«Будь внимательным!» урок окружающего мира 1 класс "Планета Знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Бочарова Анна Александровна

Урок окружающего мира по теме: "Будь внимательным!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Бочарова Анна Александровна

УМК: Планета Знаний

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Окружающий мир (автор: И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова) 1 класс

ТЕМА: «Будь внимательным!»

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания

ЦЕЛЬ: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 1 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Будь внимательным!»

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация к уроку

ЭТАП УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Примечания

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: проверка го-

товности учащихся,

их настроя на работу

Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе должен быть учебник, письменные принадлежности. Хорошо, теперь все готовы к уроку.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Буду четко отвечать

Ребята представьте себе, что вы попали в книгу С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный», где главному герою требуется помощь. Как вы считаете: Надо ли помочь этому человеку? (надо) Кто из вас хочет помочь ему? (хочу) А сможете ли вы помочь человеку? (могу) На доске появляются таблицы НАДО, ХОЧУ, МОГУ.

Ученики проверяют свое рабочее место.

Ребята должны ответить хором «хочу, могу и надо».

Личностные

Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и постанов

ка учебной проб-

лемы (3 мин)

Цель: подведение детей к формулированию темы

и постановке задач урока. Составление плана работы

Давайте прочитаем отрывок из произведения С. Я. Маршака «Человек рассеянный» Мы не просто так познакомились с рассеянным человеком.  Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти картинки. В такие же ситуации мог попасть и наш герой. Что здесь ребята делают неправильно? Можно переходить автобус спереди? А ехать на велосипеде держась за борт машины? А переходить дорогу в неположенном месте, да еще и перед грузовиком?

Что важно знать для того, чтобы не попадать в такие ситуации?

А какими еще надо быть на дороге? Мы часто говорим: «Соблюдай правила дорожного движения и будь (Каким?) внимательным.» Так и называется тема нашего урока «Будь внимательным!»

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Если не хочешь быть рассеянным, тренируй внимание и память!

Учащиеся читают отрывок из произведения С. Я. Маршака «Человек рассеянный».

- Девочка перебегает дорогу перед автобусом.

-Мальчик зацепился за машину и едет на велосипеде.

- Мальчик перебегает дорогу в неположенном месте и перед грузовой машиной.

-Автобус надо обходить сзади.

-Нельзя держаться за край машины и ехать на велосипеде.

-Нельзя переходить дорогу в неположенном месте, только по зебре.

-Для того, чтобы не попадать в такие ситуации мы должны знать правила дорожного движения.

-На дороге надо быть внимательным!

-Мы будем говорить о правилах поведения и внимании.

Познавательные

Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные

Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу

Формируем умение составлять план и последовательность действий

Личностные

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

III. Совместное открытие новых знаний (10 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

Но внимательным надо быть не только на дороге, но и в школе.

Почему в школе вы тоже должны быть внимательными? Вот бывает так ребята, что вы сидите на уроке, но ничего не слышите или отвлекаетесь. Про таких людей говорят, что они ловили ворон.

«Ловить ворон» – быть крайне невнимательным, рассеянным.

Для того, чтобы нам не быть рассеянными мы должны развивать свою память и внимание.

Давайте приступим к упражнениям на развитие данных качеств.

Выполняем упражнение слайдов 13-18

13 слайд – найди тех, кто спрятался в сказочном лесу и сосчитай их.

14 слайд – отыщи двух одинаковых медвежат

15 слайд – по форме нарисованных предметов догадайся, что спрятано под упаковкой

16 слайд – запомните все предметы, а потом вспомните их

17 слайд – запомните цифры в шариках

18 слайд – запомните подарки, какие зверята принесли зайке и назовите их

Физминутка

19 слайд – повторять движения, которые показывает ученик.

 

 

-Чтобы учиться на одни пятерки, не пропускать объяснения учителя.

13 слайд

- В лесу спрятались волк, белка, бабочка, лиса, птица, жучок.

14 слайд

- Ребята ищут двух одинаковых медвежат (1 и 5)

15 слайд

- Груша, горшочек, кисточка, морковь, корзинка

16 слайд

- Ребята запоминают предметы, после чего слайд закрывается, и дети вспоминают, что там было. Потом открываем и проверяем, все ли было названо.

17 слайд

- Также с цифрами. Запоминаем, закрываем слайд, называем цифры, проверяем.

18 слайд

-Ученики запоминают подарки, которые принесли зверята, называют их и проверяем.

Ребята повторяют движения за учеником под музыку «У жирафа пятна, пятна…»

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

Регулятивные

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

Формируем способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Формируем умение представлять информацию по предложенному плану

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

 

IV. Закрепление нового (10 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

1. Работа в группах

-Ребята, а сейчас поработаем в парах. Я раздаю вам картинки, в которых надо найти отличия. Каждому ряду своя картинка.

 

Учащиеся 1 ряда ищут отличия у ежика, второго – у динозаврика и третьего – у лошади. После того, как они справляются с заданием, выходит ученик и рассказывает, какие он нашел отличия.

 Коммуникативные

Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника

Формируем умение слушать и понимать других

 

Регулятивные

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Познавательные

 Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания

Формируем умение строить логические цепи рассуждений

V. Контролирющее задание (7 мин)

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

 Работа в парах.

-А теперь поработаем в парах. Я даю вам работу по вариантам. После того, как вы закончите, поменяйтесь листочками и проверьте работу соседа по парте.

1 вариант - Вычеркиваем букву к

2 вариант - зачеркиваем мячик, а цветочек обводим в кружок

Потом меняемся и проверяем работу соседа, оцениваем её

Дети работают по вариантам

1 вариант - Вычеркивает букву к

2 вариант - зачеркивает мячик, а цветочек обводит в кружок

Потом меняются и проверяют работу соседа, оценивают её. Рисуют смайлик.

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

Регулятивные

Формируем начальные формы рефлексии

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Познавательные

Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять)

Формировать умения структуктировать знания, выбирать необходимое

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

- О чем же главном мы сегодня говорили на уроке? - Все ли мы сказали о внимательности? Мы об этом еще поговорим на следующем уроке.

- Что для вас показалось трудным?

- Кто и что вам помогало справиться с заданиями?

- Кто доволен своей работой на уроке?

-Кто хотел бы что-то исправить? Что для этого нужно сделать?

 На этом мы свой урок заканчиваем. Вы молодцы. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок.

-Что надо быть внимательными

-Внимательным важно быть везде и в школе, и на дороге. Мы вспомним и другие правила: пожарной безопасности, поведения в общественном транспорте, на воде.

- Трудно было запомнит предметы и повторить, что спряталось.

-Нам помогала справиться с работой внимательность.

Личностные

Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Коммуникативные

Формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

Регулятивные

Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Формируем начальные формы рефлексии


Самоанализ урока

окружающего мира в 1 «Д» классе

УМК Планета знаний

Учитель: Бочарова Анна Александровна

Тема урока: Будь внимательным!

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания

ЦЕЛЬ: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 1 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Будь внимательным!»

В процессе обучения формировала следующие блоки УУД:

Личностные

Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов

Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

Формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника

Формируем умение слушать и понимать других

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные

Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Формируем умение представлять информацию по предложенному плану

Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания

Формируем умение строить логические цепи рассуждений

Регулятивные

Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу

Формируем умение составлять план и последовательность действий

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Формируем начальные формы рефлексии

Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

 

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Ведь деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий.  ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных. Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью «Планеты Знаний», направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС, и которые я спланировала на своем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку окружающего мира «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.Планируемые результаты: учащиеся...

Конспект к уроку окружающего мира «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.Планируемые результаты: учащиеся...

Будем закаляться! Урок окружающего мира в 1 классе

Урок проводится в 1 классе по УМК "Школа XXI века" совместно с логопедом. Используется здоровье сберегающая технология  Базарного....

Урок окружающего мира "Обобщение знаний по разделу" 3 класс

Тема: «Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа»Цели деятельности учителя: систематизировать, обобщить, проверить знания по из­ученному разделу.Пл...

Технологическая карта урока окружающего мира "Обобщение знаний по разделу "Чему учит экология", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Обобщение знаний по разделу «Чему учит экономика»».Тип урока: рефлексии.Цель урока: создание условий для расширения и у...

Технологическая карта урока окружающего мира "Проверка знаний по разделу «Современная Россия». Тест" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Современная Россия».  Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания у обучающихся по темам «Основной закон России и права ...