Урок окружающего мира: Возникновение письменности на Руси.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира 4 класс УМК "Начальная школа XXI века" по теме: Возникновение письменности на Руси. Проводится в IV четверти.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Урок окружающего мира
4 класс
«История письменности на Руси»
Разработала и провела
учитель начальных классов
Кукота Валентина Владимировна
Радужный
2014 -2015 уч.г.
Технологическая карта урока
Тема раздела: Что такое культура
№ п/п | Параметр | Описание | ||||
1 | Учебный предмет, класс | Окружающий мир. 4 класс | ||||
2 | Тема урока | История письменности на Руси. | ||||
3 | Тип урока | Урок «открытия» новых знаний (урок формирования новых знаний) | ||||
4 | Цели и задачи урока | Предметные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета Метапредметные: познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие, осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления; коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; личностные: сумеют организовывать собственную деятельность и активно включаться в коллективную деятельность, воспитывать культуру поведения, общения. | ||||
5 | Ожидаемый учебный результат | Предметные результаты: формирование представления о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси. | Универсальные учебные действия Коммуникативные: слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности в группе; развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; познавательные: формирует представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки - формирует у учащихся стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах; - проводит работу с понятиями «пиктограмма, … летописи» Регулятивные: определяет цель деятельности на уроке; выполняет задание по отбору материала к данной теме; делает самооценку деятельности на уроке. | |||
6 | Оборудование и материалы | Для педагога | Для обучающихся | |||
Компьютер, проектор, экран, презентация урока. | Индивидуальный раздаточный материал. | |||||
Основные этапы и виды деятельности | ||||||
Этап урока | Цель - результат | Содержание (страницы учебника, номера заданий, медиаресурсы) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке (1 мин.) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Как хорошо уметь читать! Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? А когда вы научились писать и читать? А вообще человечество? | Проверка готовности к уроку, настрой детей на работу. | Проверка готовности к уроку. . Ответы учащихся на поставленные вопросы. | Формируемые УУД: личностные: организация собственной деятельности и активное включение в коллективную деятельность; коммуникативные: слушание и понимание других. | |
2.Целеполагание. | Цель этапа: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока, составление плана работы. (3 мин.) | -Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? Тема урока: «История письменности на Руси» СЛАЙД 1 - Как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему? - Какова же цель нашего урока? Цель урока: познакомиться с историей возникновения письменности на Руси. СЛАЙД 2 Какие задачи поставим перед собой? Задачи урока: 1. выяснить как писали люди друг другу в древние времена; 2. изучить историю возникновения письменность на Руси; 3. узнать о первых книгах на Руси. -Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Мы узнаем о возникновении письменности на Руси. Что мы уже об этом знаем? А где можно найти нужную информацию? -Давайте предположим, как же появилась письменность. | Организация фронтального обсуждения. Организация фронтальной работы в обсуждении задания. Постановки цели и задач урока. Помощь учащимся в формулировании. Определение гипотезы. | Ответы учащихся: узнаем, как писали наши предки, как появились буквы (алфавит), книги. Ответы учащихся: узнать о возникновении письменности на Руси. Ответы на поставленные вопросы. Ответы учащихся: учебник, словарь, интернет и спросить взрослых Высказывание своего мнения относительно гипотезы. | Формируемые УУД: познавательные: извлечение информации из предложенного материала; регулятивные: постановка учебной задачи, выявление проблем. | |
3.Актуализация и пробное учебное действие. | Цель этапа: подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. (7 мин.) | СЛАЙД 5 «Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно.» Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма. А вот какой вы узнаете просмотрев отрывок из мультфильма «Как было написано первое письмо» Просмотр – Как было написано первое письмо? С помощью чего? Это рисуночное письмо» или «пиктографическое письмо» от слова пиктограмма. -Что такое пиктограмма? Где можно найти ответ? -В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. - Как вы думаете, что этот первобытный человек хотел передать? - А как вы думаете, а если человек хотел передать целое сообщение, как он это делал? Расшифровка пиктографического письма. СЛАЙД 6 - Вот такое пиктографическое письмо составлено для вас. - Итак, повернитесь друг к другу, образуйте четверки и попробуйте расшифровать эту пиктограмму. Правильный ответ: У Вани есть книга о паровозах. – Вы читали одно письмо, почему-то передали его по-разному? СЛАЙД 7 – Но тем не менее отдельными пиктограммами мы пользуемся до сих пор. - Где в современной жизни встречаются пиктограммы? Знакомы эти знаки? | Организация фронтального обсуждения. Организация групповой работы. Подведение учащихся к выводу: письмо — это, конечно, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному Демонстрация на проекторе. | Ответы учащихся на поставленные вопросы. Поиск термина в словаре. В переводе с латинского языка слово пиктограмма обозначает «рисую-пишу». Ответы на поставленные вопросы. Здесь охотился на быков и отдыхал. Рисовал несколько рисунков и распределял их в определённом порядке. Обсуждение в группах. Каждая группа выдвигает свои гипотезы прочтения письма. Прочитать письмо в картинках можно по-разному, оно не совершенно. Они встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в спортивных и государственных символах, на упаковках и т.д. | Формируемые УУД: познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, развитие познавательного интереса; регулятивные: контроль собственных действий в соответствии с поставленным условием; принятие и сохранение учебной задачи; коммуникативные: оформление выводов в устной форме. | |
4.Открытие новых знаний. | Цель этапа — расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. (18 мин.) | -Итак, как писали люди друг другу ещё задолго до изобретения алфавита? -Как же люди научились писать? Как появился первый славянский алфавит? – По мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации. СЛАЙД 7 Итак, перемещаемся в нашу эру – IХ век. Закройте глаза и «Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке. Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос: – Кирилл сдержал слово. Два брата придумали славянскую азбуку. - Что же представляли собой Кирилл и Мефодий? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на странице 74. -В каком веке жили Кирилл и Мефодий? -В каком городе они жили? -Чем занимались? - Как называлась эта азбука? - Сколько букв входило в неё? - Изменилась ли она сейчас? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос и прочитайте его. (стр. 74) СЛАЙД 8 – Часть была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я. - Сколько букв в современном русском алфавите? - Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси? СЛАЙД 9 Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В Москве этим двум знаменитым людям поставили памятник. В нашей стране 24 мая отмечается праздник «День славянской письменности, культуры и просвещения». -Где мы можем ещё найти ещё информацию? - Сейчас вы поработаете в парах. В компьютере нужно найти документ «Статья для 4 класса» Читаем, запоминаем, упражнение выполняем. Упражнение проталины Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события. Грамотных людей в Древней Руси было немного. Прежде всего это были служители церкви – монахи. Переписывать книги было одной из их обязанностей. Тяжелым был труд переписчика книг. А в те стародавние времена бумаги на Руси не было (она появилась только в 15 веке), и писать можно только на толстых и гладких лоскутках пергамента, который изготовляли из телячьей кожи, приходилось дорожить каждым лоскутком письменного материала. Писали на пергаменте гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался ножичком. Вот с тех времен осталось название перочинный ножичек. СЛАЙД 10 В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась больше остальных букв, её старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а по её окраске и сама строка называлась красной строкой. СЛАЙД 11 Листы книг сшивали «одевали» в деревянные переплеты, обтянутые кожей, украшали драгоценными камнями, поэтому такие книги стояли очень дорого, и купить их могли очень богатые люди. Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней, считается рукопись «Повесть временных лет», написанная самым известным из русских летописцев – монахом Киево-Печорского монастыря – Нестором - Что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней? - От каких слов образовалось слово летопись? - Что обозначает слово «лето»? - Что записывали в летописях - Итак, что такое летопись? - Как писали на Руси книги? – Летописи часто называли рукописями. Почему? | Выяснение проблемных зон по теме. Организация операции сравнения кириллицы и современного алфавита. Организация работы в парах. Фронтальное обсуждение и выполнение поставленной задачи. Организация работы в парах. Организация коллективного обсуждения. | Ответы детей. Писали с помощью рисунков-пиктограмм. Инсценировка. К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски? М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков. К. – А почему нельзя писать на славянском языке. Вот возьму и напишу… «Дом». М. – А вот «Я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы у славян – «ж», да и «я» нет, и других и многих тоже просто не существует. К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы? У. – Мои ученики, в мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя. Самостоятельное чтение. Отвечают на поставленные вопросы. Ответы учащихся. Кириллицей Сравнение кириллицы с современным алфавитом. Оно дало начало распространению грамотности на Руси и появлению славянской литературы. В интернете, с помощью компьютера. Работа по парам. Ответы учащихся: это летописец. Лето + пиши Год. Записывали происходившие события по годам | Формируемые УУД: познавательные: умение делать выводы; регулятивные: осуществление личностного контроля; личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
5.Физми- нутка | Цель этапа: снять психологическое и физическое напряжение. (1 мин.) | -Как живёшь? Вот так! | Демонстрация движений. | Повторение движений за учителем. | Формируемые УУД: регулятивные: осуществление личностного контроля; личностные: снятие эмоционального и физического напряжения. | |
6.Самостоятельнаяработа с самопроверкой по эталону. | Цели: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. (5 мин.) | - Давайте проверим себя. СЛАЙД 12,13,14 Проверь себя. 1. Как назывались рисунки, изобретенные первобытным человеком пиктограмма иероглиф цифра 2. В каком веке была создана славянская азбука? в IX веке в в XII веке XI веке 3. Сколько букв было в славянской азбуке? 23 буквы 33 буквы 43 буквы 4. Как называли славянскую азбуку? алфавит буквица кириллица 5. В каком городе стоит памятник Кириллу и Мефодию? в С-Петербурге в Москве в Новгороде 6. Из чего изготавливали пергамент? из древесины из кожи из глины 7. Чем работали переписчики древних книг? ручкой заостренной палочкой гусиным пером 8. Как называлась запись о важнейших событиях по годам? календарь перепись летопись ПРОВЕРКА - Обменяйтесь с соседом листочками и приготовьтесь к проверке. -у кого нет ошибок. -1-2 ошибки - 3 ошибки -более 3 ошибок. | Организация самостоятельной работы. Организация взаимопроверки. | Отвечают письменно в индивидуальных карточках.
Обмениваются ответами с соседом по парте и проверяют по представленному эталону. | Формируемые УУД: регулятивные: осуществление личностного контроля; постановка учебной задачи, выявление проблем; коммуникативные: слушает и понимает речь других. | |
7. Включение в систему знаний и повторение. Домашнее задание. | Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса. (2 мин.) | - Ребята, задайте каждый себе вопрос: что нового я открыл для себя на уроке? СЛАЙД 15 - Какие мы ставили задачи? – Мы должны быть вечно благодарны создателям кириллицы, из букв которой сегодня мы складываем слоги, из слог – слова, из слов – предложения. И теперь мы пишем книги, читаем их и узнаем из них много интересного. - Дома вы побудите в роли летописцев. Напишите летопись своих школьных лет. Что яркое и запоминающееся с вами произошло за то время, что вы учитесь в школе. А также по желанию прочитайте сказку Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» | Акцент внимания на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Демонстрация задания. | Формулировка конечного результата своей работы на уроке. Каждый образованный человек должен знать культуру и историю своей страны. | Формируемые УУД: познавательные: умение делать выводы, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; регулятивные: осуществление личностной рефлексии; личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности; самооценка восприятия учебного материала. | |
8. Итоговая рефлексия учебной деятельности | Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. (2 мин.) | - Возьмите сигнальные кружочки. Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 16 Жёлтый – Я всё понял, мне было интересно, я справился с заданиями Зелёный – Я всё понял, но не все задания могу выполнить сам. Красный – Мне ещё трудно. | Объяснение задания. | Самооценка своей деятельности. Ответы детей. | Формируемые УУД: познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание; регулятивные: осуществление личностной рефлексии. |
Предварительный просмотр:
Проталины.
Летопись – _______________________________________________________
Грамотных людей в Древней Руси было немного. Прежде всего это были служители церкви – _________________Переписывать книги было одной из их обязанностей. Тяжелым был труд переписчика книг. А в те стародавние времена бумаги на Руси не было (она появилась только в 15 веке), и писать можно только на______________________________, который изготовляли из __________________________ приходилось дорожить каждым лоскутком письменного материала.
Писали на пергаменте гусиным _______________________, его конец особым образом срезался и затачивался ножичком.
В старинных книгах весь текст писался ____________________________чернилами, а первую букву текста изображали ________________________________ Эта буква делалась больше остальных букв, её старались нарисовать красивой, украшали изображениями ___________________________________. Такая буква называлась буквица, а по её окраске и сама строка называлась ______________________________
Листы книг сшивали «одевали» в ____________________________переплеты, обтянутые кожей, украшали драгоценными камнями, поэтому такие книги стояли очень дорого, и купить их могли очень богатые люди. Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней, считается рукопись «____________________________________», написанная самым известным из русских летописцев – монахом Киево-Печорского монастыря – ______________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Торговое дело на Руси (3 класс, УМК "Гармония")
Урок включает в себя конспект, презентацию и приложения с раздаточным материалом для работы в парах и группах....
Урок окружающего мира 4 класс "Возникновение письменности на Руси"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....
Урок окружающего мира "Из истории Древней Руси"
Данный урок можно использовать для занятий по программе Л.Занкова или во внеурочное время....
Презентация к уроку окружающего мира "Во времена Древней Руси"
Презентация составлена к УМК Моро. Программа "Школа России"4 класс....
Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...
Урок окружающего мира в 4 классе "Как возникла письменность на Руси"
Открытый урок по программе "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с ФГОС. Открытый урок был проведён в рамках школьного фестиваля педагогического мастества....
Конспект урока окружающего мира "Возникновение Москвы", 4 класс, УМК ПНШ
Конспект урока окружающего мира "Возникновение Москвы", 4 класс, УМК ПНШ...