу приносит почве крот?».
Таблица УУД
№ | Этап | Предметные | Метапредметные |
1 | Актуализация знаний | - овладение основами логического мышления; - умение выполнять устно учебные действия; - развитие связной речи при ответе на поставленные вопросы. | Регулятивные: контроль, самопроверка Познавательные: построение логической цепи рассуждения, контроль и оценка результата деятельности. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли. |
2 | Работа по теме урока | - овладение основ логического мышления; - умение выполнять устно и учебные действия; - развитие связной речи. | Регулятивные: прогнозирование, коррекция, саморегуляция. Познавательные: построение речевых высказываний, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли. |
3 | Итог урока | - овладение основ логического мышления; - умение выполнять устно и учебные действия; - развитие связной речи. | Регулятивные: коррекция, саморегуляция. Познавательные: построение речевых высказываний, построение логической цепи рассуждения, анализ объектов, рефлексия. Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли. |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока «Окружающий мир»
Урок, окружающий мир на тему «Как образуется почва» был проведён в 3 классе. Класс к уроку готов, тема для ребят хоть и новая, но отвечая на наводящие вопросы, ученики включились в учебную деятельность. Взаимоотношения между учащимися спокойные, дружественные. Дети хотят, чтобы спросили именно их, поэтому бывали моменты, когда ученики пытались говорить хором, поэтому приходилось их останавливать и напоминать о том, что когда мы хотим ответить, мы не выкрикиваем, а спокойно поднимаем руку.
Урок проводился согласно тематическому планированию. По программе на данную тему запланирован один час.
По основному способу проведения – фронтальная и индивидуальная работа через различные виды самостоятельной деятельности, личностно-ориентированный подход.
Цель работы учащихся на уроке: сформировать новые знания у учащихся о почве, закрепить полученные знания.
Образовательные задачи:
- Повторение материала о горных породах;
- Формирование понятий: почва как единство живой и неживой природы, цепи питания;
- Ознакомление учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов)
- Познакомить детей с жителями почвы;
- Узнать, какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.
Развивающие задачи:
- Формирование универсальных учебных действий – работа с оглавлением учебника, учебными текстами, осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя;
- Развитие связной речи при работе с текстом;
- Развитие зрительных восприятий, через просмотр презентации, научного фильма;
- Развитие слухового восприятия, через чтение текста;
- Развитие мыслительной деятельности, через выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей;
- Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, через усидчивость и выдержку;
- Обогащать словарный запас, кругозор.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к учебе, предмету;
- Воспитывать умение работать классом;
- Воспитывать самостоятельность.
Для достижения задач и цели урока мною использовались следующие методы:
- Словесные;
- Наглядные.
Использовала различные формы работы учащихся:
- Коллективная;
- Индивидуальная.
Использовались различные виды проверок:
- Самопроверка;
- Взаимопроверка.
Поставленные цели и задачи на уроке мною были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Почва-важнейшая часть экосистемы."
з классрабочая программа "Школа 2100"урок изучения нового материала...
презентация к уроку окружающего мира по теме: "Почва"
презентация к уроку в 3 классе по окружающему миру по теме "Почва - важнейшая часть экосистемы"...
урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.
Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова....
презентация к уроку окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы"
Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы" в 3 классе....
Урок окружающего мира 3 класс "Почва - важнейшая часть экосистемы", ОС "Школа 2100"
Урок мастер-классЦели:- Образовательные:1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ3)продолжит...
Конспект урока по окружающему миру «Как образуется почва»
Дата: 01.03.Класс: 3-7Тема: «Как образуется почва»Цель: сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные:- повторение материала о горных пародах;- фор...
Окружающий мир урок по теме: "Как образуется почва." 3 класс ПНШ
Как образуется почва...