Урок окружающего мира в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Кибиткина Екатерина Васильевна

 Обобщение изученных знаний о воде  по теме "Холодная,  как лед!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_konkurs.odt22.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2»

село Бешпагир Грачевский район

Ставропольский край

Урок окружающего мира в 3 классе по теме:  Обобщение изученных знаний о воде  по теме «Холодная,  как лед!»

Урок разработала:

Кибиткина Екатерина Васильевна

учитель начальных классов

Форма урока:  Лаборатория «Я-исследователь»

Цель:  создание развивающей образовательной среды, стимулирующей

           активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог у уча-

           щихся.

Задачи:

предметные:   закрепить и обобщить знания учащихся о телах и веществах, их

                       свойствах, о роли свойств веществ в жизни человека.

метапредметные:    - создавать условия для осуществления анализа объектов с

                                     выделением существенных признаков;

                                  - учить фиксировать информацию, полученную путем наб-

                                     людений;

  • развивать интерес к познанию окружающего мира и ис

следовательской деятельности

Ресурсы:  интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточный материал,

                  прибор для проведения опытов — датчик измерения температуры.

Ход   урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

У:  Здравствуйте, ребята!

Мы сегодня на уроке будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому в прок,

Активно в работу включайся, дружок!

  1. Актуализация знаний

- Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных  операций, достаточных для построения нового знания

У:  Мы к уроку готовы, но чтобы его начать, необходимо вспомнить, о чем же мы говорили на предыдущих занятиях.

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли-

Жить нельзя нам без...

У:  Какими свойствами обладает вода?

Д:  Не имеет цвета, запаха, вкуса, хороший растворитель, свойство текучести и т. д.

У:  Чем важна вода для жизни?

Д:  Без воды не было бы жизни и т. д.

У:  В каких трех состояниях может находиться вода?

Д:  Жидком, газообразном и твердом

У:  При какой температуре вода переходит из жидкого состояния в газообразное?

Д:  При 100 градусах

У:  А из жидкого состояния в твердое?

Д:  При температуре ниже нуля

У:  Назовите примеры твердого состояния воды?

У:  А где мы можем встретить в жизни воду в твердом состоянии

Д:  Лед на дороге

У:  Чем опасна вода в таком состоянии на дорогах?

Д:  Человек может получить травмы

  1. Опреационно-исполнительный этап

- постановка проблемы исследования

У:  А можем ли мы повлиять на эту проблему?

У:  Предложите ваши варианты решения этой проблемы

Д:  Дороги посыпать песком, солью

У:  А как вы считаете, почему используют соль?

  • определение темы и цели исследования

У:  А чтобы ответить на этот вопрос, я хочу предложить вам стать исследователями и совершить увлекательное путешествие в мир открытий.

У:  А как вы считаете, какова тема нашего исследования?

Д:  Изменение твердого состояния воды при взаимодействии с другими веществами

У:  А цель нашего исследования?

Д:  Понаблюдать за изменениями твердого состояния воды при взаимодействии с другими веществами.

У:  А также методом исследования выявим положительные и отрицательные стороны твердого состояния воды в жизни человека

 

  1. 4. Проектно-исследовательская деятельность

- практическая работа

У:  В нашей лаборатории мы будем проводить замеры температуры воды, а результаты наших наблюдений будем фиксировать в таблице данных, которые лежат у вас на столах. Далее по итогам исследования построим график изменения температуры, а выводы зафиксируем в карточке №3.

Опыт 1

У:  Перед вами емкость с водой. Как вы думаете, что мы будем с ней делать?

Д:  Измерять ее температуру

У: Предлагаю одному из участников 1 группы подойти и с помощью датчика измерить ее температуру.

У:  Какова температура воды?

У:  Зафиксируйте данные в таблице в столбце «Температура воды»

Опыт 2

У:  А как поступить, чтобы понизить температуру воды?

Д:  Охладить, добавить лед

У:  Добавим в емкость с водой кубики льда и пронаблюдать, что же произойдет с температурой воды. Предлагаю одному участнику подойти и провести данное исследование.

У:  Что происходит с температурой воды?

Д:  Она понижается

У:  Какова температура?

У:  Зафиксируйте данные в таблице «Температура воды со льдом»

Микровывод:

У:  Что произошло с водой при добавлении льда?

Д:  Температура воды понизилась.

У:  А как вы считаете, в какое состояние перейдет вода, если будем продолжать снижать температуру?

Д:  Из жидкого состояния вода перейдет в твердое.

У:  Можем ли мы при понижении температуры не допустить перехода воды в твердое состояние?

Д:  Можем добавить другие вещества

У:  А какие вещества можем добавить?

У:  Я предлагаю вам совершить открытие и попробовать не допустить твердого состояния воды при понижении температуры

Опыт 3

У:  А что если мы в воду со льдом добавим соль. Приглашаю участника 3 группы для проведения этого опыта.

У:  Обратите внимание,  что происходит с температурой воды?

Д:  Она понижается

У:  А вода  переходит из жидкого состояния в твердое?

Д:  Нет

У:  А какое вещество этому препятствует?

У:  Зафиксируйте результат в таблице «Температура воды со льдом и солью»

У:  Ребята, в своей домашней лаборатории я тоже провела опыт. Взяв два стакана, один стакан я наполнила пресной водой, а второй соленой водой и поставила оба на одинаковое время в морозильную камеру. Я получила результат, который вы можете наблюдать.  Что вы видите?

Д:  В одном стакане вода замерзла, а в другом нет

У:  А почему это произошло?

Д:  Соль препятствует замерзанию воды

  • анализ полученных данных

У:  А теперь я предлагаю каждой группе на основании наблюдений и исследования проанализировать и построить график изменения температуры воды и таблицу данных (2 минуты на обсуждение) и свои выводы зафиксировать на карточках.

Шаблоны для вывода:

1 группа.

        Необходимая составная часть всего живого — вода. Вода не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Вода, как и многие другие вещества, может находиться в трех состояниях — твердом, жидком и газообразном.

2 группа.

            Вода при температуре 0 С может находится как в твердом, так и жидком состоянии. При температуре выше 0 С она переходит в жидкое состояние, а при температуре ниже 0 С — превращается в твердое вещество (лед).

3 группа.

             Такое вещество, как соль, растворяясь в воде, препятствует переходу  воды из жидкого состояния в твердое состояние. Это свойство используют зимой для борьбы с гололедом.

У:  Так к какому же выводу пришла каждая группа?

          (каждая группа зачитывает выводы)

У:  Ребята, так какое же вещество может изменить твердое состояние воды?

Д:  Соль

У:  А как соль влияет на это состояние?

Д:  Не дает замерзнуть воде

У:  А где в нашей жизни может пригодиться наше открытие?

Д:  В борьбе с гололедом на дорогах

У:  Ребята, мы с вами выяснили и доказали, что соль препятствует переходу воды из жидкого состояния в твердое. Но мы также наблюдали, что температура понижалась, а вода не замерзала. Потрогайте емкость с водой. Она очень холодная. А как вы считаете, куда же девается холод?

Д:  переходит в окружающую среду или в другие вещества.

  • применение новых знаний в практической деятельности

У:  А вот куда же девается холод я предлагаю вам пронаблюдать в следующем исследовании.

У:  Я думаю вы все любите мороженое. А вы когда нибудь видели как его делают?

(демонстрация опыта)

У:  Что произошло с соком?

Д:  Превратился в мороженое

У:  А почему это произошло?

Д:  Лед под взаимодействием соли передал свой холод мороженому.

У:  Так где же могут пригодиться полученные нами знания в жизни?

  1. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся

У:  Хочу рассказать вам один забавный случай.

       « Однажды  мальчик решил шумно, весело, а самое главное с большим количеством сладостей отпраздновать свой день рождения. Вместе со своим другом они вызвались помочь маме в приготовлении мороженного. Но так как они были жуткими сладкоежками,  решили сделать мороженое послаще и добавили побольше сахара. Взбивали они его, взбивали и так и сяк, и в результате у них получилось не мороженое, а пломбирный суп»

У:  Как вы считаете, почему так получилось?

Д:  Сахар тоже препятствует переходу жидкости в твердое состояние

У:  Я предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и открыть еще какое-нибудь вещество, способное препятствовать переходу жидкости в твердое состояние.

У:  А сейчас подведем итог нашего занятия и определим температуру нашего урока. Если вам понравился урок, вам было интересно и вы узнали много нового, то поставьте красную фишку в шкалу термометра выше 0 С.

У:  Если же недовольны уроком, вы не узнали ничего нового — поставьте синюю фишку в шкалу ниже 0 С.

  1. Организация на перемену

У:  Урок закончен. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...