Урок окружающего мира в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Обобщение изученных знаний о воде по теме "Холодная, как лед!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_na_konkurs.odt | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
село Бешпагир Грачевский район
Ставропольский край
Урок окружающего мира в 3 классе по теме: Обобщение изученных знаний о воде по теме «Холодная, как лед!»
Урок разработала:
Кибиткина Екатерина Васильевна
учитель начальных классов
Форма урока: Лаборатория «Я-исследователь»
Цель: создание развивающей образовательной среды, стимулирующей
активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог у уча-
щихся.
Задачи:
предметные: закрепить и обобщить знания учащихся о телах и веществах, их
свойствах, о роли свойств веществ в жизни человека.
метапредметные: - создавать условия для осуществления анализа объектов с
выделением существенных признаков;
- учить фиксировать информацию, полученную путем наб-
людений;
- развивать интерес к познанию окружающего мира и ис
следовательской деятельности
Ресурсы: интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточный материал,
прибор для проведения опытов — датчик измерения температуры.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
У: Здравствуйте, ребята!
Мы сегодня на уроке будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому в прок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Актуализация знаний
- Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания
У: Мы к уроку готовы, но чтобы его начать, необходимо вспомнить, о чем же мы говорили на предыдущих занятиях.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли-
Жить нельзя нам без...
У: Какими свойствами обладает вода?
Д: Не имеет цвета, запаха, вкуса, хороший растворитель, свойство текучести и т. д.
У: Чем важна вода для жизни?
Д: Без воды не было бы жизни и т. д.
У: В каких трех состояниях может находиться вода?
Д: Жидком, газообразном и твердом
У: При какой температуре вода переходит из жидкого состояния в газообразное?
Д: При 100 градусах
У: А из жидкого состояния в твердое?
Д: При температуре ниже нуля
У: Назовите примеры твердого состояния воды?
У: А где мы можем встретить в жизни воду в твердом состоянии
Д: Лед на дороге
У: Чем опасна вода в таком состоянии на дорогах?
Д: Человек может получить травмы
- Опреационно-исполнительный этап
- постановка проблемы исследования
У: А можем ли мы повлиять на эту проблему?
У: Предложите ваши варианты решения этой проблемы
Д: Дороги посыпать песком, солью
У: А как вы считаете, почему используют соль?
- определение темы и цели исследования
У: А чтобы ответить на этот вопрос, я хочу предложить вам стать исследователями и совершить увлекательное путешествие в мир открытий.
У: А как вы считаете, какова тема нашего исследования?
Д: Изменение твердого состояния воды при взаимодействии с другими веществами
У: А цель нашего исследования?
Д: Понаблюдать за изменениями твердого состояния воды при взаимодействии с другими веществами.
У: А также методом исследования выявим положительные и отрицательные стороны твердого состояния воды в жизни человека
- 4. Проектно-исследовательская деятельность
- практическая работа
У: В нашей лаборатории мы будем проводить замеры температуры воды, а результаты наших наблюдений будем фиксировать в таблице данных, которые лежат у вас на столах. Далее по итогам исследования построим график изменения температуры, а выводы зафиксируем в карточке №3.
Опыт 1
У: Перед вами емкость с водой. Как вы думаете, что мы будем с ней делать?
Д: Измерять ее температуру
У: Предлагаю одному из участников 1 группы подойти и с помощью датчика измерить ее температуру.
У: Какова температура воды?
У: Зафиксируйте данные в таблице в столбце «Температура воды»
Опыт 2
У: А как поступить, чтобы понизить температуру воды?
Д: Охладить, добавить лед
У: Добавим в емкость с водой кубики льда и пронаблюдать, что же произойдет с температурой воды. Предлагаю одному участнику подойти и провести данное исследование.
У: Что происходит с температурой воды?
Д: Она понижается
У: Какова температура?
У: Зафиксируйте данные в таблице «Температура воды со льдом»
Микровывод:
У: Что произошло с водой при добавлении льда?
Д: Температура воды понизилась.
У: А как вы считаете, в какое состояние перейдет вода, если будем продолжать снижать температуру?
Д: Из жидкого состояния вода перейдет в твердое.
У: Можем ли мы при понижении температуры не допустить перехода воды в твердое состояние?
Д: Можем добавить другие вещества
У: А какие вещества можем добавить?
У: Я предлагаю вам совершить открытие и попробовать не допустить твердого состояния воды при понижении температуры
Опыт 3
У: А что если мы в воду со льдом добавим соль. Приглашаю участника 3 группы для проведения этого опыта.
У: Обратите внимание, что происходит с температурой воды?
Д: Она понижается
У: А вода переходит из жидкого состояния в твердое?
Д: Нет
У: А какое вещество этому препятствует?
У: Зафиксируйте результат в таблице «Температура воды со льдом и солью»
У: Ребята, в своей домашней лаборатории я тоже провела опыт. Взяв два стакана, один стакан я наполнила пресной водой, а второй соленой водой и поставила оба на одинаковое время в морозильную камеру. Я получила результат, который вы можете наблюдать. Что вы видите?
Д: В одном стакане вода замерзла, а в другом нет
У: А почему это произошло?
Д: Соль препятствует замерзанию воды
- анализ полученных данных
У: А теперь я предлагаю каждой группе на основании наблюдений и исследования проанализировать и построить график изменения температуры воды и таблицу данных (2 минуты на обсуждение) и свои выводы зафиксировать на карточках.
Шаблоны для вывода:
1 группа.
Необходимая составная часть всего живого — вода. Вода не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Вода, как и многие другие вещества, может находиться в трех состояниях — твердом, жидком и газообразном.
2 группа.
Вода при температуре 0 С может находится как в твердом, так и жидком состоянии. При температуре выше 0 С она переходит в жидкое состояние, а при температуре ниже 0 С — превращается в твердое вещество (лед).
3 группа.
Такое вещество, как соль, растворяясь в воде, препятствует переходу воды из жидкого состояния в твердое состояние. Это свойство используют зимой для борьбы с гололедом.
У: Так к какому же выводу пришла каждая группа?
(каждая группа зачитывает выводы)
У: Ребята, так какое же вещество может изменить твердое состояние воды?
Д: Соль
У: А как соль влияет на это состояние?
Д: Не дает замерзнуть воде
У: А где в нашей жизни может пригодиться наше открытие?
Д: В борьбе с гололедом на дорогах
У: Ребята, мы с вами выяснили и доказали, что соль препятствует переходу воды из жидкого состояния в твердое. Но мы также наблюдали, что температура понижалась, а вода не замерзала. Потрогайте емкость с водой. Она очень холодная. А как вы считаете, куда же девается холод?
Д: переходит в окружающую среду или в другие вещества.
- применение новых знаний в практической деятельности
У: А вот куда же девается холод я предлагаю вам пронаблюдать в следующем исследовании.
У: Я думаю вы все любите мороженое. А вы когда нибудь видели как его делают?
(демонстрация опыта)
У: Что произошло с соком?
Д: Превратился в мороженое
У: А почему это произошло?
Д: Лед под взаимодействием соли передал свой холод мороженому.
У: Так где же могут пригодиться полученные нами знания в жизни?
- Рефлексия. Оценка деятельности учащихся
У: Хочу рассказать вам один забавный случай.
« Однажды мальчик решил шумно, весело, а самое главное с большим количеством сладостей отпраздновать свой день рождения. Вместе со своим другом они вызвались помочь маме в приготовлении мороженного. Но так как они были жуткими сладкоежками, решили сделать мороженое послаще и добавили побольше сахара. Взбивали они его, взбивали и так и сяк, и в результате у них получилось не мороженое, а пломбирный суп»
У: Как вы считаете, почему так получилось?
Д: Сахар тоже препятствует переходу жидкости в твердое состояние
У: Я предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и открыть еще какое-нибудь вещество, способное препятствовать переходу жидкости в твердое состояние.
У: А сейчас подведем итог нашего занятия и определим температуру нашего урока. Если вам понравился урок, вам было интересно и вы узнали много нового, то поставьте красную фишку в шкалу термометра выше 0 С.
У: Если же недовольны уроком, вы не узнали ничего нового — поставьте синюю фишку в шкалу ниже 0 С.
- Организация на перемену
У: Урок закончен. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...