"Города-герои"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Слющенкова Ольга Юрьевна

Урок окружающего мира с презентацией в 4 классе. А также этот материал можно брать и для классных часов по теме Великая Отечественная война.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_goroda-geroi.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 2 г. Белебея

Открытый урок окружающего мира

«Города – Герои»

        

        Выполнила:

учитель начальных классов

Слющенкова Ольга Юрьевна

2010 г.

Дата: 21.04.2010

Класс: 4 Б

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-экскурсия

Технология урока: модульно – блочная

Тема урока: Города – Герои

Цели: познакомить учащихся с городами – героями, оказывающие героическое сопротивление фашистским захватчикам, основными сражениями под Ленинградом, Москвой, Сталинградом и Курском; развивать умение самостоятельно выбирать и выполнять разноуровневые задания, преодолевать трудности в процессе решения проблемных ситуаций,  воспитывать чувства патриотизма и глубокого уважения к участникам Вов.

Оборудование:                                                                                                                         - магнитофон;                                                                                                                          - аудиозаписи;                                                                                                                       - мультимедиа проектор;                                                                                                - карта;                                                                                                                                  - схема;                                                                                                                                                                                                                                            - индивидуальные карточки;                                                                                                - продукты (хлеб, масло, крупа)

Литература:

  1. Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир. ч.2. М.,2007.
  2. Первый биографический словарь. М., 2007.
  3. История Отечества. Энциклопедический словарь. М., 1999.
  4. Города России. Энциклопедия. М., 1998.
  5. Краткая история СССР. ч.2. М., 1983.
  6. СССР – Победа во II мировой войне. Документы, свидетельства очевидцев. Видеохроника.
  7. Киноэпопея «Освобождение». Фильм 1. Огненная дуга.

  1. Создание атмосферы психологического комфорта

- Добрый день уважаемые учителя и любимые ученики! Как здорово, что мы учимся в чистых и теплых классах, за окном стоит прекрасная погода, на ваших лицах светятся счастливые улыбки. Вокруг светло и уютно. А всегда ли так было?

      II.     Актуализация опорных знаний

 - Людям, проживающим на территории России, приходилось много раз     защищать свои земли от посягателей. Посмотрите на схему и скажите, что обозначают эти числа? Перечислите эти битвы, начиная с самой ранней.

                       907 г. -  битва с греками

                                                                                   1237 г. – с монголо-татарами

                                                 1240 г. -  со шведами

                1790 г. – с турками

                                                                                                  1812 г. – с французами

  1. – с немцами

Ш.       Вход в тему. Постановка проблемы

( звучит фрагмент песни «Священная война»)

- О какой войне идет речь? (Великая Отечественная, II мировая и др.)

- Как долго она длилась? (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г., 4 года, 1418 дней)

- Какие цели были у фашистской Германии? ( стать самым сильным государством и подчинить себе все страны)

- Почему немцы не достигли своей цели? Что им помешало? (Города, через которые проходила линия фронта)

-  Что это за города? (Города-герои)

- Сейчас я приглашаю вас на экскурсию по городам-героям. В ходе экскурсии нам предстоит выяснить какую роль в Великой Отечественной войне сыграли ГГ и за что они так названы.  Маршрут нашей экскурсии указан в ваших путеводных листах. Вперед!

V.       Формирование новых знаний, умений и навыков

- Первая наша остановка г. Ленинград. Звание «Город-герой» он получил     1 мая 1945 г. Этот город стал одним из 3-х направлений немецкой армии (ныне Санкт-Петербург). К городу были направлены большие силы противника, но сразу захватить город не удалось.  Тогда фашисты изменили тактику. Цель нашего пребывания  в этот город узнать, смогли ли они сломить сопротивление русских длительной блокадой, артиллерийским огнем и регулярными бомбардировками с воздуха.  К концу сентября блокадное кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось. Все сухопутные коммуникации перерезаны. … Началась блокада. А что это такое?               (Блокада- окружение с целью изоляции от внешнего мира).                                       Что же стало с теми, кто остался в городе? Об этом вы узнаете, поработав с архивными материалами. Сейчас вы самостоятельно выбираете уровень задания.

I уровень: работа со стихотворением «Ночь» Елены Рывиной

-Прочитайте стихотворение. С какими трудностями пришлось столкнуться жителям в блокадном Ленинграде?

II уровень: работа с воспоминаниями Галины Вишневской

- Прочитайте  текст. Какой рацион питания был у ленинградцев?              Выполнить практическое задание: нарезать дневную норму хлеба,             взвесить ежемесячную норму масла и крупы.

III уровень: работа с дневниковыми записями Тани Савичевой                                    ( «Ступеньки»)

- Прочитайте выразительно текст. Что вы почувствовали?

- Этот дневник хранится на Пискаревском кладбище в г. Ленинграде. Там постоянно звучит музыка, которую написал Дмитрий Шостакович о своем родном городе. Она называется 7 симфония «Ленинградская». Ее премьера состоялась 9 августа 1942 г. в ленинградской филармонии.

(звучит фрагмент 7 симфонии «Ленинградская» Д.Шостаковича)

- Какие чувства она у вас вызвала? (Поддержка, вера, уверенность и др.)

- Оцените себя. В своих листах поставьте один из трех символов.                  Травка - я расту, кое-что я узнал;                                                                         Солнышко – я был активен, но не все усвоил;                                                      Звезда – я все понял и могу объяснить другому.

- Итак, смогли ли фашисты сломить сопротивление русских длительной блокадой? (нет, дух города не сломлен)

-Следующая наша остановка г. Москва. Звание «Город-герой» он получил      8 мая 1965 г.Москва – это второе и главное направление немецких войск. Полгода шли оборонительные бои. Командовать войсками, защищающим столицу был назначен Георгий Константинович Жуков. Цель нашего пребывания  в этот город узнать, как Москва принесла первую крупную победу над германской армией.

I уровень: работа с иллюстрациями

-Внимательно рассмотрите иллюстрации. Какие действия принимали москвичи, чтобы препятствовать приближению немцев?

II уровень: работа с картой

- Рассмотрите карту. Через какие города проходила линия фронта 1942 г.? Какие города были освобождены в результате наступления советских войск?

III уровень: работа с книгой

- Прочитайте текст о героях-панфиловцах. Перескажите его пл плану. Как вы понимаете слова политрука Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»?

- Оцените себя. В своих листах поставьте один из трех символов.

- Итак, как Москва принесла первую крупную победу над германской армией? (создавали целую систему препятствий для противника)

Следующая остановка г. Сталинград. Звание «Город-герой» он получил      8 мая 1965 г. Третьим направлением был Киев, захватив его, фашисты хотели  тем самым добраться до Сталинграда. 200 дней и ночей продолжалось ожесточенное сражение. Цель нашего пребывания  в этот город узнать, каким образом Сталинград, превращенный в руины, стал символом мужества, стойкости и величайшего человеческого страдания.

I уровень: работа с книгой

-Прочитайте текст. Какой подвиг совершил матрос Михаил Паниках?                Каких еще героев Сталинграда вы знаете? (В.Потапов)

II уровень: работа с книгой

- Прочитайте текст о доме Павлова. Перескажите его по опорным словам Почему «Дом Павлова» остался неприступным?

III уровень: работа с книгой

- Представьте, что перед вами документ, который со временем  стал трудночитаемым. С помощью энциклопедических справочников вставьте в текст пропущенные слова и числа.

- Оцените себя. В своих листах поставьте один из трех символов.

- Итак, каким образом Сталинград, превращенный в руины, стал символом мужества, стойкости и величайшего человеческого страдания?

- Наша последняя остановка г. Курск. Кроме ГГ, выделен ряд населенных пунктов, которые носят звание город  воинской славы. Звание «Город воинской славы» он получил 27 апреля 2007 г. Пятьдесят дней продолжалась Курская битва. Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент фильма «Огненная дуга». После просмотра ответьте на следующие вопросы:                                                       - Почему Курскую битву назвали битвой техники?                                                         - Какое значение имела победа советских войск на курской дуге?                                                      

(просмотр фильма)

- Оцените себя. В своих листах поставьте один из трех символов.

VI.       Итог урока:

- На этом наша экскурсия подходит к концу. Давайте вспомним, в каких городах-героях мы побывали  и почему им присвоили это звание?

1. О защите какого города идет речь? Четыре часа длился неравный бой, 14 горящих танков осталось на поле боя. Фашисты не смогли прорваться. Вечером они начали новую атаку. «30 танков, друзья,  - сказал бойцам Клочков – Велика Россия, а отступать некуда…». Одни за другим пылали подбитые танки. Почти все герои погибли. Но враг не прошел. (Москва)

2. О каком городе можно сказать: «… Был город-фронт, была блокада…». 900 дней и ночей был оторван город о большой земли. (Ленинград)

3. Какой город, превращенный в руины, стал символом мужества, стойкости и человеческого страдания? (Сталинград)

4. Битва в каком городе наметила коренной перелом в войне? (Курск)

VII.     Рефлексия:

- Понравилась ли вам экскурсия?                                                                                   - С какими источниками работалось легко?                                                           - Какие вызвали затруднения?

- Оцените свою работу. Поставьте себе общую оценку.                                      - Оцените работу класса.

- Зачем нам нужно  было изучение данной темы? (помнить историю страны, гордиться  ее героями, быть сильными и смелыми как они)

Друзья, помните, все может родная земля! Может накормить тебя теплым  и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить она себя не может. Поэтому наш долг, если Родина снова окажется в беде, прийти ей на помощь, стать настоящим защитником! Вечная слава героям, павшим в Великой Отечественной войне.                                    С праздником! С Днем Победы!

(звучит песня «День Победы»)

VIII.      Домашнее задание

I уровень: нарисовать рисунок на военную тему                                                          II уровень: найти пословицы о родине                                                                       III уровень: найти стихотворения о войне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Города-герои

Фото городов-героев...

Проект "Города-герои, города воинской славы"

Работа, в которой рассматриваются  понятия город-герой, город воинской славы, их сходства и отличие....

Классный час "Город-герой Москва! Москва-город героев!"

Презентация, которая пригодится для проведения классных часов по патриотическому воспитанию. В ней раскрыт подвиг 28-ми Панфиловцев....

Классный час «Москва - город — герой, Москва город -героев»

Классный час  «Москва - город — герой, Москва  город -героев»...

Литературно - музыкальная композиция "Щит и гордость России", посвященная дню города-героя Смоленска и освобождение города от немецко-фашистских захватчиков.

В день города невозможно не вспомнить и события Великой Отечественной войны, оставившие след не только в его облике, но и в сердце каждого смолянина. 26 сентября в начальной гимназии состоялся пр...